Белый танец....Дамы приглашают кавалеров....
Белый танец....Дамы приглашают кавалеров....
О вальсе сказано немало,
Он в песнях и стихах воспет.
И сколько б танцев ни бывало,
А лучше вальса, право, нет!
Вальс – это всё-таки вальс!
Вальс - прекрасный танец, сопровождающий нас с детства. Вечная и сильная музыка, шикарные платья и фраки - всё это никого не оставиляло равнодушным.
Вальс берёт своё начало с альпийских областей Австрии и окрестностей Вены. Уже в начале XVII ст. его вовсю танцевали при Габсбургском дворе на балу. Подобные "кружащиеся танцы" известны ранее в исполнении баварских и австрийских крестьян. Во Франции в середине XVIII ст. была сильно популярна немецкая вариация вальса. До окончания XVIII века высшее общество легко приняло этот популярный австрийский крестьянский танец.
Вальс стал излюбленным танцем многих, хотя его ненавистники тоже давали о себе знать.
Учителям танцев он казался серьёзной угрозой для их профессиональной деятельности, потому что основные шаги вальса можно легко освоить в кратчайшие сроки без посторонней помощи. Трудно даже сравнить вальс с другими придворными танцами, которые невозможно было исполнять без тщательной практики в запоминании сложных фигур, а также совершенствования танцевальных позиций и соответствующих манер поведения.
По моральным нормам вальс критиковали ещё больше: чересчур быстрые кружащиеся движения, слишком близкая позиция. Для религиозных лидеров вальс казался воплощением греха и вульгарности.
Придворные круги в Европе сначала изо всех сил противились этому танцу, а в Англии он был принят намного позже из-за строгих моральных принципов. Летом 1816 года вальс включили в программу того бала, который организовал в столице Англии принц-регент.16 июля 1816 года газета The Times гневно критиковала вальс, призывая женщин к скромности и сдержанности, а также предупреждая родителей о том, какое пагубное влияние этот танец может оказать на их дочерей.
Очень много неодобрения было и от лица старшего поколения, которые не понимали предпочтений молодёжи. А вот правящая в то время королева Виктория, любительница балов и развлечений, испытывала к вальсу особую страсть.
– Вальс! Есть ли танец более удивительней? Танец, обаянию которого уже два века покоряется весь мир. Он царствует и сегодня. Может быть, его реже танцуют – вальс требует большой площади, размаха, но звучит он постоянно.
Вальс всюду: в музыке “серьёзной” и “лёгкой”, в опере и оперетте, в симфонии, инструментальном произведении, в балете и в песне.
Плавные танцы с верчением, похожие на вальс, существовали очень давно и у разных народов.
Кстати, само слово “вальс” произошло от немецкого “веллер”, “вальцен” – крутить, раскатывать.
Чаще всего предком вальса называют лендлер, потому что именно от него произошёл знаменитый венский вальс.
Конечно, “предки” значительно отличались от своего “потомка”.
Они не обладали ни его лёгкой стремительностью, ни плавным скользящим шагом.
Их танцевали грубее, с подскоками, а партнёрш поднимали высоко над землёй и кружили в воздухе.
Развитие вальса особенно интенсивно происходило в Вене.
Расцвет венского вальса связан с творчеством Иоганна Штрауса-отца, а позднее его сыновей: Йозефа и, в особенности, Иоганна, прозванного “королём вальса”. Наиболее известны из его 477 вальсов такие, как “Прекрасный голубой Дунай”, “Сказки венского леса”, “Венские голоса”.
Вальсы Иоганна Штрауса-отца звучали в австрийской столице повсюду. А вальсы Иоганна Штрауса-сына покорили не только Европу, но и весь мир. Поэтичные, изящные, с обаятельными, свободно льющимися мелодиями, они пленяли слух. Вальсы звучали в опереттах И. Штрауса “Летучая мышь”, “Цыганский барон”.
Оперетта – это появившийся в XIX веке во Франции новый театральный жанр, где первым из танцев наравне с канканом прописку получил именно вальс. Он звучал в известных всему миру опереттах “Сильва”, “Баядерка”, “Принцесса цирка”, автором которых был знаменитый венский композитор Имре Кальман.
