Bjork альбом Debut (1993)
Как сказала когда-то сама Бьорк, "девяносто пять процентов танцевальной музыки, которую вы слышите сегодня это - дерьмо". А я пойду дальше и отправлю и этот альбом в те же бьоковские девяносто пять процентов. Но , может вы иного мнения, тогда этот дебют - для вас. Debut - дебютный студийный альбом исландской певицы Бьорк, выпущенный в июле 1993 года лейблами One Little Indian и Elektra Entertainment. Он был спродюсирован Бьорк и Нелли Хупер. Это была первая запись Бьорк после распада ее предыдущей группы the Sugarcubes. Альбом отошел от рок-стиля ее предыдущих работ и опирался на эклектичное разнообразие стилей, включая электронную поп-музыку, хаус-музыку, джаз и трип-хоп.
Дебют получил признание британских музыкальных критиков, отзывы в Соединенных Штатах были неоднозначными. Он превзошел ожидания по продажам, заняв второе место в Исландии, третье - в Соединенном Королевстве и 61-е - в США. Признан золотым в Канаде и платиновым в США, где и остается самым продаваемым альбомом Бьорк.
С "Дебюта" было выпущено пять синглов: "Human Behavior", "Venus as a Boy", "Play Dead", "Big Time Sensuality" и "Violently Happy". Все они попали в чарты Великобритании и только "Human Behavior", "Violently Happy" и "Big Time Sensuality" попали в танцевальные и современные рок-чарты США.
Будучи ещё вокалисткой исландской альтернативной рок-группы the Sugarcubes, Бьорк предложила Асмундуру Йонссону из Bad Taste и продюсеру Дереку Биркетту из One Little Indian Records демо-кассету своих собственных песен. Демо включало версии песен, которые появились на Debut ("The Anchor Song" и "Aeroplane".)
После того, как The Sugarcubes взяли перерыв в выступлениях, Бьорк переехала в Лондон, Англия, где она и Биркетт работали над деталями того, что должно было стать "Дебютом". Музыка The Sugarcubes не нравилась Бьорк, а ее контакт с лондонской андеграундной клубной культурой конца 1980-х и начала 1990-х годов помог ей найти свою собственную музыкальную идентичность. Она говорила: "Как любитель музыки, я просто должна была следовать своему сердцу и моим сердцем были те ритмы, которые я слышала в Англии. И, возможно, с возрастом я все больше и больше понимаю, что такая музыка, как Kate Bush, действительно повлияла на меня. Брайан Ино. Кислота. Электронные ритмы. Warp".
Бьорк уже написала на бумаге половину песен для дебюта в той или иной форме, но ничего не записала. Многие из них она написала за много лет до переезда в Лондон, в том числе "Human Behaviour", которую написала подростком. В 2021 году певица объясняла: "Мелодию ["Human Behavior]" я написала, когда была в Sugarcubes. Она называлась "Марссин Минн" и так и не была завершена. Тем не менее, я сохранила эту мелодию, и когда я написала текст несколько лет спустя, я почувствовала, что мелодия нашла соответствие". Она отложила свои песни в сторону, поскольку "Я была в панк-группах, а [песни] не были панком". Без продюсера она сочиняла песни вместе с участником 808 State Грэмом Мэсси в доме своего друга в Манчестере, где она также написала песни, вошедшие в более поздние альбомы, включая "Army of Me" и "The Modern Things".
Создавая электронные треки, Бьорк загорелась желанием поработать с джазовым продюсером. Пол Фокс, который работал с The Sugarcubes, познакомил ее с джазовой арфисткой Корки Хейл. Хейл не хотела работать с Бьорк, но ее пасынок, поклонник Sugarcubes, настоял на том, чтобы она согласилась на эту работу. Бьорк записала с Хейл несколько джазовых стандартов, включая "I Remember You" и раннюю версию "Like Someone in Love". Фокс также познакомил Бьорк с Оливером Лейком, с которым Бьорк записала еще один джазовый стандарт "Life Is Just a Bowl of Cherries" с джазовой группой Лейка для фильма Джона Хьюза "Керли Сью". Бьорк заключила контракт с Лейком на работу с сессионными саксофонистами в Лондоне для "Дебюта"; его вклад можно услышать в таких треках, как "Aeroplane" и "The Anchor Song".
