Аркадий Аверченко - "О хороших, в сущности, людях" Используя юмор положений, Аверченко воссоздает абсурдность жизни российского обывателя, которого представляет широкой галереей разнообразных характеров и типов. Богатые и бедные, молодые и старые, все они
Аркадий Аверченко - "О хороших, в сущности, людях" Используя юмор положений, Аверченко воссоздает абсурдность жизни российского обывателя, которого представляет широкой галереей разнообразных характеров и типов. Богатые и бедные, молодые и старые, все они ловчат, хлопочут, стремятся что-то урвать от жизни. Наряду с сатирическими зарисовками, миниатюры Аверченко полны комизма, веселого, беззлобного смеха. Его юмор, основанный на здравом смысле, своего рода лекарство от уныния и тоски.
Андриенко
Александр Иванович
Родился 24 мая 1959 года в Москве.
Александр Андриенко – выпускник театрального училища им. Щукина (1984 г., курс А. Бурова).
После окончания училища работал в театре им. Гоголя.
С 1990 года - актер театра им. Маяковского.
С 1990 году - актер театра «Человек».
С 2000 года работает в штате театра.
Лауреат конкурса Третьей Международной мастерской им. М. Чехова (Эмерсон Колледж, Англия);
Лауреат фестиваля «Мрожек-фестиваль» (г. Краков, Польша);
Лауреат фестиваля «Контакт» (г. Торунь, Польша);
Лауреат фестиваля «Мартеница» (Москва);
Лауреат Всероссийского конкурса артистов-чтецов им. Пушкина.
Снялся более чем в 40 кинофильмах, среди них такие известные как «Берег» режиссеров А. Алова и В. Наумова, «Тегеран 43» режиссера В. Наумова, «Визит дамы» режиссера М. Козакова и др.
Работает на радиостанциях «Эхо Москвы», «На семи холмах» и др. не только как ведущий, но и как чтец.
Участвует в проектах «СD Говорящая книга», «Слушайте бестселлер» и др., где читает серию известных произведений мировой литературы.
Аверченко
Аркадий Тимофеевич
(1881-1925)
"Король смеха"
Аркадий Аверченко, человек, смешивший всю Россию, в общении тоже считался человеком легкого и веселого характера, неунывающим жизнелюбом - что редко бывает у юмористов. И это удивительно — ведь ему пришлось пережить на своем веку немало трагического…
Купеческий сын
Аркадий Аверченко родился 15 (27) марта 1881 года в Севастополе. Как он написал в шуточной автобиографии: «Еще за пятнадцать минут до рождения я не знал, что появлюсь на белый свет. Это само по себе пустячное указание я делаю лишь потому, что желаю опередить на четверть часа всех других замечательных людей, жизнь которых с утомительным однообразием описывалась непременно с момента рождения».
Отец его считался купцом и был «по горло занят хлопотами и планами, каким бы образом поскорее разориться? Это было мечтой его жизни, и нужно отдать ему полную справедливость — добрый старик достиг своих стремлений самым безукоризненным образом. Он это сделал, при соучастии целой плеяды воров, которые обворовывали его магазин, покупателей, которые брали исключительно и планомерно в долг, и пожаров, испепелявших те из отцовских товаров, которые не были растащены ворами и покупателями».
Так, смеясь, Аверченко описывает семейную трагедию — отец действительно разорился, и многочисленная семья осталась практически без средств к существованию.
Пятнадцатилетнему Аркадию пришлось думать об устройстве на работу. Ему пришлось труднее всех — у мальчика было очень слабое здоровье, плохое зрение, и даже образование он получал дома, не посещая школу из-за болезней (впрочем, в автобиографии Аверченко умудрился весело рассказать даже о своих болезнях).
Мальчик устроился писцом в контору, где и прослужил целый год. Потом он очутился в конторе каменноугольных рудников, расположенных в глухой украинской степи. Это было очень мрачное место, где от безысходности спивались и умирали люди…
Даже оптимист Аверченко, описывая эту часть свои жизни, не может скрыть своей грусти: «Это место было наименее для меня подходящим, и потому, вероятно, я и очутился там по совету своего опытного в житейских передрягах отца... Это был самый грязный и глухой рудник в свете. Между осенью и другими временами года разница заключалась лишь в том, что осенью грязь была там выше колен, а в другое время — ниже».
«Развлечения» на рудниках были самые свирепые. «Проламывали друг другу головы, уничтожали начисто носы и уши, а один смельчак даже взялся однажды на заманчивое пари (без сомнения — бутылка водки) съесть динамитный патрон. Проделав это, он в течение двух-трех дней, несмотря на сильную рвоту, пользовался самым бережливым и заботливым вниманием со стороны товарищей, которые все боялись, что он взорвется. По миновании же этого странного карантина — был он жестоко избит».
