…Стоит деревенская русская банька в дальнем углу подворья, среди огромных лопухов и душистой смородины, как сказочная избушка, полная волшебных секретов, тайн и загадок, как вход в потусторонний мир. И просто так, незнаючи да неумеючи, к ней не подступись, а сначала слово скажи правильное, да уважь ее.
Анатолий, добрый вечер!
Да, чем дальше, тем страшнее...
Я хочу добавить про детишек баенника - анчуток:
. Ремизов. Банные анчутки
Всякой бане есть свой баенник. Не поладишь — кричит по-павлиньи. У баенника есть дети — банные анчутки: сами маленькие, черненькие, мохнатенькие, ноги ежиные, а голова гола, что у татарчонка, а женятся они на кикиморах, и такие же сами проказы, что твои кикиморы. Душа, девка бесстрашная, пошла ночью в баню. - Я, — говорит, — в бане за ночь рубашку сошью и назад ворочусь. В бане поставила она углей корчагу, а то шить ей не видно. Наскоро сметывает рубашку, от огоньков ей видно. К полуночи близко анчутки и вышли. Смотрит. А они маленькие, черненькие, у корчаги уголья — у! — раздувают. И бегают, и бегают. А Душа шьет себе, ничего не боится. Побоишься! Бегали, бегали, кругом обступили да гвоздики ей в подол и ну вколачивать. Гвоздик вколотит: - Так. Не уйдешь! Другой вколотит: - Так. Не уйдешь! - Наша, — шепчут ей, — Душа наша, не уйдешь! И видит Душа, что и вправду не уйти, не встать ей теперь, весь подол к полу прибит, да догадлива девка, начала с себя помаленьку рубаху спускать с сарафаном. А как спустила всю, да вон из бани с шитой рубахой, и уж тут у порога так в снег и грохнулась. Что и говорить, любят анчутки проказить, а уж над девкой подыграть им всегда любо. Выдавали Душу замуж. Истопили на девичник баню, и пошли девки с невестой мыться, а анчутки — им своя забота, они тут как тут, и ну бесить девок. Девки-то из бани нагишом в сад, и высыпали на дорогу и давай беситься: которая пляшет да поет что есть голосу невесть что, которые друг на дружке верхом ездят, и визжат, и хихикают по-меринячьи. Едва смирили. Пришлось отпаивать парным молоком с медом. Думали, что девки белены объелись, смотрели — нигде не нашли. А это они, эти анчутки ягатые, нащекотали усы девкам!
А это Вашей Банной бабушке Банный дедушка:
Как же теперь в баню ходить?
Елена, добрый вечер! Вот и детки нашлись! Спасибо Вам! Позже продолжу, сейчас вынужден отлучиться.
Елена, пару дней назад Вы выложили эту картину:
Теперь мы знаем, что это - самые настоящие анчутки, детки банника.
Но анчутки, оказывается, бывают не только банные, но и полевые и водяные. Вот этот, водяной, мне особенно симпатичен.
Ну, и еще пара изображений этой нечисти.
Анатолий, мы так составим целую родословную этой нечисти.
Анчутки просто распрекрасны, когда на них при дневном свете смотришь. А ведь если они женятся на кикиморах болотных, то как раз шишиги и есть их жёны.
Легенда o Кикиморе:
Пращуры наши считали ее злым божеством ночных кошмаров. Родятся кикиморы от Змея Огненного, и нечистая сила переносит их за тридевять земель, к злым колдунам, где они обучаются всякому недоброму волшебству. С виду кикимора тоненькая, маленькая, голова с наперсточек, а туловище не толще соломинки.