– Начиная с “Приглашения к танцу” Вебера, вальс попал в сферу симфонической музыки. Великолепным образом такого симфонического вальса стал “Вальс-фантазия” М. Глинки. Зазвучали в концертах фортепьянные вальсы – “Мефистовальс” Ф. Листа, “Сентиментальный вальс” П. И. Чайковского.
Наверно, я б не вспомнила о вас,
Но у Чайковского в то утро воскресенья
В усадьбе под “Сентиментальный вальс”
Застенчиво кружился снег весенний.
Внимая вальсу, в стороне от всех,
Я думала, бредя пустой аллеей:
Он с вами схож, весенний этот снег,
Что тронуть ветви нежностью не смеет.
И снова стынь откуда-то взялась,
И грусть, что время вёсен пролетело…
Ах, этот вальс, сентиментальный вальс,
Задумчивый, весь от снежинок белый.
И. Волобуев
– Многочисленные великолепные вальсы Шопена – то блестящие бравурные, то нежные и мечтательные, звучали в концертах. Польский композитор писал их совсем не для танцев. Это очаровательные концертные пьесы.
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса лёгкий шаг.
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Ещё звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве.
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
– Этот знаменитый Седьмой вальс – нежный, светлый, полный грусти – считается вальсом Марии Водзиньской, невесты Шопена. Её родители воспрепятствовали их браку.
Ф. Шуберт импровизировал свои вальсы во время танцев. Традиции Шуберта продолжил Роберт Шуман (“Бабочки”, “Карнавал” для фортепиано) и Иоганес Брамс ( “Вальсы любви” и “Новые вальсы любви” ).
Вальс покорил и Россию. Здесь стали популярными вальсы-песни в обработке В. В. Андреева для оркестра народных инструментов.
Сиянье люстр и зыбь зеркал
Слились в один мираж хрустальный.
И веет, веет ветер бальный
Теплом душистых опахал.
Андреев строг, как модный Штраус,
В мотивы вальса ввёл напев,
Старинный песенный, без пауз,
Пленяющий столичных дев.
И. Бунин
– Множество русских романсов написано в ритме вальса… Вальс-романс – это особый салонный жанр, танец влюблённых, прелюдия чувств и ожидание страсти.
Словно лёгкие капельки или снежинки
Начинают волшебно владеть тишиной…
Не спеша
Нарастает мелодия Глинки –
И яснеет бездонная высь надо мной.
Оттесняется зло,
Забывается косность,
И в сердцах воцаряется скрипки печаль.
Увлекая, весь мир согревает Чайковский,
И, как луч, доброта простирается вдаль.
(У. Кумисбаев)
– Опера “Евгений Онегин”… Бал в доме Лариных. Празднуют именины Татьяны. Судачат маменьки, вспоминают недавнюю охоту отцы семейств…
Вдруг из-за двери в зале длинной
Фагот и флейта раздались.
…………………………….
И в залу высыпали все.
И бал блестит во всей красе.
……………………………….
Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный,
Чета мелькает за четой…
(А. С. Пушкин. “Евгений Онегин”)
– С. С. Прокофьев “Война и мир”… Бал у великосветского вельможи. Юная девушка в розовом платье… С бьющимся сердцем она ждёт: неужели никто не пригласит её на танец? “Вальс, вальс!”, - слышится голос распорядителя. Не сразу, будто издалека возникает нежная мелодия. Звучит первый счастливый вальс Наташи Ростовой.
“Когда говорят пушки, музы молчат” – это изречение известно с давних пор. Но мы также знаем слова В. Маяковского: “И песня, и стих – это бомба и знамя”. Но есть особая тема – лирический вальс.
А сколько великолепных вальсов звучало в старых кинофильмах!
Много прекрасных песен написано в ритме вальса.У нас в народе любят вальсы.
Эта традиция идёт с давних времён, когда в городских садах и парках в летнюю пору играли военные духовые оркестры, в исполнении которых звучали старинные вальсы.: “На сопках Маньчжурии”, “Осенний сон”, “Дунайские волны”, “Амурские волны”, “Берёзка” и другие.
