Андрей Хрипин и Евгений Цодоков: Диалог о русской советской вокальной школе
Часто приходится слышать расхожее мнение, что если бы не "железный занавес" во времена СССР, то советские певцы были бы так же востребованы на мировой оперной сцене как и их современники на Западе, потому что по уровню подготовки советская школа не уступала выучке европейских и американских певцов высочайшего класса.
Мы предлагаем вашему вниманию интересный диалог - почерпнутый, кстати, из социальных сетей! - двух известных музыкальных обозревателей Андрея Хрипина
и Евгения Цодокова. Обсуждение идет на примере двух звездных теноров Большого: Лемешева (1902-1977) и Козловского (1900-1993). Мнение обоих специалистов,
хоть и принадлежащих к разным поколениям , совпадает.
Андрей Хрипин
Я думаю, что все сослагательные конструкции - определённая ловушка для нас.
Но допустим, что Лемешев всё-таки в Италии. Не уверен, что с его певческой манерой и техникой ему бы светили первые партии итальянского репертуара. Очень уж у него
всё русское, васильково-ромашковая нежность такая))) Либо пришлось бы серьёзно корректировать всю работу вокально-артикуляционного аппарата. Либо ставить
под него русское))) Лемешев - из разряда феноменов, что называется, поющих душой. Известно ведь, что в военные годы он перенёс что-то очень тяжёлое лёгочное
(чуть ли не плеврит) и впоследствии пел как бы половиной (или одним?) лёгких.
Евгений Цодоков
С такой манерой пения вряд ли Лемешев добился бы мирового успеха, если бы
не изменил ее! Русская советская школа, безусловно, имея в своих рядах многих замечательных талантов и самородков (и Лемешев в их числе), к сожалению страдала от двух взаимосвязанных вещей: 1. Изоляционизма (железного занавеса, который удавалось прорывать единицам, да и то, только в послевоенные годы), ведшего к потере мировых ориентиров в пении и стиле; 2. Ложного ощущения какой-то избранности, якобы только ей свойственной особой душевности и интонационного богатства.
Это хорошо иллюстрируют слова Катульской, сказанные во время первых гастролей Ла Скала в Москве в 1964 году: "Красочная тембровая палитра русской вокальной школы, бесспорно, богаче, многограннее итальянской в силу того, что русская музыка стремится точнее, тоньше, индивидуальнее обрисовать психо-эмоциональную сферу человека, воссоздать и черты его национального характера".
При такой искаженной самооценке (даже у выдающегося представителя русской вокальной школы) и думать нечего о всеобщем мировом успехе. Его в итоге и добились лишь ЕДИНИЦЫ, и скорее вопреки русской традиции, а не благодаря. Только в русском репертуаре такой подход, который демонстрирует Катульская, мог принести успех! Действительно, для того, чтобы петь Чайковского или Мусоргского НУЖНЫ особая русская интонационность, задушевность, и они, кстати, не давались иностранцам.
Но в итальянском репертуаре, коли уж данном случае речь идет о Доницетти, совершенно иные стилевые критерии - там "русская слеза", чтобы "трогало", не годится! Там нужен говоря попросту и без затей - стиль бельканто - особая филировка звука
без излишней экспрессивности, кантилена, регистровая ровность. Нужна ритмическая и интонационная выверенность, изредка расцвеченная кульминациями на верхних нотах, а не волюнтаризм ахов и вздохов, нужна гедонистическая окраска, а не "страдательная". Надо "купаться в звуке", а не в преувеличенных чувствах! Уж больно у Лемешева Неморино "страдает"! Но Неморино - не Ленский, и его "слезы" буколические, условные!
Можно еще добавить - в этом отношении плохую службу нам сослужил Шаляпин.
Все стали подражать ему, не в смысле конкретного звукоизвлечения (речь ведь
не только о басах, но и других голосах), а в смысле подхода к оперному пению,
к оперному артистизму. Надо помнить известное выражение: "Что позволено Юпитеру, то не позволено быку". То, что годится для Шаляпина со всеми его уникальными индивидуальными особенностями, не годится другим. Кроме того, Шаляпин - бас, а для теноров или сопрано нужны совсем другие критерии. То же самое случилось в Европе
с наследием Каллас. Те, кто пытался повторять за ней все ее "неправильности",
ничего не добились.
Только стиль, стиль, и еще раз - стиль! (разумеется при ярком вокале как таковом). Только овладев стилем - итальянским, французским или немецким (это три основных манеры пения) + некий универсальный европейский лоск - можно добиться успеха
на мировой арене в соответствующем репертуаре. А для этого надо ездить, общаться, учиться, вариться в мировом соку. В середине 80-х - 90-е годы это произошло, и сразу массово расцвели и добились международного успеха не единицы как ранее (Иван Петров, Архипова, Образцова, Мазурок, Атлантов), а многие таланты отечественной школы пения - Раутио, Прокина, Гулегина, Горчакова, Бурчуладзе, Лейферкус, Ларин, Чернов и вслед за ними другие. Теперь их огромное количество. И поют они в общеевропейской манере. Другой вопрос, что нынче общий уровень мирового вокала несравним с уровнем титанов прошлого, певцов 50-70 гг. Но это уже другая тема!
Андрей Хрипин
Козловский как раз более школьный и европейский по выделке и стилю певец
по сравнению со многими коллегами своего времени. Просто обертоны сложились
у него в такой вот тембр, который можно считать индивидуальной особенностью,
как, например, у недавно обсуждавшегося здесь Кунде. Что помешало бы Козловскому на гипотетической европейской сцене - так это его фразировочная манерность))))
------------------------------------------------
* Елена Катульская (1888-1966) - лирико-колоратурное сопрано, солистка ГАБТ, педагог.