Бьорк намеревалась привлечь к работе над альбомом нескольких продюсеров. Она планировала спродюсировать альбом вместе с Фоксом, но потом бойфренд Доминик Трапп познакомил ее с продюсером Нелли Хупер. Хупер продюсировал альбомы Soul II Soul и Шинейд О'Коннор, что заставило Бьорк скептически отнестись к работе с ним, заявив: "Я думала, что у Нелли слишком "хороший вкус", на мой вкус. Но потом я узнала его получше, [и] услышала о его потрясающих идеях". Идеи Бьорк и Хупера в записи были схожи, что привело к ее решению прекратить продюсирование с Massey и Fox. Хупер познакомил Бьорк со студийными технологиями и студийным программистом Мариусом де Фризом, который придал "дебюту" современный стиль с помощью клавишных и синтезаторов. Он спродюсировал первые десять треков на альбоме, а Бьорк была сопродюсером "Like Someone in Love" с Хупером и самостоятельно продюсировала "The Anchor Song". Альбом был закончен в начале 1993 года.
Дебют опирается на музыкальную эклектику. Журнал Treblezine описал альбом как "[слияние] альтернативного танца и электроники с изящным течением". Говорят, что альбом "встряхнул статус-кво" современного музыкального климата в том смысле, что его эклектичные экспериментальные поп-пристрастия дистанцировали его от музыки, которая "в основном создавалась мужчинами с гитарами", которые были популярны в то время - гранж и усиливающий своё влияние брит-поп.
Майкл Крэгг из The Guardian описал его как "неопределимое сочетание электронной поп-музыки, трип-хопа, World музыки и потусторонней лирики". AllMusic описал альбом как "креативный, дразнящий электронный поп". New York Times написала, что "Дебют" часто напоминает джаз-фьюжн начала 70-х таких групп, как Weather Report. Но там, где эти фьюзионисты сочетали джазовую гармонию с фанком и эйсид-роком, Бьорк сочетала свой скат-вокал и нестандартные мелодии с футуристическими текстами и программируемой перкуссией современного техно и эйсид-хауса. Billboard описал альбом просто как "шедевр арт-поп-музыки".
"Дебют" включает в себя танцевальную музыку, отражающую современные стили лондонской клубной культуры, с которой Бьорк установила тесные связи. Хотя элементы таких поджанров, как евро-хаус, эйсид-джаз, worldbeat и IDM* присутствуют, "они еще не освободились от первобытного грохота хаус-музыки вчетвером". Том Брейхан из Stereogum написал, что "даже когда танцевальная музыка приняла все эти новые звуки, этот основной импульс по-прежнему был самым важным в нем, и этот импульс отражается на всем протяжении "дебюта".
Бьорк говорила: "Во многих песнях на моей пластинке есть танцевальные ритмы., но я думаю, что это ритмы, которые больше отражают повседневную жизнь — например, жизнь в городе в середине дня, в отличие от ночной жизни клубов".
Бьорк считала хаус-музыку "единственной поп-музыкой, которая [была] по-настоящему современной", заявив в 1993 году, что это "единственная музыка, в которой сегодня происходит что-то творческое". Ее отход от гитарного рока ее предыдущей работы был вызван ощущением, что он устарел, утверждая, что "как только любая форма становится традиционной, например гитара, бас и барабаны, тогда люди начинают вести себя традиционно", и что "действительно трудно заставить группу оставаться на грани, используя типичный бас, настройку гитары и барабанов, потому что она имеет тенденцию принимать предсказуемую форму".
