Андрей Миронов. Жизнь моя - кинематограф...
"Жизнь - великое благо. И она у человека, как выясняется, очень не длинная. В ней хватает и несчастий, и горя, и драматизма, сложностей, неурядиц. И поэтому надо особенно ценить мгновения счастья и радости - они делают людей добрыми. Когда человек улыбается, смеется, восхищается или сострадает, он становится чище и лучше..."
Андрей Миронов "Московская правда", 22.09.1985 г.
Андрей Александрович Миронов родился 7 марта 1941 года в Москве, в актерской семье. Его отец - Александр Менакер начинал свою артистическую карьеру с музыкальных фельетонов, затем стал совмещать исполнительство с режиссурой. Мать - Мария Миронова окончила Театральный техникум имени Луначарского и выступала сначала в Театре современной миниатюры, затем во 2-м МХАТе и в Московском государственном мюзик-холле.
Вообще-то Андрей родился 7 марта, но его родители решили: "Запишем 8-го. Будет подарок для женщин". Он и действительно стал им - редко какая из представительниц слабого пола могла устоять перед огромным мироновским обаянием.
Детство будущего актера было вполне типичным для большинства подростков той поры: он обожал мороженое, бегал смотреть кино, собирал значки и гонял в футбол. В классе он был лидером и заводилой, учился ровно, однако не любил точные науки: математику, физику, химию. А вот что отличало Андрея от других мальчишек - это его природная чистоплотность, которая, кстати, осталась чертой его характера на всю жизнь. Между прочим именно из-за нее в одиннадцать лет не состоялся дебют Андрея в кино. Дело было так… В 1952 году режиссер А.Птушко приехал в Пестов снимать фильм-сказку "Садко". Для съемок в массовке он выбрал несколько отдыхавших там детей, в число которых попал и Андрюша Миронов. Мальчику предстояло сыграть нищего, для чего ему выдали в качестве одежды рваную дерюгу. Однако Андрей, в силу своей природной чистоплотности, не рискнул одеть ее на голое тело. Когда режиссер увидел просвечивающую из-под дерюги модную тенниску с застежкой на молнии, то поднял страшный крик. Мальчика тут же подхватили под локти и буквально вынесли с площадки. Дебют в кино был сорван…
В 1958 году Андрей окончил школу и подал документы в Театральное училище имени Щукина. Удивительно, но в приемной комиссии не знали, что он актерский сын. Первое прослушивание у легендарной Мансуровой было неудачным. Едва Миронов вошел в аудиторию, как из его носа хлынула кровь. И все-таки Андрей сдал экзамены на отлично, после чего был зачислен на первый курс, которым руководил актер, педагог и режиссер Иосиф Матвеевич Рапопорт.
Среди своих однокурсников Андрей выделялся своей маниакальной аккуратностью - всегда в идеально отглаженной одежде, благоухающий хорошим одеколоном. Из училища домой Миронов возвращался исключительно на такси, хотя для этого ему нередко приходилось занимать деньги.
Несмотря на то, что руководство училища категорически запрещало сниматься студентам в кино (Татьяну Самойлову даже исключили за это), многие все же всеми правдами и неправдами стремились попасть в любую киномассовку. Лишь Миронов этого избегал. Однажды он пробовался на роль в картине Якова Сегеля "Прощайте, голуби", но утвержден не был. Возможно это и повлияло на его прохладное отношение к кинематографу, а может быть в памяти остались неприятные воспоминания о неудачном кинодебюте в детстве. И все же на четвертом курсе Миронов наконец снялся в кино. Причем руководство училища отнеслось к этому благосклонно - Андрей был у них на хорошем счету, да и к тому же помогло заступничество влиятельных родителей.
В 1962 году Миронов окончил Театральное училище имени Щукина. По окончании учебы Андрей мечтал попасть в труппу Театра имени Вахтангова. Однако его не взяли, что очень расстроило юношу. Андрей долго не мог решиться, какой же из театров ему выбрать. Все решил случай. На одном из вечеров в доме драматурга А.Арбузова, где Андрей бывал с родителями, он познакомился с режиссером Театра сатиры Валентином Плучеком. Узнав о том, что Андрей еще не выбрал для себя место работы, Плучек пригласил его к себе.