Как приятно было слушать, сидя чуть поодаль на скамейке или прогуливаясь по аллеям сада эту замечательную музыку, навевающую умиротворение, лёгкую грусть и лирическое настроение.
Вальсы, вальсы – моё вы мучение, –
Бесконечно я слушать готов
Задушевные сочинения
Капельмейстеров русских полков.
(Н. Ушаков)
Что же в наше время? Безусловно, вальс продолжает свой победный тур. Он обрёл множество профессий: “Колхозный вальс” П. Майбороды, “Шахтёрский вальс” И. О. Дунаевского, вальсы лётчиков, моряков. Он прописался в самых неожиданных местах: “Сибирский вальс” Т. Носова, “Киевский вальс” П. Майбороды, “Вальс Садового кольца” Е. Птичкина.
Любители авторской песни поют у костра и на фестивалях “Вальс-бостон” А. Розембаума, “Милая моя”, “Вальс в ритме дождя” Ю. Визбора .
– Выпускной школьный бал… Какие сложные чувства владеют в этот вечер юношами и девушками! Грустно расставаться с родной любимой школой, где столько пережито, где твои друзья, учителя… Много поют и танцуют на выпускном балу, но последний школьный вальс – несомненно, самый волнующий и трогательный момент этого замечательного события.
Этот вальс,
Этот вальс,
Этот вальс…
Этот медленный, плавный полёт…
Для неё,
Для него
И для вас
Вальс над школою нашей плывёт…
– Можно с уверенностью сказать: вальс бессмертен! Подобно сказочному Фениксу, он будет возрождаться вновь и вновь, всегда прекрасный и юный, как сама жизнь.
Прислушайтесь: грустит, поёт, смеётся прекрасная мелодия, кружится и летит над миром волшебный танец. Вальс продолжается!
Станцуем вальс...
Станцуем вальс...
В одной минуте счастья
Закружимся...и к черту суета.
Прикосновение к плечу запястья,
влюбленность в нежно лгущие уста...
Пусть не любовь-лишь глупая влюбленность,
Пусть множество неспетых серенад ...
В чертах лица всё та же утонченность,
Смущенная улыбка невпопад.
Станцуем вальс...до самого рассвета,
Не стоит говорить прозрачных фраз.
Забуду Вас, жантильного брюнета
Оставлю в памяти лишь...одинокий вальс...
Игорь Лебедев
Вальс о вальсе.
Поздняя электричка. Вальс о вальсе.
«…вальс – это танец влюблённых!
Вальс – это всё-таки вальс!»
Пятница. Вечер. Электричка мерно отстукивала положенные километры и стыки. За окном ветер и дождь танцевали с осенними листьями вечерний, стремительный вальс.
Полупустой вагон. Уставшие за неделю люди думали о доме и тепле, которое вот-вот откроет для них свои объятия, домашнем тепле и тепле родных сердец, любящих и ждущих…
Очередная подмосковная станция. Фонари сквозь пелену дождя освещают платформу. Люди выходят, открывая на ходу зонтики и поднимая воротники. Дождь… Жёлтые листья прилипают к оконному стеклу. Поезд начинает своё поступательное движение – дальше и дальше, унося оставшихся пассажиров в ночную тьму и неведомую даль. Неожиданно тихий голос(я слышу через наушники, передающие тихую песню на испанском языке) произносит:
-Добрый всем вечер!
В начале вагона стоит немолодая уже женщина. В руках – баян. Тихий голос поёт:
«Есть ли на сердце грустинка -
Мало ли вдруг почему!
С вальсом поставьте пластинку,
Все расскажите ему.
С легким изящным поклоном
С вами простится печаль.
Вальс - это танец влюбленных,
Вальс - это все - таки вальс…»
Blondinka пишет:
Добрый вечер,Владимир! Рада Вашему визиту! Спасибо!
Взаимно!!!
На душе тепло. От тихого голоса, от песни о вальсе, который кружится и кружится, много лет, неся радость и надежду добрым людям.
