Антон Йожик Лейба:
На этом диске запечатлено то время, когда Борис Гмыря, уже будучи Мастером, сотрудничал с капеллой бандуристов Украины. Как он сам говорил, слишком уж однобоко были представлены украинские песни на эстраде - по большей части шуточные и бытовые. И теперь вы услышите, как переплетение его удивительно красивого голоса и игры капеллы поднимает украинскую песню на недосягаемую высоту, показывает душу народа, его вдохновение, трагизм и славу его путей. Вы услышите, как это стремление к высшей свободе в песнях народа, сливаясь с голосом Бориса Гмыри, заставляет пространство расширяться, а душу - звенеть. Кажется, даже стены раздвигаются от этой внутренней силы.
Великий украинский бас Борис Романович Гмыря родился 5 августа 1903 г. в городке Лебедин на Сумщине. С раннего детства приходилось зарабатывать на хлеб: семья была очень бедная, отец - рабочий-каменщик. Но именно родители привили мальчику любовь к украинской народной песне.
В 1930 г. Гмыря поступил в Харьковский инженерно-строительный институт, а параллельно - в Харьковскую консерваторию. Экзаменационная комиссия была поражена как его вокальными данными, так и тем, что абитуриент даже не знал нот. Через год он был первым студентом, через три года - мировой знаменитостью. Уже во время учёбы он начал выступать на сцене Харьковского оперного театра, солистом которого стал в 1936 г. С 1939 г. Гмыря - солист Киевского театра оперы и балета.
Так получилось, что тяжело больной артист задержался в Харькове, где его и застала война. При немцах он продолжал заниматься своим делом - выступал в харьковской опере и филармонии. Немцы очень высоко ценили талант Гмыри. Во время отступления гауляйтер Эрих Кох приказал вывезти Гмырю из Украины, даже если придётся вывезти только труп. Его спас от неминуемой смерти комендант Полтавы. Когда немцы покидали Полтавскую область, он позвал к себе Гмырю и сказал: "Борис, вот самолёт. Выбирай сам: или ты улетаешь - и перед тобой открыты все театры мира, или останешься здесь и..." Борис Романович отказался уезжать с родины. Тогда Гмыре как бы организовали побег и не стали его искать - так он и остался на Украине. Обо всей этой истории узнал Никита Хрущев. Первый секретарь ЦК КПУ сказал: "Пел для немцев, пусть теперь поет для всего народа Украины". И Гмырю не тронули.
Сейчас имя Гмыри гремит по всему миру, но при жизни его не очень жаловали на родине. Обвинение в "сотрудничестве с оккупантами" висело над ним до самой смерти, хотя тот же Киевский оперный театр при немцах продолжал работать. В 1957 г. певца оттуда выжили - и он переключился на камерные концерты; но, по воспоминаниям жены и знакомых, всякий раз, когда Гмыря проходил мимо киевской оперы, в его глазах стояли слёзы. Если украинские бюрократы Гмырю гнали, то в России его боготворили. Сталин, впервые послушав в 1951 г. его выступление, сразу дал ему звание народного артиста СССР. Гмыре прощалось многое: только он мог с кремлёвской сцены спеть "Чуєш, брате мій", объявив, что песня написана на слова Богдана Лепкого. Гмыря мог приехать в Москву или в Ленинград и петь любой спектакль на любой сцене, но всегда возвращался домой, на Украину. Здешние музыкальные чиновники не жаловали Гмырю, но публика его обожала - он при жизни стал легендой. Люди плакали, когда он пел "Взяв би я бандуру", и смеялись, когда он в лицах изображал Явтуха и его назойливого попутчика.
Борис Романович гастролировал в Польше, Чехословакии, Болгарии, Венгрии, Китае. Как бывшего "фошшыста" его долго не выпускали за пределы соцлагеря. Но и здесь его ценили по достоинству. Дирижёр Пекинской оперы после выступления Гмыри сказал: "Человек просто не может так петь. Это божественный голос!" Забавная деталь: незадолго перед концертом Гмыря обязательно съедал тарелку манной каши, это был его вокальный фетиш. :) Но это, конечно, не главный секрет его мастерства. Борис Романович почти не пил, курить бросил еще в молодости. По десять часов в день проводил у рояля. Говорил, что талант певца - это 10 процентов успеха, остальное - труд.
Его пластинки с записями народных песен, романсов, оперных арий в СССР и за рубежом расходились миллионами. На счету у Гмыри больше тысячи концертов, 39 оперных партий, свыше 300 произведений российской и зарубежной классики, около 300 украинских песен и романсов, вокальные циклы Шуберта, Рубинштейна, Мусоргского, Шостаковича. "Я ещё не создал музыки, достойной Вашего удивительного таланта", - писал Гмыре Дмитрий Шостакович в одном из своих многочисленных писем. Композиторы-современники подарили певцу 135 нотных тетрадей с просьбой исполнить их произведения. Ждёт публикации огромный архив Гмыри - тысячи статей, дневники, обширная переписка с видными деятелями культуры.
Уважаемая Irina, спасибо за ваш труд. Но в описании дуэтов есть ошибка. Во всех дуэтах на этом диске тенором поет Петр Белинник. Для специалистов разница в звучании с Козловским существенная. Этот вопрос я выяснял несколько лет назад и Анна Принц (директор фонда Гмыри) подтвердила мою догадку. По ее словам, хотя Гмыря и записывал похожую программу с Козловским, но эти записи не сохранились. На моем канале на YouTube есть ролик https://www.youtube.com/watch?v=v7eVfQedU_k с архивной записью концерта где Гмыря поет с Белинником "Місяць на небі".
Никита! Все мои выкладки с данных описания этого диска. Ничего другого сказать не могу. Если у Вас есть достоверные данные, то пишите! Все сведения будут очень интересны!!! Но уж потрудитесь тогда с доказательствами, по возможности, конечно.
Буду Вам очень признательна.
Борис Гмыря. Украинские народные песни и романсы /
Исполняют Б. Гмыря, И. Козловский,
Государственная капелла бандуристов УССР под управлением А. Миньковского.