К этому моменту Андрей Миронов успел сняться еще в одной картине - в киноповести Александра Зархи "Мой младший брат". Это была первая серьезная роль актера в кино. А вскоре на экраны вышла комедия Генриха Оганисяна "Три плюс два", в которой Миронов сыграл одного из троих друзей - ветеринара Романа. И в дальнейшем кинематографическая судьба актера складывалась благополучно. Снимался он хотя и не очень часто, но регулярно. В 1965 году его пригласил в свою картину Эльдар Рязанов. Миронову досталась роль прохвоста Димы Семицветова в комедии "Берегись автомобиля". Картина имела огромный успех, а роль Миронова была признана критиками одной из лучших в картине. А ведь по признанию самого режиссера, эта роль в сценарии была выписана весьма однокрасочно, и именно талант нашего героя позволил сделать из нее настоящий шедевр.
Удивительно, но именно роль Козодоева сделала Миронова любимцем публики. Актер настолько обаятельно играл роль этого прохвоста, что никто не мог остаться равнодушным. Позднее Миронов так отзывался об этой роли: "Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей, я это знаю, высшее мое достижение в кино - это фильм "Бриллиантовая рука". Мне действительно это очень больно". Кстати, именно в "Бриллиантовой руке" состоялся дебют Миронова как певца. Он исполнил песню "Остров невезения".
Стоит отметить, что Леонид Гайдай не собирался включать ее в картину. Изменил свое мнение он лишь благодаря совету Юрия Никулина, и не зря - песня мгновенно стала необычно популярной, а Миронов, начиная с этого фильма, стал часто исполнять песни, как в кино, так и во время творческих вечеров.
В 1971 году Андрей Миронов женился. Его супругой стала актриса Театра Сатиры 24-летняя Екатерина Градова - исполнительница роли радистки Кэт в знаменитом сериале "Семнадцать мгновений весны". Брак Андрея Миронова и Екатерины Градовой оказался недолгим. Уже в 1974 году они расстались, а в 1976 году официально оформили развод.
С Ларисой Голубкиной, актрисой Центрального театра Советской Армии, известной на всю страну по роли Шурочки Азаровой в фильме "Гусарская баллада", Андрей Миронов познакомился в 1974 году. К тому времени он уже покинул свою первую семью, хотя официально развод еще не оформил. Голубкина тоже побывала замужем и родила дочь, между прочим, тоже Марию. Миронов удочерил ее дочку и тем самым стал отцом двух Машенек: Маши Мироновой и Маши Голубкиной. Обе они впоследствии стали известными актрисами и яркими представительницами столичного бомонда.
Казалось бы - популярность, обожание зрителей, что еще надо актеру. Но Миронов чувствовал, что режиссеры не используют его настоящий потенциал. Еще с фильмов "Берегись автомобиля" и "Бриллиантовая рука" его привыкли видеть в образе легкомысленного авантюриста. Режиссеры безжалостно эксплуатировали этот образ из картины в картину. Отсутствие серьезных киноролей тяготило Миронова. Он мечтал сняться у Андрея Тарковского, но режиссер не видел в нем "своего" актера. Не приглашал его и Никита Михалков, и другие "серьезные" режиссеры. Сам актер в одном из интервью в середине 70-х так оценил свое положение в кинематографе: "С точки зрения открытия в себе новых возможностей кино мне мало что дало... В театре я используюсь в самых разных планах. В кино - пока очень однопланово".
