Часовых дел мастер приходит по средам, проверяет механизм часов и заводит их. Везёт тем посетителям, кто в этот момент находится в Павильонном зале. Мне ещё не разу не повезло, я не видела этого зрелища.
Поэтому - фотографии мои, а вот видео из инета
Елена, спасибо за интереснейшую экскурсию, фотографии! Положила в фавориты.:)
Елена, СПАСИБО!
Вот это я пропустила. Наверстываю...
Как всегда, замечательные снимки. Будто сама там побывала. Велика сила сопричастности, правда? Ваши снимки чудесным образом передают всю роскошь Павильонного зала и дают практически полное представление о самих часах "Павлин".
Вы заметили, что следующим идет ролик, где мастер обслуживает часы? Тоже интересно посмотреть.
Работу часов видела только в юности.
Елена, а можно я добавлю еще некоторые интересные факты об этих удивительных часах?
Создание механических птиц издавна привлекало изобретателей - еще в античные времена фигуры "поющих" птиц украшали клепсидры - водяные часы. В XVIII веке создатели автоматов стремились сконструировать такую систему, чтобы птицы не только пели, но и вели себя как живые и были изготовлены в натуральную величину. Так, в середине века вся Европа восхищалась механической уткой французского мастера Жака Вокансона, которая умела пить, есть, двигаться и вести себя самым естественным образом.
Самым известным творцом подобных механизмов во второй половине XVIII в. был лондонский ювелир и золотых дел мастер Джеймс Кокс. Богатая фантазия мастера рождала идеи, которые воплощались в жизнь мастерами и механиками его фирмы. Большое количество сложных автоматов, отличавшихся роскошью и разнообразием декора, было создано фирмой Кокса для европейских и восточных заказчиков. Настоящая слава пришла к Джеймсу Коксу в 1772 г., когда он открыл свой музей в Лондоне (Spring Gardens), где были выставлены многочисленные автоматы с фигурами экзотических животных, птиц, людей. Для реализации дорогих автоматов Кокс организовал лотерею: в 1773 году - в Лондоне, в 1774 году - в Дублине. В сохранившемся каталоге дублинской лотереи под номерами шесть и восемь значатся два павлина. Из описания экспонатов становится понятным, что эти парные автоматы отличались от эрмитажной композиции: павлин помещался на пне дуба, ствол которого обвивали две змеи. Отсутствовали фигуры петуха, совы и гриба с циферблатом часов.
История эрмитажных часов Павлин началась в 1777 году, когда в Петербург с визитом прибыла герцогиня Кингстон. В честь богатой и знатной гостьи в русской столице давались балы. Г.А. Потемкин, встречаясь в свете с герцогиней, узнал о роскошных механизмах Джеймса Кокса. Отдавая дань страсти Екатерины II к собирательству, князь заказал знаменитому мастеру монументальный автомат с часами для Эрмитажа императрицы.
Для быстрейшего исполнения дорогого русского заказа Кокс, финансовые дела которого шли не лучшим образом, решил использовать уже готовый автомат дублинской лотереи с фигурой павлина. В композицию были включены петух, сова и часовой механизм, циферблат которого был помещен в шляпку гриба; и убраны змеи. В создании этого нового автомата Кокс использовал труд немецкого мастера, обосновавшегося в Лондоне - Фридриха Юри.
Часы Павлин прибыли в Санкт-Петербург в 1781 г. В бумагах канцелярии Зимнего дворца, где перечислены ценности, приобретенные императрицей Екатериной II в 1781 г., встречается упоминание о двух выплатах - от 30 сентября и 14 декабря - часовых дел мастеру Юри, за часы, доставленные из Англии. Сумма выплаты составила 11 тыс. рублей (ок. 1800 фунтов стерлингов) и была произведена из личных средств императрицы по письму князя Потемкина.
Часы были привезены в Россию в разобранном виде. Русский механик И.П. Кулибин по просьбе Г.А. Потемкина отреставрировал часы. С 1797 г. и по сегодняшний день часы Павлин являются одним из самых знаменитых экспонатов Эрмитажа. К тому же - это единственный в мире крупный автомат XVIII века, дошедший до нашего времени без изменений и в действующем состоянии.
