Arabesque 1978
Группу Arabesque (Арабеска) создали в 1977 году продюсер Вольфганг Мевес и песне-сочинитель Джин Франкфуртер. Это был самый разгар (или угар!) музыки диско, и Германия была одним из главных ее поставщиков не только в Европе, но и в мире. Arabesque родилась во Франкфурте-на-Майне, где уже с 1976 года записывался успешный проект Фрэнка Фариана под названием Boney M. На студии Фрэнка Фариана в городке Оффенбах под Франкфуртом и записывалась новорожденная группа. Название Arabesque предложила одна из участниц группы Карен Энн Теппериз. Arabesque переводится вообще-то как одна "Арабеска", но мы будем называть их по советско-русской традиции "Арабески" - зачем заморачиваться, все привыкли их звать так.
Девушек в группу, как это водится, отбирали по кастингу. Учитывались не только внешние данные (как это делается в последнее время), но и умение петь и танцевать. Карен была победительницей конкурса песен в Оффенбахе, остальные две девушки тоже неплохо пели. Это были Микаэла Роуз и Мэри Энн Нэйджел. "Мне было 15, и я с детства мечтала петь, поэтому узнав о кастинге, я не раздумывая пошла на него," - вспоминала Микаеэла. Поскольку целью группы было добиться мирового успеха, пели только на английском. Карен и Нэйджел были англичанки по происхождению, а у Микаэлы отец был американец (обычная история для Германии 1950-х - американский солдатик, угодивший "в плен" к немке) поэтому петь по-английски для них не составляло труда.
Песни были простые, танцевальные. Обычное диско, которое позже назвали евродиско. Помимо песен, был тщательно продуман сценический образ, разработана незамысловатая, но достаточно своеобразная танцевальная хореография, которую потом широкая публика воспроизводила на дискотеках 1980-х. Огромную роль в успехе группы сыграли также их великолепные наряды и блестящие костюмы. (Когда в России появилась женская группа "Блестящие", ее название в первую очередь ассоциировалось с "Арабесками".) Все эти костюмы, очень вызывающие сексапильные платья, юбки, и прочую одежду для Арабесок разрабатывал немецкий дизайнер Герберт Эрхардт.
С самого возникновения Арабесок, у них возникли обычные для молодых женских групп проблемы: девчонки - красивые, привлекательные - стали беременеть, одна за другой. Первой отпала Мэри Энн. У нее был младенец сын, и она жила в Карлсруэ, так что мотаться во Франкфурт и обратно - это примерно 150 км в один конец - было утомительно. На ее место пришла Хайке Римбо.
Первая сорокопятка "Hello Mr. Monkey" (1977), выпущенная на EMI в Германии, успеха на родине не имела, зато неожиданно "выстрелила" в 1978 в Японии! С тех пор японцы стали главными поклонниками, а японская компания звукозаписи Victor главным издателем пластинок Arabesque.
Едва пришел успех, как группу была вынуждена покинуть Карен - по той же причине. "Я никогда на самом деле не хотела уходить в то время, потому что успех еще только начинался!" - вспоминала Карен в интервью создателю русского фан-сайта Арабесок Андрею Ми. - "Мы должны были ехать в Японию, мне дали неделю на отдых после родов, а потом я должна была оставить ребенка и ехать в Японию. Я не могла оставить моего маленького, так что я попыталась оставить Арабески. Это было трудно! Они предъявили мне иск на много тысяч марок и мне пришлось нанять адвоката. Я думаю, мне не пришлось платить все эти деньги потому, что я была матерью с новорожденным ребенком, но я потеряла все права в группе на использование моего голоса или фотографий."
Интересно, что Карен Энн Теппериз позже продолжила (и продолжает!) свою музыкальную карьеру под именем Шакира. Ее всегда привлекали имена с восточным привкусом (ведь это она предложила назвать группу "Арабески"), а Шакирой она назвалась, когда известная поп-звезда из Колумбии еще под стол пешком ходила (колумбийская Shakira - 1977 года рождения).