Первые серьезные признаки болезни у Миронова обнаружились в конце 70-х годов. Как-то во время гастролей в Болгарии одна гадалка в ресторане сообщила ему: "Вы очень многого достигли, но это не предел. Вы сделаете еще очень много такого, что удивит всех. Но учтите, у вас очень плохое здоровье. Вы должны его беречь". К сожалению Миронов не принял это всерьез. В начале 80-х у Миронова внезапно по всему телу пошли страшные фурункулы. Болезнь была настолько тяжелой, что актеру было трудно двигаться. В конце концов Миронов решился на жесточайшую операцию - лимфаденектомию: под общим наркозом ему удалили лимфоузлы в тех местах, где была хроническая инфекция. Операция была тяжелой, но он перенес ее мужественно. После нее ему стало немного легче. 80-е годы были самыми тяжелыми в жизни актера. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал активно работать в кино и театре, много гастролировал по всей стране, везде собирая аншлаги.
В последний год жизни у Миронова обострились отношения с главным режиссером театра сатиры Валентином Николаевичем Плучеком. Миронов в то время приступил к постановке в театре спектакля "Тень", что очень раздражало Плучека. Это не могло не отразится на душевном спокойствии Миронова, и в конечном результате на его здоровье. 18 марта 1987 года состоялась долгожданная премьера, но, по мнению людей, видевших спектакль, Миронов в роли Клаверова был задумчив и печален.
14 августа 1987 года Миронов играл на сцене Рижского оперного театра в спектакле "Женитьба Фигаро". Представление началось без опозданий и ровно двигалось до 3-го акта, 5-й картины, последнего явления. Далее произошло неожиданное...
Актеры тут же вызвали "скорую". Бесчувственного артиста положили на носилки и повезли в городскую клинику. Два дня врачи боролись за жизнь Миронова, однако медицина оказалась бессильна. Утром 16 августа Миронов скончался в результате обширного кровоизлияния в мозг (у него оказалась врожденная аневризма сосудов головного мозга). Похороны Миронова прошли через несколько дней в Москве. Руководство театра, как и в случае с Папановым, не отменило гастролей и не отпустило актеров на похороны.
Благодаря фильмам и воспоминаниям друзей, Андрей Миронов стал неким собирательным образом идеального типа артиста, которому были подвластны все жанры в кино и театре. Он был остроумным без пошлости, ему были подвластны глубокие драматические переживания без ложной пафосности. Андрей был удивительно светлым человеком на сцене и на экране…
Жизнь наша подчас кажется серой и скучной. Бывает от этого печаль сердца. И не скроешься никуда от этой печали. Ни перемена мест не спасет, ни работа. И вдруг сталкивает тебя судьба с неожиданно ярким, удивительным явлением - и все вокруг окрашивается в радостные тона, жизнь становится светлой и ясной. Словно праздничный фейерверк разгоняет сумерки, и будни приобретают свежие, сказочные очертания. Таким фейерверком был Андрей Миронов. Каждая его роль, будь то на сцене или на экране, придавала жизни радостный смысл, вселяла веру в свои силы, внушала уверенность в будущем. Начинало казаться, что и сам ты ловок и гибок, что талант твой бьет через край, что жизнь полна романтики, что красив ты и остроумен, что девушки неотрывно глядят тебе вслед.
Становилось легче дышать, печаль улетала, и дорога озарялась. Но вот кончился фейерверк. Нет Андрея. И снова сумерки. И долго будет печалиться сердце.
Олег Басилашвили.
Олега, очень интересный добрый рассказ, хорошие фотографии. А песни, песни просто замечательные!!! Оформлено со вкусом, как всегда!!!
Олег!
Еще и 3-х лет не прошло, а я увидела такой красивый пост о Миронове А.
Спасибо!:)
замечательная статья!
Спасибо!!!
Спасибо, что напомнили о нашем дорогом и светлом актере. Сейчас таких нет.
Гениальный был человек... Очень жаль, что ушел в расцвете сил. Сколько еще ярких работ было бы подарено нам...
Мой любимый актер! И мне очень повезло, что я видела его в театре.
Да, сколько бы лет ни прошло, Андрея Миронова помнят и будут помнить
Олег, спасибо за пост!!!!!!Цены тебе нету)))))