Механика
В часах Павлин объединено четыре самостоятельных механизма: три их них приводят в движение фигуры птиц, а четвертый является собственно часами. Механизмы соединены системой рычагов, обеспечивающих их запуск в определенной последовательности:
- в конце каждого часа механизм часов запускает сову. Ее клетка начинает вращаться, звенят колокольчики, сова поворачивает голову вправо и влево, моргая и постукивая правой лапкой. Клетка совершает двенадцать оборотов и останавливается;
- примерно через полторы минуты после начала движения совы ее механизм запускает павлина. Он распускает хвост, вытягивает шею, поворачивает и запрокидывает голову, приоткрывая клюв. Когда хвост полностью развернется, птица на секунду замирает. Затем плавно поворачивается к зрителям хвостом, снова ненадолго замирает, возвращается в исходное положение, складывает хвост и втягивает голову;
- в конце своей работы механизм павлина запускает петуха. Тот, тряхнув несколько раз головой, кукарекает.
Часовой механизм имеет три кинематические цепи (с пружинным приводом, фузеями и цепями в каждом): восьмидневный ход со шпиндельным спуском, бой четвертей (на 8 колокольчиков) и бой часов. Особенностями является ротационный циферблат в виде гриба с прорезью для часового и минутного дисков, вращающихся относительно недвижного указателя, и секундная стрелка в форме стрекозы.
Музыка
Музыка в часах Павлин таинственна. Она выступает в роли волшебной силы, вдыхающей жизнь в механические фигуры. Стоящие во фронтальных позах, словно актеры перед началом пантомимы, сова, павлин и петух под воздействием первых тактов музыки по очереди оживают. Каждый из персонажей исполняет в этом маленьком спектакле отведенную ему роль под свою собственную музыку и замирает вновь с ее окончанием. Бой курантов служит прелюдией к началу действия. Под звуки четырех мелодий, исполняемых колокольчиками, начинает двигаться сова. Молоточки в форме цветов извлекают нежные тоны. Подобным образом можно было играть и на знаменитой стеклянной гармонике, изобретенной Франклином, - очень популярным инструментом второй половины XVIII века. Представление завершает петушиный крик, срывающийся на фальцет (голос петуха имитирует язычковая органная трубка с изменяющейся высотой тона, а также механизм ритмичного прерывания подачи воздуха). Центральный персонаж - павлин (он важно раскланивается и распускает пышный хвост), вероятно, ранее имел свое звуковое оформление. Вся эта феерия сопровождается бесконечным танцем стрекозы.
Существуют описания, свидетельствующие об оригинальной, непривычной музыке вещей Кокса. Искусственные звуки музыкального автомата воспринимались автором ее как нечто противостоящее музыке живой, сочиненной человеком и адресованной человеку. Для показа механической природы (т.е. для перевода из одной системы творчества в иную, отличную от нее) создатель музыки часов Павлин использует экзотические лады и острые синкопированные ритмы. Смелые музыкальные эксперименты английского композитора, жившего в XVIII веке, сегодня вызывают восхищение и желание узнать имя талантливого сочинителя.
Символика
Философы XVIII века полагали, что часы представляют собой механическую модель Вселенной, и их задача - "считать" время, следуя движению небесных светил. Каждое светило и время суток связаны с определенными птицами, которые более других напоминают о "ходе Времени"; символическое значение изображенных птиц легко "читалось" современниками.
Павлин в астральной символике - наиболее значим: он олицетворяет и космос, и солнце, и лунный диск. В христианской традиции павлин символизирует солнечный круг и бессмертие. Самый впечатляющий момент - торжественное раскрытие хвоста и быстрое его складывание - символ единства появления и исчезновения всего сущего. Сова - знак ночи, тишины, мудрости, но одновременно она - спутница Мойры Антропос, рвущей нить жизни и поэтому - знак тьмы, печали, конца жизни. Петух, возвещающий своим пением восход солнца, - символ рождающегося света, жизни, воскресения (он - одна из эмблем Христа).
Движение птиц эрмитажных часов начинается с тревожной синкопной мелодии колокольчиков на клетке совы-ночи, далее павлин раскрывает свой "солнечный" хвост и поворачивается, показывая зрителю на несколько мгновений серебряное поле изнанки хвоста. Затем птица вновь разворачивается, серебро ночи исчезает, и золотой диск солнца возвращается в центр, его восход возвещает своим пением петух. Таким образом, часы Павлин являют собой символ продолжения жизни, в отличие от традиционного восприятия часов как иллюстрацию латинского выражения "Memento mori" - "Помни о смерти".
