Цирк — так называемый вид искусства, основу которого составляют развлекательное представление. Но цирк — это не только зрелище. Здание для этих мероприятий тоже может называться цирком.
Но что же было ранее, до этого определения? В Древнем Риме цирками назывались специальные огороженные пространства на открытом воздухе, где проводились захватывающие конные скачки, гонки на колесницах, соревнования по борьбе и акробатике.
Современные цирки появились в XVIII веке. Сейчас в цирке выступают жонглеры, клоуны и акробаты. Во многих цирках показывают представления с участием дрессиро-ванных животных — слонов, медведей, тигров и львов.
Не все знают, что во всех цирках мира арены имеют одинаковый диаметр – 42 фута или 13 метров. Выбор такой окружности не случаен, это профессиональная необходимость для тех, кто участвует в конных аттракционах. Спина лошади бегущей с определённой скоростью галопом по арене такого диаметра всё время имеет одинаковый наклон по отношению к центру окружности. Современный цирк начал свою историю именно с акробатических номеров, выполняемых на лошадях.
Амфитеатр Астли
Родоначальником цирка в современном понимании считается Филипп Астли, который в 1768 году создал «Амфитеатр Астли» и дал первое выступление в Лондоне.
Однако его конкурент Джон Хьюджес решил использовать другое название, поэтому он заимствованное у римлян слово цирк. Хьюджес открыл свой «Королевский цирк» поблизости от «Амфитеатра», чтобы переманивать зрителей. В ответ на такую ярую конкуренцию Астли разнообразил программу жонглёрами, канатоходцами, гимнастами и клоунами. В итоге цирк приобрёл современные черты.
Давно ли, вы были в Цирке?
Спросите ребенка, куда он предпочтет пойти, например, в кино, театр, оперу или цирк...
Красочное и яркое зрелище не может оставить никого равнодушным к этому виду искусства.
А искусство это возникло сравнительно недавно, несмотря на то, что герои этого представления существовали за долго до того как появился, так называемый цирк!
Цирк происходит от латинского слова circus, что обозначает круг, и это неслучайно! Цирковая арена предназначалась для конной акробатики, которая по сути является первым цирковым трюком. Основатель цирка Филип Астлей был английским цирковым артистом и блестящим наездником. В 1770 году, в Лондоне, он основал Школу верховой езды, где показывались так же конные представления.
Огородив натянутыми веревками территорию для выступлений, Астлей в красной куртке, коротких штанах из чертовой кожи и треуголке с плюмажем (в слегка измененном виде костюм этот станет в последствии униформой
наездников), под звуки оркестра, состоящего из двух флейт и барабана, в который била миссис Астлей показывал лондонцам вольтаж на одной и двух лошадях.
В 1780 году Астлей построил манеж под открытым небом, окруженный крытыми трибунами, который получил название "Амфитеатр Астлея". В этом году на манеже дебютировал его десятилетний сын Джон.
Вдобавок к конно-акробатическим номерам, он ввел в свое представление канатных плясунов, прыгунов, акробатов, жонглеров, пантомиму и впервые появляются цирковые клоуны.
Эти представления и стали праобразом современного цирка. Представления труппы Астлея были настолько популярны, что он был приглашен в 1772 году во Францию в Версаль, выступать перед королем Людовиком XV. А в 1782 году Астлей открыл первый парижский цирк.
Астлей построил аналогичные здания в девятнадцати городах.Первый из них был открыт в 1773 году в Дублине.
Верховая езда оставалась центральным выступлением в цирке, в течение более чем ста лет. И участвовали в этом шоу не только мужчины но и женщины.
Женщина-всадник должна была не только выполнять все прыжки и трюки верхом, но и быть затянутой в тугой корсет сидя боком на лошади, что значительно ограничивало ее движения и при этом в огромной шляпе с перьями ( не буду перечислять все элементы, которые лепились на эти шляпы), надежно крепившиеся на голове несколькими крупными и жесткими шпильками. Она всегда должна была оставаться элегантной и изящной.
Канатоходцы, как их часто называли, было обычным зрелищем на ярмарках по всей Европе от Средневековья до 18-го века.
