БОРИС ВАХНЮК.....
БОРИС ВАХНЮК.....
Борис Вахнюк
Я понимаю, что смешно
Искать в глазах ответ
В глазах, которым все равно, -
Я рядом или нет.
Глаза то лукаво блестят,
То смотрят сердито,
То тихонько грустят
О ком-то позабытом.
Пускай остались мы одни
И рядом нет ребят,
Во взгляде ласковом твоем
Я вижу не себя.
Но я дождусь такого дня -
И вера в то крепка, -
Ты жить не сможешь без меня.
Не сможешь! А пока...
Глаза то лукаво блестят,
То смотрят сердито,
То тихонько грустят
О ком-то незабытом...
Владимир Высоцкий "Глаза так лукаво блестят..." (автор текста Борис. Вахнюк (запись 1961г)
Борис Вахнюк и его песни |
Наверное, каждый человек возникает и живет в другом прежде всего ощущением. То ли вспомнившимся внезапно – может, и не произнесенным вслух – словом, то ли случайным жестом, то ли улыбкой... "Давайте собираться у стола – хоть раз в году, ведь чаще мы не сможем, и столько новых песен мы не сложим, чтоб каждая утешить нас могла", почему-то именно с этих, особенно двух последних строк, скорее даже с ощущения их для меня начинается Борис Вахнюк. Даже точнее: с одного слова. "Утешить" – в нем всё: и безмерная любовь к песне, и чуть-чуть ироничность, и усталость, и ожидание... Опять повторяю эти стихи, и уже мои строчки начинают слагаться в то, что позже назовется по-газетному лаконично: "материал", что пока – рассказ об одном из известнейших наших бардов. Рассказ, комментируемый строками писем, стихов и песен самого Бориса Вахнюка. "Родился и рос в селе украинском, с ручьями и лесами на холмах – орешник, дикая черешня устрашающей высоты... В селах украинских поют, как дышат, "просто так". Если в глубине России сойдутся за столом три не знакомых прежде друг другу украинца, пусть и выросли они в разных районах, – вот тебе уже готовое опорное трехголосье. В крови это, что ли?" "Отец ушел воевать с белофиннами – и уже не видел я его больше".
...Я окно не гашу: я жду. Ведь на этот тревожный свет по земле из конца в конец столько лет, столько долгих лет ты приходишь ко мне, отец...
"Может, вообще это суть поэзии: сидишь над чистым листом и переносишь на него продолжение разговора – с врагом, другом, любимой, дочерью, отцом, которого нет, которого никогда уже не будет, если не будет твоих стихов..." "Войну мы с мамой встретили в городе Путивле".
А тогда мне исполнилось восемь, и вступала по улице главной непонятная, странная осень в город Игоря и Ярославны... Может быть, и не вспомнить бы вовсе этой осени в старом Путивле, но тогда мне исполнилось восемь, и за мудрость мы детством платили...
"Настало время первой – школьной любви. И, по существу, первых стихов. И первую песню написал тогда же. Первая любовь, первое крушение..." "Уже вуз. И – поход "Звездный": развезла электричка пол-института в разные концы Подмосковья, и сходятся группы, как по лучам звезды, к месту слета, и каждая группа должна (должна!) придти с новой песней, написанной прямо в походе. Ночуем в сельской школе, и вот девчонки вталкивают меня в пустой класс, где – блокнот с ручкой, гитара, огромная кружка чая и бутерброд. Из-за припертой снаружи двери мне сообщается, что я не должен проситься отсюда ни по какой нужде, пока не пропою в щелку эту самую новую песню". "Ну, и были ежегодные сатирические обозрения, и частые турпоходы, и была стенная (интересная, веселая и злая, и серьезная) газета "Словесник", которая тоже без стихов не мыслилась. И вузовская многотиражка, где я был заведующим отделом оформления и не только печатался, но и "обрисовывал" поэтические страницы: выдумывал занятные шрифты к заголовкам, рисовал карикатуры к фельетонам и прочее. Играл в студенческом театре, да еще и писал песни к нашим спектаклям. И так – до сих пор".
К начальнику стражи жена короля любит бегать тайком, а прачка всем говорит: "Вуаля!" – и, значит, король с ней знаком...
