3 октября 2008 года исполнилось 90 лет народному артисту России, художественному руководителю эстрады государственного концертно-филармонического учреждения «Петербург-концерт» Бену Николаевичу Бенцианову. 6 октября замечательного артиста чествовали в АБДТ им. Г. А. Товстоногова на посвященном ему юбилейном вечере, а 16 октября в Театре эстрады им. А. И. Райкина прошёл его сольный концерт.
Это интервью Светлана Рухля («Санкт-Петербургские Ведомости») взяла накануне юбилея Бена Николаевича Бенцианова
ЭСТРАДА, КОТОРУЮ МЫ ПОТЕРЯЛИ.
– Бен Николаевич, могли ли вы предположить, что будете отмечать подобный юбилей?
– Никогда. Недавно мне попались на глаза данные о средней продолжительности жизни в России, и оказалось, что сверх этой средней продолжительности я живу уже лет сорок. При этом я совершенно не могу понять, на какой же возраст себя ощущаю.
– Некоторые ваши коллеги пытаются обмануть время, скрывают свой возраст, прибегают к разнообразным косметологическим ухищрениям...
– В свое время Анна Ахматова сказала, что насколько театральная сцена украшает артиста, настолько сцена эстрадная его обнажает. Эстрада – это нечто вроде плахи... Но когда на эстраде появляется мужчина, публика прощает ему и седины, и морщины. Женщинам значительно сложнее, к ним предъявляются иные требования, поэтому и появляются ухищрения, которые я считаю вполне оправданными. Но мне не нравится, когда подобные вещи начинают афишироваться на телевидении и громогласно обсуждаются.
– Часто приходится слышать, что манеры и облик прежних артистов сразу выделяли их из толпы.
– В одной рецензии я прочитал: «Когда по улице шли Шаляпин, Монахов, Стржельчик, они обращали на себя внимание прямой спиной, высоко поднятой головой. Сейчас так узнается Бенцианов» (смеется). Почему «теряется в толпе» сегодняшний артист? Жизнь с тех времен очень изменилась. Что-то упростилось, что-то усложнилась, что-то ушло навсегда. Современному артисту некогда «нести себя», он вынужден думать о том, где бы ему еще заработать.
– Из людей, работавших в близких к вам жанрах, кто, на ваш взгляд, был особенно интересен?
– Я могу назвать не один десяток фамилий, если говорить о тех, кто мне нравился. Но если говорить о гениях периода, который провел на этой грешной земле я, то в этом жанре было два гения. Один жил за океаном и звали его Чарльз Спенсер Чаплин, другой – у нас, в Ленинграде. Его звали Аркадий Исаакович Райкин. Все остальные, к коим я отношу и себя, были кто лучше, кто хуже. Мы все зависели от удачи, от режиссера, от сценариста...
Сейчас, на мой взгляд, дошло до полного маразма. Звезд стали производить на так называемых фабриках, звездам же этим в основном грош цена.
– А в чем неповторимость Пушкина, Тургенева, Льва Толстого? Только в том, что они гении. А как происходит, что из крошечных существ, которые лежат свернутые кулечками и попискивают, кто-то вырастает Бродским, Трифоновым или Шукшиным?! Богом так создано, вот и весь ответ.
Бывает, смотришь на человека и даже представить себе не можешь, каков его подлинный масштаб. Взять Василия Макаровича Шукшина. Ходил по студии человек в кирзовых сапогах, не очень опрятный, весь какой-то неуютный, взгляд прямо-таки «медвежий» из-под насупленных бровей. Но начиналось общение, и все сразу попадали под грандиозное обаяние его личности. И это не оригинальность, не самобытность, это именно гениальность. В наше время такое же можно было сказать об обидно рано ушедшем от нас Андрее Краско.
А сколько программ сделал Райкин! Сколько ролей он в них переиграл! Казалось бы, многие актеры могли их сыграть, один так, другой иначе, Райкин же сыграл гениально.
– Ваш переход из драмы на эстраду был закономерен?
– Можно сказать и так. «Четвертая стена», условно отделяющая сцену от зала, по великому Станиславскому, всегда мне мешала. Мне хотелось прямого контакта со зрительным залом.