Знаменитая канатоходка 19-го века, Мадам Саки выступала на арене с пятилетнего возраста. Приехала в Париж с родителями, бродячих актеров и ярмарочных плясунов . У её отца, под именем Navarin le Fameux, брал уроки танца брат короля Людовика XVI граф д’Артуа.
В 1816 открыла собственный театр на парижском бульваре дю Тампль. Театр Мадам Саки (официально он назывался Театром акробатов) давал представления до 1830. Мадам Саки продолжала танцевать на проволоке до 75 лет.
Красивый мальчик со светлыми вьющимися волосами и не боящийся высоты, это Уильям Леонард Хант, или как его называли Эль-Ниньо Фарини. Он родился где-то в штате Мэн, США, в 1850-х годах и был сиротой, который был принят, и обучен известным канатоходцем Гильермо Антонио Фарини . Эль-Ниньо в 1886 году, ему было всего
10, окончательно шокировал публику своим номером называющимся "Le Tambour Aerial" - воздушный барабанщик. Он держась шеей за канат и раскачиваясь, умудрялся солировать на барабане.
Одной из самых известных воздушных гимнасток- женщин, стала неподражаемая Barbette. В 1923 году Барбетт переехала в Париж и стала там известна , как «Барбетт Загадка». Она была очень убедительна, как женщина, несмотря, на выполнение своих номеров, практически голая. А теперь самое интересное, настоящее имя Барбетт- Вандер Клайд. И никому и в голову не приходило, что легкая, летающая на трапециях как пушинка Барбетт вовсе не женщина. Только после того, как она в конце представления снимала парик, все понимали, что это не розыгрыш и перед ними мужчина.
Путешествие зверинца или коллекционирование диких животных существовало еще в Древнем Египте, Греции и Риме. Император Август имел тигров, львов, леопардов и гепардов. В 12 веке Генрих I импортировал диких животных в свой дворец в Вудстоке, Оксфордшир, а в 1251 году Генрих III создал Королевский Зверинец в Лондонском Тауэре.
Первым появлением экзотических зверей в цирке мы также обязаны Астлею. В1838 году в цирке появился первый укротитель, американец Исаак ван Амбург со своей группой хищников, львом, тигром, леопардом и пантерой. Он был первым дрессировщиком, положившим свою голову в львиную пасть. И произошло это в 1833 году, во время гастролей Амбурга в Лондоне. Это представление королева Виктория посетила шесть раз. Она очень любила цирк, в особенности, шоу Исаака ван Амбурга и его кошек. Одетый как римский гладиатор, он выступал со львом, тигром, леопардом и пантерой. Виктория так восторгалась его представлениями, что заказала картину, где был изображен великий дрессировщик в клетке со своими кошками.
Во все времена люди любили смеяться и развлекаться и никак не могли обойтись без шутов, мимов, гаеров, паяцев и клоунов.
Астлею пришла идея нанять крестьян, которые не умели скакать на лошадях ивсе время падали. Первыми исполняли это Портер и Фортунелли.Так он хотел подчеркнуть мастерство своих наездников. Когда публика начинала скучать, они появлялись на арене.
Если перевести английское слово clown, то это будет деревенщина, невоспитанный, неотёсанный человек, в основном клоунами, такие и были, бедняки и пьяницы, отсюда и взялся традиционный красный нос.
Джозеф Гримальди — один из самых известных клоунов Англии, считающийся первым клоуном с белым лицом. Именно выступления Гримальди сделали Клоуна, как персонажа, центральной фигурой британских арлекинад.
Устойчивая традиционная клоунская пара — «рыжий» и «белый» клоуны. Белый клоун является серьезным персонажем, это глупый господин, у него белый грим и остроконечная шляпа. Традиционное белое лицо позаимствовано у клоуна Пьеро, французского клоуна 17 столетия, с лысой головой, у которого лицо было обсыпано мукой. Костюм на этом клоуне должен был хорошо сидеть, украшенный стразами, тесьмой и другой отделкой из красочной ткани .
Рыжий - помощник белого клоуна , над которым все смеются, так как он подражает белому, но у него ничего не получается. Зовут его Август. Август имеет свое происхождение из Германии с 1869 года.
