Все началось с появления 18 декабря 1927 года в одной из берлинских газет маленького объявления о наборе певцов – профессионалов, не старше 25 лет, очень музыкальных с красивыми голосами. Объявление подал Гарри Фроммерман, едва достигший совершеннолетия безработный музыкант, сын синагогального кантора с Украины, Александра Фроммермана, основавшего в Берлине «Международную канторскую школу». Гарри не имел систематического музыкального образования, но, несомненно, был гением, и приходится признать, гением-неудачником. Он, как и положено еврею, был музыкантом интеллектуального склада, умел музицировать в уме: писал виртуозные аранжировки, вынашивал идеи, реализация которых сулила успех. Его идеей было создание «немецких Revellers» - аналога популярной американской группы. Он уже сочинил 15 аранжировок для еще не существующего ансамбля.
Среди почти сотни безработных музыкантов, пришедших по объявлению, подходящих не находилось. Фроммерман уже хотел бросить затею, но на пороге его мансарды появился Роберт (Боб) Биберти – бас из оперного хора, не брезговавший заработком уличного музыканта. Сын оперного певца, он, как и Фроммерман, не имел диплома об окончании музыкального учебного заведения, но имел на редкость красивый голос, и тоже был увлечен творчеством «Revellers». Этого хватило для начала.
Боб и Гарри были полной противоположностью друг другу: невысокий, нервный, подвижный до суетливости, «не от мира сего» еврей Фроммерман, и немец Биберти – высокий, вальяжный, флегматичный и в то же время оборотистый, знающий вкус жизни, умеющий устроить быт. Фроммерман, уступая прочим ансамблистам в вокальных данных, несомненно, был душой, «идейным вдохновителем» ансамбля. В свою очередь Биберти, другой очевидный лидер, брал на себя функции административного импрессарио группы. До конца жизни Боб и Гарри оспаривали лавры создателя “Comedian Harmonists”. Как в том анекдоте, оба были правы: эти «сиамские антиподы» до разделения давали жизнь уникальному творческому организму.
Биберти привел в группу двух своих соседей по театральной гримерке – первого тенора, болгарина Ари (Аспаруха) Лешникова, обладавшего уникальным по красоте и диапазону лирическим тенором, и баритона, польского еврея Романа Циковского. Последний происходил из ортодоксальной религиозной семьи. С детства он пел в синагоге, ему прочили карьеру кантора, но он хотел стать профессиональным музыкантом и уехал учиться в Берлин. Вторым тенором сначала был Вальтер Нусбаум, судя по фамилии, тоже еврей, но в марте 1929 его сменил Эрих Коллин. Настоящая фамилия его была Абрахам, и он был тоже еврей, хоть и крещеный в лютеранство. Эрвин Ботц – пианист группы, к слову, был женат на еврейке.
Первые репетиции начались 5 марта 1928 года. Для того чтобы настойчиво, без всякого жалованья работать над сложными партитурами, нужна была твердая вера в успех. Участники договорились о жесткой дисциплине и о штрафах за опоздания, которые приходилось зачитывать из будущих гонораров – денег ни у кого не было. Певцы постоянно слушали пластинки Revellers, чтобы вдохновиться избранным эталоном, который вскоре они превзойдут и станут сами непревзойденным образцом мужского ансамблевого пения. На каком-то этапе Фроммерман дописал в партитуры пятый голос тенор-буффо, он стал петь эту партию, дополняя ансамбль голосовыми и звукоподражательными эффектами, вносившими в исполнение иронические и пародийные штрихи. Выработав манеру пения, ансамбль нарабатывал репертуар, в который по замыслу должно было входить все от Брамса до блюза. Свой оригинальный стиль, неповторимое звучание ансамбль выработает в 1929 году, в июле того же года состоится встреча с Revellers, приехавшими на гастроли в Берлин.
Сначала ансамбль не планировал петь с инструментальным сопровождением, но потом решили пригласить пианиста. Ари Лешников привел своего знакомого Эрвина Ботца. Ботц был самым молодым в группе, но в отличие от старших товарищей имел кое-какие деньги, благодаря поддержке матери, и мог шутя платить штрафы за опоздания и прогулы. Между ним и Фроммерманом возникла творческая конкуренция: Ботц с его блестящим музыкальным образованием свысока относился к аранжировкам Фроммермана как к сырому материалу. Фроммерман, чувствовавший свое отставание, сумел благодаря огромным стараниям и незаурядным творческим способностям достичь того, в чем Ботц его превосходил.
