Что такое ДЖАЗ?
ЦИТАТЫ ЗНАМЕНИТЫХ МУЗЫКАНТОВ О ДЖАЗЕ
Пианист Билл Эванс заметил:
«Меня беспокоит, когда люди пытаются анализировать джаз как интеллектуальную теорему. Это чувство». Эванс также добавил:
«Джаз – это не что, а как».
«То, что мне действительно нравится в джазе, так это то, что я не представляю, что произойдёт дальше», – Бикс Байдербек, трубач.
«Джаз – единственная музыка, в которой одну и ту же ноту можно играть ночь за ночью, и каждый раз по-разному», – Орнетт Коулман, саксофонист.
Джаз – это острое желание людей быть свободными. В этом смысле он актуален всегда», – Сонни Роллинз, саксофонист.
«Джазовая музыка сильна настоящим моментом. Нет никакого сценария. Это диалог. Решение о том, какими эмоциями поделиться со слушателями, музыканты принимают за доли секунды на основании того, что чувствуют прямо сейчас», – рассказал Уинтон Марсалис, трубач.
А теперь перейдём к примерам.
Начнём с джазовой певицы ЭЛЛЫ ФИТЦДЖЕРАЛЬД, но прежде, мнение критиков о её творчестве:
"Ее звездный час пробил в конце войны с наступлением эры нового, не традиционного джаза, эры би-бопа. Основываясь на его принципах, Элла, как некогда Армстронг, решительно стерла границу между голосом и инструментом («когда я пою, - говорила она позднее, - я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона») и сделала скэт не только обыденным вспомогательным приемом, но важнейшим стилеобразующим принципом джазового вокала, доведя его виртуозную технику до пределов совершенства."
"Как пишет Мел Торн, "каждый, кто попробует спонтанно импровизировать, знает, что труднее всего оставаться в пределах заданных рамок гармонии темы. Можно бродить по разным ладам, ноты выходят у вас изо рта через миллисекунду после того, как вы подумали о них... А ее ноты спеты абсолютно точно, легко, и, что самое главное, свингуя." Она одна из немногих, кто в течение полувека импровизировала на сцене. Пела ли она балладу, джазовый стандарт, такой, как Lady be Good, или собственную песенку A-Tisket A-Tasket, она любила переключиться на свои собственные мелодические разработки на бессмысленные слова типа "шуба-дуба-дуби", проявляя при этом огромный вкус при выборе материала."
"Авторы текстов были благодарны Фитцджеральд: ее четкая дикция гарантировала, что каждое слово будет наделено смыслом. Композиторы были благодарны Фитцджеральд: мелодия будет спета именно так, что все мельчайшие нюансы, собранные воедино с гениальной легкостью, заставят песню звучать. Джазовые музыканты любили ее импровизации. Будучи на записи, поддерживаемая биг-бэндом, струнным оркестром или просто гитаристом, она придавала процессу спонтанность. Она могла заработать овацию после того, как забыв текст песни, она тут же изобрела новую, гораздо более свингующую мелодию на первые пришедшие в голову слова."
"Она была элегантно-виртуозной джазовой певицей, ее работа с аккомпаниатором Реем Брауном (она была его женой, их сын, Рей Браун-младший - знаменитый джазовый барабанщик), а также с Джо Пассом и Томми Фланаганом была всегда безупречно продумана. Фитцджеральд увязала воедино джаз и лучшую популярную музыку Америки. Величайшая из всех импровизаторов-вокалисток, она могла поспорить в изобретательности своих соло с Диззи Гиллеспи; а следующим же номером она представляла очередную песенку дня, подавая образ куда как более убедительно, чем голливудские или бродвейские исполнители, впервые представившие песню публике."
В качестве примера предлагаю "Сан Луи" (Одна композиция, разное время)
P.S. Здесь и далее указаны источники.
Друзья! Ваши замечания, предложения, дополнения - приветствуются. Может возникнуть вопрос "Что за репертуар?" - просто я родом из "мэйнстрима", и дискотека соотвествующая. А MJQ - просто моя любовь.
В качестве бонуса предлагаю выступление Оркестра Дюка Эллингтона на Ньюпортском джазовом фестивале в 1956 году и легендарное соло в течение 14'58" Пола Гонзалвеса! Комментирует Б. Алексеев.
Хороший пост. Доставил удовольствие.Спасибо. Ваше увлечение MJQ разделяю полностью. Удачи
До чего же жаль Бориса Алексеева замечательного-не услышим мы больше его комментариев ...будем переслушивать старые-и это тоже радость!
Duke Ellington
There are 2 rules in life:
Number 1- Never quit
Number2- Never forget rule number 1.
В жизни есть только 2 правила:
номер 1 - никогда не уходи
номер 2 - никогда не забывай правило № 1
Палыч,СПАСИБО и-ЗДОРОВЬЯ!!!
А теперь послушаем MJQ (Модерн Джаз Квартет), композицию Джона Льюиса "Джанго" (Одна композиция, разное время)