Белка
В композицию часов включены три белки. Самая большая находится под клеткой с совой, средняя (на изображении) на ветке слева от павлина; маленькая - на сучке, лежащем на "земле"'.
И немного о людях, с чьими именами связаны эти часы...
Портрет князя Григория Александровича Потемкина-Таврического
1789-1791 гг.
И.-Б. Лампи Старший
Григорий Александрович Потемкин-Таврический (1739-1791гг.), князь, государственный деятель, фельдмаршал и президент Военной коллегии
Самые ранние сведения о часах Павлин в России связаны с именем князя Григория Александровича Потемкина-Таврического. Князь имел пристрастие к механическим редкостям и покровительствовал знаменитому русскому механику И.П. Кулибину; он сам делал ему заказы и восхищался талантом изобретателя. Говорили, что князь "по ребяческой прихоти посылал курьеров по всей России... и в Париж за модными безделушками... Князь был весьма начитан и умен, однако понимал, что настоящий знаток мог растолковать вам за час то, что в книгах вы не нашли бы и за месяц".
В 1777 г. в Санкт-Петербурге гостила герцогиня Кингстон. В светских беседах она поведала князю Потемкину о роскошных автоматах, виденных ею в музее Джеймса Кокса в Лондоне. Князь не преминул заказать знаменитому мастеру большой автомат с часами для украшения коллекции императрицы. Екатерина II оплатила заказ из своих "комнатных" денег, даже не увидев самой вещи, полностью доверяя вкусу князя. Часы прибыли в столицу в 1781 г. и долгое время пребывали в Таврическом дворце в разобранном виде. Весной 1791 г., когда во дворце велись приготовления к празднику, посвященному взятию русскими войсками турецкой крепости Измаил (1790 г.), князь Потемкин принял решение собрать и отладить часы.
Герцогиня Кингстон
1788 г.
У. Браун
Слепок с медали
Елизавета Чадлей (Elizabeth Chudleigh; 1720-1788 гг.), по первому браку - графиня Бристоль, по второму - герцогиня Кингстон.
Герцогиня Кингстон была красива, умна и настолько предприимчива, что ее действия почти всегда граничили с авантюризмом. Состоя в тайном браке с капитаном Гарвеем, получившим титул графа Бристоль, она решила выйти замуж за влюбленного в нее богатейшего пэра Англии герцога Кингстона. Венчание с ним произошло в 1769 г.
После смерти мужа и последовавших за этим неприятностях в Англии, двоемужница и владелица огромного состояния отправилась в Россию. В 1777 г. она прибыла в Петербург, где надеялась стать придворной дамой русской императрицы - это могло помочь ей вернуть высокое положение в европейском обществе.
Очаровать русский двор и петербургское общество невозможно было без помощи князя Потемкина - вот почему именно на него обратила свое внимание герцогиня. Будучи блестящей собеседницей, - что ценилось в то время в светском обществе, - герцогиня старалась заручиться поддержкой такого влиятельного человека, как фаворит императрицы. Именно от нее князь мог узнать о знаменитых автоматах Кокса.
Несмотря на щедрые подарки, преподнесенные русской императрице, герцогине не удалось занять достойное место при русском дворе - Екатерина II отговорилась тем, что иностранка не может стать ее придворной дамой. В ноябре 1777 г. герцогиня Кингстон покинула Санкт-Петербург и уехала во Францию.
Портрет И.П. Кулибина
1818 г.
П.П. Веденецкий (?)
Иван Петрович Кулибин (1735-1818 гг.), талантливый русский изобретатель, с 1770 г. возглавлял механическую мастерскую Российской Академии Наук.
Весной 1791 г. князь Потемкин обратился русскому механику и изобретателю Ивану Петровичу Кулибину с просьбой починить часы Павлин ("оживить его птичек"). В октябре 1791 г., всего через несколько месяцев после того, как было отдано распоряжение Кулибину, князь скончался. Императрица Екатерина II велела починить часы за счет казны. Кулибину были переданы части механизма, упакованные в несколько корзин (для удобства транспортировки они были разобраны). Иван Петрович составил план реставрации, о чем указал в "Записке" 1792 г.: "...по рассмотрении моем, сыскалось, что оную машину в разных местах действительно починивать должно, наместо утратившихся нескольких приборов делать новые, в нескольких местах подновить золотом и серебром, все внутренние и наружные части машины вычистить, перегнутые листья на ветвях дерева и на растениях переправить, собрать и в движение пустить по-прежнему обязуюсь...". Сохранился список всех частей механизма, полученных Кулибиным, из которого видно, что петух и павлин не были разобраны, зато части совы и ее клетка были упакованы в корзины. Многие детали к тому времени были утрачены, и только Кулибин смог разобраться в принципе работы механизма и восстановить утраченные части.
