- Андроников Ираклий Луарсабович Дата рождения: 28.09.1908 Дата смерти: 11.06.1990
Луарсаб Николаевич Андроников (Андроникашвили)
Ираклий Андроников в детстве
Дочь Катя у отца в кабинете. Москва, Беговая улица. Середина 1950-х годов
С дочерью Катей. Середина 1950-х годов
Слева направо - С. Т. Конёнков, С. Я. Маршак, И. Л. Андроников, В. Б. Шкловский, И. В. Ильинский.
С А. И. Райкиным и Р. М. Иоффе. Фото Э. Левина, 1960-е годы
И.Л. Андроников дает автограф профессору Пензенского педагогического института К.Д. Вишневскому, 4 октября 1964 г.
Открытие мемориальной доски на здании будущего музея М.Ю. Лермонтова в Москве, 1954 г.
VI Пушкинский праздник поэзии в Михайловско- митинг на могиле А.С. Пушкина. Фото В. Ахломова, 2 мая 1972 г.
Ираклий Луарсабович и Вивиана Абелевна Андрониковы в Ниловой Пустыни.
Могила Ираклия Андроникова.
Ираклий Луарсабович Андроников известен как литературовед, автор неповторимых устных художественных рассказов. Он много лет выступал на сцене, создал цикл собственных телепередач и фильмов.
Выступление в издательстве «Правда». Фото В. Тарасевича, 1950-е годы
Будущий известный ученый родился (15) 28 сентября 1908 года в Петербурге в обрусевшей грузинской семье. Его отец, Луарсаб Николаевич Андроников (настоящая фамилия - Андроникашвили), был известным адвокатом по политическим делам. В 1917 году был назначен Временным правительством секретарём уголовного департамента Сената. Мать Ираклия Андроникова - Екатерина Яковлевна Гуревич - происходила из известной санкт-петербургской еврейской семьи, внесшей значительный вклад в культурное развитие и образование России: её отец, выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Яков Григорьевич Гуревич, был одним из основателей Бестужевских курсов, автором учебников по истории, основателем и редактором журнала «Русская школа»; в 1883 году открыл в Петербурге частную «гимназию и реальное училище Гуревича». Мать - Любовь Ивановна Гуревич (урождённая Ильина) была дочерью Ивана Ивановича Ильина (участвовал в возведении Большого Кремлевского дворца, потом был его комендантом) и тёткой философа И.А. Ильина. Дедом Андроникова по материнской линии был известный педагог Я. Гуревич. В его доме собирались многие русские литераторы.
В 1918 году отец Андроникова был приглашен читать курс истории философии в Тульском педагогическом институте. Семья переехала на жительство в небольшую деревню под Тулой. Там семья прожила до 1921 года, а затем переехала в Тбилиси, к родственникам. Там Ираклий закончил школу. Только в 1925 году он и его младший брат Элевтер вернулись в Ленинград, поселились у своей тети и поступили в университет: Элевтер - на физико-математический, а Ираклий - одновременно на филологический факультет и словесное отделение Института истории искусств. В то время он собирался быть музыковедом и хотел заниматься историей музыки.
Еще с детства он обладал исключительным слухом и несомненным музыкальным талантом. Мечтал стать служителем Терпсихоры, но боялся признаться в этом родителям, которые порекомендовали сыну идти по стопам деда. Но всю жизнь музыка жила в его сердце, он всегда оставался ее ценителем и поклонником.
Как-то Ираклий в кругу друзей пародировал известного музыканта. Среди приглашенных оказался Иван Соллертинский, довольно знаменитая в тот период личность в Ленинграде. Он, филолог по образованию, был музыкальным критиком, прославился как публицист, театровед и историк балета, обладал острым умом и знал более двадцати иностранных языков.
Именно Соллертинский разглядел талант Андроникова и дал ему путевку в большую эстрадную жизнь. Иван Иванович пригласил Ираклия поработать музыкальным лектором. Как позже писал Ираклий Луарсабович, он тогда так мечтал о филармонии, что был готов там пол подметать, лишь бы только быть причастным к этому «великому храму искусств».
