Big Joe Turner - Nobody In Mind (1941 - 1945)
БЛЮЗ
(англ. blues, сокр. от blue devils — меланхолия, грусть) — первоначально сольная лирическая песня амер. негров с берегов Миссисипи. Известна с конца 19 в.; зародилась, возможно, ещё в сер. века. Обычно выражала тоску по утраченному счастью. Прошла неск. стадий развития. Самая ранняя форма — сельский, или архаический, Б. Позднее сложился т. н. городской, или классич., Б. В нём утвердились характерные особенности, во многом унаследованные от музыки афр. негров: синкопированные ритмы и полиритмия, скользящие, не фиксированные понижения ступеней лада (т. н. блюзовые интонации, обычно на III и VII ступенях мажора, образующие вместе с обычными ступенями 9-тоновый “блюзовый” лад), импровизационность исполнения (особенно в паузах голоса). В основе Б. лежит 12-тактный период из трёх фраз по 4 такта; первый четырёхтакт — на тонич. гармонии, далее идут по два такта на субдоминанте и тонике и по два на доминанте и тонике. Городской Б. исполнялся в сопровождении банджо, позднее— гитары. Широкому распространению Б. в негр. гор. кварталах положили начало песни негр. музыканта У. Хэнди “Мемфис блюз” (1912) и в особенности “Сен-Луи блюз” (1914) — первые Б., созданные профессионалом. С этого времени прослеживается и сам термин “Б.”. В текстах Б. нач. 20 в. встречаются мотивы социального протеста.
У. Хэнди. “Сен-Луи блюз”.
Б. оказал сильное влияние на формирование джаза и джазовой музыки и остался одной из её важнейших форм. В джазовых коллективах культивировались как вок.-инстр., так и чисто инстр. Б. В джазовых Б. текст обычно имеет лирич. характер, изложение строится в виде чередования “возгласов” (call) и “ответов” (response). В 1940—60-е гг. главенствующее положение занял инстр. Б., служащий и муз. сопровождением для танцев. Первоначально Б. исполнялись в медленном темпе; в 1950—60-е гг. в Б. применяются разнообразные темпы, напр., в разновидности блюза— буги-вуги. Б., исполняющиеся эстрадными коммерч. джазами, как правило, утратили нац. черты, к-рые были присущи его ранним формам. Жанровые особенности Б. использованы многими композиторами 20 в. — Дж. Гершвином (“Рапсодия в блюзовых тонах” для фп. с оркестром), М. Равелем (соната для скрипки и фп.), Д. Мийо, Э. Кшенеком.
Лит.: Сильверман Дж., Песенное движение в США, “СМ”, 1959, № 11; Конен В., Пути американской музыки, М., 1961, M., 1965; Handy W., Father of the Blues, N. Y., 1941; Mecklenburg K. G..Schenk W., Die Theorie des Blues im modernen Jazz, StraЯb.—Baden-Baden, 1963; Jones L., Blues people, N. Y., 1964; Mуrus D., Ballads, blues and the big beat, Highlights of American folk singing from Leadbelly to Dylan, N. Y., 1966; Lehmann Т., Blues and trouble, В., 1966; Kei1 С., Urban blues, Chi.—L., 1966; Сharters S. В., The bluesmen: the story and the music ot the men who made the blues, v. 1, N. Y., 1967; Oliver P., Savannah syncopa-tors: African retentions in the blues, L., 1970.
С. П. Панкратов.
Музыкальная Энциклопедия
“Big Joe” Turner
Joseph Vernon Turner (18.05.1911. Kansas City – 24.11.1985. Inglewood, California.) – вокалист, который вошел в историю джаза как “Big Joe”, став одной из ключевых фигур в сфере блюза, буги-вуги, ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Джо рос в удивительной обстановке Канзас-сити, города, где зародилось множество джазовых звезд, оркестров и идей. С раннего детства он начал петь в церквах и просто на улице, зарабатывая на жизнь. Когда в 1930 году умер его отец, Джо Тернер вынужден был бросить обучение в школе и переключиться на бизнес. Он стал содержателем бара и начал работать в качестве певца в ночных клубах. Его постоянным аккомпаниатором был пианист Пит Джонсон, один из “отцов” буги-вуги. С ним Джо Тернер, получивший позднее прозвище “Большой Джо”, проработал всю свою жизнь.
Известный продюсер Джон Хэммонд “открыл” этот дуэт в 1938 году, услышав их в Канзас-сити. Он пригласил их в Нью-Йорк для выступления в Карнеги Холле на концерте “Spirituals To Swing”. Затем последовали выступления в одном из первых джаз-клубов Нью-Йорка “Cafe Society". В 1938 году были сделаны первые записи Джо Тернера. Постепенно он стал одним из самых популярных исполнителей блюза и буги-вуги. В 1941 году он участвовал в ревю Дюка Эллингтона “Jump For Joy” в Голливуде.
В 50-е годы, когда мода на буги-вуги прошла, и начался “бум” ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, Джо Тернер стал одной из звезд новой музыки. В списках популярности он занимал довольно высокие места, вплоть до 1956 года. Его хит “Shake, Rattle And Roll”, переделанный Биллом Хэйли, стал “классикой” рок-н-ролла. В 60-е и 70-е годы Джо Тернер много ездил по США и странам Европы, участвуя в фестивалях блюза. Он всегда пользовался большим уважением у самых известных блюзменов и мастеров джаза, как черных, так и белых.
СОДЕРЖАНИЕ
01. Sun Risin' Blues (Turner)
02. Sun Blues Part 1 (King)
03. Nobody In Mind (Williams )
04. Blues On Central Avenue (Turner)
05. Ice Man (Jordan).
06. Cry Baby Blues (Lewis - Meyer - Young)
07. Rebecca (Turner)
08. Blues In The Night (Mercer - Arlen)
09. It's The Same Old Story (Turner)
10. Chewed Up Grass (Williams)
11. Somebody's Got To Go (Johnson)
12. Rocks In My Bed (Ellington)
13. Little Bitty Gal's Blues (Turner)
14. Got A Gal (For Every Day In The Week) (Turner)
15. Johnson And Turner Blues (Turner)
16. Howlin' Winds (Turner)
17. S.K. Blues Part 2 (King)
18. Goin' To Chicago Blues (Basel - Rushing).
19. Watch That Jive (Turner)
20. I Got My Discharge Papers (Turner)
21. Doggin' The Blues (Low Dog Blues) (Turner)