Benny Andersson, Tim Rice, Björn Ulvaeus ~ (1984) Chess (2LP)
Лейбл: RCA PL70500(2)
Формат: Vinyl, 2 x LP, Stereo, 33 ⅓, Album, Sonopress Pressing
Год записи: 1983-1984
Год выхода: октябрь 1984
Страна: Europe
Стиль: Pop Rock, Musical, Ballad, Synth-pop

LP1
Side 1
01(А1) Merano
02(А2) The Russian And Molokov / Where I Want To Be
03(А3) Opening Ceremony
04(А4) Quartet (A Model Of Decorum And Tranquility)
02(А2) The Russian And Molokov / Where I Want To Be
04(А4) Quartet (A Model Of Decorum And Tranquility)
Side 2
05(В1) The American And Florence / Nobody's Side
06(В2) Chess
07(В3) Mountain Duet
08(В4) Florence Quits
09(В5) Embassy Lament
10(В6) Anthem
05(В1) The American And Florence / Nobody's Side
LP2
Side 3
01(C1) Bangkok / One Night In Bangkok
02(C2) Heaven Help My Heart
03(C3) Argument
04(C4) I Know Him So Well
05(C5) The Deal (No Deal)
06(C6) Pity The Child
01(C1) Bangkok / One Night In Bangkok
Side 4
07(D1) Endgame
08(D2) Epilogue: You And I / The Story Of Chess
08(D2) Epilogue: You And I / The Story Of Chess
Chess («Шахматы») — мюзикл, созданный в 1984 году. Музыка была написана бывшими членами шведской поп-группы ABBA Бьорном Ульвеусом и Бенни Андерссоном, автором текста стал Тим Райс, создавший такие мюзиклы, как «Иисус Христос — суперзвезда», «Эвита» и «Король Лев».
В 2006 году «Шахматы» заняли седьмую строчку чарта британской BBC «Важнейшие мюзиклы».
-17.jpg)
Повествование
Мюзикл повествует о поединке двух шахматистов: русского (Анатолия Сергиевского) и американского (Фредерика Трампера). Американский персонаж основан на эксцентричном чемпионе мира по шахматам Бобби Фишере (1972—1975), а русский — на его сопернике в матче за звание чемпиона 1972 года Борисе Спасском, и участниках первенств 1978 и 1981 (в Мерано, Италия) годов Анатолии Карпове и эмигрировавшем из СССР Викторе Корчном.
Мюзикл называют метафорой «холодной войны», с намёком на то, что «холодная война» сама по себе являлась манипулятивной игрой. На фоне сюжета о любви и ревности он высмеивает напряжённость и враждебность международной политической атмосферы начала 1980-х годов.
► Тим Райс в 1981 году был на матче на первенство мира в Италии, в Мерано. Тогда я сражался с Корчным, и вот его впечатления легли в основу мюзикла «Chess».
Анатолий Карпов◄
★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★
-18.jpg)
О мюзикле
Во времена холодной войны проводится чемпионат мира по шахматам. Чемпион мира американец Трампер и претендент, чемпион СССР Сергиевский сражаются за титул. Флоренс, подруга и секундант американца, уставшая от того, как обращается с ней её возлюбленный, уходит от него. Анатолий стремится вырваться из-под вечного контроля чересчур бдительного сотрудника КГБ Молокова, приставленного наблюдать за ним. Победив и став чемпионом, Анатолий сбегает на Запад — с ним уезжает и Флоренс, с которой у нового чемпиона мира роман. Однако влюблённым недолго суждено быть вместе...
♫ Есть четыре версии сюжета:
• Британская версия (Вест-Энд) (1986–1989)
• Американская версия (Бродвей) (1988)
• Московская версия (2020)
• Возрождение Бродвея в 2025 году
Музыка: Бьорн Ульвеус
Бенни Андерссон
Слова: Тим Райс
Либретто: Тим Райс
Ричард Нельсон (Бродвей)
Алексей Иващенко (Москва)
Дэнни Стронг (Бродвей)
Язык: английский
Постановки:
1984: Концепт-альбом
1986: Лондон (Вест-Энд)
1988: Нью-Йорк (Бродвей)
1990: Американский тур
1994: Шведский тур
1995: Лос-Анджелес
1997: Мельбурн
2001: Датский тур
2002: Стокгольм
2003: Нью-Йорк (Бродвей)
2007: Лос-Анджелес
2008: Лондон
2015: Сеул
2020: Москва
2025: Нью-Йорк (Бродвей)
★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★★
-19.jpg)
Marketed By – RCA Records
Distributed By – RCA B.V.
