Аркадий Ильич Островский. 105 лет.
Островский Аркадий Ильич
Авраам Островский
25 февраля 1914, Сызрань — 18 сентября 1967, Москва. Советский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (25.02.1965). Его отец, Илья Ильич, был настройщиком музыкальных инструментов, который и сам когда-то подавал надежды как неплохой пианист, но, лишившись пальца, навсегда распрощался с профессиональным музицированием. В 1927 году семья переехала в Ленинград, где Аркадий учился в ФЗУ, а с 1930 года в музыкальном техникуме. Работал пианистом-тапёром, выступал в концертных бригадах. С 1940 по 1947 годы Островский в качестве пианиста, аккордеониста и аранжировщика работал в джаз-оркестре Утёсова. В эти же годы состоялись и первые композиторские работы — песня-плакат «Гадам нет пощады» и фантазия для трубы с оркестром (1942), фантазия «Салют» (1943), фантазия на темы военных песен и песни (1945) — «Я демобилизованный», «Сторонка родная». Композиторский облик Островского складывается к середине 1950-х годов. Наряду с песнями гражданственными, как правило «заказными» («Комсомольцы — беспокойные сердца», «Красная гвоздика», «Зори московские»), с каждым годом растет количество проникновенной светлой лирики. Островский чутко уловил возникавшую новую интонацию. Мечта, оптимизм, надежда ощутимы в таких песнях, как «Пусть всегда будет солнце» (Ошанин), «Лесорубы» (Танич), «Как провожают пароходы» (Ваншенкин), «Вокализ»... Новым словом песенной эстрады стал «дворовый цикл». Он появился, по словам композитора, под прямым влиянием итальянских неореалистических фильмов. «Песни нашего двора» — это рассказы о первой юношеской любви. «Фон» этих новелл — Двор, в котором бесконечно крутится пластинка, старики, стучащие костяшками домино, простые рабочие люди, обыденная жизнь, чувства простых людей. Наигрыши баяна и гитары. К лучшим песням Островского можно отнести также «Старый парк» (Бахнов и Костюковский, 1954), «Мальчишки» (Шаферан, 1962), «Песня остаётся с человеком» (Островой, 1964), «Город спит», «Голос земли», «Песня любви» (все на стихи Ошанина, 1965), «Спят усталые игрушки» (Петрова, 1965), «Атомный век», «Лунный камень», «Круги на воде» (все на стихи Кашежевой, 1966), «Время» (Ошанин, 1966). Песни Островского открыли новые грани только становившихся на путь к всенародной славе таких певцов, как Э. Хиль, И. Кобзон, М. Магомаев, М. Кристалинская, Э. Пьеха, Б. Кузнецов и Л. Полосин. Творчество А.И. Островского — синтез качеств порой полярно противоположных. Его песни не просты структурно (сломы, смены ритма, усечения фраз). Однако композитор обладает особым даром демократизировать, делать доступной любую сложность. В кладовой его слуха множество танцевальных ритмов — от вальса до твиста, интонации романса, джаза, декламационность, идущая от французского шансона. В последние годы жизни Аркадий Островский тяжело болел. Язва желудка приводила к нередким госпитализациям. Трудно поверить, что именно в эти годы создавались яркие, полные солнечного света и оптимизма песни. В сентябре 1967 года в Сочи открывался первый фестиваль «Красная гвоздика», на который, конечно же, композитор получил приглашение. И именно в это время болезнь нанесла свой страшный удар. Осенью 1967 года Аркадия Ильича не стало.
Незаконченный цикл, осталась Доверчивая песня, а в задумках цикл должен быть завершиться свадьбой героев.
На новый, 1962 год, из-за летней критики Колмановского Майю сняли с Огонька, а летом 1962 худсовет тоже устроил с Островским, но запись прошла в передачу на радио и сохранилась!
Рассказывает сын Аркадия Островского.... (СЕТЬ)
За год до смерти Аркадий Островский написал импрессионистский цикл песен, который назвал «Полутона». Это был некий перелом
— Отец начал болеть, у него был дивертикулез. Он уже давно перестал быть лабухом по своей психологии, стал мудрее. У него появилась потребность написать что-то глубокое, абстрактное, он хотел уйти от сиюминутности.
И на этом пути ему встретилась 20-летняя поэтесса Инна Кашежева. Она была сродни хиппи, как говорится, без царя в голове, тощая, все время курила. Ее совершенно не интересовали ни успех, ни карьера.
Но отец почувствовал в ней некий космический, неземной талант. Это то, что ему было нужно в тот период. Они, как говорится, совпали. Отец с мамой опекали Инну, держали ее в Доме творчества композиторов в Рузе, не отпускали. Отец написал музыку, она писала к ней тексты.
Так родились три песни-пейзажа в полутонах: «Дожди, идут дожди», «Подари мне лунный камень», «Круги на воде». Совершенно абстрактные песни, казалось бы, ни о чем, на самом деле — с глубоким философским смыслом. Их потом прекрасно пели Майя Кристалинская и Эдуард Хиль.