"После института проработал в многотиражке "Трудовая вахта", немного – в издательстве литературы на иностранных я зыках, а уж потом – радио и "Кругозор". Вот здесь сделаем паузу. Его основная работа? Сложно ответить на этот вопрос. Статьи для журналов и газет, для сборников (например, в одном из них – "Дорогой отцов" – очерк Вахнюка о группе "Поиск", занимающейся одесскими катакомбами – их историей, их героями, – лаконично и сильно написанный очерк). Радиорепортажи, часто звучащие в "Юности". (Кстати, будучи в Горьком на концертах, он успел-таки побывать со своим "Репортером" на ГАЗе). Поэзия. (Интересующиеся могут заглянуть хотя бы в сборник "Разноцветные ветры"). Фильмы. (Сейчас Борис работает в объединении "Географнаучфильм", ездит по стране, пишет сценарии для телеальманахов "Клуб кинопутешествий" и "В мире животных"). Репортажи в "Кругозоре". Трудно подсчитать их количество. Ведь Юрий Визбор и Борис Вахнюк – зачинатели, рыцари, апологеты нового жанра, без которого "Кругозор" теперь просто не мыслится, – песни-репортажа. Всегдашнее новаторство, неожиданность монтажа, современность, абсолютная естественность участников и героев пластинки "Кругозора" (а это ох как нелегко: помочь человеку быть раскованным перед микрофоном), обязательная – искренняя – заинтересованность в проблеме, в героях и, наконец, специально для данного рассказа написанные одна или две песни – вот что такое эти "Кругозорские" репортажи. О чем только не писал Вахнюк! О космосе и о рождении корабля, о Волге и о геологах, о Байконуре и о Льве Яшине (Борис и сам – мастер спорта, бессменный вратарь в "матчах века" на грушинских фестивалях), о КамАЗе и Анадыре, о рабочей дружбе и о подвиге Михаила Мороза. Все эти репортажи динамичны, ёмки, интересны аранжировки песен: например, в песню о рождении корабля, а оно ведь начинается, наверное, с детских игр в "Кораблики" по ручью, по луже – вплетается, вместе с брызгами фортепьянных нот, звон детского смеха, беззаботного крика, плеска ладош и воды... Многотемность – вот что, помимо прочего, отличает творчество Бориса Вахнюка. И относится это как к репортажам в "Кругозоре", как к стихам, так и, конечно, к песням. Так, может быть, песни и есть – главное! "Песни для меня прежде всего – стихи, а если они соединяются с не мешающей им, "не тянущей на себя одеяло" мелодией – вот это и есть моя песня". Попробуем приложить эту схему к любой из песен Вахнюка – и увидим, что она верна. Пусть будет мелодия бесхитростной или более утонченной, и главное другое: каждая песня Вахнюка может быть прочитана как отдельное стихотворение – самостоятельное и цельное, не нуждающееся в музыкальной "косметике". А что греха таить, такое явление не очень часто встречается даже у мэтров бардовской песни.
Устали, увяли с годами, угасли мы, но если хоть искорка светит из тьмы – да здравствуют женщины, которые счастливы, если счастливы мы!.. Высокие оды сменяются баснями, от века юнцов снисхожденья не жди, да здравствуют женщины, которые счастливы, как цветы и дожди...
Человек необыкновенной любознательности, интереса, кажется ко всему на свете, Вахнюк "делает" круг своих тем фактически необъятным. Здесь – и связь поколений, и минувшая –обжегшая детство – война (в прошлом году он стал лауреатом журнала "Клуб и художественная самодеятельность" за звуковой плакат "Дороги Победы"), и подвиг в мирное время, это туризм ("О добрая тоска по рюкзаку!..) и искусство, это работа и природа ("Что ж ты холодные свечи зажег на облетевших до срока кустах?" – это вопрос снегу, и видится музыкальнейшая – только что не спетая – картина Чюрлёниса: какие-то фантастические растения-подсвечники, и белое пламя снега, и поземка по совсем еще зеленому полю-холсту), это и детство, и любовь. Эта вечная тема в песнях и стихах Бориса Вахнюка отражается очень своеобразно. Практически ни слова о, казалось бы, всегдашнем попутчике любви – одиночестве, нет ни сетований, ни жалоб, ни упреков. Это очень мужественная любовь и – нежная, и, по счастью, начисто лишенная сентиментальности. От улыбки: "Чего-то такого хочется, чтоб много и чтоб всегда", до сказанного вполголоса и непросто:
Тороплив и печален свет, и отмеренный круг нелеп. Молчаливые "да" и "нет" мне нужней, чем вода и хлеб...