Как-то американский акробат по имени Том Беллинг выступал в Германии со своей цирковой группой и остался в раздевалке, вкачестве наказания за отсутствие дисциплины и не подготовленные им трюки. Чтобы скоротать время, он надел одежду, которая была слишком велика на него и перед его друзьями стал пародировать управляющего, который только что зашел в комнату. Беллинг побежал за ним, чтоб извиниться и оказался на арене цирка, где он споткнулся и упал на бордюр. Это заставило зрителей смеяться и начать кричать- 'Auguste!' (по немецки"дурак"). С тех пор, управляющий приказал Беллингу надевать непутевый огромный костюм и продолжать свои спектакли, как клоун Август.
Слово цирк иногда связывают с именем Цирцеи, гомеровской волшебницы, превратившей в свиней спутников Одиссея. Эта гипотеза тем более заманчива, что в латинском языке слово «circenses» означает игры в древнеримском цирке, а чудеса Цирцеи и были своего рода цирковыми номерами.
Цирк – не только европейское явление. Его можно найти и у народов всего мира. В Теночтитлане испанский конкистадор Эрнан Кортес обнаружил музей монстров – личный цирк правителя ацтеков Монтесумы. А на другом краю света Марко Поло восторгался гигантским ручным львом, который во время дворцового праздника отвешивал поклоны у подножия трона великого хана.
При дворах властителей мира сего, от монгольского хана Хубилая до испанского короля Альфонса Х Мудрого, всегда держали астрологов и некромантов, шутов и бродячих акробатов, не говоря уже о дрессированных животных, жонглерах и менестрелях. По сути, каждый двор представлял собой своего рода цирк.
Ох уж этот многогранный цирк: интересные факты о нем можно разыскать в кино, музыке и шедеврах искусства.
Так европейские художники XV – XVI вв. часто изображали на своих картинах шутов. В живописи Пикассо очень много быков, акробатов и арлекинов. В начале своего пути кинематограф обращался к сценическим
приемам и темам цирка, кабаре и мюзик-холла.
Единственное, что осталось нам в наследство от древнеримского цирка, - окровавленная арена корриды, ведь в своей основе бой быков восходит к критскому мифу о Минотавре, только тореро сменил гладиатора, а бык – льва.
Колпак клоуна достался ему в наследство от еретиков. Во времена святой инквизиции этот головной убор служил шапкой для осужденных и незаслуженно считался символом позора. Тот же колпак надевали ленивым и непослушным детям.
Можно найти нечто общее у турниров с цирком. Конные ристалища с их спортивным азартом и галантным подтекстом были не чем иным, как отголосками гладиаторских игр и конных состязаний древнего мира.
О!!!Танюшка пожаловала и, как всегда, с замечательной темой.....
ЦИРК!!!!
Привет и СПАСИБО!!!Если б не ты, мы бы и не вспомнили эту замечательную дату:
Международный день цирка!
Волшебное воспоминание детства-ЦИРК.....
Цирк – это мир с особыми людьми,
И во вселенной нет такой планеты,
Где столько смелости и любви,
И риск – зачем ?– не требует ответа.
Опасность, боль здесь – это просто труд,
Красивый, как картины Рафаэля.
Здесь всё без дураков и здесь не врут,
Все силы отдавая, не жалея!
Мой мир – манеж! И здесь моё начало,
Хотя в манеже нет начала и конца.
И все мы здесь, у нашего причала,
И бьются громко в унисон сердца
И в каждом сила, и любовь, и счастье
И сколько здесь родных, знакомых лиц.
Зови, труба, предвестник дальних странствий!
И в этом сила, и любовь и счастье!
И счастлив я, что цирк – мне дом родной.
Как говорят, в опилках я родился.
С ним связан я и делом, и судьбой.
С манежем до рожденья обручился
И с ним навек останусь до конца,
Передавая дело по наследству.
И снова бьются в унисон сердца
Моё,
твоё
и цирковое детство!
Боровик Э.
Детство и цирк-это неразрывные воспоминания, и спасибо, что это у нас БЫЛО........
С. Я. Маршак
Впервые на арене
Для школьников Москвы -
Ученые тюлени,
Танцующие львы.
Жонглеры-медвежата,
Собаки-акробаты,
Канатоходец-слон,
Всемирный чемпион.
Единственные в мире
Атлеты-силачи
Подбрасывают гири,
Как детские мячи.
Летающие
Кони,
Читающие
Пони.
Выход борца
Ивана Огурца.
