АВГУСТ,АВГУСТ! И лирика,и не только она
САША ЧЕРНЫЙ
Нырну в сентябрь, выкупаюсь в осени.
И Августа возница загрустит.
Мне солнца два - одно вверху, другое в озере,
И третье нужно - чтобы здесь в груди.
И чтоб тихонько так, хотя бы шепотом,
Хотя бы в забытьи полночных грез,
Далеко, за снегами и болотами,
Мой ангел мое имя произнес.
ПОСЛЕДНИЙ ШМЕЛЬ
-ИВАН БУНИН
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого
сухого
шмеля!
АФАНАСИЙ ФЕТ
Вот и летние дни убавляются.
Где же лета лучи золотые?
Только серые брови сдвигаются,
Только зыблются кудри седые.
Нынче утром, судьбиною горькою
Истомленный, вздохнул я немножко:
Рано-рано румяною зорькою
На мгновенье зарделось окошко.
Но опять это небо ненастное
Безотрадно нависло над нами,
- Знать, опять, мое солнышко красное,
Залилось ты,
вставая,
слезами!
Б.Ахмадулина
Так щедро август звёзды расточал.
Он так бездумно приступал к владенью,
и обращались лица ростовчан
и всех южан - навстречу их паденью.
Я добрую благодарю судьбу.
Так падали мне на плечи созвездья,
как падают в заброшенном саду
сирени неопрятные соцветья.
Подолгу наблюдали мы закат,
соседей наших клавиши сердили,
к старинному роялю музыкант
склонял свои печальные седины.
Мы были звуки музыки одной.
О, можно было инструмент расстроить,
но твоего созвучия со мной
нельзя было нарушить и расторгнуть.
В ту осень так горели маяки,
так недалёко звёзды пролегали,
бульварами шагали моряки,
и девушки в косынках пробегали.
Всё то же там паденье звёзд и зной,
всё так же побережье неизменно.
Лишь выпали из музыки одной
две ноты,
взятые
одновременно.
Маргарита Алигер
Этого года неяркое лето.
В маленьких елках бревенчатый дом.
Август, а сердце еще не согрето.
Минуло лето... Но дело не в том.
Рощу знобит по осенней погоде.
Тонут макушки в тумане густом.
Третий десяток уже на исходе.
Минула юность... Но дело не в том.
Старше ли на год, моложе ли на год,
дело не в том, закадычный дружок.
Вот на рябине зардевшихся ягод
первая горсточка, словно ожог.
Жаркая, терпкая, горькая ярость
в ночь овладела невзрачным кустом.
Смелая зрелость и сильная старость -
верность природе...
Но дело не в том.
Сердце мое, ты давно научилось
крепко держать неприметную нить.
Все бы не страшно, да что-то случилось.
В мире чего-то нельзя изменить.
Что-то случилось и врезалось в души
всем, кому было с тобой по пути.
Не обойти, не забыть, не разрушить,
как ни старайся и как ни верти.
Спутники, нам не грозит неизвестность
. Дожили мы до желанной поры.
Круче дорога и шире окрестность.
Мы высоко, на вершине горы.
Мы в непрестанном живем озареньи,
дышим глубоко, с равниной не в лад.
На высоте обостряется зренье,
пристальней и безошибочней взгляд.
Но на родные предметы и лица,
на августовский безветренный день
неотвратимо и строго ложится
трудной горы непреклонная тень.
Что же, товарищ, пройдем и сквозь это,
тень разгоняя упрямым трудом,
песней, которая кем-то не спета,
верой в грядущее, словом привета...
Этого года неяркое лето.
В маленьких елках
бревенчатый
дом.
Давид Самойлов
Кончался август.
Примолкнул лес.
Стозвездный Аргус
Глядел с небес.
А на рассвете
В пустых полях
Усатый ветер
Гулял, как лях.
Еще чуть светел
Вдали рассвет...
Гуляет ветер,
Гуляет Фет.
Среди владений
И по лесам
Последний гений
Гуляет сам.
Неблизок полдень,
Далек закат.
А он свободен
От всех
плеяд.
Спасибо, Владимир!!Видела, хотела отметиться и не успела-замечательно!
