Что мы НЕ знаем о бурлаках
Бурлаки
1. Бечевник — истоптанная прибрежная полоса, по которой ходили бурлаки. Император Павел запретил здесь строить заборы и здания, но этим и ограничился. Ни кусты, ни камни, ни топкие места с пути бурлаков не устраняли, так что написанное Репиным место можно считать идеальным участком дороги.
2. Шишка — бригадир бурлаков. Им становился ловкий, сильный и опытный человек, знавший много песен. В артели, которую запечатлел Репин, шишкой был поп-расстрига Канин (сохранились наброски, где художник указал имена некоторых персонажей). Бригадир чалился, то есть крепил свою лямку, впереди всех и задавал ритм движения. Каждый шаг бурлаки делали синхронно с правой ноги, затем подтягивая левую. От этого вся артель на ходу покачивалась. Если кто-то сбивался с шага, люди сталкивались плечами, и шишка давал команду «сено — солома», возобновляя движение в ногу. Чтобы поддерживать ритм на узких тропинках над обрывами, от бригадира требовалось большое умение.
3. Подшишельные — ближайшие помощники шишки, чалившиеся справа и слева от него. По левую руку от Канина идет Илька-моряк — артельный староста, закупавший провиант и выдававший бурлакам их жалованье. Во времена Репина оно было небольшое — 30 копеек в день. Столько, например, стоило пересечь на извозчике всю Москву, проехав со Знаменки в Лефортово. За спинами подшишельных чалились нуждавшиеся в особом контроле.
4. «Кабальные», как человек с трубкой, еще в начале пути успевали промотать жалованье за весь рейс. Будучи в долгу перед артелью, они работали за харчи и не особо старались.
5. Кашеваром и сокольным старостой (то есть ответственным за чистоту гальюна на корабле) был самый молодой из бурлаков — деревенский парень Ларька, испытывавший на себе настоящую дедовщину. Считая свои обязанности более чем достаточными, Ларька порой скандалил и демонстративно отказывался тянуть лямку.
6. В каждой артели попадались и просто нерадивые, как этот человек с кисетом. При случае они были не прочь переложить часть ноши на плечи других.
7. Сзади шли самые добросовестные бурлаки, понукавшие халтурщиков.
8. Косный или косной — так назывался бурлак, замыкавший движение. Он следил, чтобы бечева не цеплялась за камни и кусты на берегу. Косный обычно глядел под ноги и чалился особняком, чтобы иметь возможность идти в собственном ритме. В косные выбирали опытных, но больных или слабых.
9. Расшива — вид барки. На таких возили вверх по Волге эльтонскую соль, каспийскую рыбу и тюлений жир, уральское железо и персидские товары (хлопок, шелк, рис, сухофрукты). Артель набиралась по весу груженого судна из расчета примерно 250 пудов на человека. Груз, который тянут вверх по реке 11 бурлаков, весит не менее 40 т.
10. Флаг — к порядку полос на государственном флаге относились не очень внимательно и часто поднимали флаги и вымпелы вверх ногами, как здесь.
11. Лоцман — человек на руле, фактически капитан корабля. Он зарабатывает больше всей артели, вместе взятой, дает указания бурлакам и производит маневры как рулем, так и блоками, регулирующими длину бечевы. Сейчас расшива делает поворот, обходя мель.
12. Бечева — трос, к которому чалятся бурлаки. Пока барку вели вдоль крутояра, то есть у самого берега, бечева была вытравлена метров на 30. Но вот лоцман ослабил ее, расшива отходит от берега. Через минуту бечева натянется как струна и бурлакам придется сначала сдержать инерцию судна, а потом тянуть изо всех сил. В этот момент шишка затянет запевку: «Вот пошли да повели, / Правой-левой заступили. / Ой раз, еще раз, / Еще разик, еще раз...» и т. д., пока артель не вой дет в ритм и не двинется вперед.