Distributed By – RCA Ltd.
Distributed By – RCA Records
Distributed By – RCA S.A.
Distributed By – RCA S.A. (2)
Distributed By – RCA Schallplatten GmbH
Distributed By – RCA S.P.A.
Phonographic Copyright Ⓟ – 3 Knights Ltd
Copyright Ⓒ – 3 Knights Ltd
Published By – Union Songs AB
Recorded At – CTS Studios
Recorded At – Olympic Studios
Recorded At – Polar Studios
Recorded At – Roundhouse Studios
Mixed At – Polar Studios
Designed At – Dewynters Ltd.
Mastered At – Teldec-Studio, Berlin
Arranged By – Anders Eljas, Benny Andersson
Music By – Benny Andersson, Björn Ulvaeus
Lyrics By – Björn Ulvaeus, Tim Rice
Bass – Rutger Gunnarsson
Choir – The Ambrosian Singers
Chorus Master – John McCarthy
Conductor – Anders Eljas
Copyist – Keith Roberts (4)
Direct Metal Mastering By – A
Drums – Per Lindvall
Flute – Björn J:Son Lindh (С1)
Guitar – Lasse Wellander
Keyboards – Benny Andersson, Björn Ulvaeus
Percussion – Per Lindvall
Sleeve Notes – Benny Andersson, Björn Ulvaeus, Tim Rice, W.R. Hartston
Synthesizer – Benny Andersson, Björn Ulvaeus
Vocals [Florence] – Elaine Paige
Vocals [Molokov] – Denis Quilley
Vocals [Svetlana] – Barbara Dickson
Vocals [The American] – Murray Head
Vocals [The Arbiter] – Björn Skifs
Vocals [The Russian] – Tommy Körberg
Vocals – Alan Byers, Leslie Fyson, Peter Bambo, Vernon Midgley (В5)
Vocals [Chorus, One Night In Bangkok] – Anders Glenmark (С1)
Backing Vocals – Anders Glenmark, Karin Glenmark
Backing Vocals [Additional] – Liza Öhman
Orchestra – London Symphony Orchestra
Orchestrated By – Anders Eljas
Mixed By – Michael B.Tretow
Management [3 Knights Ltd.] – Görel Hanser, Judy Craymer
Engineer – Michael B.Tretow
Engineer [Assistant; CTS] – Dick Lucy, Henry Edwards (2), Tim Pennington
Engineer [Assistant; Olympic] – John Kind, Keith Grant, Toby Alington
Engineer [Assistant; Roundhouse] – Neil Hutchinson
Photography By – Anders Hanser (2)
Producer – Benny Andersson, Björn Ulvaeus, Tim Rice
Gatefold sleeve. Comes with printed inner sleeves and a 20-page printed booklet including lyrics and script.
A Three Knights Production.
Ⓟ & Ⓒ 1984 3 Knights Ltd
Copyright Administered by Union Songs AB
Printed in W. Germany
Not all tracks' durations are listed separately, for example the duration of track B5 is that of B5 and B6 together
Runouts are stamped, except 'A-B-I' which is etched
Elaine Paige appears by kind permission of WEA Records
Murray Head appears by kind permission of Virgin Records
Björn Skifs appears by kind permission of EMI Sweden
Barbara Dickson appears by kind permission of Theobald Dickson Productions Ltd.
Видеоклип
Murray Head - One Night In Bangkok (SUPERSCALED TO 4K)
"One Night in Bangkok" is a song from the concept album and subsequent musical Chess by Tim Rice, Benny Andersson, and Björn Ulvaeus. British actor and singer Murray Head raps the verses, while the chorus is sung by Anders Glenmark, a Swedish singer, songwriter, and producer.
The release topped the charts in many countries, including South Africa, The Netherlands, West Germany, Switzerland, Denmark, and Australia. It peaked at No. 3 in both Canada and the United States in May 1985 and at No. 12 in the United Kingdom.
The full version of the song begins with an orchestral introduction, entitled "Bangkok". This serves as the introduction to Act 2 in the original musical album, feeding into the first verse of "One Night in Bangkok" itself with an abrupt change in musical style.