Восполняю мой пробел))
НОЧНОЙ САД-
Н.ЗАБОЛОЦКИЙ
О сад ночной, таинственный оргАн,
Лес длинных труб, приют виолончелей!
О сад ночной, печальный караван
Немых дубов и неподвижных елей!
Он целый день метался и шумел.
Был битвой дуб, и тополь - потрясеньем
Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел,
Переплетались в воздухе осеннем.
Железный Август в длинных сапогах
Стоял вдали с большой тарелкой дичи.
И выстрелы гремели на лугах
И в воздухе мелькали тельца птичьи......
И сад умолк, и месяц вышел вдруг,
Легли
внизу десятки длинных теней,
И толпы лип вздымали кисти рук,
Скрывая птиц под купами растений.
О сад ночной, о бедный сад ночной,
О существа, заснувшие надолго!
О вспыхнувший над самой головой
Мгновенный пламень
звездного
осколка!
У Николая Заболоцкого была своя концепция устройства и развития мира и, соответственно, своя знаковая система в поэзии.
В основе поэтического метода Заболоцкого — общность нравственных законов живой природы для всех ее членов, будь то человек, животное или растение.
Это его представление о нравственности общества в отношении к природе...
Стихотворение «Ночной сад», написанном летом 1936 года (вариант)
Тема печали, тревоги, смятения естественно вытекали из того душевного состояния, в котором в то время находился поэт.
Тогда он только начинал приходить в себя после лавины разгромных критических статей и политических обвинений 1933-1934 годов, после едва не поглотившей его очередной волны репрессий после убийства Кирова.
Заметим, что потом он скажет о том времени:
«Оглушенный, я замолчал».
К тому же, живя на Украине, он впервые во всех подробностях узнал о жестоком раскулачивании и смертельном голоде, которые сопровождали коллективизацию в деревне.
Под впечатлением этих событий он написал тогда ряд стихотворений, и в том числе «Ночной сад».
О, сад ночной, таинственный орган,
лес длинных труб, приют виолончелей!
О, сад ночной, печальный караван
Немых дубов и неподвижных елей!
Он целый день метался и шумел.
Был битвой дуб и возмущеньем — тополь.
Сто тысяч листьев, как сто тысяч тел,
летели вместе — низко ли, высоко ль.
Железный Август в длинных сапогах
стоял вдали с большой тарелкой дичи.
И выстрелы гремели на лугах,
и в воздухе мелькали тельца птичьи.
И сад умолк, и месяц вышел вдруг,
легли внизу десятки страшных теней,
и души лип вздымали кисти рук,
все голосуя против преступлений.
О, сад ночной, о бедный сад ночной,
о существа, заснувшие надолго!
О, ты, возникшая над самой головой
туманных звезд таинственная Волга!
В поэтической системе Заболоцкого сад может обозначать человеческое общество или шире — организованное сообщество живых существ.
В ночном саду растут не плодовые деревья, не декоративные растения, по определению подчиненные своему садовнику, а вольные дикие деревья — дубы, ели, липы, тополя. Они могли бы расти в лесу, но они — в саду, они уже сообщество, в них как бы присутствует разум.
Примечательно, что в то время, выполняя заказ официальной пропаганды, некоторые поэты, особенно в Грузии, нередко садовником называли Сталина, под садом подразумевая «счастливое советское общество». Но в нашем случае сад — ночной, то есть он во тьме, в беде.
В первых строках стихотворения сад уподобляется собранию музыкальных инструментов, как потом выясняется, умолкнувших, но, значит, способных звучать. Орган, трубы, виолончель — все это знаки музыки, а музыка и пение природы в стихах Заболоцкого — одно из проявлений души природы, то есть символы гармонии, нравственного начала.
Сеть.
Любимейшее -Можжевеловый куст в исп А..Суханова на стихи Заболоцкого--завораживает...
Песня протоиерея Александра Балыбердина в исполнении автора
Август согреет меня
листьев прощальным костром.
Август.
Канун сентября.
Спой мне, что лето прошло.
Спой мне, как неповторим
каждый из прожитых дней,
если ты жил и любил,
Рая касаясь дверей.