13. Водолив — плотник, который конопатит и ремонтирует судно, следит за сохранностью товара, несет за него материальную ответственность при погрузке и разгрузке. По договору он не имеет права покидать расшиву во время рейса и замещает хозяина, руководя от его имени.
14. Парус поднимался при попутном ветре, тогда корабль шел гораздо легче и скорее. Сейчас парус убран, а ветер встречный, так что бурлакам тяжелее идти и у них не получается делать широкий шаг.
15. Резьба на расшиве. С XVI века волжские расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно расшивами. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников. Позднее резьба, требующая высокой квалификации, уступила место более примитивному выпиливанию по трафа
Нечаянно убрала свой пост(хотела всего лишь добавить)))
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется -
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, -
Где народ, там и стон...
Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил?
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
1858
Н. А. Некрасов-размышления у парадного подъезда
Скульптор Ник. Куклев
Памятник бурлакам
Самара.
Бронзовую скульптурную композицию "Бурлаки на Волге" торжественно открыли на самарской набережной к 170-летнию со дня рождения художника Ильи Репина, сообщил в своем твиттере мэр Самары Дмитрий Азаров в четверг.
Автором композиции стал самарский художник Николай Куклев.
Скульптура представляет собой визуализацию известной картины: бронзовая рама-мольберт, на которой изображены бурлаки и баркас, установлена на фоне естественного пейзажа Волги.
Высота скульптуры - около 1,5 м, высота постамента - порядка 1 м.
В 2014 году исполняется 170 лет со дня рождения русского живописца Ильи Репина.
История создания одной из самых известных работ художника "Бурлаки на Волге" связана с его пребыванием в Самаре и селе Ширяево (Самарская область).
А чем хуже памятник, сравнивая с творчеством "звездного"Церетели?
Лучше, на мой скромный взгляд.
А Волга-то какая красавица...за спинами бурлаков.
Чуток добавлю...
---
При упоминании бурлаков у большинства возникает в памяти только картина Ильи Репина "Бурлаки на Волге".
Илья Ефимович Репин (24 июля (5 августа) 1844 — 29 сентября 1930) еще во время учебы в Академии художеств совершил в 1870 году путешествия по Волге, во время которого написал ряд этюдов и эскизов. По некоторым из них художник написал для великого князя Владимира Александровича картину «Бурлаки на Волге», оконченную в 1873 году. Эта картина, изображающая тяжкий труд бурлаков, тянущих баржу, произвела сильное впечатление на публику и критиков.
Илья Репин Бурлаки на Волге. 1870-1873 гг.
Но шестью годами раньше подобный проект задумал итальянский художник Телемако Синьорини (Telemaco Signorini). Его эскизы тоже превратились в законченное полотно.
Telemaco Signorini L'alzaia 1864 г.
Для справки: alzaia - на итальянском - бечева (tirare l'alzaia — тянуть лямку)
Telemaco Signorini L'alzaia (frammento) 1864 г.
Илья Репин Бурлаки (эскиз) 1870 г.
Бурлаки — наёмные рабочие, обычно из оброчных крестьян или городских низов, которые, идя вдоль берега (по так называемому бечевнику), тянули при помощи бечевы речное судно против течения или передвигали его по воде с помощью весел. Историки считают, что само слово «бурлак», возможно, возникло от названия реки Бурла, протекающей главным образом в Алтайском крае. Бурлаки в России появились в конце XVI – XVII веках и трудились, в основном, в Волжском, Беломорском и Днепровском речных районах. В XVIII—XIX веках основным типом судна, водимым бурлацким трудом, была расшива.
Илья Репин Бурлаки на Волге. 1870-73 гг.
Илья Репин Бурлаки, идущие вброд.1872 г.
Николай Каразин Каракалпакские бурлаки на Амударье.
Бурлацкий труд являлся сезонным, лодки тянули обычно по «большой воде»: весной и осенью. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Обычно бурлаки нанимались артелями по 4-6, чаще 10-40 человек, связанных между собой круговой порукой, но иногда артель составляли более 150 человек.
Василий Верещагин Бурлаки 1866 г.