Крадучись, пробирается кикимора в крестьянскую избу и поселяется за печкой или живёт в бане. Отсюда и выходит она по ночам, чтобы проказить с веретенами, прялкой, вязаньем, начатой пряжей. Берет рукоделие и садится на своем излюбленном месте — в правом от входа углу, подле печи. Сидит ли, прядет ли кикимора — беспрестанно подпрыгивает на месте. Стучат коклюшки, свистит на всю избу веретено, крутятся нитки, но хоть кикимора и работает всю ночь, толку от ее работы никакого нет. Перепутает нитки, порвет пряжу, скомкает кудель, а потом уберется за печку, чтобы и там стучать и скрипеть, пугая малых детей. Но это еще так, озорство! Вот если невзлюбит кого — всех из избы выгонит своими причудами. Ничто тогда кикиморе не по сердцу: и печь не на месте, и стол не в том углу, и скамья не по той стене. Все в доме тогда падает и рушится, посуда бьется, молоко прокисает, пироги подгорают. А если уйдет она из избы жить в курятник, всем курам перья повыщиплет! Можно, конечно, в курятнике повесить «курячьего бога» — камень с природной сквозной дыркой, который считался оберегом.
(Вот такой есть у меня, вот только курятника и кур не наблюдается)
Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника — кикимора его очень любит и за угождение может оставить в покое.
Вместе с тем люди верили и в то, что умелым хозяйкам кикимора помогает, а вредит только ленивым и нерадивым. Так что делаем вывод...
А вот такой Кикимору изобразил русский художник и иллюстратор И.Я. Билибин(1876-1942):
А я, в своё время, даже сфотографировала предполагаемое место обитания этих самых кикимор:
https://tunnel.ru/view/post:89129
И конечно же у кикиморы есть дети:
Шуликуны - их чаще всего упоминают на Русском севере. Живут они недолго и это очень хорошо, так как они такие же, мягко говоря, проказники, как и их родители.
Эти нечистики появляются на сочельник из трубы и уходят под воду на Крещенье. Бегают по улицам с горячими углями на железных сковородках или с железным каленым крюком в руках, которым могут захватить человека-пьяницу: кружат его, толкают в грязь, могут даже в прорубь заманить. Иногда ездят на ступах или печках. Ростом шуликуны с кулачок, ноги конские, изо рта пышет огонь; носят самотканые кафтаны, кушаки и остроконечные шапки.
Вот такие дела, а всё началось с бани...
Елена, добрый день! Мы с Вами скоро всю нечисть выведем на чистую воду! А вот это не шуликуны ли, они же анчутки? Очень похожи!
Здравствуйте, Елена и Анатолий!
Сколько всякой нечистой силы! Страшно подумать...
Все равно - жутко интересно!!! :)
СПАСИБО Вам!!!
Добрый день, Ирина! Да, жутко, но интересно! Я в бане на отдельной стенке повесил портреты всей этой нечисти, чтобы "задобрить" её.
Да, Ирина, скоро стен будет не хватать. На одной - афоризмы, на другой - репродукции картин.
Придется просто временами менять экспозицию...
(Правильно выразилась? Что-то смущает - не пойму, что.)
Что пделаешь тут? :):):)
anatol995 пишет:
Или пристроить выставочный зал.
Это - затратней!
Ну да, хозяин - барин!!! :)
Здравствуйте, уважаемые завсегдатаи Банного блога! Извините, тороплюсь, нужно просмотреть все альбомы на эту тему, чтобы не вставить уже существующие там картинки, а пока , пристройте этого банника - недоброго старикашку..., который согласно русскому фольклору, обитал в бане , хотя мне он понравился : Жалко его, не с кем словом перемолвиться, не с кем попариться, а он и веничик запасной припас ... только курочка- ряба в собеседниках и друзьях, но она не попарит и её не попаришь...
Написала Вам , а позже нашла расшифровку по этому рисунку:
"Кто в бане хозяин? - фольклор.
Согласно русскому фольклору, в бане обитал банник – недобрый старикашка, с длинной, покрытой плесенью бородой, облаченный в липкие листья, отвалившиеся от веников.
