Борис Гмыря. Укртелефільм. 1983.
Борис Гмыря. 1983. Укртелефільм
Родился певец в Лебедине Харьковской губернии в семье рабочего-каменщика. Жили очень бедно, но пели все: отец, мать, братья и сестры. В одиннадцать лет Борис пошел "в наймы", чтобы помогать семье. Сменил много профессий – был и кочегаром, и матросом, и грузчиком, и курьером, но всегда мечтал учиться.
“Я принял для себя решение во что бы то ни стало получить высшее образование. Задача нелегкая, если учесть, что кроме элементарной грамотности, полученной в церковно-приходской школе, я не имел никаких знаний”, – вспоминал Гмыря. С этой целью он перебрался в Харьков. В 23 года юноша поступил на рабфак, совмещал дневную работу с вечерними занятиями и в 27 лет получил, наконец, аттестат зрелости. После этого он подал документы в Харьковский инженерно-строительный институт. Борис прилежно учился, но его влекло искусство. Обладая от природы прекрасным голосом, он принимал активное участие в студенческой самодеятельности: пел, руководил хором. Наконец созрело решение показаться преподавателю пения – профессору Харьковской консерватории П. В. Голубеву (ученику Ф. Бугамели). Когда в 32 года он поступал в Харьковскую консерваторию, приемная комиссия пришла в ужас, узнав, что певец... совершенно не знает нот! Через год учебы он уже был первым студентом.Из воспоминаний Бориса Гмыри: "Павел Васильевич попросил меня спеть несколько упражнений. После прослушивания сказал: “Голос у вас есть, и превосходный. Пению надо учиться. Но и институт следует окончить, чтобы была специальность”. Меня зачислили в музыкальный техникум, где Голубев также преподавал. Так началась моя дружба с этим чудесным педагогом и замечательным человеком, открывшим мне глубины музыкальной культуры.
Но вдруг – неприятность. Вызывает меня директор техникума и вежливо сообщает, что учиться одновременно в двух учебных заведениях не разрешается. Мол, вы почти инженер, уже имеете назначение на стройку, бросить эту специальность не можете, поэтому мы обязаны исключить вас из техникума. Павел Васильевич весьма энергично заступился за меня. Он организовал комиссию из ведущих педагогов-вокалистов, которая прослушала меня и постановила ходатайствовать перед наркомом просвещения Н. Скрипником, чтобы мне в порядке исключения разрешили учиться в двух учебных заведениях. Встреча с товарищем Скрипником имела полушутливый характер. Он рассматривал меня глубоким, пытливым взглядом из-под черных нависших бровей. Скрывая под пышными усами улыбку, спросил: “Так вы хотите сначала строить театр или концертный зал, а потом в нем петь?” Я как-то смело, не задумываясь, ответил: “А хотя бы и так!” Он весело улыбнулся: “Ну что ж, идите, стройте и пойте”. Радость наша была безмерной. Больше всех торжествовал Павел Васильевич."
Кроме учебы в двух вузах Борис, живший в Барачном переулке (ул. Культуры 3, кв. 60), по вечерам ездил через полгорода на велосипеде к Голубеву домой – на дополнительные занятия вокалом. И не только вокалом. Жена Голубева вспоминала, что молодого лебединца избавляли от характерного акцента, учили правилам этикета. “Гмыря впитывал все, как губка”, – говорила Голубева.
В это же время Борис познакомился со студенткой Харьковского педагогического института Анной Грецкой и вскоре женился на ней. Параллельно он окончил с отличием строительный институт, получил должность младшего научного сотрудника и возможность делать карьеру. Но тяга к музыке была сильнее. С первых дней учебы в консерватории Борис выступал в концертах, а на третьем курсе был приглашен в Харьковский театр оперы и балета в качестве солиста. 16 августа 1936 года он впервые вышел на оперную сцену.
В 1939 году окончил консерваторию и сразу же получил предложение от Киевского оперного театра.
В июне 1941 года Борис Гмыря отдыхал с женой в Крыму. Началась война, и выехать в Киев они уже не смогли. Добрались до Харькова, но не успели на поезд, которым ехали в эвакуацию местные артисты. Здесь певец тяжело заболел, а когда вышел из больницы, в город уже входили немцы. В оккупации, стремясь выжить, люди делали то, что умели. Гмыря умел петь и он пел. Немцы сразу оценили его талант и мастерство. К певцу был приставлен офицер с поручением о нем заботиться. Был в его распоряжении и автомобиль.
В период оккупации выступал в театре, его вывозили в Берлин, где он, в частности, пел партию Вольфрама в опере «Тангейзер» Р. Вагнера. В 1943—1944 годах работал в Камеменец-Подольске: сначала в переведённом сюда немцами Полтавском музыкально-драматическом театре, а после освобождения — в городском музыкально-драматическом театре.
Легенда о том, что Гмырю вывозили в Германию петь лично для Гитлера, – не более, чем домысел. Но этот живучий миф позже отравлял певцу жизнь. Зато достоверно известно, что гауляйтер Украины Эрих Кох издал распоряжение вывезти из Украины даже труп Гмыри. Когда немцы отступали, некоторые коллеги Гмыри уехали с ними. Борис Романович остался, хотя понимал, что его может ждать.
Есть версия, что об истории, случившейся с Гмырей во время оккупации, узнал Никита Хрущев. И тогда первый секретарь ЦК КПУ сказал: "Пел для немцев, пусть теперь поет для всего народа Украины". И Гмырю не тронули.
В 1951 году на Декаде украинского искусства в Москве по личному указанию И. В. Сталина получил звание Народный артист СССР вместо Народный артист Украинской ССР. В 1952-м - лауреат Сталинской премии, за концертно-исполнительскую деятельность. Обладая голосом широкого диапазона и мягкого, бархатного тембра Борис Гмыря был одним из ведущих мастеров советской оперной сцены. Певцу были присущи глубокое психологическое раскрытие сценических образов, большая эмоциональная выразительность, сдержанная внутренняя сила.
Среди исполняемых партий: Сусанин в одноимённой опере, Руслан («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мельник («Русалка») А. С. Даргомыжского, Гремин («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Сальери, Томский в «Пиковой даме» П. И. Чайковского, Мефистофель («Мефистофель» Бойто), Тарас Бульба (одноимённая опера Лысенко), Фрол («В бурю» Хренникова).
При жизни Бориса Романовича было издано 200 пластинок, записано 600 романсов, украинских народных песен и арий из опер.
Борис Гмыря умер, не дожив до шестидесяти шести лет всего четыре дня. Обширный инфаркт случился 1 августа 1969-го в 14.30...