Алексей Корин Бурлаки. 1897 г.
Труд бурлака был крайне тяжёлым, монотонным и низкооплачиваемым. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне поднимался парус, который значительно ускорял передвижение. Выдерживать темп движения бурлакам помогали песни. Одной из известных бурлацких песен является «Эх, дубинушка, ухнем», которая обычно пелась для координации сил артели в один из самых тяжёлых моментов: страгивании расшивы с места после подъёма якоря.
Алексей Саврасов Бурлаки на Волге. 1871 г.
Исаак Левитан Бурлаки.
В Российской империи «столицей бурлаков» с начала XIX века называли город Рыбинск. В летнюю навигацию через Рыбинск проходила четвертая часть всего российского бурлачества. Именно в этом городе стоит единственный в мире памятник бурлаку.
Памятник бурлаку в г. Рыбинске.
В связи с техническим прогрессом (распространением пароходов) к началу ХХ века бурлацкий труд практически исчез. Некоторое время вместо перемещения судна бурлаками также использовался такой способ передвижения, как завоз якорей вверх по течению и подтягиванию к ним судна на лебёдке с конной или паровой тягой. Уже в СССР в 1929 году постановлением НКПС, в подчинении которого до 1931 года находился речной транспорт, бурлацкая тяга была полностью запрещена. Однако, в годы Великой отечественной войны на ряде малых рек, ввиду отсутствия буксиров, бурлацкая тяга имела ограниченное применение. В современных нормативных актах Российской Федерации нет запрета на бурлацкую тягу, поскольку постановление 1929 года утратило силу, однако фактов ее применения в современности не наблюдалось, видимо, как пишет Википедия, в связи с экономической неэффективностью.
Honore Daumier The Hauler Of A Boat. 1856-60 гг.
Signorini Telemaco L'alzaia 1864 г.
Frederick Arthur Bridgman Scene de Halage sur le Nil. 1875 г.
Lando Landozzi Il battelliere. 1931 г.
В Западной Европе (например, в Бельгии, Нидерландах и Франции) передвижение речных судов с помощью живой силы и тягловых животных сохранялось до тридцатых годов XX века. А вот в Германии использование живой силы прекратилось уже во второй половине XIX века.
Claude Monet Towing of a Boat at Honfleur.
Jacques Villon The Haulers 1907 г.
Впрочем, слово «бурлак» обозначает не только человека, таскающего баржи и суда, но имеет и другие этимологические значения. Например, в разговорном латышском языке слово «burlaks» означает не только «бурлак», но и «разбойник». В разговорном литовском языке словом «burliokas» называли местных русских старообрядцев. А в разговорном румынском языке бурлаком (burlac) называют холостяка.
В русском языке иногда словом «бурлак» обозначали человека, ушедшего на приработки: рубить дома, класть печи, на сплав и т. д. Слово «бурлачить» в значении охотиться употребляют до сих пор в Кирилловском районе Вологодской области: «Опять кот Васька ушел бурлачить».
Бурлаки фото 1900-х гг. Рыбинский краеведческий музей
Напоследок, картина Константина Мейсонье, которая называлась «Женщины бурлаки». Constatin Meunier Three Female Haulers Sun.
Кажется, что это неточное название, и женщины не могут бурлачить. Но сомнения отпали - фотография из Рыбинского краеведческого музея. Стопроцентно был прав Некрасов – «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»… Впрочем, и на рисунке Жака Виллона одна из бурлаков тоже женщина (в чепце).
Бурлаки-женщины на Волге. фото 1900-х гг.
Голландия, женщина-бурлак, фото 1900 г
Бурлаки в Голландии. Муж и жена. 1931 год
бурлаки в провинции Сычуань, Китай. Фотограф Дмитрий Кессель, 1946 год
-----
Нашла ещё несколько фото -
бурлачки тащат плот из брёвен (Австро-Венгрия)( Lajos Deák-Ébner, 1878 г. )
И совсем свежая... :) Не Питер ли?