Откуда появлялся в бане этот сердитый родственник домового – неизвестно, но в ночь после ее постройки он становился там полновластным хозяином. Банника старались заранее задобрить: под порог новой бани закапывали черную курицу или черного петуха. При этом курицу полагалось не резать, а задушить и не ощипывать.
При посещении бани необходимо было соблюдать определенный ритуал. При входе испросить разрешение на помывку: «Банный хозяин, дай мне баню истопить!», а уходя, обязательно задом наперед, отвесить поклоны и поблагодарить. Особенно банник не любил, когда громко говорили, стучали шайками, шумели и бранились."
И ещё одна картинка от этого автора :
Нет злее банника., рис.Антон Брунов.
"Нет злее банника.
Нарушение «банного» этикета влекло за собой неминуемое наказание. Банник мог защекотать, запарить, забросать горячими камнями, плеснуть кипятком. Зачастую банник использовал в своих «шалостях» и банный инвентарь: кадки, ведра, шайки, тазы и ковшики. Его злой воле приписывали обмороки и несчастные случаи, иногда происходящие в парной. Впрочем, с ним можно было и поладить. Знающие люди всегда оставляли баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой воды, а также краюху черного хлеба, обильно посыпанного солью."
"Банные гадания
Имелись особые дни, когда банник был добрее и мог предсказывать судьбу гадающим.
В конце июня на Аграфену-купальницу пол в бане застилали травою и «отменно парились» свежими вениками из целебных трав, а потом девушки гадали. Веник перебрасывали через голову: куда комлем упадет – туда и замуж выходить.
На Святки спрашивали банника, каков будет суженый, выставляя на мороз щеку, а кто посмелее – и другие части тела. Если прикасалась мохнатая и теплая рука – замужество обещало быть счастливым, если холодная и гладкая – не к добру."
Текст: Белова Нина, рисунки: Антон Брунов
Уважаемая Дейзи, добрый день! Очень симпатичный у Вас банник, и совсем не злой, а грустный. Спасибо!
Добрый сентябрьский день , уважаемый Анатолий ! Не хотела "вклиниваться " в Вашу душевную компанию, но сейчас вспомнила , что у многих сегодня праздничный семейный день : "День Знаний" и кому-то из нас даже посчастливилось отправляться с малышами в ПЕРВЫЙ КЛАСС! Так что , сегодня помывка не состоится.
С симпатией , Дейзи.
Добрый день, Маргарита и Анатолий!
Маргарита! Какие картинки у Вас замечательные!!! СПАСИБО!
Здравствуйте , Ирочка! Оказывается , не все пошли в школу?!
Картинки подготовила давно, но времени на их загрузку не находила, к тому же , пришлось пересмотреть заново альбомы , чтобы знать : куда вставить их.
Спасибо , рада , что Вам понравились. что бы это значило? ОЛн не хочет в баню, пришлось на долгий жёсткий режим стирки его включить!...
Даа... Жестоко Вы с ним! :):):) Жестко?!
Сегодня с утра бежала мимо школьного двора, где шла линейка ( утренник?). Много нарядных учителей и учеников! Цветов - море!!! Шарики! Музыка, шум... Вобщем, праздничная суета...
Дети мои уже закончили школу, а внук еще маленький( в ноябре будет два года).
Ирочка, теперь он сам с радостью побежит в баньку, а когда "распробует" , то и не захочет уходить оттуда.
Ну , что ж, школьная пора у Вас ещё впереди!
Irina пишет:
Даа... Жестоко Вы с ним! Жестко?!
Сегодня с утра бежала мимо школьного двора, где шла линейка ( утренник?). Много нарядных учителей и учеников! Цветов - море!!! Шарики! Музыка, шум... Вобщем, праздничная суета...
Дети мои уже закончили школу, а внук еще маленький( в ноябре будет два года).
В баню - всегда с удовольствием!!!
