- Кауфман Анжелика Дата рождения: 30 октября 1741 Дата смерти: 5 ноября 1807 года
Биография Анжелики Кауфман
История мировой живописи хранит совсем немного женских имен. Среди них – Анжелика Кауфман, одна из талантливейших и образованнейших женщин своего века, века Просвещения.
Ее отец, художник средней руки, выполнял заказы по украшению и росписи провинциальных церквей. Семья часто переезжала не только из города в город, но из страны в страну. Девочка рано начала рисовать – в девять лет уже свободно пользовалась карандашом, пробовала писать и маслом.
Когда Анжелике исполнилось тринадцать, она попала в Италию. Здесь и произошло ее первое знакомство с полотнами старых мастеров. В миланской галерее она с большой охотой делала копии с картин. Это являлось признанием ее таланта, ибо женщинам-копиисткам в итальянских музеях, как правило, работать не разрешали. Для коллекции автопортретов знаменитых художников, хранящихся в Уффици, Анжелика впервые написала и свой собственный...
Автопортрет, 1780-1785, Эрмитаж
Известно, что в юные годы у нее был музыкант-возлюбленный. Он уговаривал девушку бросить живопись, а заодно и отца-тирана, убежать с ним и стать певицей – Анжелика обладала прекрасным голосом… После мучительных раздумий она выбрала живопись.
В 1763-м отец с дочерью приехали в Рим, куда отовсюду съезжались художники, музыканты, поэты... В то время в столице Италии царил дух поклонения античности. Этому во многом способствовала деятельность известного ученого-археолога Иоганна Иоахима Винкельманна, делавшего раскопки в Помпеях и Геркулануме – двух громадных древних городах с прекрасными дворцами и жилищами, украшенными фресками и скульптурами. Именно тогда античность предстала перед восхищенными любителями искусства во всей своей красе.
Анжелика познакомилась с Винкельманном в Риме в 1764 году, когда писала его портрет. С этого и началось увлечение художницы античностью. Она изучала работы древних авторов, делала рисунки с античных скульптур, набрасывала планы построек.
Как живописец она получила полное признание. В 1765-м ее приняли в члены Академии св. Луки. А через три года Анжелика стала еще и членом Французской королевской академии, куда принимали только самых достойных, среди которых, кстати сказать, до того времени не было ни одной женщины.
В Риме художница познакомилась с жителями Лондона и, наслушавшись их рассказов, решила попытать счастья в туманном Альбионе. С 1766-го она жила в Англии, и эти пятнадцать лет оказались самыми плодотворными в жизни Анжелики: именно в это время на долю ее картин выпал наибольший успех.
Русская княгиня Екатерина Дашкова поздравила с победой над Турцией свою царственную подругу, императрицу Екатерину Великую, письмом и подарком – картиной Анжелики Кауфман, изображавшей прекрасную гречанку. Творчество художницы еще не было известно в России, но интерес к ее личности подогревался слухами о романтических перипетиях ее жизни. Якобы какой-то отверженный ею лорд способствовал браку Анжелики со шведским графом, оказавшимся (разумеется, это выяснилось уже после свадьбы) всего-навсего камердинером мстительного лорда.
Ангелика Кауфман Миранда и Фердинанд (драма Шекспира«Буря»), 1782
На самом деле произошло следующее. Президент Английской академии художеств Рейнолдс предложил Анжелике руку и сердце, но она отказала ему. Последующие события послужили основой для драмы В. Гюго «Рюи Блаз». Обиженный художник воспользовался путаницей в документах внебрачного сына графа Хорна, Фредерика Брандта, красивого и умного юноши. Полюбив этого человека, Анжелика вышла за него замуж, и только тогда мстительный живописец разгласил об «обмане» всему обществу. История наделала много шума, а Фредерик был арестован за присвоение чужого имени. По другим сведениям, граф Хорн, грубый и истеричный человек, был всего-навсего авантюристом, жившим под разными вымышленными именами. Выманив на прощание деньги у обманутой женщины, он развелся с ней. После этого Анжелика, перенесшая горячку, замкнулась в себе и перестала бывать на светских приемах…
Ее известный автопортрет написан уже в 1781 году, когда художница познакомилась с пятидесятилетним итальянским гравером Антонио Дзукки. Через год она, по настоянию старика отца, выйдет за него замуж, покинет Англию и окончательно поселится в Риме... Художница сидит у стола, на ее коленях папка с рисунками, в правой руке карандаш. Она в утреннем платье из тяжелого белого атласа, мягкими складками ниспадающего с колен. Глядя на эту женщину, нельзя не заметить, что она умна и обаятельна.
Именно эти качества очаровали Гете при первом знакомстве с художницей. Впоследствии они стали близкими друзьями, подолгу беседовали и спорили об искусстве, вместе посещали выставки. Поэт был постоянным участником музыкальных и литературных вечеров, устраивавшихся в доме Анжелики. Великий немец так высоко ценил мнение художницы, что ей одной из первых прочел только что написанные «Ифигению в Тавриде» и «Эгмонта» – поэмы, получившие позднее мировую известность. Выполненный Анжеликой портрет Гете считается одной из лучших ее работ.