Целых три года провел Аверченко в этом страшном месте, а в 1900 году контору рудников перевели в Харьков.
О хороших, в сущности, людях!
|
|
|
|
|
|
|
|
Главное в рассказе
Еще три года Аркадий провел на нудной и неинтересной работе. «Работал я в конторе преотвратительно и до сих пор недоумеваю: за что держали меня там шесть лет, ленивого, смотревшего на работу с отвращением и по каждому поводу вступавшего не только с бухгалтером, но и с директором в длинные, ожесточенные споры и полемику».
И сам же исчерпывающе ответил на свой вопрос: «Вероятно, потому, что был я превеселым, радостно глядящим на широкий Божий мир человеком, с готовностью откладывавшим работу для смеха, шуток и ряда замысловатых анекдотов, что освежало окружающих, погрязших в работе, скучных счетах и дрязгах».
В начале 1900-х годов Аверченко, очень начитанный молодой человек, почувствовал тягу к писанию рассказов и к, счастью для его будущих поклонников, не задушил ее в себе. Он сразу же нашел свой жанр и манеру изложения.
Его первый рассказ «Как мне пришлось застраховать жизнь» сразу же был напечатан. «Литературная моя деятельность была, как мне казалось, сплошным триумфом. Во-первых, я написал рассказ... Во-вторых, я отнес его в "Южный край". И, в-третьих (до сих пор я того мнения, что в рассказе это самое главное), в-третьих, он был напечатан!»
Аверченко начал свою литературную деятельность, попал в газетно-журнальные круги. В 1906 году он стал редактором сатирического журнала «Штык», где занимался всем на свете — писал статьи, самостоятельно заполнял рубрику «Смесь», корректировал, рисовал иллюстрации. Журнал, однако, за свою остроту был закрыт по цензурным соображениям. Та же участь постигла и следующий журнал Аверченко — «Меч».
«Сатирикон»
Сорные травы
В 1907 году Аверченко решил перебраться в столицу — только там честолюбивые провинциалы могли добиться всероссийской славы. В Петербурге он первым делом направился в редакцию журнала «Стрекоза», когда-то гремевшего по всей стране (именно здесь начинал свою литературную деятельность Чехов), но безжизненно захиревшего…
Аверченко активно взялся за работу, и вскоре «Стрекоза» превратилась в «Сатирикон» — журнал, название которого стало синонимом всего самого смешного и веселого.
Знаменитый писатель Александр Куприн позже говорил: «Сатирикон» сразу нашел себя: свое русло, свой тон, свою марку. Читатели же — чуткая середина — необыкновенно быстро открыли его».
Тиражи «Сатирикона» росли с невиданной скоростью, и выхода каждого нового номера с огромным нетерпением ждали не только в Петербурге, но и по всей стране. Читатель находил в нем все самое лучшее, что могла дать необычайно богатая на таланты российская литература начала XX века.
Благодаря веселому нраву главного редактора и умению заинтересовать людей, все знаменитые писатели и художники начали сотрудничать с журналом. В «Сатириконе» печатались Петр Потемкин, Саша Черный, Осип Дымов, Аркадий Бухов, Леонид Андреев, Самуил Маршак, Александр Куприн, Алексей Толстой, Надежда Тэффи, Владимир Маяковский и еще многие-многие другие. Иллюстрировали издание художники Яковлев, Радаков, Юнгер, Бенуа и Ре-Ми.
Конечно, сам Аверченко тоже регулярно писал в «Сатирикон», и любой его рассказ отличался искрящимся юмором, чрезвычайной остротой и злободневностью. Вскоре он уже мог собирать их воедино и издавать сборники, которые раскупались по стране моментально.
Огромным успехом пользовалась и «Всемирная история, пересказанная «Сатириконом». Сатириконовцы «переписали» все мировые события на свой лад, и читатели держались за бока, знакомясь с такими пассажами: «Первую победу Петр одержал над турками. Это в одинаковой степени изумило и победителей и побежденных. - Неужели мы побиты?! - удивлялись турки. - Не может быть! Это судебная ошибка! Побиты, побиты! - показывали все народы Европы и Азии. - Сами видели, как вы бежали. Турки продолжали допрашивать свидетелей: - Может быть, мы бежали позади, а русские впереди? Но народы стояли твердо на своем и показывали: - Нет, вы бежали впереди, а русские бежали сзади и лупили вас в спины. Посмотрите, там еще, вероятно, синяки сохранились».
Перелетные птицы
Жизнь Аверченко была удавшейся во всех смыслах — всероссийская слава, любимое дело, отличные друзья. Он любил жизнь, красивых женщин, хорошие рестораны, вращался в самых передовых кругах. Правда, он мечтал о другой России — обновленной, без униженных и оскорбленных.