The song tells of the meeting of two great chess players, one Soviet and one American, in Bangkok, which is the capital of Thailand. Chess is a musical production that uses a US-USSR chess rivalry as a metaphor for the Cold War, but this song just contains double-entendres about the game of Chess compared to the Bangkok nightlife. The example often used is "I would invite you, but the queens we use would not excite you."
Along with the rest of the songs from Chess, the music was written by Björn Ulvaeus and Benny Andersson of ABBA, and Tim Rice wrote the lyrics. Rice has written for many film and theatrical productions, including the song "Can You Feel The Love Tonight" from The Lion King.
Murray Head is an actor who has been in several movies and stage productions. He is barely out of the one-hit-wonder category because of his 1971 version of "Superstar" from the Jesus Christ Superstar production where he played Judas. It hit #14 in the US in 1971.
Примерный перевод текста
Murray Head - Однажды ночью в Бангкоке (суперкалирован до 4K)
«Одна ночь в Бангкоке» - это песня из концептуального альбома и последующие музыкальные шахматы Тима Райса, Бенни Андерссона и Бьорн Ульвеус. Британский актёр и певец Мюррей Хед рэп по стихам, в то время как хор исполняется Андерс Гленмарк, шведский певец, автор песен и продюсер.
Релиз возглавил чарты во многих странах, включая Южную Африку, Нидерланды, Западную Германию, Швейцарию, Данию и Австралию. Он достиг пика в № 3 в Канаде и Соединённых Штатах в мае 1985 года и в № 12 в Великобритании.
Полная версия песни начинается с оркестрового введения под названием «Бангкок».
Это служит введением в ACT 2 в оригинальном музыкальном альбоме, который питается в первом стихе «Одна ночь в Бангкоке» с резким изменением в музыкальном стиле.
Песня рассказывает о встрече двух великих шахматистов, одного советского и одного американца в Бангкоке, которая является столицей Таиланда.
Шахматы - это музыкальное производство, которое использует соперничество в шахматах US-USSR в качестве метафоры для холодной войны, но эта песня только содержит двойные интенда о игре в шахматы по сравнению с ночной жизнью Бангкока. Пример часто используется: «Я бы пригласил вас, но королевы, которые мы используем, не волнуют вас».
Наряду с остальными песнями из шахмат, музыка была написана Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон из ABBA, а Тим Райс написал текст. Райс написал для многих фильмов и театральных постановок, в том числе песню «Может ли ты почувствовать любовь сегодня вечером» от короля льва.
Мюррей Хед - актёр, который был в нескольких фильмах и сценических постановках. Он едва ли из одного удара. Чудо-категория из-за его версии «Суперзвезды» 1971 года от постановки суперзвёзд Иисуса Христа, где он играл в Иуду. Он достиг 14 в США в 1971 году.
Александр, спасибо!![]()







О мюзикле
Ещё во времена карибского кризиса 1962 года британский драматург Тим Райс задумал создание мюзикла, посвященного противостоянию СССР и США. Десять лет спустя, наблюдая за шахматным первенством, он решил ввести его в сюжет будущей постановки. Ещё через несколько лет Райс, наконец, предложил идею своему постоянному соавтору, композитору Эндрю Ллойду Уэбберу, но тот был слишком занят работой над мюзиклом «Кошки». В поиске авторов, Райс связывается с рядом композиторов, в том числе и музыкантами ABBA Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом, которые давно мечтали создать более масштабное музыкальное произведение, отличающееся от простого альбома популярной музыки. Они охотно согласились на предложение Тима Райса написать музыку на уже придуманный им сюжет. В поисках вдохновения Райс едет в Мерано на шахматный поединок между Анатолием Карповым и Виктором Корчным и приглашает Карпова посетить его мюзиклы «Эвита» и «Blondel» в Лондоне, где обстоятельно беседует с ним.
В конце января 1983 года Бьорн, Бенни и Тим приехали в Москву, чтобы познакомиться с советской атмосферой. За три дня в столице они побывали в Большом театре, посмотрев балет «Щелкунчик», прогулялись по Красной площади, а также посетили один из концертов Аллы Пугачёвой, проходивший в концертном зале Олимпийской деревни. Познакомившись с известной советской певицей, после недолгих размышлений авторы будущего произведения предложили ей исполнить роль жены русского шахматиста, однако этому не суждено было сбыться. Советское правительство тех лет не дало бы Алле разрешения на длительный выезд за пределы СССР, требуемый для репетиции мюзикла, которая составляла собой 11 месяцев в общей сложности.
