- Бутусов Вячеслав Дата рождения: 15 октября 1961 года
Биография Вячеслава Бутусова
Основатель группы, автор музыки, части текстов, вокал, гитара. Родился 15 октября 1961 года в поселке Бугач Красноярского края. В силу специфики отцовской профессии семья часто переезжала с места на место. До девятого класса Слава Бутусов жил и учился в разных сибирских городах - Красноярске, Сургуте, Ханты-Мансийске. В девятом классе впервые приехал в Свердловск.
В это время он уже увлекался музыкой - "слушал все подряд, что перепадало... в основном радио, и "Юность", и "Голос"... В седьмом классе отец купил мне магнитофон... какую ерунду я только не писал! Но больше остальных нравился "Led Zeppelin".
В 1978 году Слава поступает в Свердловский архитектурный институт и осенью знакомится с другим первокурсником - Димой Умецким. У Славы оказался хороший голос, у Димы - хороший английский и много дефицитных пластинок. Они играли, что знали и что могли подобрать. Предпочтение отдавали "Лед Зеппелин", "Криденс Уотер Ривайвал", из отечественного рока - Константину Никольскому и "Воскресенью", "Машине времени". Свои песни были написаны ближе к выпуску, когда в 1983 году при помощи Александра Пантыкина появился первый эпический и беспомощный альбом "Переезд". Тогда же, в феврале 1983 года состоялось знакомство с Ильей Кормильцевым, однако рождение тандема "Бутусов - Кормильцев" происходит только в 1985 году при записи альбома "Невидимка".
Несмотря на всепоглощающее увлечение музыкой, институт был закончен. Началась работа по специальности - архитектором в проектном институте. Вячеслав Бутусов проектировал свердловское метро ("что сказалось на больной внешности интерьера некоторых станций", - комментирует он).
Жизнь дальше пошла бы совсем беспросветная и рутинная - каждое утро на работу, вечером с работы, - если бы не свободное время, которое Умецкий и Бутусов проводили в Свердловском рок-клубе. Весной 1985 года записывается альбом "Невидимка", в августе 1986 - "Разлука", которой было суждено вскоре прогреметь на всю страну. После "Разлуки" стало ясно: в музыку нельзя больше "бежать", ее надо делать профессией. Дима Умецкий вспоминал спустя несколько лет, что выбор пути в 1986 году был совсем нелегким: "Конечно, было страшно. Слово "рок" по-прежнему считается нецензурным, у обоих уже детки, и им хочется кушать. Но деваться было некуда." Итак, заявления об уходе с работы по собственному желанию были написаны, выбор сделан, жребий брошен.
А уже в 1987 году начинается бум вокруг "Разлуки", и вскоре "наутилусомания" охватывает всю страну. После двух лет беспрерывного гастрольного марафона (1987-1988), 10 ноября Вячеслав Бутусов официально "распускает" группу, решив возобновить сотрудничество с Умецким, покинувшим "Nautilus Pompilius" в феврале 1988 года. В течение 1989 года идет работа над проектом фильма "Человек без имени", записывается саундтрек, после чего "отцы-основатели" "Нау" во второй раз прекращают сотрудничество. Все это время Бутусов живет между Москвой и Ленинградом.
В течение 1990 года Вячеслав Бутусов собирает новый состав "Наутилуса", начинает гастрольную деятельность. Выходит новый альбом "Родившийся в эту ночь". В 1991 году Бутусов женится во второй раз на ленинградке Анжелике Эстоевой и переезжает в северную столицу. У него появляется вторая дочь - Ксения, родившаяся 31 июля 1991 года - в один день со своей старшей сестрой Анной с интервалом в 11 лет.
В "петербуржский" период Бутусовым создаются песни, вошедшие в альбомы "Чужая Земля" (1992), "Титаник" (1994) и "Крылья" (1995), которые и определяют современный музыкальный облик группы.
Вячеслав Бутусов живет в Санкт-Петербурге на окраине, что, по его утверждению, очень облегчает жизнь и творчество: случайные люди редко добираются до его далекого района. Большую часть года проводит на гастролях. В последнее время все чаще вспоминает о своей "гражданской профессии": рисует, когда есть настроение или хороший повод (как, например, издание книги стихов Кормильцева с бутусовскими иллюстрациями), говорит, что "неплохо было бы заняться мультипликацией или стать руководителем музыкального коллектива из очень маленьких детей".