...Я учился у Бориса Андреевича Бабочкина, и однажды он сказал на мой счет фразу, которая оказалась пророческой. Произошло это так. Между утренним и вечерним спектаклями (а все мы выходили на сцену в массовке) студийцы не разъезжались по домам, а коротали время в театре. В том числе и в буфете, где продавались дивные на вкус и доступные нам по цене сосиски. И вот во время подобной трапезы подсел как-то за мой столик Бабочкин. Я же, почувствовав от такой «близости» прямо-таки духовную связь между нами, стал развлекать его разговорами и рассказал, между прочим, о старушках, которые уморительно хохотали в зрительном зале на одном из спектаклей. Неожиданно я заметил, что взгляд его тяжелеет, а в следующее мгновение он сказал: «А ты, что ж, г.... (это было одно из «фирменных» его словечек), в зал смотришь?! То-то я все смотрю: я его у «воды» (так мы назвали задник сцены) поставлю, а в конце акта он уже на «лампочках» (рампа) стоит! Владька Стржельчик на месте стоит, Люся Макарова стоит, а он все время выползает! Не получится из тебя артиста! Иди на эстраду!».
...Уже в 1970-е, когда я был заслуженным-народным, мы встретились с Борисом Андреевичем за кулисами Театра Советской армии. Он расцеловал меня и громогласно провозгласил: «Ну что, г..., так и не стал артистом?!». Обидно, что сегодня Бабочкин практически забыт...
– Забыт?! Мне казалось, что роль Чапаева в фильме братьев Васильевых обеспечила ему славу далеко за рамками собственно театра и кинематографа.
– Но эта роль стала для него и роковой. Часто не только обыватели, но и специалисты склонны вспоминать только Чапаева. А Бабочкин был выдающимся творцом, любая грань его деятельности оставляла заметный след, об этом же сегодня никто и знать не хочет.
«Плотницкие рассказы» на телевидении он сыграл так, что уже одного этого было достаточно, чтобы все увидели, что он великий артист. А какие изумительные спектакли он ставил! Он, можно сказать, «родил» БДТ, который, правда, скончался после него, чтобы возродиться уже при Георгии Александровиче Товстоногове.
А каких учеников он воспитал! Ведь если из театрального института выходит один такой артист, как, например, Павел Луспекаев, его педагогу сразу же обеспечено звание доцента. Из студии при БДТ, где преподавал Бабочкин, вышли Стржельчик, Копелян, Людмила Макарова, Иван Пальму, Владимир Труханов...
Я вообще считаю, что артистов надо готовить именно в театре. У нас же получается, что после Станиславского любой может прочитать его труды и пойти преподавать. Но я не представляю, чему может научить человек, который никогда не стоял на сцене, не чувствовал дыхание зала?! Голая какая-то методология получается.
– Тоскуете сегодня по той, ушедшей, эстраде?
– Эстрада, которую мы потеряли, была, в прямом смысле слова, академической. Я помню концерты в саду отдыха на Невском проспекте, когда Летний театр сада был переполнен и не было никакой возможности попасть в него всем желающим. Какие артисты потрясающие выступали! Сестры Берри из Израиля приезжали, чудеснейший театр Будапештской оперетты с Ханной Хонти. Уланова, Вечеслова, Сергеев, Каплан, Халилеева, Грановская, Ростовцев – все наши выдающиеся артисты оперы, оперетты, балета и драмы почитали за честь выступить на эстрадном концерте! Потому что это выступление выходило за рамки «спеть» или «станцевать», ведь только эстрада дает возможность прямого общения со зрителем.
Но сегодня я порой ловлю себя на том, что мне стыдно называться артистом эстрады. Стыдно говорить, что я руковожу одним из звеньев российской эстрады. Потому что моими коллегами насаждается подчас такое! Кажется, Островский в одной из своих пьес написал: «Нет ничего стыднее, чем стыд за других».