Работа над созданием студийного двойного альбома поп-оперы «Шахматы» заняла почти год. 1 ноября 1983 года в студии Polar в Стокгольме состоялся первый сеанс записи. Окончательное сведение студийной записи было завершено 28 сентября 1984 года. В этом проекте приняли участие музыканты ранее записывавшиеся с группой ABBA: бас гитарист Рутгер Гуннарссон, гитарист Лассе Велландер, и молодой барабанщик Пер Линдвалль.
Запись лондонского симфонического оркестра проходила в Лондоне. Аранжировщиком, и дирижёром выступил молодой швед Андерс Эльяс, участвующий ранее в гастролях ABBA клавишником, и делавшим для некоторых песен группы аранжировки. Ни Бьёрн, ни Бенни так и не потрудились освоить нотную грамоту. По их признанию, работа над «Шахматами» доставила им несравнимо большее удовольствие и интерес, нежели работа над каким либо из альбомов группы ABBA ранее. Музыка и исполнение поп-оперы по своим масштабам, по своему размаху, по эмоциональному накалу разительно отличалась от всего того, что ранее сочиняли Бенни Андерссон и Бьёрн Ульвеус. В двойном оригинальном альбоме роль американца исполнил Мюррей Хэд, советского гроссмейстера — швед Томми Чёрберг, его возлюбленной Флоренс — Элейн Пейдж, а Барбара Диксон сыграла жену русского Светлану. Два сингла из мюзикла — «Одна ночь в Бангкоке» (One Night In Bangkok) и «Я так хорошо его знаю» (I Know Him So Well) — возглавили английский и американский хит-парады. Двойной альбом был продан в общей сложности двухмиллионным тиражом. «Шахматы» продемонстрировали всем, что Тим Райс способен создавать удачные произведения и без Эндрю Ллойда Уэббера: во многих странах альбом с записью «Шахмат» расходился гораздо лучше, чем запись «Призрака Оперы» Ллойда Уэббера, вышедшая в те же годы.
В поддержку двойной грампластинки «Шахматы», поступившей в продажу 29 октября 1984 года, в пяти европейских столицах состоялись концерты «Chess in Concert». Концертный тур стартовал в Лондоне 27 октября, продолжился в Париже 28 октября, 29 в Амстердаме, 30 октября в Гамбурге и завершился 1 ноября в Стокгольме. Это не был спектакль с декорациями и хореографией. Выглядело это как концерт симфонического оркестра, где по очереди на сцену выходили главные действующие лица поп-оперы, исполняя свои партии. Главные роли в сопровождении Лондонского симфонического оркестра спели те же артисты, что записывались в альбоме. 1 ноября в Стокгольме симфоническое представление прошло в зале имени шведского композитора Франца Бервальда «Berwaldhallen», где случился непредвиденный казус. Исполнительница роли Светланы Барбара Диксон в финале не вышла на сцену, и в момент, когда она должна была вступить, возникло секундное замешательство. Положение спасла шведская певица Карин Гленмарк, поющая вторым голосом. На счастье, она выучила всю партию Светланы заранее, тем самым исполнив всю арию вместо Барбары Диксон. Зал разразился овацией по окончании исполнения, а один из авторов Бенни Андерссон лично приветствовал героиню, не устояв на своём штатном месте на сцене. Это представление было снято, и показано шведским телевидением.
8 ноября 1984 года 2 канал шведского телевидения показал документальный фильм о создании двойного альбома «Шахматы». Автор фильма, известный шведский журналист Якоб Далин, на протяжении всей работы над поп-оперой беседует с его создателями. Съёмки проходили как в Швеции, так и в Англии. Помимо интервью с авторами Тимом, Бьёрном и Бенни в фильме мы видим фрагменты записей в студии главных действующих героев произведения. Впервые этот фильм был издан официально в 2014 году в специальном подарочном издании альбома «Шахматы», состоящем из двух компакт дисков и добавочном DVD. На видео диске помимо фильма «Magasinet special: Chess» продолжительностью 50 минут есть официальные видеоклипы нескольких сцен поп-оперы.
