Биг Бит.
Википедия утверждает, что "Биг-бит (англ. Big beat) — одна из разновидностей современной электронной музыки, сформировавшаяся в 1990-х годах." В абзаце "История" история начинается с 1995 года. И - ни слова больше - о том, о чем мы-то с вами знаем...
А настоящая ИСТОРИЯ Big Beat началась-таки в 50-х и продолжалась в шестидесятых годах прошлого столетия - биг-бит был самым распространенным стилем в поп-музыке. Англичане позже назвали его "мерси-бит" - из-за ливерпульского (графство Мерсисайд) происхождения большинства групп, игравших бит-музыку, включая The Beatles. Но в остальной Европе биг-бит остался самим собой - прежде всего это относится к странам Восточной Европы (в Польше это даже было эвфемизмом, заменяющим неугодное цензуре слово "Рок-н-ролл").
The Newbeats - Bread and Butter
Paul Nero The Blue Sounds (Klaus Doldinger) - Twistin' Sculpture
В середине 60-х в ГДР на фирме Amiga вышло два сборных полноформатных диска Big Beat и Big Beat II. Музыка, записанная на обоих дисках, по стилю была очень схожа с инструментальным роком, который виртуозно играли американская The Ventures и британская The Shadows, при этом гэдээровцы, по мнению фанатов, практически не уступали им в мастерстве. Значительная часть тиража этих пластинок была завезена для продажи в СССР.
Franke-Echo-Quintett - Peter Gunn
Die Sputniks - Beim Hully-Gully Bin Ich König
Dieter Resch - Dieter`s Boogie
А пошла вся эта волна - из Америки, конечно. Истоки надо искать в звучании гитар кантри-музыки, переработанном в электрическое музыкантом из Нью-Йорка Дуэйном Эдди, который и назвал стиль своей игры Твенг - слово, имитирующее звук вибрирующей струны. Гитарист был признан самым успешным рок-н-ролльным инструменталистом всех времен.
Duane Eddy - Forty Miles of Bad Road
Где-то в списке 100 величайших гитаристов всех времён затерялся выдающийся рок-н-ролльщик из Бостона - Dick Dale. В 1962 году он записал биг-битовый хит - Misirlou, которому была уготована удивительная судьба - дожить до наших дней. (И всё потому, что его использовал Квентин Тарантино для культового фильма "Криминальное чтиво"). Хит совместил в себе сразу две отличительные особенности: восточную мелодику (оригинал песни - египетская мелодия 20-х годов, а в роду Дика были ливанцы) - и увлечение гитариста сёрфингом, давшим впоследствии всему стилю его игры название surf music.
The Ventures - Ghost Riders in the Sky
Большое количество хитов биг-бита были инспирированы... полетом советского искусственного спутника Земли, а позже - Юрия Гагарина в космос. "Космический" звук электроинструментов - прежде всего электрооргана - породил множество музыкальных подражаний звуку запуска космического корабля, а слово Sputnik стало нарицательным как для мелодий, так и для названий ансамблей...
Johnny Mondo - Yuri Gagarin Rock
Karin Stanek - Walentyna Twist
Музыка биг-бита просочилась в самые отдаленные уголки планеты. Её исполняли в Азии, Африке, на Гавайях, притом в этих случаях, как правило. она сочеталась с элементами народной музыки данной местности, порождая ответвления стиля - African Beat, Asian Beat и так далее. Замечены вещи в стиле Jungle Beat и Indonesian Beat...
SOUTH AFRICA Miriam Makeba - Pata-Pata
INDONESIA The Tielman Brothers - Tahihi Jungle (Hawaiian War Chant)
CAMBODJA Pan Ron - Jombang Jet (ផាន់រ៉ន - ជាំបាងជេក)
Итальянский рынок биг-бита предлагал разнообразный репертуар: от стилизации неаполитанских песен до американизированного рокабилли и сёрфа. К этому времени относится A New Orleans Челентано, многие песни Ренато Карозоне и Ван Вуда. На этой волне зародились и знаменитые итальянские рок группы - I Rokes, Camaleonti, New Dada и другие.
Adriano Celentano - A New Orleans
"Социалистический" биг-бит практически ничем не отличался от западного. Разве что - некоторые исполнители старались "переплюнуть" своих кумиров, стараясь делать обработку мелодий как можно"сочнее", а ритм - жестче. Зачастую это достигалось смешением элементов биг-бита и рок-н-ролла и привнесением новых красок из фольклорных запасов.
Illés Zenekar – Nem Volt Soha Senkim
Olympic Big Beat Prague - Olympic Rock
Dan Georgescu - Cu Tine Nu Pot Sa Ma Cert
Советские любители биг-бита с удовольствием слушали каверы, добротно сыгранные Поющими и Голубыми Гитарами и квартетом Электрон, радуясь возможности прийти на концерт и представить на сцене Ventures или Shadows, которых в СССР не приглашали. Появившийся уже в 80-х годах бит-квартет "Секрет", возродив жанр, сделал эту музыку общедоступной, правда уже на волне ностальгии...
