Богдан Веселовский : Отец украинской эстрадной музыки
Имя Богдана Весоловского (1915-1971) - украинского композитора, работавшего в сфере украинской эстрадной музыки, было хорошо известно в мире. Его произведения - песни в ритме вальса, танго или фокстрота - становились танцевальными шлягерами. Они звучали на самых престижных сценах мира в США, Аргентине, Австралии и многих странах Европы в исполнении славных певцов - маэстро Владимира Луцива, Василия Тисяк, солистов «Метрополитен-Опера» в Нью-Йорке, Иванки Мигаль и Андрея Добрянского. Весоловского называли королем украинской танцевальной музыки. Он был едва ли не единственным украинским композитором, который записал более 20 альбомов собственных произведений. Его популярные танго пели и в Украине, но фамилия автора через известные политические обстоятельства не называлось, поскольку на творчество Весоловского был наложен «табу».
Богдан Весоловский родился 30 мая 1915 в Вене, куда эмигрировала семья, спасаясь от российской оккупации. Через три года они возвращаются в родной Стрыя на Львовщине. Отец работал городским судьей, мать, родственница Соломии Крушельницкой, имела чрезвычайную красоту и руководила «Союзом украинок» в Стрые. Уже в пятилетнем возрасте Богдан становится участником танцевального коллектива славного Василия Авраменко. Впоследствии - учеба в гимназии, которую в свое время закончили Степан Бандера, Александр и Филарет Колесси, а также многие другие выдающиеся личности.
Богдан принимал активное участие в «Пласте». Его пластунское имя было Боцян. Вместе с тем, у него был псевдоним Бонди, которым он подписывался и очень любил.
Систематическую музыкальное образование Богдан получил в Стрыйском филиале Львовского Высшего музыкального института им. Н. Лысенко. В это время появляется его первое произведение - музыка к отрывку из поэмы Тараса Шевченко «Перебендя» ( «Ветер веет»). Будущему композитору было 16 лет.
Осенью 1933 он стал студентом юридического факультета Львовского университета и параллельно продолжал обучение в Высшем музыкальном институте им. Н. Лысенко (в классе фортепиано Романа Савицкого). Кроме того, Богдан выступает в составе капеллы Яблонского (известная как «Ябцьо-джаз») в роли пианиста, аккордеониста и композитора. Собственно, отсутствие украинской эстрадной музыки побудила Весоловского восполнить этот пробел украинской музыки. Танго «Ты и твои черные глаза» стало началом для молодого композитора. А танго «Придет еще время» принесло автору большую популярность.
Когда в 1938-м г.. Образовалась Карпатская Украина, Богдан отправляется туда на помощь молодому Украинскому государству. С потерей независимости (март 1939) оставаться в Хусте было опасно, и он оказывается в Вене. Здесь Богдан учится в одном из самых престижных дипломатических учебных заведений Европы - Консульской академии и становится членом Украинского студенческого общества «Сечь», а с 1940 - его руководителем.
В 1941 году Богдан женится на своей троюродной сестре Елене. Жить в Вене было непросто. Музыка была единственным источником зарабатывания денег - играл на фортепиано и аккордеоне в клубе, а также был редактором «Украинского музыкального издательства» Бориса Тищенко. Впоследствии (апрель 1945), убегая от коммунистов, семья Весоловского поселилась в Верхней Австрии (г.. Шердинг в американской зоне), а позже был лагерь для перемещенных лиц в Линце и Гамбурга, и наконец в феврале 1949 с помощью Спасательной службы ООН они эмигрировали в Канаду.
Живя в Канаде (Сотбурн, Торонто, Монреаль), то есть в вынужденной эмиграции, Весоловский мыслил себя только в духовном контексте Украины и работал для нее. За время пребывания Весоловского в должности руководителя украинской секции канадской радиокомпании Си-Би-Си её эфир расширился с 14 до 60 часов в неделю. Богдан жил Украиной ежедневно, был хорошо знаком со всеми событиями, которые там происходили. Кроме того, слушатели из Украины писали письма в студию и с ними был постоянный контакт.
Весоловский мог читать украинские журналы и знакомиться с современной украинской поэзией. Особенно ему пришлась по душе лирика Владимира Сосюры, на стихи которого он написал около 20 романсов. Кроме того, у него есть романсы на слова М. Рыльского, П. Тычины, В. Симоненко, А. Олеся, А. Слисаренко, Т. Осьмачки, Анны Чубач, П. Воронько и многих других поэтов. Необходимо отметить, что по тематике песни Весоловского - любовная лирика. Искренняя, непосредственная, напевная, задушевная мелодика удачно воспроизводит различные состояния человеческой души. Большинство песен композитора в характерных для него танцевальных ритмах на собственные тексты есть, по сути, коротенькие истории из сферы любовных взаимоотношений людей.