Что нет заботы иной,
сидя вдвоем у окна,
слушать, как молится дождь,
не разбирая слова.
Август, круги по воде,
листьев прощальный костер
снова напомнили мне,
что наше
лето
прошло.
Вятка 18 августа 2012 г.
Бесхитростно, (нет погони непременной за рифмой,иногда с потерей смысла текста))))
Эта песенка-от души,спасибо автору.
АВГУСТ
Борис Пастернак
Как обещало, не обманывая,
Проникло солнце утром рано
Косою полосой шафрановою
От занавеси до дивана.
Оно покрыло жаркой охрою
Соседний лес, дома поселка,
Мою постель, подушку мокрую,
И край стены за книжной полкой.
Я вспомнил, по какому поводу
Слегка увлажнена подушка.
Мне снилось, что ко мне на проводы
Шли по лесу вы друг за дружкой.
Вы шли толпою, врозь и парами,
Вдруг кто-то вспомнил, что сегодня
Шестое августа по старому,
Преображение Господне.
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знАменье,
К себе приковывает взоры.
И вы прошли сквозь мелкий, нищенский,
Нагой, трепещущий ольшаник
В имбирно-красный лес кладбищенский,
Горевший, как печатный пряник.
С притихшими его вершинами
Соседствовало небо важно,
И голосами петушиными
Перекликалась даль протяжно.
В лесу казенной землемершею
Стояла смерть среди погоста,
Смотря в лицо мое умершее,
Чтоб вырыть яму мне по росту.
Был всеми ощутим физически
Спокойный голос чей-то рядом.
То прежний голос мой провидческий
Звучал, не тронутый распадом:
«Прощай, лазурь преображенская
И золото второго Спаса
Смягчи последней лаской женскою
Мне горечь рокового часа.
Прощайте, годы
беззвременщины,
Простимся, бездне унижений
Бросающая вызов женщина!
Я — поле твоего сражения.
Прощай, размах крыла расправленный,
Полета вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество,
и чудотворство».
Крещеный в детском возрасте по настоянию няни, поэт вплоть до совершеннолетия не знал об этом.
Хотя и признавался, что его постоянно тянуло зайти в православный храм.
Став состоявшимся поэтом и известным литератором, Пастернак неожиданно для себя обратился к теме религии и создал цикл произведений, в которых затронул вопросы православной веры.
Для того, чтобы понять, насколько сложно было работать над такими произведениями, следует обратиться к тому времени, когда они создавались.
Так, стихотворение «Август» было написано в 1953 году, который ознаменовался новым витком гонений на православие.
К тому же следует учитывать, что Борис Пастернак, являясь выходцем из еврейской семьи, после крещения стал изгоем среди своих соплеменников и при том не был принят в русской православной среде, малочисленной и постоянно подвергающейся репрессиям.
Поэтому со стороны поэта надо было обладать огромным мужеством, чтобы написать стихотворение, посвященное Преображению Господню, и даже опубликовать его, зная заранее, к чему подобный шаг может привести.
Впрочем, для 63-летнего Пастернака, который недавно перенес инфаркт и мог умереть в любой момент, период заигрывания с властями уже закончился.
Именно по этой причине он откровенно рассказывает о своих душевных переживаниях и при этом намекает на то. что дни его сочтены.
Обращаясь к своим друзьям, поэт отмечает:
«Мне снилось, что ко мне на проводы шли по лесу вы друг за дружкой».
Проснувшись от теплого августовского солнца, лучи которого своевольно пробрались в комнату, поэт отметил, что его подушка мокра от слез.
И вспомнил, что 19 августа православная церковь отмечает великий праздник. Сон, увиденный накануне Преображения господня, Пастернак воспринял как верный знак того, что очень скоро ему предстоит уйти в иной мир.
И самое удивительное в том, что именно во сне автор прощался не только со своими друзьями, но и со всем тем, что дорого ему в этом мире.
Это – отнюдь не материальные ценности, к которым Пастернак после того, как лицом к лицу столкнулся со смертью, стал относиться с заметным пренебрежением.
Поэта гораздо больше волнуют ценности духовные, поэтому он отмечает:
«Прощай, лазурь Преображенская и золото второго Спаса».