Февральскую революцию он воспринял как долгожданное избавление от всех язв старой России. Но вскоре произошел октябрьский переворот. С властью большевиков Аверченко не смог смириться до конца дней. Всеми правдами и неправдами он выбрался из советской России. Начались долгие скитания по миру. Сначала Турция, затем Германия, Польша, Прага… Впечатления эмигранта, подхваченного ветром кровавых перемен, нашли свое отражение в его многочисленных рассказах, написанных за границей.
Самой сильной книгой Аверченко того периода считается «Двенадцать ножей в спину революции». Здесь писатель с такой болью говорил о потерянной России и так едко издевался над новой властью, что его имя было под запретом в СССР вплоть до конца перестройки. А многие слова из нее оказались пророческими…
В рассказе «Чертово колесо» есть такой образ. В дореволюционных «Луна-парках» существовал аттракцион «Веселая кухня». Любой человек мог кинуть деревянный шар в стеллаж, на котором стояли тарелки, чашки или стаканы…
Вот что пишет Аверченко: «Приглядываюсь я к русской революции, приглядываюсь и даже жутко от целого ряда поразительно точных аналогий... Все новое, революционное строительство жизни, все разрушение старого — ведь это же «Веселая кухня»! Вот тебе на полках расставлен старый суд, старые финансы, церковь, искусство, пресса, театр, народное просвещение…
И вот подходит к барьеру дурак, выбирает из корзины в левую руку побольше деревянных шаров, берет в правую один шар, вот размахнулся –Вдребезги правосудие. В кусочки финансы. Бац! – и уже нет искусства, и только остается на месте какой-то жалкий покосившийся пролеткультовский огрызок.
А дурак уже разгорячился, уже пришел в азарт и вот летит с полки разбитая церковь, трещит народное просвещение, гудит и стонет торговля. Любо дураку, а кругом собрались, столпились посторонние зрители — французы, англичане, немцы — и посмеиваются над веселым дураком, а немец еще и подзуживает: – Ай, ловкий! Ну, и голова же! А ну, шваркни еще по университету. А долбани-ка в промышленность! Горяч русский дурак — ох, как горяч...
Что толку с того, что, потом, когда очухается он от веселого азарта, долго и тупо будет плакать свинцовыми слезами и над разбитой церковью, и над сокрушенными вдребезги финансами, и над мертвой уже наукой».
Эти слова были написаны почти 90 лет назад, но так и не потеряли своей актуальности… На чужбине Аверченко прожил недолго. Скончался он 12 марта 1925 года в Праге, где и был похоронен на Ольшанском кладбище…
(Наталья Трубиновская)
Пантеон советов молодым людям
Приложение к "Пантеону советов молодым людям"
Здесь можно посмотреть фильм "Аркадий Аверченко" из сериала "Гении и злодеи уходящей эпохи"
https://tunnel.ru/view/post:177364
Содержание:
01. Юмор для дураков
02. Одиннадцать слонов
03. Наслаждение жизнью
04. Фат
05. Сельскохозяйственный рассказ
06. Слабая струна
07. Я - как адвокат
08. Телеграфист Надыкин
Сорные травы
09. Жвачка
10. Гордиев узел
11. Золотые часы
12. Виктор Поликарпович
13. Хлопотливая нация
14. Специалист по военному делу (из сборника "Волчья яма")
Рассказы для выздоравливающих
15. Человек, у которого были идеи
16. Сердце под скальпелем
17. Руководство для лентяев
18. Слепцы
19. Конец графа Звенигородцева
20. Опора порядка
21. Пылесос (из сборника "Синее с золотом")
Смешное в страшном
22. Извинение автора
23. Голодный пикник
24. Атташе Канторович
25. Контроль над производством
26. Собачьи мемуары
27. Теория Эйнштейна и теория Ползункова
28. Мурка
29. Люди-братья
30. История двух чемоданов
31. Новая русская хрестоматия
32. Рассказ, который противно читать
33. Уники
34. Опыт
35. Скорая помощь
36. Гибель Козявкиных
37. Советский словарь
Двенадцать портретов (в формате "Будуар")
38. От автора
39. Мадам Ленина
40. Мадам Троцкая
41. Феликс Дзержинский
42. Петерс
43. Максим Горький
44. Федор Шаляпин
45. Керенский (Первый портрет)
46. Керенский (Второй портрет)
47. Керенский (Третий портрет)
48. Балтийский матрос
Пантеон советов молодым людям
49. От автора
50. Умение держать себя в обществе и на званом обеде
51. Приглашение на обед
52. Как держать себя на свадьбе
53. Как держать себя на похоронах
54. Советы начинающим полководцам
55. Хозяйственные советы
Приложение к "Пантеону советов молодым людям"
56. Пасхальные советы
57. Искусство рассказывать анекдоты
58. Советы, как иметь успех у прекрасного пола
Читает: Александр Андриенко