Говорят, что когда Андроников писал заявление о приеме на работу в филармонию на должность второго лектора (с испытательным сроком!), его руки дрожали. Соллертинский сам оформил документ, а Ираклий только расписался.
Итак, в 1928 году Ираклий попытался осуществить свою давнюю мечту, но... провалился на первом же выступлении.
До дебюта на сцене оставалось несколько дней. И чем больше приближалось долгожданное событие, тем неувереннее чувствовал себя молодой лектор. Дело приняло такой оборот, что он решил обратиться к гипнотизеру, излечивающему начинающих актеров от страха перед сценой. Специалист, выслушав десятиминутный монолог пациента, во время которого тот краснел, бледнел, кусал губы, теребил пуговицу и переминался с ноги на ногу, заявил: «Нормальная реакция здорового человека. Все когда-то случается впервые. Поверьте, публика отнесется к вам снисходительно. Но если я сейчас проведу с вами сеанс гипноза, то перед каждым вашим выступлением будет необходим очередной сеанс. У вас все получится!»
Эти слова так вдохновили Ираклия, что он вышел на сцену, допустив всего одну небольшую оплошность. Ее быстро исправил голос из суфлерской будки: «Повернись лицом к залу!»...
Позже этот случай стал основой рассказа «Первый раз на эстраде». Ираклий Андроников так описал свой провальный дебют в качестве музыкального лектора.
«Я услышал очень громкий свой голос:
— А се… во… ды… ня мы испол… няем Та… нее… ва Пер… вую сим… фонию Танеева. Це-моль. До минор. Первую симфонию Танеева. Это я к тому говорю, что це-моль — по-латыни. А до минор… тоже по-латыни!
Подумал: «Господи, что это я такое болтаю!» И ничего больше не помню! Помню только, что зал вдруг взревел от хохота! <…> Я понял, что провалился. <…> Бегаю среди инструментов и оркестрантов, путаюсь, и снова меня выносит к дирижерскому пульту. В зале валятся со смеху».
Ираклий Андроников, отрывок из рассказа «Первый раз на эстраде»
Этот автобиографический рассказ, написанный в сатирических традициях Аркадия Аверченко и Михаила Зощенко, был очень популярен у советских читателей, по нему сняли фильм-концерт.
Еще студентом Ираклий Андроников оказывал библиографическую помощь писателю Ю. Тынянову при подготовке книги о Пушкине и Б.М. Эйхенбауму в подготовке текстов для собрания сочинений Лермонтова. Под руководством последнего он начал работать над изучением творческой истории некоторых произведений Лермонтова. Школа известных ученых привила Ираклию навыки текстологической работы, пригодившиеся впоследствии, когда одновременно с литературоведческими статьями он выпустил небольшую книжку «Жизнь Лермонтова» (1939).
В 1930 году Ираклий Андроников закончил университет с дипломом «литработника с журнально-газетным уклоном» и начал работать секретарем редакций детских журналов «Еж» и «Чиж». Затем работал секретарем собрания сочинений Александра Сергеевича Пушкина, которое готовилось к юбилею поэта, библиографом в Публичной библиотеке и, наконец, ленинградским представителем только что созданной редакции «Литературного наследства».
В 1931 году 23-летний Андроников работал в детском отделе Госиздата и был арестован за якобы антисоветскую агитацию. Вместе с ним обвинялись Даниил Хармс, Александр Введенский и еще ряд писателей и художников. Всей «антисоветской группе» по делу No 4246 было вынесено наказание, однако, имя Андроникова из документов убрали, и он был отпущен на свободу за недоказанностью вины. По тем временам такой великодушный вердикт был немыслим. Эти факты наводили многих современников на мысль о том, что Андроников был провокатором, что так и не удалось никому доказать. Но не стоит делать однозначных выводов, так как судя по текстам протоколов допроса, Введенский и Хармс оговаривали не только себя, но и своих коллег по журналу. Позднее (в 1946-1948 годах) Андроников предоставит жилье освободившемуся из-под ареста Заболоцкому.
С 1934 года работал библиографом в Публичной библиотеке. Ещё в годы учёбы в университете он начал исследования творчества М.Ю. Лермонтова.