Будучи поклонницей танцевальной музыки с первых дней эйсид-хауса, она использовала ее в качестве основы для своих песен. Она говорила для Rolling Stone, что на нее "больше повлияла эмбиентная музыка, чем то, что вы бы назвали танцевальной музыкой и вещи, которые происходили в Чикаго и Детройте, которые были чувственными, смелыми и новаторскими в свое время [...] Девяносто пять процентов танцевальной музыки, которую вы слышите сегодня это - дерьмо. Мне нравятся только те экспериментальные пять процентов — пластинки, которые крутят в клубах после 7 часов утра, когда ди-джеи играют что-то для себя, а не пытаются угодить людям". Любовь Бьорк к танцевальной культуре Англии также распространилась на ее имидж, считающийся представителем эйсид-хаусной моды 1990-х годов.
Менее танцевально-ориентированные электронные "дебютные" треки имеют более трип-хоповое звучание и "более деликатную атмосферу". WUOG заявил, что "хотя многие считают "Дебют" самым клубным альбомом Бьорк, он также может быть ее самым джазовым альбомом". Брэд Шоуп из Stereogum написал, что "хотя ее склонность к электронике привлекает наибольшее внимание, именно ее интерес к джазу проходит через весь сет".
Дебют был выпущен 5 июля 1993 года на компакт-диске и кассете на лейбле One Little Indian Records в Соединенном Королевстве и 13 июля 1993 года на лейбле Elektra Records в Соединенных Штатах. Люди с One Little Indian Records подсчитали, что "Дебют" будет продан в общей сложности 40 000 копий по всему миру, основываясь на предположениях фанатов Sugarcubes в то время. Однако в течение трех месяцев после выхода дебюта по всему миру было продано более 600 000 копий.
При первом выпуске альбома он попал в чарты Соединенных Штатов, достигнув первой строчки в чарте Top Heatseekers и 61-й строчки в Billboard 200. В Британии "Дебют" попал в чарты 17 июля 1993 года, достигнув третьей строчки и проведя в чарте 79 недель. 31 августа 2001 года RIAA подтвердила, что альбом Debut был продан тиражом более миллиона экземпляров, что сделало его платиновым альбомом в Соединенных Штатах. Мировые продажи альбома составили 4,7 миллиона копий.
В 1994 году на Бьорк подал в суд Саймон Фишер, музыкант, с которым она сотрудничала в 1990 году. В иске Фишера говорилось, что он был соавтором "Человеческого поведения", "Венеры в детстве", "Плача" и "Самолета" и требовал возмещения ущерба в размере более 200 000 фунтов стерлингов. Хупер и Бьорк пришлось судиться с Фишером вскоре после выхода альбома Бьорк Post. Судья Робин Джейкоб признал, что Фишер может считать заслугой только одну песню вместо четырех и снял с Хупера и Бьорк обвинения, заявив, что доказательства Фишера были"расплывчатыми".
На церемонии вручения премии "Грэмми" 1994 года клип Мишеля Гондри на песню "Human Behavior" был номинирован на лучшее короткометражное музыкальное видео, но проиграл клипу Стивена Джонсона на песню Питера Гэбриэла "Steam".На церемонии Brit Awards 1994 года Бьорк получила награды за "Лучшему новичку" и "Лучшему женскому вокалу"
Реакция критиков на дебют в целом была положительной. Британская музыкальная пресса положительно отозвалась об альбоме: Журнал Q дал ему четыре звезды из пяти, назвав его "удивительной, игривой коллекцией", в то время как NME написала, что Debut был "альбомом, который верит, что музыка может быть волшебной и особенной". The Independent дала Debut благоприятный отзыв, отметив, что Бьорк "создала удивительный набор контрастных аранжировок, музыкальное разнообразие которых никогда не мешает их ясности видения".
Американский прием был более холодным. Журнал Musician Magazine высоко оценил вокал альбома, заявив, что "запоминающимся пение [Бьорк] делает странный набор рычаний, стонов и щебетаний, на которые она опирается". New York Times описала "Дебют" как "очаровательный альбом". Американский критик Роберт Кристгау дал альбому оценку "ни то, ни сё", указав , что альбом "может произвести впечатление раз или два последовательным мастерством или одним-двумя захватывающими треками".