Одна из недавних песен называется "В ритме Джеймса Ласта": обычная встреча, каких, наверное, десятки, все традиционно и неизменно – танец под музыку, на сей раз "под Ласта" с его чарующими мелодиями...
О, скольких нас дурачил этот Ласт, и как дышалось загнанно и трудно, когда прикосновение корунда от вечности откалывало пласт!
Но кончилась пластинка, и оказалось, что с музыкой исчезло все: призрачная теплота отношений, эфемерная любовь, нереальная страсть. Что же остается? О, ни слова об одиночестве...
Все грохочет игрушечный бой, тени истин рождаются в стычке, мы сжигаем мосты за собой по привычке...
Все, что существует в его песнях, живет и в самом поэте: привязанность к городу, шумному и сине-рыжему "от неоновых монист" – и тоска по нетронутости природы, "по седенькой вороне на суку"; вечная преданность дружбе – и неприятие двуличия в чем бы то ни было; какая-то безудержная влюбленность в жизнь – и резкое, до трагизма, ощущение ее поразительной быстротечности и неуловимости...
... А где же ты? На час или век покинул ты свои апартаменты, чтоб услыхать дождя аплодисменты и поклониться, не вздымая век, и вдруг понять: всему виной – не ты! Не для тебя гремела и орала природа! Это просто отыграла свое зима – и развела мосты.
А еще – доброта. Это то, что бесспорно во всех его стихах, песнях статьях, потому что бесспорно в нем самом.
Ненаказуемо добро, даже когда оно не благо, когда разит больней, чем шпага, неотразимое перо...
Эта доброта, щедрость – во всем. В том, что буквально часами готов Борис рассказывать про своих друзей, да и вообще – про любого встретившегося на его пути человека; и готов выслушивать всех без конца; в том, что, известный своей способностью моментально импровизировать, подписывает на концертах программки и фотографии только стихами – вмиг и специально для каждого человека придуманными, в том, что с таким трудом расстается с залом, всегда ждущим и неравнодушным, и еще и еще читает и поет; в том, с каким вниманием и доброжелательностью говорит о свои коллегах – маститых и совсем юных бардах... Где бы он ни находился, вокруг него всегда образуется какое-то поле тепла и радости. Его стихи наполнены деталями, всегда очень точными и необходимыми. И еще: они, эти стихи, – сегодняшние. Вахнюк не боится писать про Ласта или улыбнуться: "Четвертый день с экрана "Иссык-Куля" острит по-азиатски де Фюнес". Неважно, что через несколько лет могут и не вспомнить имен вчерашних кумиров. Важно, что в стихах сегодняшних – и жизнь такая же, сегодняшняя, теплая, живая, та, что так дорога поэту...
А кто сказал, что осень – это время? Мгновенье грома в звоне тишины... Под коркой дерна стылые коренья упрямо дожидаются весны... Но хрустнет первый лед, и в этом хрусте почувствуется четче и ясней, что нет ни обреченности, ни грусти в открытой обнаженности ветвей...
СЕТЬ...
|
|
Б.Вахнюк - Снег в сентябре
Снег в сентябре Что ж ты меня заставляешь, снежок,
Чувствовать эту вину без вины?
Что ж ты холодные свечи зажег
На неопавших листах бузины?..
Что же ты выбелил эти холмы?
Их очернит все равно воронье.
Было вчера далеко до зимы,
Нынче - рукою подать до нее.
Ты поспешил. Опустела скамья.
Мир будто вымер от шуток твоих.
Только ведь, если уходят друзья,
Это не значит, что не было их.
Смотрит звезда сквозь осеннюю тьму.
Яблоко прячет росток в кожуре.