Поэт понимает, что прожил очень сложную и непростую жизнь, когда за возможность выражать свои мысли приходилось бороться в прямом смысле этого слова.
Эпоху социализма поэт считает годами «безвременщины», наполненными унижений, которые прервали его «полета вольного упорство».
Но Пастернак ни о чем не сожалеет, так как ему довелось познать «и творчество, и чудотворство», постичь гармонию мира и испытать подлинное счастье.
Сеть
Надо как-то жить, не сетуя ежедневно о прошлом ,пусть оно там дремлет, привыкшее к молчанию,и с радостью встречать каждый отпущенный нам день.
Ведь стакан жизни нашей все же наполовину полон,а не пуст(ведь не отдадите же вы все блага мира взамен здоровья ваших близких вам людей,которые сейчас с вами рядом!
Напоследок-Арсений Тарковский и его замечательное-Перед Листопадом(слышанные-переслышанные,но такие прекрасные стихи!
Всем-добра.
Перед листопадом
Все разошлись. На прощанье осталась
Оторопь жёлтой листвы за окном,
Вот и осталась мне самая малость-
Шороха осени в доме моём.
Выпало лето холодной иголкой
Из онемелой руки тишины
И запропало в потёмках за полкой,
За штукатуркой мышиной стены.
Если считаться начнём, я не вправе
Даже на этот пожар за окном.
Верно, ещё рассыпается гравий
Под осторожным её каблуком.
Там, в заоконном тревожном покое,
Вне моего бытия и жилья,
В жёлтом, и синем, и красном
– на что ей
Память моя?
Что ей-
память моя?
У меня особое отношение к августу - я сам августовский. Бесхитростно сообщу, что мне понравилось всё! Благодарю !
Добрый вечер, Татьяна.
Прекрасный выбор стихов!
Спасибо за добрые слова.
Радости и солнечных дней.
Рад Вам всегда от души.
С теплом Валерий
Очередной месяц очередного уходящего лета))))
АННА АХМАТОВА
Он и праведный и лукавый,
И всех месяцев он страшней:
В каждом Августе, Боже правый,
Столько праздников и смертей.
Разрешенье вина и елея…
Спас, Успение… Звездный свод!..
Вниз уходит, как та аллея,
Где остаток зари алеет,
В беспредельный туман и лед
Вверх, как лестница, он ведет.
Притворялся лесом волшебным,
Но своих он лишился чар.
Был надежды «напитком целебным»
В тишине заполярных нар…
А теперь! Ты, новое горе,
Душишь грудь мою, как удав…
И грохочет Черное Море,
Изголовье мое
разыскав.......
1957
Анна Андреевна Ахматова очень не любила август.
Она боялась его и считала этот месяц для себя несчастливым.
Имела к этому все основания, поскольку в августе был расстрелян Гумилев, в августе был арестован ее сын Лев, в августе вышло известное постановление о журнале «Звезда» и «Ленинград» и т.д.
25 августа 1915 года умер отец Анны Андреевны.
7 августа 1921 года умер Блок.
В 1924 году в день панихиды по Блоку в Ленинграде началось наводнение.
26 августа 1949 года был арестован Н.Н. Пунин, гражданский муж Ахматовой.
21 августа 1953 года Николай Николаевич умер в воркутинском лагере (поселок Абезь).
В августе 1962 года Анна Андреевна была выдвинута на Нобелевскую премию. Сразу отмахнется от призрачной надежды — август.
Премия будет присуждена другому поэту
Анна Ахматова-1927
Август 1940-Париж в оккупации
Анна Ахматова (чит.П.Беседин)
По некоторым источникам Гитлер не смог подняться на Эйфелеву башню, так как лифты были выведены из строя не желавшими подчиняться новым властям французами.
Ему оставалось лишь фотографироваться на фоне башни.
Сеть
Не дождавшись американцев, 18 августа 1944 года бойцы французского Сопротивления поднимают восстание в Париже. Имеющие богатый опыт в восстаниях и революциях жители Парижа выходят на баррикады.
К чести парижской полиции, она с самого начала восстания активно перешла на сторону народа и вместе с бойцами Сопротивления вступила в бой с гитлеровцами.