Старый Кауфман умер в Италии, а Анжелика с мужем поселились в Неаполе при дворе королевы Марии-Каролины. Художница скончалась в шестьдесят шесть лет, в 1807 году…
История жизни Анжелики Кауфман
С небольшого овального портрета на нас смотрит миловидная молодая женщина, одетая с безупречным вкусом по моде 18-го века. Взгляд ее карих глаз серьезен, но в уголках губ скрыта едва заметная улыбка. Дама держится просто, без высокомерия, но во всем ее облике чувствуется спокойное достоинство и благородство.
Знакомьтесь, это Анжелика Кауфман! Что ж, дорогой читатель, вас ждет интересная история, ведь жизнь этой женщины напоминает роман, написанный в стиле блестящего 18-го столетия. Анжелика Кауфман родилась в то время, когда уделом женщины были: кухня, дети и церковь. Но ей повезло, ее отец был художником, и потому с рождения Анжелике была уготована другая участь. Природа щедро наградила девочку талантами: у нее были безупречный слух и прекрасный голос, но карьере певицы она предпочла стезю живописца и весьма преуспела на этом поприще. Уже в 12 лет юная художница создавала портреты, которыми восхищались при Миланском дворе.
Ангелика Кауфман Баронесса фон Крюденер с сыном, 1784
А в 22 года она удостоилась высокой оценки своего творчества самого Винкельмана, знаменитого немецкого историка искусства, имевшего огромное влияние на современные умы. Самый удивительный успех ждал Анжелику Кауфман в Англии, куда она приехала в 1766 году. Очень быстро художница снискала расположение королевского двора и уважение среди аристократов. Все отмечали ее «превосходный римский вкус», под которым подразумевалась приверженность принципам классицизма. И все придворные считали совершенно необходимым портретироваться у нее. Кстати, ее лучшие работы принадлежат именно к жанру портрета. Прекрасно передавая сходство, она умела слегка подкорректировать внешность, придать даже не очень красивому лицу некую очаровательную привлекательность.
Заслуги молодой художницы были столь высоко оценены, что Королевская Академия художеств приняла ее в свои ряды. Более того, она стала одним из основателей Академии и единственной женщиной в ней. Этому немало способствовал президент Академии Джошуа Рейнольдс, очарованный не столько талантом Анжелики-художницы, сколько ее женской прелестью. Она была хороша собой, очень пропорционально сложена. А взгляд ее нежных глаз обладал какой-то магической силой. Рейнольдс испытывал к Анжелике больше, чем дружеские чувства и, как утверждает молва, предлагал ей стать его супругой. Однако она не приняла столь лестное предложение. Почему? Возможно, из боязни стать бледной тенью признанного мэтра, который обладал гораздо более глубоким талантом, чем она.
У Анжелики было немало поклонников, один из них носил громкую фамилию шведского графа Хорна. Он считался знатоком искусства и тратил немало денег на покупку картин. Появившись в мастерской Анжелики Кауфман, граф буквально обворожил ее своими похвалами, хоть она и была к ним привычна. Вскоре молодая женщина стала его невестой. Однажды Хорн пришел к художнице в полном отчаянии. Ему грозит смерть, говорил он, его подозревают в серьезном политическом преступлении, которого он не совершал.
Только брак с Анжеликой и ее заступничество за него перед королевской семьей могут его спасти. Влюбленная и не искушенная в интригах девушка поверила всему и поспешно обвенчалась с ним. Вскоре выяснилось, что она вышла замуж за авантюриста, который жил под разными вымышленными именами и добывал деньги отнюдь не честным способом. Мнимый граф Хорн был ей подставлен в женихи из мести одним английским лордом, отвергнутым художницей. Когда обман раскрылся, брак был расторгнут.
Ангелика Кауфман Венера пробуждает в Елене любовь к Парису, 1790
В Лондоне Анжелика Кауфман прожила 15 лет. Здесь она начала писать картины на мифологические, библейские и литературные сюжеты. Эти работы имели большое значение для развития английского искусства.
Устав от северных туманов, в 1781 году Анжелика вернулась в Италию. Она стала членом венецианской Академии художеств, вышла замуж за живописца Антонио Цукки, друга ее отца, и обосновалась в Риме. Здесь судьба ей подарила встречу с великим немецким поэтом Гете. Он по достоинству оценил богатый духовный мир художницы и отмечал ее «огромный и для женщины невероятный талант». Долгое время их связывала нежная дружба, которая не прервалась и после его отъезда из Рима.
Анжелика написала портрет Гете, который относится к числу самых блестящих ее произведений 1880-90-х годов. Вероятно, в эти же годы и тоже в Риме был создан ее автопортрет. В то время ей было 40-45 лет, но на картине она выглядит значительно моложе. Кстати, это полотно находилось в собрании известного мецената и коллекционера князя Юсупова. Анжелика написала для него еще несколько произведений на мифологические сюжеты, все эти работы ныне хранятся в Эрмитаже.
Среди заказчиков Анжелики Кауфман были и будущий император Павел I с супругой, и племянница Потемкина знаменитая красавица графиня Скавронская, и даже Екатерина II. Свободное владение французским, немецким, английским и итальянским языками значительно облегчало общение художницы с именитыми заказчиками. Анжелика Кауфман вообще слыла одной из самых образованных женщин Европы.
Доказательством того, что и сегодня к творчеству Анжелики Кауфман не утрачен интерес, может служить большая выставка ее произведений из крупнейших музеев мира и частных собраний, состоявшаяся в 1999 году на ее исторической родине, в Германии, в самом престижном месте — мюнхенском «Доме искусств».