Отрицательный отзыв пришел от Rolling Stone, который дал альбому две звезды из пяти, назвав альбом "крайне разочаровывающим" и обвинив продюсера Нелли Хупера, предположив, что он "саботировал свирепый иконоборческий талант с помощью фаланги дешевых электронных трюков". Мишель Ромеро из Entertainment Weekly дал альбому оценку C, говоря: "В нескольких песнях хриплое мяуканье [Бьорк] приятно контрастирует с механическим гулом техно-мелодий, похожих на Sugarcube. Но большинство из них звучит раздражающе, как монотонное позвякивание ненормальной музыкальной шкатулки. Заводите её, если хотите, – в конце концов это надоест".
Дебют получил высокую оценку в британских опросах на конец года. NME поставил его на первое место в своем списке "50 лучших пластинок 1993 года". Melody Maker поместил альбом на шестое место в своем списке "Альбомов года 1993 года", назвав его "фантастическим дебютом". В 1994 году Q включил альбом в свой список пятидесяти лучших альбомов 1993 года. В 2000 году он занял 77-е место в списке 1000 лучших альбомов Колина Ларкина за все время.
Бьорк вяло отреагировала на положительные отзывы, заявив, что если бы она "выпустила точно такой же альбом, а я приехала из Ноттингема, я бы получила совершенно другие отзывы"., ....обычные приземленные песни "и этот дебют" были чем-то вроде репетиции, и они действительно не так хороши. Я могу сделать гораздо лучше".
В более поздние годы прием также был положительным. В путеводителе журнала Spin по альтернативным записям альбом получил оценку девять из десяти, заявив, что выбор Нелли Хупер в качестве продюсера был "гениальным ходом", а вокал Бьорк "внушал благоговейный трепет". Хизер Фарес из AllMusic дала альбому пятизвездочную оценку, заявив, что "Дебют" -возможно, ее самая красивая работа, горизонты Бьорк расширились на других ее релизах, но альбом по-прежнему звучит свежо, что еще более впечатляет, учитывая стремительные инновации электронной музыки".
"Дебют" многими считается одним из величайших альбомов 1993 года и 1990-х годов в целом. По мнению NME, он превратил "своеобразного вокалиста из прославленной культовой группы в значимую мировую поп-звезду". Альбом также считается одним из первых альбомов, который привнес электронную музыку в мейнстрим-поп. Том Брейхан из Stereogum написал: "Хаус-музыка не пользовалась должным уважением критиков до появления Бьорк, и многие американские обозреватели не знали, что делать со звуком "Дебюта", когда он вышел. [...] "Дебют" не просто прославил Бьорк; он помог сделать подобные звуки крутыми для той части музыкальной вселенной, которая в противном случае могла бы остаться глуха к его очарованию. На данный момент практически невозможно представить, чтобы крупное издание раскритиковало авантюрный танцевальный поп-альбом за "дешевую электронную уловку" [nb 2], и "Дебют" - большая часть этого изменения".
Любовь Бьорк к танцевальной культуре Англии также распространилась на ее внешность, ее стиль в то время считался представителем эйсид-хаусной моды 1990-х годов. Отмечая двадцатилетний юбилей альбома, Эмили Маккей из NME написала, что альбом "опровергает пост-гранжевое предположение о том, что искреннее, страстное сольное мастерство пришло в форме акустической гитары и разбитого сердца"., создавая новое поколение певцов и авторов песен". Назвав его "влиятельным шедевром", она обнаружила влияние альбома в творчестве таких музыкантов, как M.I.A., Grimes, These New Puritans и Tune-Yards, написав: "Это в очаровательно индивидуальных исполнителях, таких как те, которые вы обнаружите влияние [Бьорк], а не, как многие хотели бы, чтобы вы думали, в каждой хорошенькой девушке с громким голосом". Маккей также отметила, что наследие альбома перекликается с такими исполнителями танцевальной поп–музыки, как Леди Гага и Робин.