"...Чей - то прадедушка юный
Твой или может быть мой
Ночью далекой и лунной
Шел со свиданья домой
Шел молодой окрыленный
В музыке счастья кружась
Вальс - это танец влюбленных..."
.....
«…Пусть на земле нашей старой
Новые вальсы звучат!
Пусть восхищенные парни
Кружат счастливых девчат.
Пусть в тишине затаенной
Кружатся звезды для нас!
Вальс - это танец влюбленных,
Вальс - это все - таки вальс…»
…….
Женщина медленно идёт по вагону. К ней тянутся руки с десятками. Она тихо говорит каждому:
-Спасибо! Спасибо Вам! - и улыбается в лёгком полупоклоне.
За окном ветер и дождь танцуют с осенними листьями вечерний, стремительный вальс. Я выхожу на следующей остановке, на ходу раскрывая зонтик. Жёлтый осенний лист падает мне под ноги. В луже отражается свет фонаря, освещающего платформу. Краем глаза вижу в освещённом окне отъезжающего поезда женщину с баяном…
В душе звучит:
«…Сколько улыбок смущенных,
Сколько восторженных глаз!
Вальс – это танец влюблённых!
Вальс – это всё-таки вальс!»
Вальс длиною в жизнь
Первый звонок, и косички, и белые бантики…
В памяти годы, как кадры немого кино.
Первое чувство… еще далеко до романтики,
Страшно представить, что все это было давно.
Первого вальса шаги и движенья неловкие,
В такт попадать получается только едва.
Первых признаний слова, и касания робкие,
Пульс — метроном: раз два три, раз два три и раз два…
На безымянном сияет кольцо обручальное.
Свадебный вальс… нежно кружит невесту отец…
Кажется только вчера… но уже на прощание
Машет крылом, улетая, подросший птенец.
Осень пришла и виски увенчала сединами,
Но отражается юность в знакомых глазах.
Господи, дай нам подольше остаться с любимыми,
И перед вечной разлукой не чувствовать страх…
… Молча стоишь в одиночестве ты неприкаянный,
Здесь тишина, лишь колышется ветром трава…
Воспоминанья потоком несутся отчаянным,
Пульс — метроном: раз два три, раз два три и раз два…
Татьяна Казачкова
Кружит вальс над землёй
А в душе ностальгия
С нежной грустью и болью
Эту песню поёшь
И с теплом и любовью
Вспоминаешь Россию
Хоть давно вдалеке
От неё ты живёшь.
Память сердце твоё
Бережёт очень свято
Там, где воды несёт
Седой Енисей
Ведь родился и рос
На земле той когда-то
И на свете её нет
Родней и милей!
Знай, твой голос звучит
И тебя не забыли
Эту песню подхватят
И с тобой подпоют
Пусть плывёт этот вальс
Над родною Россией
Здесь тебя очень любят
Верят и ждут!!!
Наталья Гребенко
Вальс — только эхо…
Лишь только вальс нам дарит этот миг,
И только он сейчас разъединяет…
Листая время, как страницы книг,
Забытым чувством снова опьяняет…
И кто подскажет, как спастись сейчас?
Я отвести уже не смею взгляда…
А вальс кружит, кружит, как в первый раз…
Душа безбрежной музыкой объята…
Ты мне шепнёшь тихонько:"Tu souvien?" *
(Но как забыть апрель нежданной встречи?
Когда рассвет дарили соловьям,
И солнце провожали каждый вечер?..)
Отвечу невзначай: "Un peu… Très mal..."
Вдруг отведу глаза… Поймёшь—неправда…
А за окном давным-давно февраль...
И знаем мы, что он судьбой оправдан...
Рисует вальс мелодию, смотри...
В ней каждый вдох о нас напоминает...
А сердце бьется в ритме, раз, два, три...
И треугольник мыслей замыкает...
Аккорд последний тает средь огней...
"Я так хотел сказать..." — не в силах слушать
Я исчезаю в тишине теней...
Вальс только эхо в давних снах и душах...
vovbur00 пишет:
Белый вальс. В.Высоцкий.
Владимр, спасибо огромное за такую потрясающую песню!
С Вашего позволения ... забираю!