Время на свете приходит всему,
Только не рано ли - снег в сентябре?..
1975
Илье Габаю
Какие были времена,
Какие тумбочки бросали
Мои знакомцы из окна
В асфальт московский, в небеса ли.
Поэт, очкарик, книгочей -
За тридцать лет до дыр озонных
Мы были выше всех вещей,
Тем более вещей казенных.
Что груз годов непрожитых!
Что непрочитанный философ, -
У общежития святых
Ответов больше, чем вопросов.
И больше грусти, чем острот,
Хотя стакан по венчик налит.
Зато чернавка у ворот
На этот раз не нам сигналит.
А завтра - все наоборот?
И, наплевав на провиденье,
Избрать себе из всех свобод
Одно свободное паденье
Туда, где вечно ясен свет,
Где спит Пегас, свое отцокав,
Где, как ни вглядывайся, нет
Посмертно изгнанных пророков?..
Над теплым пеплом бытия,
Туда, где лики, а не лица,
Летит пророк Габай Илья
И всё никак не приземлится.
Зеленоватые глаза
Мне говорят: "Какой резон в твоих палатках на снегу?"
Мне говорят: "Не тот сезон", а я иначе не могу.
А я люблю гонять чаи с пахучим привкусом дымка |
И все глядеть в глаза твои, зеленоватые слегка.
Проснулся лес, костёр погас, рассвет упал на тень мою,
Я это видел столько раз, а вот теперь не узнаю
Как потеплели небеса и как весна недалека, |
А всё они, твои глаза, зеленоватые слегка.
С весёлой елью надо мной двумя палатками в лесу
Прощаться трудно, но домой зато я песню принесу
Про эти первые ручьи, ещё несмелые пока
И про глаза, глаза твои, зеленоватые слегка.
Доброта
Ненаказуемо добро,
Даже когда оно не благо,
Когда разит больней, чем шпага,
Неотразимое перо.
Ведь вот, положим, Дон Кихот,
Когда с копьем вонзался в стадо -
Ведь он не делал то, что надо,
А все совсем наоборот...
Чудак, ведомый добротой!
Был вкус ее ему неведом,
Когда он зверем несся следом
За тою, что была не той.
Но понимаем мы его.
Из тех же, кто над ним смеялся,
Хотя в душе его боялся,
Мы и не вспомним никого.
Ни лиц. Ни званий. Ни имен.
Пожалуй, только Дульсинею.
Но Бог, как говорится, с нею,
Хоть Дон Кихот и был сражен
Одною ею. И до гроба
Служил ей верно, до креста...
Сильна, но смертна наша злоба.
Слаба, но вечна доброта.
Что за сон мне снится странный,
И реальный, и чудной!..
Шашлычок нересторанный
Под обугленной сосной.
Свежий хлеб топорной резки,
Да вода из родника.
Ни оконной занавески,
Ни висячего замка.
Под матерчатую крышу
Просочился паучок.
Что мне скажут, то и слышу,
В то и верю, дурачок...
Ну, так что ж, во сне все это,
Или, может, наяву?..
Запустил турбины где-то
Самолетик - на Москву.
На Москву, в которой столько
Моего и твоего.
Сплю - и воздух, как настойка.
Просыпаюсь - ничего.
Над водою голубою
Черный парус бытия.
Как же быть-то мне с тобою,
Ненадежная моя?..
Дверь, открытая не по стуку,
Враг сердечный по кличке "друг"...
Обреченные на разлуку,
Ошалевшие от разлук.
Даже хочется - не обязан,
И должна, да охоты нет.
Белой ленточкой перевязан
Обреченный уже букет.
Путь из Углича на Калугу,
Свет фонарика в темноте.
Обреченные на разлуку,
Обрученные в суете.
Умирающие мгновенья,
Растерявшие суть слова.
Обреченная на забвенье
Недокошенная трава.
Обреченная перекличка
Опустевшего с пустотой.
Разбегается электричка,
Слишком поздно кричать: "Постой!"
Подними на прощанье руку.
Дети выросли - не беда.
Обреченные на разлуку
Не расстанутся никогда........
.........
Это - так. Всему конец есть на свете...
Это - так. Всему конец есть на свете.