История жизни Вячеслава Бутусова
Естественно, все знают Вячеслава Бутусова в первую очередь как лидера ныне почившей, а некогда ультрапопулярной группы «Наутилус Помпилиус», окончательно и бесповоротно, по твердому убеждению Вячеслава, прекратившей свое существование в 97-м году. Последнее, что сделал Бутусов, будучи участником «Нау», - это записал альбом «Яблокитай», ряд песен из которого, кстати, стали основой саундтрека к первому «Брату» Алексея Балабанова.
Бутусов на фестивале «Рок над Волгой» 2012
«Большинство времени я провожу в стационарной обстановке, в студии. Если брать относительно – всегда легче работать с коллективом. Потому что это чувство поддержки – один упал, другой заменил и так далее. Некоторые вещи, конечно, лучше исполнять одному – можно петь громче, можно петь тише. Когда же вступает ритм-секция, уже выхода нет. Но и это – не ответ. Можно искать положительные моменты и в сольном выступлении. Но чтобы это выглядело как идеальная форма концертной деятельности – я считаю, что это неправильно. Вообще, чем больше возможностей трансформации концертной деятельности – тем лучше»
Впрочем, Бутусов никогда не избегал side-проектов. Определенную известность получил совместный альбом с экс-гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном под труднопроизносимым названием «НезаконНоРожденый Альхимик доктор Фауст - Пернатый Змей». Здесь Бутусов выступил в роли композитора, а для одного из треков написал текст. Автором идеи проекта выступил питерский художник Сергей де Рокамболь. К слову, сейчас в работе находится еще один проект, «Звездный падл», участниками которого являются те же Бутусов, Каспарян, еще один экс-«киношник» Игорь Тихомиров и Евгений Головин, известный как автор некоторых песен группы «Ва-БанкЪ». Но на этот раз Бутусов должен выступить исключительно в роли вокалиста.
Полноценным возвращением Вячеслава в активную музыкальную жизнь считают выход в 1998 году сольного альбома «Овалы», одна из песен с которого, «Берег», попала в ротацию «Нашего Радио» и стала хитом. 27 марта прошлого года состоялось долгожданное возвращение Бутусова и к концертной деятельности – с сольной же программой «Тихие игры», составленной как из новых вещей, так и богатого творческого наследия «Наутилуса». С ней Вячеслав выступает и по сей день, хотя довольно редко – программа была представлена за полтора года на алтайском фестивале «В горах на быстрой реке», в некоторых крупных городах бывшего Союза, а в Москве – еще однажды в Горбушке, а также в СДК МАИ, «Свалке» и «16 тоннах».
«Очень часто приходилось видеть ту публику, которая стоит ближе всего к сцене. Это особо оголтелый народ, доведенный до определенного состояния. Хочется очень аккуратно, тихо им что-то исполнить, чтобы они перестали друг друга бить головами об конструкции или устраивать своей девушкой короткое замыкание об какой-нибудь софит. Так ли иначе ты берешь на себя ответственность за все происходящее»
2000 год ознаменовался участием Бутусова сразу в нескольких проектах. Для начала он представил в Москве, Питере и Минске музыкально-театрализованное шоу «Бибигония» с участием белорусской группы «Плато» и театра «Лицедеи». На пресс-коференции, посвященной столичному концерту, Вячеслав рассказал о создании собственного проекта «Бибигония», в рамках которого чего только не планируется – от поддержки молодых музыкантов до выпуска книги Бутусова, над которой она работает не первый год.
«Скорее это похоже на музыкальные иллюстрации к теме, потому что параллельно я рисую иллюстрации в чистом виде. Вообще в идеале бы это был трехплановый проект – графика, музыка и литературная часть. Но я об этом даже пока и не задумывался. Было бы здорово и видеоряд сделать.»
Совместно с БГ, Александром Васильевым, Настей Полевой, Чижом, Максимом Леонидовым и музыкантами «Аквариума» Бутусов принял участие в записи альбома на стихи Джорджа Гуницкого «Пятиугольный грех», песня с которого «Гибралтар/Лабрадор» стала одной из ключевых в саундтреке уже ко второму «Брату» и была признана экспертами журнала "Фузз" лучшей песней 2000 года.
Тем же летом Бутусов записал свою версию легендарной цоевской «Звезды по имени Солнце» для альбома-трибьюта «Кино». А в начале нового года увидел свет долгожданный совместный проект Бутусова и электронной группы Deadушки «Элизобарра-Торр».
«Я до сих пор не определился в дифференциации понятий «дар» и «талант». Мне кажется, дар - это то, что дано человеку природой или Господом Богом, талант - то, что культивируется человеком из дара. Человек, который развивал в себе талант, не позволит никаких гадостей. А тот, кто даровит, может быть невоспитанным и может себе позволить все что угодно, не задумываясь как это отразится на близких»