— Активной творческой жизни Аркадию Островскому было отпущено лишь 20 лет. Что способствовало его скоропостижному уходу?
— У отца была болезнь желудка. Знаменитый хирург Борис Васильевич Петровский говорил: «Надо срочно оперировать». А отцу все было некогда.
Перед отъездом в Сочи на первый в СССР Международный фестиваль эстрадной песни он говорил дирижеру Юрию Силантьеву, с которым дружил: «Проведу «Красную гвоздику» и лягу на операцию».
Уже была назначена дата…
В сентябре 1967 года он улетел в Сочи и больше не вернулся. Он попал в районную больницу. Министр культуры Екатерина Фурцева, которая в то время оказалась в Сочи, добилась, чтобы к отцу вылетела бригада лучших хирургов, они оперировали отца, но спасти его уже было невозможно.
Композитор Серафим Туликов потом сказал: «У Аркашки не было инстинкта самосохранения».
Отцу было только 53 года.
Дома, на пюпитре рояля, остался лежать карандашный клавир песни, которую отец писал к 50-летию революции.
Посмотрев ноты, композитор Оскар Фельцман, который жил над нами, сказал: «Так это же реквием!»
Лев Ошанин потом подтекстовал к музыке стихи:
«Двадцать лет пройдет, сорок лет пройдет.
Время все быстрей движется вперед…».
Александра Пахмутова сделала великолепную аранжировку для оркестра.
Песня «Время» зазвучала.
Лев Иванович Ошанин потом года три не мог писать стихов к песням, просто не мог ни с кем другим работать…
Аркадия Островского похоронили на Новодевичьем кладбище.
На гранитном памятнике, автором которого стал его друг, скульптор Лев Кербель, выбита нотная строка со словами:
«Пусть всегда будет солнце!»
Как провожают пароходы..
Люблю эту песню,люблю! Мальчишек наших мы в армию провожали под эту песню-у каждого свои ассоциации)))
Как провожают пароходы»
Эта песня родилась 48 лет назад, в 1966 году.
Аркадий Островский писал ее специально для Эдуарда Хиля, молодого талантливого певца
У ленинградца Хиля было много песен о море и моряках.
А у Аркадия Островского с городом на Балтике было связано много юношеских воспоминаний, там он окончил школу и получил музыкальное образование.
И главный напев этой песни:
«Вода, вода, кругом вода…», звучит с оттенком легкой иронии и посвящен городу на Неве
Таня, спасибо!
Островский, Кристалинская и Кашежева родились в разные годы, но в феврале. И прожили примерно одинаково мало - 53 года.
Хиль во время написания этих песен жил на даче Островского (фото вверху) и помогал, но все-таки Кашежева писала о женщине, а не о чувствах Хиля да и Островский писал под Майю. Понятно, что Хиль озвучил их первым, он был рядом.
.....Пропевшему на своём веку сотни песен, мне, может быть, как никому другому, видно, насколько умнее, интеллектуальнее, даже мудрее, чем, допустим, в тридцатые годы, стала современная песня, насколько внимательнее стала она к душевной жизни человека…
И каждый певец, который выходит на эстраду, должен быть сегодня хоть немного философом — без этого он будет выглядеть старомодным, архаичным, примитивным.
Но сложное содержание требует и более тонких средств выразительности. И по своему музыкальному языку, по форме, по образному строю песня тоже усложнилась.
Примеров можно привести много!
...«Вьюга смешала землю с небом» А. Островского на стихи Л. Ошанина,
и многие другие.
Они очень непросты в своём музыкальном языке, можно сказать, подчас изысканны, и без достаточной подготовки, без труда, без размышления не передать всей тонкости их музыкальной речи…
(Леонид Утесов, «Спасибо, сердце!»)
Аркадий Островский в джаз оркестре Утесова
Консерваторией для Аркадия Островского стал оркестр Утесова, куда он был зачислен вторым пианистом и аккордеонистом.
— Это была, конечно, большая удача. Уже вышла картина «Веселые ребята», джаз-оркестр Леонида Утесова был на пике популярности. Отец был не только пианистом и аккордеонистом, но и замечательным оркестровщиком, за что его и полюбил Утесов. Когда композиторы-песенники, такие как Фрадкин, Богословский, приносили клавиры, отец оркестровал их для оркестра.
С джаз-оркестром Утесова Аркадий Островский прошел всю войну.
.......
Эта песня-на все времена-сколько бы лет ни прошло.....
ПЕСНЯ ЛЮБВИ
От любви моей
до любви
твоей
Было столько вёрст,
было столько дней.
Вьюга смешала землю с небом,
Серое небо с белым снегом.
Шёл я сквозь вьюгу,
шёл сквозь небо,
Чтобы тебя
отыскать
на земле.