Режиссёр первой сценической постановки 1986 года в Лондоне — Майкл Беннет («A Chorus Line») начал работу, но затем отказался — он умирал от СПИДа. За три месяца до премьеры шоу осталось без режиссёра. За постановку взялся Тревор Нанн, в то время художественный руководитель Королевской Шекспировской Компании, ныне — один из ведущих британских режиссёров. Нанн сократил использование техники и хореографии в спектакле, но и оставшаяся техника постоянно давала сбои. Несмотря на все проблемы, премьера состоялась 14 мая 1986 в театре Принца Эдварда. Тревору Нанну удалось невероятное — не только спасти оказавшуюся под угрозой гибели постановку, но и превратить её в потрясающее шоу. Трое главных солистов, исполнивших партии «Шахмат» на оригинальной записи (Мюррей Хэд, Элейн Пейдж и Томми Чёрберг), повторили свои роли на сцене. Для Томми Чёрберга это было первое выступление за границей. Накануне генеральной репетиции от перенапряжения он упал в обморок и был отправлен в больницу. Однако смог взять себя в руки и блестяще сыграл на премьере.
Лондонская постановка представляла собой красивое, яркое, технически сложное шоу с бюджетом, превышающим 4 млн фунтов стерлингов. Шестьдесят четыре телевизионных монитора, которые в каждый момент времени могли передавать от одной до 64 картинок, — заслуга дизайнера Робина Вагнера. Вращающаяся сцена и сложное освещение, выполненное одним из лучших современных театральных дизайнеров света Дэвидом Херси, дополняли картину. Представление в Лондоне продлилось в общей сложности почти три года. 8 апреля 1989 года оно закрылось.
Для американской аудитории мюзикл был значительно переработан как по сюжету, так и по музыке. Было создано пять новых композиций, в основном расширивших музыкальные темы других треков, а одиннадцать британских арий были исключены. Новые тексты к ряду песен написал драматург Ричард Нельсон, разговорный текст был расширен от 2-3 минут в Лондоне до трети всего спектакля. Показ шоу на Бродвее прошёл с 11 апреля по 25 июня 1988 года и получил ряд номинаций на крупные музыкальные премии, однако был закрыт из-за снижения заинтересованности аудитории в билетах наиболее дорогих категорий. Ещё одна изменённая версия мюзикла прозвучала в Австралии в 1990—1991 годах.
Опера попала под запрет в Советском Союзе почти сразу с момента выхода. Уже в 1984 году Главлит тайно изымал пластинки с этой музыкой, приходящие по почте из-за рубежа советским гражданам, как указано в Справке о работе цензорского пункта на Ленинградском почтамте в 1984 году.
В ноябре 1986 года в газете «Комсомольская правда» вышла статья «А теперь хором» с критикой мюзикла:
Эта опера является грязной антисоветской стряпнёй, не имеющей ничего общего с популярной игрой.
В 1987 году Сергей Минаев выпустил кавер на композицию «Ночь в Бангкоке», которая стала шлягером.
9 октября 1996 года на сцене театра им. Моссовета состоялась премьера мюзикла «Игра», основанного на музыке «Шахмат». Либретто Ярослава Кеслера представляло собой вольное изложение сюжета, посвященного Чемпионату мира по шахматам, а помимо музыки Бьорна Ульвеуса и Бенни Андерсона в нём звучали песни The Beatles, Shocking Blue и др. исполнителей. Вышедший на фоне успеха российской постановки рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» мюзикл «Игра» продержался всего один сезон.
В 2001 году выпущена запись датской англоязычной постановки мюзикла, являющаяся единственной полной официальной записью версии Вест-Энда. В 2002 году в свет вышла шведскоязычная версия мюзикла «Chess på Svenska», для которой написаны два новых трека. Томми Чёрберг вернулся на сцену, чтобы вновь исполнить роль Анатолия 18 лет спустя. Видеозапись шведской постановки мюзикла является не единственной лицензионной записью его сценической версии изданной на DVD. В 2008 году представление в английском театре принца Эдварда, так же официально вышло на DVD годом позже. Мюзикл также был поставлен в Новой Зеландии, Германии, Венгрии, Южной Корее и Японии. В 2008 году концертная версия мюзикла прозвучала в лондонском Альберт-холле с участием Джоша Гробана. В 2018 году шоу повторно вернулось на лондонский Вест-Энд.
В сезоне 2020/2021 года в московском Театре МДМ стартовала первая лицензионная российская постановка «Шахмат».