Четыре самых знаменитых вокализа 20-го века.
Лет 200-300 назад вокализом называли упражнение для голоса, которое пелось на какой-нибудь гласный звук. Это примерно то же самое, что этюд для пианиста или любого другого инструменталиста.
Но в начале XX века появились концертные вокализы - практически арии без слов.
Вот три самые известные.
"Вокализ" Сергея Рахманинова.
Он посвящён Антонине Неждановой - страстной поклоннице таланта Рахманинова, исполнительнице его романсов. Они дружили семьями и некоторое время работали вместе в Большом театре.
В новой постановке "Жизни за царя" Глинки (1904 г.) дирижёр Рахманинов работал с Неждановой над партией Антониды.
Нежданова стала первой исполнительницей "Вокализа" и получила в подарок от автора его рукопись.
В "Вокализе" характерный рахманиновский сплин и великолепной красоты мелодия. Она написана в баховской манере, но при этом абсолютно русская.
Рахманинов предназначал этот "Вокализ" для сопрано или тенора. Его пели когда-то и Козловский, и Гедда. Но лучше он звучит всё же в женском варианте.
Анна Моффо.
Ария из "Бразильской бахианы"№5 Эйтора Вилла-Лобоса.
Вилла-Лобос - это бразильский классик и вообще самый крупный композитор Южной Америки 20 века. Его "Бразильские бахианы" - попытка соединения бразильской национальной музыки и баховского стиля.
Каждая из его девяти "бахиан" включает в себя от двух до четырёх частей. Тут есть токкаты, прелюдии, фантазии и фуги, которые звучат вполне в бразильском духе и перемежаются с национальными жанрами.
Самая знаменитая - Пятая - написана для сопрано и восьми виолончелей. Собственно, знаменита не вся эта Пятая "бахиана", а её первая часть (всего их две), которая называется "Ария".
В середине Арии есть небольшой речитатив со словами. Там говорится о луне, смотрящейся в зеркало морской глади, и о прозрачном облачке, медленно плывущему по ночному небу
Элина Гаранча.
Вариант для гитары и сопрано-Натали Дессей.
"Концерт для голоса с оркестром" Рейнгольда Глиэра.
Рейнгольд Глиэр - советский композитор старой школы, ученик Танеева.
Тяжелая задача для колоратурного сопрано спеть на сцене большой и сложный вокализ с оркестром всего лишь с маленькой паузой между двумя частями.
Тем более, что задача перед певицей стоит не только техническая: ей надо сказать без слов очень важные вещи. Этот концерт Глиэр писал в самое тяжёлое военное время - в 1942 году.
Сразу после окончания войны он получил за этот концерт Сталинскую премию.
Галина Ковалёва.
"Соловей и роза"Камилла Сен-Санса.
В 1902 году Сен-Санс написал музыку к спектаклю по пьесе Джейн Диулафой "Парисатис". Теперь она не исполняется и практически забыта. Кроме этого прекрасного вокализа для колоратурного сопрано.
Вокальная партия - музыкальная имитация соловьиного пения тихой майской ночью, испытание на лёгкость, чистоту и подвижность голоса.
В этом ролике поёт Евгения Мирошниченко
Несколько иная трактовка этого вокализа-Натали Дессей.
Статья была опубликована в блоге "Культшпаргалка" на "Дзене"
Олег, спасибо за отличный пост! Люблю голос Мирошниченко, но этот вокализ не слышала. Спасибо. У Вас в mp3 есть?
Олег, я Вам очень благодарна!
Олег, большое спасибо! Замечательный пост.