(Стихи Л. Ошанина, 1964, музыка А. Островского, 1965)
Михаил Островский:
Песня «Пусть всегда будет солнце», которая, кстати, прозвучала на открытии Олимпиады в Сочи?
— Рядом с нашим домом, в переулке Стопани, находился городской Дом пионеров. Отец подружился с основателем детского Ансамбля песни и пляски Владимиром Локтевым и стал писать для его коллектива детские песни. Со Львом Ошаниным они написали «Школьную польку», которая была представлена на балу в суворовском училище, дети пели и танцевали. Потом Дулевский завод даже сделал фарфоровую фигурку — суворовец и девочка в школьной форме, которые танцуют на балу польку. Статуэтка долго хранилась у нас в доме.
А история создания песни «Пусть всегда будет солнце» связана с Корнеем Чуковским.
В конце 20-х годов поэт подслушал, как 4-летний малыш сказал маме: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будет небо! Пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я!»
Позже эти строки вошли в его книгу «От двух до пяти».
Художник-график Евгений Чарушин, увидев эти стихи, нарисовал плакат, на котором изобразил мальчика и написал заветное четверостишие. На 1 Мая этот плакат огромного размера несли участники демонстрации. Кто-то из фотографов снял его и на следующий день снимок вышел в газете.
Взглянув на страницу, отец тут же сказал маме:
«Матильда, это же готовый припев песни».
Он кинулся к роялю и сочинил музыку к припеву. Осталось сочинить мелодию к куплетам. Отец позвонил поэту Льву Ошанину, рассказал о возникшей идее, попросил написать стихи, как мальчик рисует солнце и сочиняет к своему рисунку подпись. Написанную песню Островский с Ошаниным отнесли на радио. Впервые она прозвучала в воскресном выпуске радиопередачи «С добрым утром!».
— Потом был Международный песенный фестиваль в польском Сопоте, комиссия отобрала эту песню, ее поручили спеть тогда еще никому не известной певице Тамаре Миансаровой. В Сопоте с «Солнечным кругом» она заняла первое место. Отцу подарили янтарного «Золотого соловья».
Помню, когда в Кремлевском Дворце съездов проходил Всемирный конгресс женщин, участникам со всего мира раздали текст песни «Пусть всегда будет солнце» на их родном языке. И весь зал на разных языках пел эту песню. Она разлетелась по всему миру и стала безумно популярной. Прошло столько лет, а «Пусть всегда будет солнце» по-прежнему поют в разных странах.
Валерий,извини за такие пространные дополнения- просто очень люблю многие песни А.Островского
Песня остается с человеком»
Это одна из последних песен Островского, которую он написал незадолго до своей смерти, в 1967 году.
Ее впервые исполнила певица Нина Дорда.
Песня стала гимном советской эстрады, заставкой и финальной песней телевизионного музыкального конкурса «Песня года».
Этот конкурс ежегодно проходил на телевидении 43 года, с 1971-го, и все время в финале все певцы исполняли гимн, написанный Аркадием Островским
«Песня остается с человеком»
Наточка 783,СПАСИБО за ролик!!
А сейчас на телевидении поют ДРУГИЕ песни.....
Как мало прожили такие гениальные люди, Валера!!!Ну что за возраст-53-самый расцвет!
Спасибо тебе за пост и песни
Лунный Камень-это вообще незабываемая Чудо-Песня!
Очень мне нравится Майя с этой песней...
ТАК РАНО потеряла Майечка свой Лунный Камень, талисман ее любви....и сама ушла вслед за ним.
Все претензии и справления-к Сети, я оттуда забрала эту информацию
Но я, конечно же, склонна тебе верить
Пусть будет первооткрывателем этой песни Пьеха, я не спорю)))
Владимир Отделёнов
Зори Московские
(Аркадий Островский - Марк Лисянский 1957г)
БрониСливочке-респект за песню и ролик!
А вот эту исполнительницу не слышала))
Хели Ляэтс - Heli Lääts
Песня остаётся с человеком - 1965
Этот рисунок мальчишки.
Памяти А. Островского
Татьяна Красюк
ПАМЯТИ моего земляка, композитора Аркадия Островского (25 февраля 1914 — 18 сентября 1967), родившегося в Самарской области (г. Сызрань), написавшего массу популярных советских песен, среди которых одной из самой известных стала
«Пусть всегда будет Солнце»
на стихи Льва Ошанина.
Подглядел Ошанин Лев,
как мальчишка
на листочке
Солнце пишет, ошалев
от такого круга-
точки
яркой в небе голубом.
Сочинил стихи к припеву
(строчкам на рисунке том),
а мелодию к запеву -
мой земляк, Островский,
вмиг
подобрал...
Уже полвека
всякий знает этот крик-
песню
в жизни человека!
С детства раннего звучат
"Солнечного круга" строки
и сердца им в такт стучат,
светом
озарив
дороги......
Как сказал Иосиф Кобзон - Пойте песни Островского и радуйтесь жизни