Поющие гитары - Апачи (The Shadows - Apaches)
ВИА Голубые гитары - Скачки (The Ventures - Walk Don't Run)
Квартет Электрон - Музыка из кф Бум (Billy Vaughan - Wheels)
Возвращаясь к биг-биту 60-х годов, можно отметить хиты, оставшиеся в истории поп-музыки как классика жанра; музыканты, исполнявшие их в начале 60-х, сделали успешную карьеру, логично меняя стили исполнения в угоду времени. Но старые записи прекрасно воспринимаются и сегодня, и "мэтры" рок-н-ролла с удовольствием играют их на концертах.
The Beatles - Cry for a Shadow
Сергей, так у меня и указано, что стиль Дика Дэйла получил название surf. А насчет Merseybeat - нет, не перепутал: этот стиль появился в 60-х, тогда как биг-бит - в 50-х. Английская афиша в начале статьи говорит о том, что это - не выдумка восточноевропейских диссидентов...
Анатолий, я не помню, что бы в доступной для меня литературе о рок-музыке попадалось использования термина "биг-бит" для обозначения некоего музыкального стиля или направления. Если есть возможность, подскажите источник, пожалуйста. Одна английская афиша вряд ли может служить подтверждением. С уважением.Сергей
Сергей, вашу просьбу пока выполнить не могу, прочёсывать первоисточники - это работа, на которую нужно время. В материалах, которые я выкладываю, я основываюсь как на историографии, так и на том, что хранится в памяти (не компьютерной). Я не верю, что поляки или ГДРовцы сами могли придумать что-то англоязычное - соц-рок был полностью вторичен, терминология в том числе - что доказывают визуальные артефакты типа западных афиш, пластинок, произведений (не у поляков же они их скопировали). В Англии выходил журнал Big Beat Magazine. Те просто обнаружили термин, который был удобен для текущего момента, и использовали.
Спасибо такое забытое вспомнилось... А Сергею посоветую посмотреть концерты NME хотя бы 1964 года и обратить внимание на плакат big beat перед сценой
Анатолий. термин "биг-бит" использовался для обозначения наличия ритма в музыке той или иной команды в первой половине 60-х, и то чаще использовалось слово "бит". Можно было сказать, что та или иная группа либо исполнитель имеют биг-бит или бит. Но, музыкального стиля либо жанра под таким названием в западной популярной музыке не было, и не расходуйте время на изучение литературы. Я было засомневался в своем утверждении, полистал несколько энциклопедий и пару - тройку книг по истории рок-музыки и ничего о "биг-бите" не нашел. Так что не стоит продолжать моделировать ситуацию поиска черной кошки в темной комнате, где её нет. А посты Ваши мне по большому счету понравились.
С уважением. Сергей
Уважаемый Blueck! А почему Вы решили, что этот плакат есть ни что иное как определение исполняемой представленными группами музыки? Мало ли что напишут на заборе. Если это были победители в "жанре биг-бит", логично было предположить, что в NME был отдельный чарт для этой музыки . А он был?
Сергей, спасибо за внимание к моему посту. Я согласен и с вами, и с Леонидом. Вы не нашли термина "биг бит" в энциклопедиях, значит он не использовался как категория. Однако я бы не считал афиши концертов NME "надписями на заборе". А тем более существование специализированного издания. (Кстати, вы его просмотрели?) Биг-бит или Бит-музыка - это ПОНЯТИЕ, которое было общеизвестным и указывало именно на определенный род музыки, и только на него. Это позволяет нам сегодня ссылаться на термин как на указатель в поиске произведений, характерных для этой музыки (к слову, мне это весьма помогло).
Анатолий, позволю себе еще раз напомнить, что меня огорчило в Вашем посте, который меня заинтересовал и понравился. Цитирую:"А настоящая ИСТОРИЯ Big Beat началась-таки в 50-х и продолжалась в шестидесятых годах прошлого столетия - биг-бит был самым распространенным стилем в поп-музыке". Эта фраза и вызвала у меня когнитивный диссонанс. В результате имел увлекательную дискуссию. Но, не хотелось бы быть навязчивым и предлагаю на этом закончить её к обоюдному, надеюсь, удовольствию. Пусть каждый остается при своем мнении к полному удовлетворению требований политкорректности.
Удачи Вам и берегите себя.
Уважаемый автор! Спасибо за выложенную подборку. Но,Вы не перепутали очередность появления "биг-бита" и "мерси саунда"? Термин "биг-бит" использовался именно в странах Восточной Европы для замены ненавистного для власти термина "рок-н-ролл". То, что играли Dick Dale и The Ventures назвали surf.