Веселые сцены,
Дешевые цены.
Полные сборы.
Огромный успех.
Кресло-полтинник.
Ложи
Дороже.
Выход обратно -
Бесплатно
Для всех!
----------------------------
Начинается программа!
Два ручных гиппопотама,
Разделивших первый приз,
Исполняют вальс-каприз.
----------------------------
В четыре руки обезьяна
Играет на фортепьяно.
Вот, кувыркаясь на седле,
Несется пудель на осле.
----------------------------
По проволоке дама
Идет, как телеграмма.
----------------------------
Зайцы, соболи и белки
Бьют в литавры и тарелки.
Машет палочкой пингвин,
Гражданин полярных льдин.
В черный фрак пингвин одет,
В белый галстук и жилет.
С двух сторон ему еноты
Перелистывают ноты.
----------------------------
На зубах висит гимнаст,
До чего же он зубаст!
Вот такому бы гимнасту
Продавать зубную пасту!
---------------------------------------
Мамзель Фрикасе
На одном колесе.
----------------------------
Ухитрились люди в цирке
Обучить медведя стирке.
А морскую черепаху -
Гладить мытую рубаху.
----------------------------
Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер.
Подбрасывает сразу
И ловит он шутя
Фарфоровую вазу,
Две лампы и дитя.
----------------------------
Белый шут и рыжий шут
Разговор такой ведут:
- Где купили вы, синьор,
Этот красный помидор?
- Вот невежливый вопрос!
Это собственный мой нос.
----------------------------
Негритянка Мэри Грей -
Дрессировщица зверей.
Вот открылись в клетку двери.
Друг за другом входят звери.
Мэри щелкает хлыстом.
Лев сердито бьет хвостом.
Мэри спрашивает льва:
- Сколько будет дважды два?
Лев несет четыре гири.
Значит, дважды два - четыре!
А песни какие замечательные, спасибо большое за труд, за тему и за песни, конечно...спасибо за праздник, подаренный тобой, Танюшка!!
Слава Медяник-Старый Клоун.....а послушаем оригинал-Александр Вертинский-ЖЕЛТЫЙ АНГЕЛ....
И печальный ЖЕЛТЫЙ АНГЕЛ ТИХО ТАЯЛ БЕЗ СЛЕДА..........
НЕЗАБВЕННЫЙ ЮРИЙ НИКУЛИН!!!!!
Взмахнул рукою дирижёр,
Грохочет музыки мажор,
И вновь ударил барабан,
И все расселись по местам!
Все тот же купол и фасад,
И каждый зритель видеть рад
Огни знакомых фанарей,
И пару вздыбленных коней!
Мой старый цирк моя любовь,
Мой старый цирк родился вновь,
И перестанут петь певцы:
Куда, куда, уехал цирк!
Мой старый цирк опять со мной,
Мой старый цирк, бульвар Цветной,
Мой старый цирк из детских снов,
Моя судьба, моя любовь!
Идут гимнасты, силачи,
Жонглёры бросили мячи,
И всем давно понять пора,
Что наша жизнь- игра, игра
Сияют лица малышей,
У них улыбка до ушей,
Но не скрываю слезы я,
Цирк продолжается, друзья!
АЛКОГОЛИКИ)))))
Юрий Никулин и Михаил Шуйдин-1978
Высоцкий...Высоцкий!!Спасибо, Танечка
Молчат, молчат.....хоть я оторвусь по-полной)))))))))) И Танюшке веселее
За Высоцкого-спасибищеЗа песенки отличные и за весь концерт-тоже спасибище))))
Ты умничка!
Танюш, привет!
Озаглавь:Цирк-Окуджава-поет Валентин Юрьевич Никулин(к Юрию Никулину не имеет отношения-это российский актер)
Озаглавить просто: кликай на Изменить...карандашик видишь?Пиши там.
И еще Валентин Никулин-поет Анчарова.....
Песня циркача-Анчаров-из фильма:День за днем, муз Катаева.
Пустыннику спасибо за клип.
На картинке-актер Валентин Никулин
Все слушаю твои песни классные, половина мне незнакомы !!!
Ежегодно в третью субботу апреля ( это было вчера ) всё мировое цирковое сообщество и любители этого
удивительного искусства отмечают необыкновенно весёлый праздник – Международный день цирка!