Надо подумать... и махнуть к тетке в баньку на выходные. (Давно уже не была.)
И на грибочки!!!
:):):)
anatol995 пишет:
Или пристроить выставочный зал.
Анатолий, я за "пристроить"! Потому что коллекция должна всё время пополняться!
Добрый день, Анатолий!
Никак не могу уйти от этой темы, "зацепила"
Всю встреченную на просторах инета нечисть, тащу в БАНЮ. Вот ещё один экземплярчик:
Добрый день, Елена! Ответил Вам на реплику о "пристроить", но мой ответ куда-то испарился. Короче, будем готовить проект пристройки! А за Баённика спасибо!
Ирина, теперь каждый может выбрать себе нечисть по вкусу или в зависимости от интерьера.
Чем глубже погружаешься в тему банной нечистой силы, тем становится страшнее и… интереснее. Оказывается, по народному поверью, банников в бане могло быть и несколько, а иногда банник обитал там с женой и детьми. Про детей, сколько ни искал, не нашел никаких сведений, а вот про бесовщину женского рода кое-что разузнал. Правда, не понял, жены это банника, или независимые особы.
В поверьях русских крестьян существует банник женского рода – банница, байниха, баенная матушка, обдериха. «Старые люди слыхали: как выйдешь из бани, а там еще хлещутся, парятся, это никто как банница».
Обдериха выглядит как лохматая, страшная старуха, иногда голая. Показывается в виде кошки и живёт под полком. Её основная забота – обдирать кожу с нарушителей банных запретов и развешивать её на каменке сушиться, а особенно любит шпарить кипятком до пузырей. Зашедшему в полночь в баню парню обдериха настойчиво «давается» замуж и грозит ободрать кожу в случае отказа. Четвертый пар она ни с кем не хочет делить: может исцарапать. Поверья о ней сходны с представлениями о баннике (кроме участия в гаданиях).
Как женская разновидность банного духа может выступать также шишига. В народных поверьях - дух в облике женщины, живущий в лесу или на болоте, запутывающий человека, заманивающий его в непроходимые места; кикимора болотная. Шишига представляется скромной, робкой, застенчивой и неповоротливой косматой бабой. Она, как и русалка, живёт в омуте или глубоком болоте, с шумом плещется водой, иногда выходит на берег. Шишиги любят попариться в бане, иногда заходят в дома. Если оставить прялку на ночь без молитвы, шишига будет прясть, но нитки сучить не слева направо, а наоборот.
Никому не удалось запечатлеть ни банницу, ни обдериху, ни банную матушку, а вот шишиг я обнаружил целых две.
По некоторым преданиям, это - демоническое существо, которое показывается в бане тем, кто идёт туда без обережного заговора, без молитвы или нательного крестика. Шишига принимает образ знакомой или родственницы и зовёт с собой париться, может запарить до смерти. У В.И.Даля читаем: «Говорят, у некоторых селится в бане не сам банник, а его ближайшие родственницы - обдериха или шишига. В гаданиях они не помогают, а вот на пакости разные горазды».
Шишига номер два.
Ещё одна обитательница банного пространства – банная матушка или бабушка: дух, мифическое существо, обитающее в бане; «хозяйка» «бани-целительницы и бани-восприемницы», дряхлая добрая старушка, лечит от всех болезней. Упоминания о ней в материалах XIX-XX вв. немногочисленны. Появление в бане банной бабушки, сверхъестественной знахарки и повитухи, иногда непосредственно связано с родами. В крестьянских семьях они происходили обычно в бане, где мать с новорожденным оставалась еще некоторое время. Тут же их омывали и даже парили. Омовение сопровождалось различными магическими действиями и обращениями к доброй банной матушке (бабушке), которые должны были обезопасить роженицу с ребенком от всего недоброго. Банная бабушка как бы приглядывает за ними. Она также доброжелательна к слабым и больным, избавляя их от всех болезней.