Ben Webster - Gone With The Wind (1965)
Бен Уэбстер, известный как «Животное» или «Лягушка» ("The Brute" или "Frog"), влиятельный американский джазовый тенор-саксофонист. В нетрезвом состоянии становился абсолютно невыносимым (музыканты прозвали его ‘Brute’ — животное). Уэбстера считают одним из трех наиболее важных "свинговых" музыкантов вместе с Коулменом Хокинсом и Лестером Янгом. Бен выдавал жесткий, скрипучий и жестокий тон с собственным отличительным рычанием, но в балладах он играл с теплотой и чувством. Стилистически он был обязан звезде альт-саксофона Джонни Ходжесу, который, по словам Уэбстера, научил его играть на своем инструменте.
Бенджамин Фрэнсис «Бен» Уэбстер (Benjamin Francis «Ben» Webster) родился 27 марта 1909 года в Канзас-Сити, штат Миссури, США.
Уэбстер учился играть на фортепиано и скрипке с раннего возраста, прежде чем стал играть на саксофоне. Сосед Бена Уэбстера, выдающийся мастер рэгтаймов и буги-вуги, Пит Джонсон показал, как надо играть джаз на фортепиано. Бен оказывается способным учеником, и вскоре происходит его дебют в качестве пианиста в одном из джаз-ансамблей Оклахомы. Разъезжает по Юго-Западу США с местными оркестрами, играя в основном на фортепиано. Время от времени он возвращался к пианино и записывался. После того как Бадд Джонсон показал Бену некоторые основы игры на саксофоне, Уэбстер начал играть в группе Лестера Янга Young Family Band. Канзас-Сити в этот момент был плавильным котлом, из которого возникли самые великие имена джаза 1930-х годов, и Бен Уэбстер присоединился в 1932 к легендарной группе Бенни Моутена, в которую также входили Каунт Бейси, Оран Пейдж и Уолтер Пейдж. Этот период был воссоздан в фильме Роберта Альтмана Kansas City.
Уэбстер в 1930-е выступал с довольно многими оркестрами, в том числе Энди Кирка, оркестром Флетчера Хендерсона в 1934 году, Бенни Картера, Вилли Брайанта, Кэба Кэлоуэя и недолго с биг-бэндом Тедди Уилсона.
Начав играть с оркестром Дюка Эллингтона в первый раз в 1935 году, к 1940 году Бен Уэбстер стал его главным солистом на тенор-саксофоне. «Альт-солист» Эллингтона Джонни Ходжес оказал большое влияние на его игру. В течение следующих трех лет он участвовал во многих известных записях, в том числе "Cotton Tail" и " All Too Soon". Его вклад вместе с басистом Джимми Блэнтоном был настолько важен, что оркестр Эллингтона в этот период известен как Blanton–Webster band. Уэбстер покинул группу в 1943 году после ссоры, во время которой он, якобы, разрезал один из костюмов Эллингтона.
После ухода от Эллингтона Уебстер работал на 52-ой улице в Нью-Йорке, записывался часто как лидер и аккомпаниатор, недолго играл с Raymond Scott, John Kirby и Sid Catlett, а также с группой Джей McShann, в которую входил и блюзмен Джимми Уизерспун. В 1948 году Бен Уэбстер ненадолго вернулся в оркестр Эллингтона, на несколько месяцев.
В 1953 году Бен записал King of the Tenors с пианистом Оскаром Петерсоном, с которым будет сотрудничать на протяжении десятилетия. Наряду с Петерсоном, трубачом Гарри «Свит» Эдисоном и другими, он гастролировал и записывался с Jazz at the Philharmonic Норманна Гранца. Альбом тенор-саксофониста Коулмена Хокинса Encounters Бен Уэбстер записал 16 декабря 1957 вместе с Петерсоном, Хербом Эллисом (гитара), Рэем Брауном(бас) и Элвином Столлером (ударные). Записи Хокинса и Уэбстера считаются джазовой классикой, сближением двух гигантов тенор-саксофона, которые впервые встретились еще в Канзас-Сити.