Работа была завершена к 1794 г., и часы заняли свое место в Таврическом дворце, который к этому моменту был выкуплен императрицей в казну.
После смерти Екатерины II император Павел приказал переместить часы в Эрмитаж, украшением которого они должны были стать изначально.
Я даже не сомневаюсь, что эти часы видели многие, если не в Эрмитаже, то в инете или, хотя-бы на телеканале "Культура", но на такую красоту почему бы не посмотреть ещё раз?
Изготовлены они были в Англии, в часовой мастерской Джеймса Кокса.
Князь Г.А.Потёмкие купил их, чтобы подарить Екатерине II. Перевозили их в разобранном виде, при транспортировке они были повреждены, и поэтому часы передали механику-самоучке Ивану Кулибину, который восстановил их, но уже после смерти Потёмкина. Так Потёмкин и не сделал подарка императрице. Екатерина выкупила часы вместе с другим имуществом князя из казны.
В Эрмитаже часы "Павлин" установили в 1797 году, в красивейшем Павильонном зале:
Когда заводят часы "Павлин", первой "просыпается" сова, сидящая в клетке. Хрустальным звоном начинают петь колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и вращает глазами, а лапкой словно бы дирижирует в такт музыке. Сова еще с античных времен - символ мудрости и ночи. Она безраздельно царствует во тьме леса, когда все живое крепко спит. Кстати, фигура совы выполнена из чистого серебра. Блеск благородного серебра во все времена ассоциировался с мягким лунным светом.
Механизм совы работает дольше остальных фигур - ее движения и мелодичное позвякивание колокольчиков сопровождают все действие. Но вот настала пора пробуждения солнечного веселого утра - очередь уже за павлином. Он грациозно кланяется маленькой изящной головкой и распускает свой прекрасный хвост. Золотым блеском сверкают роскошные перья - символ солнца. В восточных верованиях павлин ассоциировался с небом, непостижимым, загадочным космосом, сверканием жаркого солнца и таинственным, холодноватым сиянием далеких звезд.
Вот павлин поворачивается, и мы видим "изнанку" его хвоста - посеребренную поверхность, символизирующую ночь. Птица словно хочет сказать нам: все меняется и повторяется вновь и вновь, день сменится ночью, за тьмой снова приходит свет, а за светом вновь темнота. Сделав поворот, павлин возвращается в исходное положение и закрывает хвост, а мудрая сова все так же продолжает смотреть на нас, вертеть головой и звенеть своими чудесными колокольчиками.
Последним просыпается петух.
Зал оглашается хрипловатым, но жизнерадостным кукареканьем, и все замирает. В различных религиях его наделяли то божественными, то дьявольскими качествами. Но все мифы и легенды сходились в одном: крик петуха возвещает начало нового дня, прощание с ночью, время радостных надежд, пробуждение к чему-то хорошему. И этот маленький механический спектаклик тоже выстроен по тому же принципу: помни о недолговечности и изменчивости жизни, где за днем приходит ночь, за радостью - печаль, но надейся на лучшее.
...Сова взор дикий обращает
Вокруг себя; павлин, густой
И длинный хвост раскинув свой,
Однажды быстро повернется;
Петух кричит; но лишь прервется
Волшебных звуков сладкий стон,
На них находит прежний сон
И прежнее окамененье;
Совы опять в одно мгновенье
Недвижим взор; петух молчит;
Павлин безжизненный сидит;
Опять все мертво, тихо стало,
Как ничего и не бывало.
Александр Глебов. 1-я половина XIX в.
Зал оглашается хрипловатым, но жизнерадостным кукареканьем, и все замирает. В различных религиях его наделяли то божественными, то дьявольскими качествами. Но все мифы и легенды сходились в одном: крик петуха возвещает начало нового дня, прощание с ночью, время радостных надежд, пробуждение к чему-то хорошему. И этот маленький механический спектаклик тоже выстроен по тому же принципу: помни о недолговечности и изменчивости жизни, где за днем приходит ночь, за радостью - печаль, но надейся на лучшее.