Если встали под венец - будут дети.
Ну, а можно без венца. Разве долго?
Расплескалась у лица речка Волга
И растаяла вдали. Было - нету.
Что за тропы развели нас по свету?
Вот он, рядом, - телефон. Звякни - слышат.
Будто я и ты, и он - вместе дышат.
Вместе делают одно будто дело -
Было счастье. Так давно. Улетело.
И в конце иного дня - без расчета -
Спросит, знаешь ли меня, свежий кто-то.
А в ответ - в глазах туман и усталость:
"Вроде, был у нас роман...
На-чи-та-лась"...................
1984
Вахнюк Б.-слова и музыка
Вызвав шквал аплодисментов, Борис Савельевич усилил драматизм страстей песней, построенной как перекличка между Маяковским и Высоцким: "Мир неделим на твое и мое". .....
Главное в "Бане", что после нее
Все мы становимся чище.
ВАХНЮК
Давайте собираться у стола –
Не для того, чтоб зелье нас пьянило,
А для того, чтоб дружба сохранила
Себя такой, какой она была.
Давайте собираться у стола –
Без всяких там заморских разносолов –
Чтоб были наши выцветшие соло –
Как будто ветви одного ствола.
Давайте собираться у стола –
Расчешем на пробор свои седины, –
И станут наши помыслы едины,
И откровенья наши, и дела.
Давайте собираться у стола!
Неважно у кого – один найдется,
С кем снова так, как в юности, поется,
А юность – общей чашей нам была.
Давайте собираться у стола,
Хоть раз в году – ведь чаще мы не сможем,
И столько новых песен мы не сложим,
Чтоб каждая – утешить нас смогла.
Давайте собираться у стола –
Ну, много ли нам надобно на сборы? –
Чтоб рухнули нелепые заборы,
Которые нам зрелость возвела.
Давайте собираться у стола,
И с нами – те, чья песня не допета,
Они живут, пока мы помним это,
Покуда наша боль за них – светла................................
Борис Вахнюк
Proshor пишет:
https://tunnel.ru/view/post:185408
.....................
Спасибо за ссылку на пост с песнями Вахнюка.
Борис Вахнюк с дочками (взрослыми и маленькими....)
Светлая Память Борису и двум его дочкам-малышкам-Полине-9 лет и Серафиме-6 лет.....
Еще одна песня-ХАРАСАВЭЙ (поселок , полуостров Ямал)
Еще вариант(когда-то грузила здесь)
Борис Вахнюк
Памяти Бориса Вахнюка.....
Борис Вахнюк. Фрагменты передачи Константина Тарасова "Полёт над гнездом глухаря", ТВЦ 2000.
00:49 1. Мне говорят: "Какой резон в твоих палатках..."
03:23 2. Ребята я так старался...
05:52 3. Уморительно упрямы, но самих себя добрей...
08:33 4. Не напевная, многотрудная...
11:00 5. Давайте собираться у стола...
Оцифровка моя с кассеты VHS.
-автору-спасибо!!
Солдатские сны
Борис Вахнюк
Мне что-то не снится война на войне,
А снится веселый рушник на стене,
И вишенный цвет облетает в саду,
В забытом почти довоенном году.
Дождинки на милых ресницах дрожат,
И в братских могилах браты не лежат,
И мама живая сидит за столом,
И мирное солнце горит за селом.
Мне что-то не снится война на войне, -
Кресты на окне и кресты на броне,
Приходит опять не война, а весна
В скупое мгновенье солдатского сна.
Не грохот я слышу, а гром вдалеке...
Ну разве позволю я дрогнуть руке?
Ну разве посмею я, разве смогу
Отдать мою добрую землю врагу?
Мне что-то не снится война на войне.
Журавль у криницы скрипит в тишине.
Мне снится сегодня не завтрашний бой,
А вербы над Росью в росе голубой...
А все, что не снилось, но выпало нам,
Приснится, наверное, нашим сынам.
Ребятам, родившимся после войны,
За нас отоснятся военные сны......
1974
Алла Пугачева:
Мы с тобой встретимся на небесах.
Только не торопи меня.....
В юности Борис Вахнюк был кумиром Аллы Пугачевой.