В 2013 году Майкл Крэгг из The Guardian написал, что "спустя два десятилетия после его выхода первый альбом исландского исполнителя никогда не звучал так актуально". Он утверждал, что альбом "реконструировал поп-музыку", также написав, что "в то время как поп в 2013 году оглядывается на начало 90-х в поисках вдохновения, способность Бьорк вводить новшества, используя разрозненные жанры, не теряя чувства собственной индивидуальности, должна стать образцом для любого нового исполнителя, желающего сломать стереотипы". В записи альбома в их списке "500 величайших альбомов всех времен" — где альбом был включен под номером 46, NME утверждала, что "Дебют" совершил замечательный подвиг, превратив своеобразную вокалистку из прославленной культовой группы в значимую мировую поп-звезду, не потеряв ни на йоту экспериментального мышления и творческого хладнокровия, которые сделали ее такой особенной".
В 2005 году Бьорк заявила, что, по ее мнению, альбом был не таким сильным, как ее более поздние работы: "Трудно судить себя, но я не думаю, что [Дебют и Пост] мои лучшие. Это был альбом, который занял самое высокое место с точки зрения того, что такое "музыка Бьорк". Но я думаю, что созданный мной образ, который был совершенно случайным, лучше отражен на более поздних альбомах".
*IDM (Intelligent Dance Music) появился в начале 90-х годов в Англии. Основные черты жанра - соединение сложных ритмических рисунков с мелодизмом и странными звуками (скрежет, треск и прочее). Сам термин постоянно подвергается критике, потому что это не совсем танцевальная музыка. Эту музыку лучше слушать дома на хорошей аппаратуре, чтобы разобрать многообразие звуков.
Рецензия на альбом в альманах "1001 Albums You Must Hear Before You Die":SH
"Родившаяся в Рейкьявике Бьорк Гудмундсдоттир с детства проявляла признаки музыкальной индивидуалки, которой ей суждено было стать. Она начала петь в одиночестве и к 11 годам записала хитовый сольный альбом. За ними последовали авангард-панк-группы, самой успешной из которых была Sugarcubes. Но когда в 1991 году группа, наконец, написала международный хит, Бьорк решила распустить группу: "Я хотела опасности, я хотела угроз".
Сжимая в руках кассету с записями исполнителей традиционного духового оркестра, исполняющих композиции ее детства, Бьорк заручилась помощью пионера танцевальной музыки Грэма Мэсси из 808 State и взяла курс на андеграундную клубную сцену Лондона. Вместе с продюсером Нелли Хупер (Massive Attack) Бьорк общалась с некоторыми из самых инновационных музыкальных сил в городе — Голди, Талвином Сингхом — подбирая идеи, делясь ими, перекрестно опыляя, как шмель. "Конечно, были слезы и споры с обеих сторон, - говорит Хупер, - но именно так вы делаете хорошую запись".
Результатом стал "Дебют". В то время как Бьорк описывает свое изображение на обложке как "застенчивое, вежливое", "Дебют" был откровением, секретом, который требовал, чтобы его выкрикнули, а не прошипели. В центре его - необыкновенный голос Бьорк, который переходит от пронзительных завываний к мягким, детским вздохам. "Дебют" отражает маниакальную энергию и волнение своего зарождения, Бьорк явно наслаждается такими чувственными хитами, как "Venus As A Boy."Когда она появилась на MTV Unplugged в 1992 году в сопровождении труппы монахов и нескольких прекрасно поставленных поющих бокалов для вина, казалось, что Бьорк может очаровать музыку из песка. Мир зааплодировал, большое время манило: Бьорк прибыла."
"У меня много смелости, но у меня также много страха". Бьорк, 1995
Label - One Little Indian Producer -Various
Art Direction- Me Company Nationality' -Iceland
Running Time-52:12