Автор фотографий АЛЕКСАНДР ИЛЬИН
Содержание
01.Надо быть человеком всегда
02.Тополиный пух (Только кажется)
03.Самое смешное
04.Хоть поверьте, хоть проверьте
05.От зари до зари
06.Выхожу на сцену я
07.Антон, Андрэ, Симон, Марья
08.Ленинградец коренной
09. Зачем
10.А дождь сквозь крышу льёт
11.Страшно, аж жуть
12. Волга
13. Песня о друге
14.Любознательный сосед
15.За туманом
16.Среди миров (под Вертинского)
17.А где мне взять такую песню
18.50 лет Сов.власти
19.Книжный бум
20.Лётная погода
21.Лица на сумках
22.Малиновки заслыша голосок
23.Маэстро
24.Моё богатство
25.Ну что тебе сказать про Сахалин
26.Ой вот не везёт
27.Рабочие часы
Танечка, привет!
С удовольствием вспомнил замечательного Бена, которого смотрел и слушал давным-давно, когда еще учился в Ленинграде. Как мне близка его социальная позиция, выраженная стихотворными строчками - призывом здесь, на первой же картинке
Чтоб президент уразумел
Что беспределу есть предел!
СПАСИБО тебе за приятные воспоминания из времен студенческой поры!
Большое спасибо! С удовольствием послушал. Я помню его концерты и его популярность в стране. С уважением, Александр Сергеевич
Доброе утро, Юра и Александр Сергеевич! Очень рада, что вернула вас в те года "вешние" )), а вместе с вами и сама туда вернулась, благодаря Бену Бенцианову. Слушайте и возвращайтесь "в те года наши далёкие, в те года вешние".))
Будьте ,добры Объясните, пожалуйста, как к словам прикрепить файл, чтобы вы посмотрели.
Доброе утро. Александр!)) Смотря какой файл Вы хотите прикрепить.
Привет !!! а для меня это ново,впервые слышу.В детстве - футбол,хоккей ,позже в юности - зарубежная музыка.Но как бы ни было,все до мелочей понятно.И юмор совка и сатира,а главное суть той жизни. "Я другой такой страны не знаю " Мы родом из СССР !!!
Доброе утро, Сергей! спасибо Вам, что заглядываете в мои альбомы и оставляете комментарии.
Доброе утро, уважаемый Александр!
Прошу меня извинить, за "сворованные" Ваши фотографии.
Искала фотографи через гугл, Ваши мне очень понравились. К сожалению там нигде не было ни логотипа, ни предупреждения о повторной публикации без разрешения автора.
Каюсь, моя вина в том, что не указала автора фотографий. Исправила сейчас свою ошибку, если моё покояние и написание автора фотографий Вы оцените с "+", то будем надеяться, что конфликт разрешён.
А если нет, то я удалю все Ваши фотографии, которые "своровала".
С уважением... Татьяна.
Ceniora пишет:
Доброе утро, уважаемый Александр!
Прошу меня извинить, за "сворованные" Ваши фотографии.
Искала фотографи через гугл, Ваши мне очень понравились. К сожалению там нигде не было ни логотипа, ни предупреждения о повторной публикации без разрешения автора.
Каюсь, моя вина в том, что не указала автора фотографий. Исправила сейчас свою ошибку, если моё покояние и написание автора фотографий Вы оцените с "+", то будем надеяться, что конфликт разрешён.
А если нет, то я удалю все Ваши фотографии, которые "своровала".
С уважением... Татьяна.
Доброе утро, Татьяна!
Я не против использования фото. Но, приличия тоже надо соблюдать. (на будущее)
Свои комментарии сейчас удалю тогда.
Успехов, Татьяна!
С уважением.
Александр.
Александр, рада, что вопрос разрешён положительно:)
К сожалению мы учимся на своих ошибках. Стараюсь, больше их недопускать, но всякое иногда они проскакивают.
Всего Вам доброго!
Ceniora пишет:
Александр, рада, что вопрос разрешён положительно
К сожалению мы учимся на своих ошибках. Стараюсь, больше их недопускать, но всякое иногда они проскакивают.
Всего Вам доброго!
Удачи!
Альбом здесь
Альбом здесь
Альбом здесь