В 1936 году Андроников опубликовал первую статью о Лермонтове в журнале «Труды Тифлисского университета», выпуск № 1. Статья называлась «К биографии М.Ю. Лермонтова». В 1939 году опубликовал книгу «Жизнь Лермонтова» и в том же году был принят в СП СССР.
Ираклий Андроников начинает выступать с «устными рассказами». На семейных посиделках он часто показывался кругу знакомых с шаржированными портретами известных писателей, с которыми встречался по работе. Одним из первых он изобразил А.Н. Толстого, с которым был знаком еще его отец.
Знакомые не раз говорили о его способностях импровизатора. Свой врожденный артистический дар Андроников постоянно совершенствовал, даже в обычном бытовом разговоре он всегда «в лицах» представлял тех, кого упоминал в беседе. Среди первых его героев - Алексей Николаевич Толстой, Василий Иванович Качалов, Самуил Яковлевич Маршак. В начале тридцатых годов устные рассказы Андроникова пользовались большим успехом в ленинградской литературной среде. Постепенно они складываются в уникальный жанр, соединивший литературу и актерское дарование.
Первое публичное выступление Ираклия Луарсабовича Андроникова состоялось с легкой руки директора издательства «Советский писатель» Ф. Левина. В конце 1934 года он услышал «устные рассказы» во время командировки в Ленинград и пригласил молодого литератора в Москву. 7 февраля 1935 года на сцене Московского клуба писателей Андроников впервые выступил с публичным исполнением своих рассказов.
Вскоре А. Толстой и С. Маршак организовали его выступление на даче у Максима Горького. Тот заинтересовался необыкновенными способностями молодого человека и посоветовал ему продолжать эту работу. С помощью Горького, Ираклий Андроников напечатал один из своих «рассказов-разговоров» в журнале «30 дней». В предисловии Горький назвал его произведения «устными рассказами». Он отметил, что и в записи эти рассказы «очень хороши», хотя и много теряют, оторванные от автора. Такова, к сожалению, судьба данного жанра. Андроников так писал о работе над своими рассказами: «Вначале есть только ядро сюжета, ядро образа. Когда я выхожу на эстраду, рассказ рождается как импровизация и растет в процессе исполнения. Отливается сразу, без подыскивания слов, без помарок».
С 1935 года Ираклий Андроников стал жить в Москве. Он продолжал заниматься изучением творчества Лермонтова, на основе архивных разысканий защитил кандидатскую диссертацию, а затем опубликовал книгу «Лермонтов в Грузии». В 1949 году он становится доктором филологических наук.
И. Андроников представил новую форму исследовательской работы - в виде эссе, наполненного не только научными выводами, но и живыми, занимательными подробностями, позволявшими представить как сам процесс поиска, так и тех, о ком шла в нем речь.
Поиск адресата ряда стихотворений Лермонтова стал основой его рассказа «Тайна Н. Ф. И. ».
Первое публичное выступление Андроникова как чтеца состоялось 7 февраля 1935 года в клубе писателей в Москве. Его выступления с устными рассказами стали пользоваться большой популярностью.
В 1938 году рассказ был напечатан в журнале «Пионер», а в 1958 году стал основой телевизионного фильма, поставленного режиссером М. Шапиро. В 1940 году рассказ прозвучал по ленинградскому радио, с него и началась широкая известность Ираклия Андроникова как великолепного рассказчика.
Во время войны писатель находился на фронте вначале в качестве корреспондента, затем работал в редакции газеты «Вперёд на врага» на Калининском фронте. Он летал в немецкий тыл, к партизанам. На Калининском фронте встречался с генералом А. Чанчибадзе. Все участники событий со временем становились героями его устных рассказов.
С начала пятидесятых годов Андроников стал регулярно выступать с устными рассказами на сцене концертных залов. В это время он создал своеобразный «театр одного актера». Он отточил технику устного портрета, научился создавать динамичные сценки, в которых представлял своих героев.