Народная артистка СССР.
-----------------------------------------------
Solange Castillo (Jerusalem) / "Art of Opera" / vk.com - 24.09.17
Здравствуйте,Михаил!Спасибо Вам за этот необычайно откровенный пост.(Да,да для меня обычного постого любителя и ярого поклонника великих российских и советских оперных певцов прошлого столетия это действительно откровение)Все оказалось очень убедительно.Особенно удачно и доходчиво даже для меня приведено сравнение исполнения одних и тех же арий и романсов теноров Лемешева,Козловского с Н.Геддой.Как же все изменилось за последние 30лет!Российская оперная школа сейчас без преувеличения лучшая в мире и широко представлена на подмостках всех оперных держав.Еще раз,спасибо,что открыли мне глаза.
Здравствуйте, Михаил! Спасибо за внимание. - Я понимаю, что для "ЯРОГО поклонника" объекты поклонения НЕсравненны в принципе. И всё же...
Признаюсь, что изначально намеревался предложить для сравнения исполнения
Петра Райчева (питомца итальянской вокальной школы).
В отличие от скандинава Гедды, Райчев (1887-1960) - славянин, да ещё и обучавшийся
в Московской консерватории (впрочем, у итальянца Умберто Мазетти).
И по России гастролировал до революции, и в Большом театре пел, и в парижской
Русской опере был солистом...
Но в 1920-х годах основательно попевший в Италии и в других европейских странах.
(Выбранные арии исполнялись и обоими советскими "примусами", так что легко отыщутся.)
Удачи Вам и наслаждения оперным вокалом!
Так уж случилось, что вчера на одном респектабельном сайте подгадали выложить
и эти исполнения скандинава (ученика германской вокальной школы).
Причём "он являл собой живое воплощение традиций итальянского бельканто и был вдохновенным певцом его красоты. (...) Бьёрлинг никогда не сбивался на аффектацию, мелодраматический надрыв, никогда не нарушал красоты вокальной фразы скандирующей декламацией или преувеличенными акцентами. (...) всякого рода эмоциональные преувеличения всегда были чужды Бьёрлингу." (Вс. Тимохин)
Записи 1949 (Нью-Йорк) и 1952 (Стокгольм) годов
В Советском Союзе Юсси Бьёрлинг (1911-1960) никогда не выступал.
Михаил,приветствую Вас!Спасибо за очень интересное дополнение.К стыду своему никогдв не слышал об этих певцах.Обязательно поищу о них подробнее в инете,а Вы не судите обо строго-я всего лишь не очень образованный(в смысле оперной музыки)любитель.Что касается моего неудачного выражения(ярый поклонник),то это мне следовало закавычить.Дело тут в том ,что я часто с друзьями и знакомыми отстаиваю право называться великими Лемешева,Козловского,Рейзена и многих других уже ушедших.
Очень интересный пост! Спасибо, Михаил!
Какая замечательная цитата : Причём "он являл собой живое воплощение традиций итальянского бельканто и был вдохновенным певцом его красоты. (...) Бьёрлинг никогда не сбивался на аффектацию, мелодраматический надрыв, никогда не нарушал красоты вокальной фразы скандирующей декламацией или преувеличенными акцентами. (...) всякого рода эмоциональные преувеличения всегда были чужды Бьёрлингу." (Вс. Тимохин).
Но как хотелось бы обсудить, когда ( в редких случаях) именно эти действия ( без приставки " не") доставляют большое удовольствие! Например, мне очень нравится дуэт E il sol dell`anima ( собрала множество вариантов исполнения), и без некоторых нарушений многие кажутся "пресными" : ))),
Что касается новых возможностей для российских музыкантов, о которых пишет Михаил, то вот свежий пример, навскидку.
Цюрихский оперный театр (не самой "ведущей" державы, но имеющий солидную международную репутацию) только что (24 сентября) показал премьеру "Евгения Онегина".
Постановка - российского (петербургского) дирижёра Станислава Кочановского
(позавчера отметил 36-летие) - см.: Википедию.
Состав певцов - интернациональный . Шведский Онегин (Петер Маттеи), польский Ленский (Павол Бреслик), румынская мать Татьяны (Лиляна Никитяну) но русские Татьяна (Ольга Бессмертная), Ольга (Ксения Дудникова), Филипьевна (Маргарита Некрасова), Зарецкий (Станислав Воробьёв).
Рецензия на постановку:
http://der-neue-merker.eu/zuerich-opernhaus-eugen-onegin-das-glueck-war-so-nah-so-nah-premiere
Кстати, позавчера специализированный журнал "Мир оперы" (Opernwelt) опубликовал результаты очередного ежегодного опроса 50 музыкальных критиков Европы и Америки.
"Театром года" признана Лионская Опера (Opéra de Lyon), руководимая бельгийцем Сержем Дорни (Serge Dorny): "за готовность к экспериментам и высокое художественное качество постановок". Подчёркнуты также влияние театра на город и на весь регион вокруг Лиона.
Лучшей певицей года названа немецкая сопрано Аня Хартерос (Anja Harteros), которая
уже удостаивалась этого титула в 2009 году. Нынешний выбор обусловлен её исполнением ролей Магдалины (Umberto Giordanо «Andrea Chénier») и Элизабет (Richard Wagner «Tannhäuser») в Баварской государственной опере, а также Зиглинды (Richard Wagner «Walküre») в Зальцбурге.
(См. также: https://tunnel.ru/post-la-scala-lohengrin-2013-kaufmann-harteros-barenboim
Видимо, пришла пора и "Завалинке" основательнее познакомиться с этой певицей.))
Сравнения ради, исполнение романса Неморино Николаем Гедда (1925-2017)
[немецкая вокальная школа]