Борис Вахнюк - один из первых бардов. Учился с Юрием Визбором и Адой Якушевой в московском пединституте, который так и называли «поющим».
Написал более двухсот песен.
И бардовскому движению остался верен до конца своих дней.
«Комсомолка» первой еще в начале 60-х написала о самодеятельном авторе...
Вахнюк и Пугачева .
Они познакомились в 1967 году, в тюменских болотах. К нефтяникам поехала творческая бригада радиостанции «Юность», где тогда работал Вахнюк. В составе бригады были Пахмутова с Добронравовым, Камбурова, другие известные певцы, композиторы. И начинающая певица Алла Пугачева.
«Поднимается на теплоход малявочка, - рассказывал позже Борис Савельевич об их первой встрече. -
Тоненькая, стриженая под мальчика.
Волосы рыжие.
Вся в конопушечках - снизу доверху. Конопушки за ворот кофточки забегают, из-под юбки выскакивают...
Поет тоненьким, нежненьким голосочком. Таежному народу нравится. Аплодируют».
Став знаменитой, Алла Борисовна несколько песен Вахнюка включила в свой репертуар. «Бежала голову сломя», «Терема», «Спасибо»
(род. 16.10.1933, ум. 02.06.2005)
Вахнюк Борис Савельевич родился 16 октября 1933 года в с.Гришки Волковинецкого района Каменец-Подольской области. Жил в Москве. Погиб 2 июня 2005 года.
В войну жил в Путивле. Окончил историко-филологический факультет Московского гос. педагогического института им. В.И.Ленина (1959) по специальности учитель русского языка, литературы, истории СССР.
Поэт, журналист, киносценарист. Член Союза журналистов России.
Работал в Госкомитете по телевидению и радиовещанию, был корреспондентом радиостанции "Юность" (1964-1968), звукового журнала "Кругозор" (1968-1978). С 1978 г. кинодраматург. Активный пропагандист туризма в документальном кино.
Играл на 7-струнной гитаре.
Песни писал с 1955 г. на свои стихи. Первая песня "Проводница" (вместе с Игорем Скляровым, 1955).
Лауреат конкурсов в Бресте (1965), в Москве (1966). "Песня об отце" — лауреат конкурса туристской песни II Всесоюзного похода молодежи по местам боевой славы советского народа.
Вел цикл вечеров в ЦДРИ; передачи о бардах и с бардами — ранее на "Авторадио", на радио "Возрождение".
Любимые авторы песен — Ю.Ким, А.Дольский, А.Городницкий, А.Крупп и многие другие.
Мастер спорта СССР по футболу, увлекался водным туризмом.
Хобби — камнелюб.
Вахнюк Борис Савельевич родился 16 октября 1933 г. в маленьком украинском селе Гришки. Отец погиб на финской войне. Во время Великой Отечественной Борис с мамой три года жил в оккупации в Путивле; наблюдал расстрел в Троицком яру трёх тысяч человек.
После войны с мамой и отчимом переселился в Донбасс, в село Красная Поляна. Писал стихи, ставил спектакли по произведениям украинских классиков, стал мастером спорта по футболу.
В 1952 г. закончил школу с золотой медалью, поехал в Москву, планируя поступить либо в литературный институт, либо в театральный, либо в институт физкультуры, но опоздал. По результатам собеседования поступил в Московский государственный пединститут на литфак, где уже учились Юрий Визбор, Владимир Красновский, Юрий Ряшенцев, потом туда же поступила Ада Якушева.
В институте заведовал отделом оформления многотиражки «Ленинец». Потом два года работал в газете Мосгорисполкома «Трудовая вахта».
Затем — на радиостанции «Юность», откуда только что ушёл Визбор. Потом точно так же пришёл на место Визбора в журнал «Кругозор», написал около 20 песен-репортажей. В 1978 г. ушёл из «Кругозора» и стал, по его собственному выражению, «работать Вахню ком» — писал песни, снимал научно-популярные фильмы, в том числе и о туризме. С 1971 г. — член жюри Грушинского фестиваля. Имеет одного сына 16 лет и четырёх дочерей в возрасте от 5 до 42 лет.