7 июня 1954 года Андроников впервые выступил на Центральном телевидении с циклом рассказов «Ираклий Андроников рассказывает». Было снято несколько фильмов, в которых он читал свои устные рассказы: «Загадка Н. Ф. И.», «Страницы большого искусства», «Портреты неизвестных», «Слово Андроникова». Андроников легко импровизировал и искрометно шутил, подражал чужим голосам и перевоплощался в разных героев, хотя никогда не учился актерскому мастерству. Его выступления называли «театром одного актера». У артиста был особый дар - говоря, он создавал эффект присутствия того, о ком или о чем говорил. Зритель так живо представлял ситуацию, что плакал, смеялся, возмущался или сострадал герою.
В отличие от других авторов, Ираклий Луарсабович Андроников вначале создавал свои рассказы в устной форме, а затем фиксировал на бумаге уже сложившийся в памяти текст. Подобный способ позволял ему сохранить непосредственность живой речи, передать интонации каждого из участников действия. Рассказывая о своих находках, он мастерски раскрывал увлекательность самого процесса исследования. Так построены рассказы «Подпись под рисунком» и «Тагильская находка», в которых автор знакомит читателей с новыми материалами о дуэли и смерти Пушкина.
В 1964 году он опубликовал книгу «Лермонтов. Исследования и находки», в которой обобщил итоги своих многолетних историко-литературных разысканий. За нее ему была присуждена в 1976 году Государственная премия. Итогом исследовательской деятельности Андроникова стала «Лермонтовская энциклопедия», вышедшая в 1981 году.
Нельзя не отметить огромную работу, которую он вел по сохранению памятников культуры. В 1967 году писатель стал одним из инициаторов организации в Москве музея А. С. Пушкина. После его выступлений по телевидению и в печати многие коллекционеры стали передавать в музей мемориальные материалы. При непосредственном участии Ираклия Андроникова музей получил уникальную библиотеку И. Н. Розанова - более 10 тысяч томов первых изданий русских поэтов XIX в. Благодаря Андроникову удалось также получить ряд ценных реликвий русской культуры из Германии (об этом повествует рассказ «Подпись под рисунком»).
«Этот азарт, эта страсть, эта жгучая любовь к памятникам литературного прошлого понемногу заражают и нас, и мы начинаем с увлечением следить за каждым новым усилием неутомимого автора, стремящегося во что бы то ни стало дознаться, изображает ли Лермонтова старинный портрет какого-то молодого военного и кто такая была неведомая Н. Ф. И., которой юноша Лермонтов посвятил цикл любовных стихов». Корней Чуковский
С начала 70-х годов Ираклий Андроников регулярно выпускал телевизионные фильмы с рассказами о людях и событиях русской культуры XX века. Фактографическая точность, живой авторский комментарий вполне позволяют рассматривать их и как памятник истории культуры. Так, рассказ о Вс. Иванове перекликается с похожей историей, отраженной в книге К. Чуковского «Чукоккала». Андроников как бы воплощал непрерывность традиции. Его «рассказы в лицах» первоначально воспринимались как факт литературного быта, но по мере ухода из жизни их героев они стали осознаваться как оригинальная форма мемуарного жанра и культурной памяти. В этом и заключается их непреходящее значение для последующих поколений.
Цикл телефильмов Ираклия Луарсабовича Андроникова в 1976 году был отмечен Ленинской премией, а сам автор стал народным артистом СССР.
Первый ряд: Элевтер Луарсабович Андроникашвили, Пелагея Андреевна Перевезенцева, Ираклий Луарсабович Андроников; второй ряд: Катя и Вивиана Абелевна Андрониковы. Середина 1950-х годов
Вивиана Абелевна Андроникова
С дочерьми Мананой и Катей. Конец 1950-х годов
Еще до войны он женился на В.А. Робинзон. Вивиана Абелевна работала в театре-студии Рубена Симонова, умерла в 1995 году. У них родились две дочери - Манана и Екатерина. Манана была искусствоведом и скончалась в 1974 году, а Екатерина стала журналистом. Брат Андроникова - Элевтер Луарсабович (1910-1989) - был известным физиком, академиком и директором Института физики АН Грузии.
Ираклий Луарсабович Андроников. Начало 1970-х годов
Ираклий Андроников много лет страдал болезнью Паркинсона. Его не стало в 1990 году. Андроников похоронен на Введенском кладбище в Москве.