Бенедиктов Владимир
Вальс
Все блестит: цветы, кенкеты,
И алмаз, и бирюза,
Люстры, звезды, эполеты,
Серьги, перстни и браслеты,
Кудри фразы и глаза.
Все в движеньи: воздух, люди.
Блонды, локоны и груди
И достойные венца
Ножки с тайным их обетом,
И страстями и корсетом
Изнуренные сердца.
Бурей вальса утомленный
Круг, редея постепенно,
Много блеска своего
Уж утратил. Прихотливо
Пары, с искрами разрыва,
Отпадают от него.
Будто прах неоценимый -
Пыль с алмазного кольца,
Осьпь с пышной диадимы,
Брызги с царского венца;
Будто звезды золотые,
Что, покинув небеса,
Вдруг летят в края земные,
Будто блестки рассыпные,
Переливчато - цветные,
С огневого колеса.
Вот осталась только пара,
Лишь она и он. На ней
Тонкий газ - белее пара;
Он - весь облака черней.
Гений тьмы и дух эдема,
Мниться, реют в облаках,
И Коперника система
Торжествует в их глазах.
Вот летят! - Смычки живее
Сыплют гром; чета быстрее
В новом блеске торжества
Чертит молнии кругами,
И плотней сплелись крылами
Неземные существа.
Тщетно хочет чернокрылой
Удержать полет свой: силой
Непонятною влеком
Как над бездной океана,
Он летит в слоях тумана,
Весь обхваченный огнем.
В сфере радужного света
Сквозь хаос и огнь и дым
Мчится мрачная планета
С ясным спутником своим.
Тщетно белый херувим
Ищет силы иль заклятий
Разломить кольцо объятий;
Грудь томится, рвется речь,
Мрут бесплодные усилья,
Над огнем открытых плеч
Веють блондовые крылья,
Брызжет локонов река,
В персях места нет дыханью,
Воспаленная рука
Крепко сжата адской дланью,
А другою - горячо
Ангел, в ужасе паденья,
Держит демона круженья
За железное плечо.
Приветствую Татьяну!:)
Спасибо за вальсы.....
Жизнь - это танец любви...
Фаина Соколова
- это танец любви… с продолженьем,
В вальсе ВЕСЕННЕМ – лёгком круженье.
С цветом вишнёвым, с песней капели,
Под соловьиные нежные трели.
Лёгкий
стремительный ЛЕТНИЙ фокстрот,
Он золотой краской солнечной мечен.
Света зигзагами молний расцвечен,
Мягкое па - и ещё поворот -
Танго
ОСЕННЕЕ – томный шансон,
это - поэзия радости, страсти,
Праздник души, стук сердец в унисон,
Чувства двоих лишь у танца во власти,
Танец
неистовый ЗИМНЕЙ метели -
Словно, скользящий по зеркалу льда.
В белых одеждах -
как в саванах ели,
Песня пурги...,
что манит... в никуда.
Жизнь-
удивительно-сказочный танец ... -
Словно канва между кольцами пялец.
Крестиков, глади - стежками полна -
ВЕСНА,
......ЛЕТО,
...........ОСЕНЬ
................и вот уж... - ЗИМА...
С Наступающим, Таня!
Желаю тебе, чтобы...ЗАВТРА было лучше, чем ВЧЕРА...
Донецкий Вальс-Сергей Ялтан
https://www.youtube.com/watch?v=KxX76Gd4peI
Здоровья тебе и оптимизма в Наступающем Новом,тепла и согласия в семье.
Будь Здорова!
Vladim пишет:
Э.Росси Вальс "Память цветов"
Исполняет ансамбль п/у Б.Киянова
Оч. нравится этот вальс. Спасибо,Владимир.С Наступающим!
Tatiana пишет:
Высоцкого-Белый Вальс- теперь ПОСМОТРИ....
Вальс красивый... Но адмирала Колчака я воспринимаю не как героя...
Зима устраивала бал…
Снег робко пригласил метелицу на танец.
И вот они уже кружат в пушистом вальсе.
А позже, подустав от круговерти, очень скоро,
метель затихнет в ласковых объятиях сугроба.
Приглашение на предновогодний бал ....