На место Карен пришла Жасмин Элизабет Веттер, чистейшая немка из Фрайбурга. Будучи гимнасткой, она занялась танцевальной хореографией Арабесок. И последней - самой значительной - перестановкой оказалась замена Хайке Римбо на Сандру Энн Лауэр. Сандра была родом из приграничного города Саарбрюкен, история которого относится как к Германии, так и к Франции, поэтому отец у нее француз, а мать - немка. В трио Arabesque Сандра оказалась, пожалуй, самой квалифицированной артисткой. С 5 до 15 лет она училась классическому балету, с 10 стала играть на гитаре, и проявляла огромное желание стать певицей.
Когда ей было 13 лет, Сандра со своей мамой пришли на саарбрюкенский конкурс юных талантов под названием "Молодая звезда". Сандра не была участницей конкурса, они пришли туда просто зрителями. Когда конкурс завершился, и жюри стало подводить итоги, Сандра сказала маме, что пошла в туалет, а сама направилась прямиком на сцену, уговорила диджея включить известную в то время песенку Оливии Ньютон-Джон в немецком ее варианте, взяла микрофон и запела. Этот экспромт произвел впечатление на сидевших в жюри продюсеров, и девочке дали записать сингл с детской песенкой про домашнюю собачку под названием "Andy Mein Freund" (Энди - мой друг). Сингл однако особым успехом не пользовался, в то время в немецком хит-параде бушевала дискомания.
В Арабесках Сандра быстро заняла доминирующее положение, исполняя большинство главных партий. Речь не идет о каком-то "захвате власти", нет. По воспоминаниям Микаэлы Роуз, между девушками не было соперничества или стремления доминировать. Главная причина была - талант Сандры, что подтвердила и дальнейшая судьба девушек. Ведь после распада Arabesque, она единственная из них сделала еще более головокружительную карьеру под своим именем Sandra и стала звездой мирового класса. Сандра появилась впервые на втором альбоме Arabesque - City Cats или Arabesque II (1979).
В записи альбома принимал участие один из членов команды Фрэнка Фариана - Мишель Крету, клавишник и талантливый аранжировщик. Мишель, румын по происхождению, его родное имя - Михай, а Крету означает Кучерявый по-румынски. Он действительно все время носил кучерявую прическу. Так вот этот кучерявый парень и Сандра обнаружили, что родились в один и тот же день - 18 мая, только Мишель был старше на пять лет. С их совместной работы в студии началась дружба, которая позже, в 1988 вылилась в брак (Сандра с тех пор носит фамилию Крету). Эта парочка прославилась позже еще своим проектом Enigma, но это уже другая история...
Интересно, что в Германии успех пришел к Арабескам только в 1981 году с синглом "Marigot Bay", который попал там в Топ 10 (№8). Но все равно главным местом, где обожали Arabesque, где они могли выступать бесконечно при переполненных залах, где их пластинки издавались и раскупались миллионными тиражами, была Япония. Впрочем, если б Arabesque допустили в те годы в Советский Союз, эти цифры концертных аншлагов и тиражей пластинок легко удвоились и утроились бы. Без Арабесок в начале 1980-х в любом уголке Советского Союза не обходилась ни одна дискотека, ни одна свадьба или вечеринка.
По словам Микаэлы, они даже не догадывались в то время, какую огромную популярность имели за "железным занавесом". Но путь в СССР им был закрыт,из-за того что они попали в "черные списки" зарубежных артистов, в которых Arabesque помечены клеймом "секс, эротизм" (как например, Тина Тернер и Донна Саммер).
Кроме Японии и Южной Кореи, география выступлений Арабесок ограничивалась Германией, Австрией, Швейцарией и странами Бенилюкса. Англо-саксы их не воспринимали, ни в Англии, ни в США.
Андрей, большое спасибо!