В 1956 году Бен Уэбстер записал классический набор с пианистом Артом Тэйтумом, при участии басиста Рэда Каллендера и барабанщика Билла Дугласа.
Уэбстер в целом работал стабильно, но в 1964 году он переехал на постоянное жительство вместе с другими американскими джазовыми музыкантами в Копенгаген, Дания, где он играл, когда ему вздумается во время своего последнего десятилетия. В 1971 году Бен воссоединился с Дюком Эллингтоном и его биг-бэндом на пару концертов в Тиволи (Дании) и он записал "живой" концерт во Франции с Эрлом Хайнсом.
Уэбстер скончался в Амстердаме, Нидерланды 20 сентября 1973-го и был похоронен на кладбище в Assistens Норребро, Копенгаген. Не став как все, гибким и современным, оставшись корнями в балладах эры блюза и свинга, Уэбстер был лучшим музыкантом свинга и позже оказал влияние на таких разных музыкантов, как Арчи Шепп, Лью Табакин, Скотт Хэмилтон, Дэвид Мюррей, и Бенни Уоллес.
После смерти Уэбстера, Билли Мур младший совместно с его попечителем недвижимости создал Фонд Бена Вебстера. Один из первых пунктов устава фонда гласит: «для содействия распространению джаза в Дании».
Этот благотворительный фонд присуждает молодым выдающимся музыкантом в Дании и США ежегодную Премию Бена Уэбстера. Приз не большой, но считается весьма престижным. За эти годы несколько американских музыкантов посетили Данию с помощью фонда, а также были поддержаны концерты, несколько записей, джаз и другие события, с ним связанные.
Частная коллекция джазовых записей Уэбстера хранится в библиотеке Университета Южной Дании, Оденсе.
В течение своей достаточно продолжительной карьеры Уэбстер сделал много записей на пластинки с такими музыкантами как Бэнни Моутен (Moten Benny), Хенри Аллен (Allen Henry), Бенни Картер, Флетчер Хендерсон, Вилли Брант (Bryant Willie), Путни Дандридж (Dandridge Putney), Дюк Эллингтон, Тэдди Уилсон, Кэб Кэллоуэй, Билли Холидей, Лайонел Хэмптон, Барни Бигард, Джек Тигарден, Рэкс Стюарт, Вуди Герман, Джеймс П.Джонсон, Сидней Кэтлетт, Кози Коул, Сир Валтер Томас (Sir Walter Thomas), Бенни Мортон (Morton Benny), Хот Липс Пэйдж(Page Hot Lips), Тони Скотт (Scott Tony), Chocolate Dandies, Эл Хэлл (Hall Al), Пит Джонсон (Johnson Pete), Харри Эдисон, Билл Харрис, Рэд Норво, Джордж Аулд, Бадди Рич, Джерри Маллиган, Мерсер Эллингтон, Кларк Терри, Джонни Ходжес, Мишель Легран, Джимми Визенспоон (Witherspoon Jimmy) и другими. Играл в знаменитом Auld-Hawkins-Webster секстете.
С именем Бена Уэбстера связана легенда о происхождение названия джазового стиля бибоп. Знаменитый музыкант как-то в 40-е, согласно легенде, заглянул в одну из комнат клуба «Минтон», чтобы поиграть с экспериментаторами нового стиля. Однако он попросил, чтобы они играли обычную музыку — «без всяких там „бопов-шмопов“». Словечко подхватили, и новый стиль джаза обрел своё название.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Perdido 7:22
2 Yesterdays 7:12
3 I'm Gonna Sit Right Down And Write Myself A Letter 5:57
4 Set Call 3:02
5 Sunday 4:10
6 That's All 6:15
7 Gone With The Wind 5:51
8 Over The Rainbow 5:38
9 Indiana 5:52
10 Misty 3:35
11 Set Call 3:35
Double Bass – Niels-Henning Ørsted Pedersen
Drums – Alex Riel
Piano – Kenny Drew
Producer – Alan Bates
Tenor Saxophone – Ben Webster
Recorded live at the Montmartre Jazzhus, Copenhagen, January 31, 1965.
Спасибо, Палыч!