Песенное наследие Весоловского охватывает более 100 композиций, 60 из которых, то есть значительную часть своего творчества в области легкого развлекательного жанра, композитор зафиксировал в звукозаписях. Следует заметить, что инструментальные произведения Весоловского (польки, танго, фокстроты) также отмечаются мелодичностью, простотой изложения, легкостью и доступностью для восприятия. Собственно, эти типичные черты музыки Весоловского обеспечили ей широкое признание, любовь и популярность среди слушателей и исполнителей.
Одной из первых исполнительниц песен Веселовского была Ирена Яросевич - солистка «Ябцьо-джаза» и первая его любовь. Интересно, что через 30 лет разлуки они встретятся, и Рената Андерс (сценическое имя Рената Богданский) запишет песни композитора, которые принесут ей на Западе славу выдающейся украинской певицы.
Возрождения имени Богдан Весоловского в Украине началось во второй половине 80-х годов ХХ в., Когда на одном из концертов группы «Львовское ретро» впервые был назван автор исполненной песни. Художественным руководителем этой группы был музыковед Александр Зелинский, который также отредактировал и издал первое полное издание произведений композитора. Большая заслуга в популяризации творческого наследия Весоловского принадлежит львовском певцу Оресту Цимбалы, который не только сам исполнял его произведения, но и принимал активное участие в организации Международного фестиваля украинской ретро-музыки им. Б. Весоловского весной 2015 года. Председателем жюри фестиваля был известный певец бандурист из Лондона Владимир Луцив. Существенный вклад в сохранение памяти о композиторе внёс известный дипломат Игорь Осташ, которого вдохновил на написание книги сын Весоловского - Остап (Осташ И. Бонди, или возврат Богдана Весоловского. - Киев: Дулиби, 2013. - 328с.).
Богдан Весоловский вернулся в Украину не только своим творчеством. Согласно завещанию, жена композитора Елена выполнила желание Богдана и перезахоронила его в Стрые в семейном склепе. Похороны были очень многолюдным и показали, что Богдан Весоловский принадлежит Украине.
Газета "Успенская башня" № 2 (2016)
Спасибо, очень интересно, Кирилл..
"Рената Андерс (сценическое имя Рената Богданский) запишет песни композитора, которые принесут ей на Западе славу выдающейся
украинской певицы......"
А вот поляки считают ее выдающейся польской певицей ( украинского происхождения, что выяснилось впоследствии )- не зря же Качиньский наградил ее Высшей наградой Польши...
Но это так, детали.....
Одними из первых творцов украинской эстрадной песни были Богдан Весоловский и его друг Анатолий Кос-Анатольский(о Кос-Анатольском много материала в Сети)
Во Львове между войнами была популярна польская эстрада. В противовес ей Богдан Весоловский писал свою легкую танцевальную музыку, которая также звучала в ресторанчиках и кафе.
Исполнял ее оркестр Леонида Яблонского (в широком употреблении — «оркестр Ябца»). Там играл и Кос-Анатольский. В складчину с Весоловским они купили аккордеон.
Елена Охримович-Зализняк-супруга Весоловского.
В годы войны родились двое сыновей, и в 1949 году с помощью украинской канадской общины семья переезжает в Канаду.
Богдан Веселовский долгое время работал на канадском радио в украинской секции. Однажды по канадско-советскому обмену ему разрешили приехать в Украину — тогда он побывал во Львове, встретился со своим родственником Остапом Охримовичем, в Каневе посетил могилу Тараса Шевченко.
Возвратившись в Канаду, вскоре умер (1971)
Завещал, чтобы его прах сожгли, а урну захоронили в Стрые, в семейном склепе.
(Источники из Сети)
Остап Весоловский-
Осташ И. Бонди, или возврат Богдана Весоловского.
С интересом бы почитала эту книгу Сына Весоловского,если бы ее нашла на русском языке(если она существует на русском)
Замечательный создатель старого-ретро-танго, спасибо за неизвестное мне имя.
)))))Да?А я и о Зелинском впервые слышу))) Мало знакома я с украинским ретро...
Конфуз не мой-Сети-(было написано, что Весоловский-убираююю)))))
А фильм про Весоловского я уже нашла и побачилаТолько нифига не поняла и до конца не досмотрела, роликов о нем много в ЮтубеВсе на мове!)))Но картинки хорошие, интересные.
Спасибо!