28 сентября 1928 года в «Большом Зале» Шареля состоялось первое выступление. Спустя всего три недели “Comedian Harmonists” выступали ночью после представления в «Кабаре комедиантов», знаменитом «KaDeKo», а потом и во многих других местах. Заработки росли стремительно. Группа вошла во вкус того, что на жаргоне нынешних поп-звезд называется «чёс»: исполнялись три-четыре номера, получали гонорар и бегом на следующую площадку. Вскоре каждый уважающий себя берлинский антрепренер считал своим долгом ангажировать группу. В марте 1929 года состоялись первые гастроли в Гамбурге, затем и в других немецких городах. Они были уже достаточно «раскручены» благодаря грампластинкам и радиопередачам, но все же не были достаточно известны по всей стране. Самостоятельное концертное турне группы означало большой риск для организатора: не было уверенности, что сборы от сольных концертов окупят аренду залов. Для первого сольного концерта был выбран Лейпциг, где группа выступала четыре недели назад. «Позднее, - вспоминал Роберт Биберти, - у нас было много концертов в Лейпциге, не помню сколько раз в год. И всегда был полный аншлаг, все билеты раскупались в течение двух часов. Было достаточно газетного объявления «Едут “Comedian Harmonists”» - и никакой рекламы!».
5 сентября 1929 состоялась премьера музыкальной комедии «Два галстука», в которой вместе с Гансом Альберсом и Марлен Дитрих были заняты “Comedian Harmonists”. Музыкальные номера специально для них написал известный композитор Миша Шполянский.
В 1930 году группа выехала в первые зарубежные гастроли в Амстердам, и впервые снялись в кино. Первый фильм с их участием назывался «Уличная песенка». В том же году они записали в фильме «Трое с бензоколонки» знаменитую песню «Друг, хороший друг». В 1931 – 32 году «гармонисты» снялись во многих фильмах, их партнерами были ведущие актеры Германии и среди них Ольга Чехова. Песни из этих фильмов стали популярнейшими шлягерами.
Они записывали на пластинки народные песни, хиты классики, шлягеры, мелодии из кинофильмов, шансоны. Шлягеры для группы писали лучшие авторы Германии, работавшие в этом жанре.
Своеобразным «аттестатом зрелости» секстета стал триумфальный концерт в зале Берлинской филармонии. В стенах «святая святых» немецкой музыки звучали прежде Бах, Бетховен, Вагнер, и отнюдь не эстрадные песни. Но искушенная аудитория с восторгом приняла изрядно волновавшихся «гармонистов». После такого успеха творчество группы было формально признано серьезным искусством – их освободили от налога на артистов эстрады. Надо отметить, что в репертуаре группы было немало виртуозных и остроумных переложений классических оркестровых и инструментальных произведений: увертюра к «Севильскому Цирюльнику» Россини, «Perpettuum mobile» Штрауса, «Венгерский танец» Брамса, «Юмореска» Дворжака, «Менуэт» Боккерини.
В 1933 году к власти пришли нацисты. Поначалу мало что изменилось. Певцы не интересовались политикой и были настолько популярны, что не чувствовали угрозы лично для себя. В начале 1934 года группа с успехом выступает на борту броненосца «Лейпциг» в Браменхаффене, хотя «истинно арийская» аудитория не заблуждалась относительно расовой принадлежности трех из шести музыкантов. На одном из концертов в Штутгарте, как вспоминал Роман Циковский, исполнение песни «Дядя Бумба из Колумбо танцует только румбу» было прервано антисемитскими выкриками, зал был заполнен нацистами, но сидевшие в первом ряду высокие чины СС и СА дали знак не мешать выступлению и демонстративно поаплодировали, а после концерта даже пили шампанское в обществе артистов. Группа записывает песню «Новая весна придет на родину»; позднее Эрвин Ботц оправдывался, что это был отнюдь не марш имперских трудовых отрядов, а скрытая надежда на посленацистскую эру.
Однако расовая идеология брала верх над вкусовыми пристрастиями, всеобщие любимцы становились бельмом в глазу у нацистов: не полностью «арийским» был не только состав секстета, но весь его чувственный, совсем не «нордический» музыкальный стиль. И вот уже в 1933 году были расторгнуты контракты на некоторые выступления – евреи становились нежелательны на эстраде. В этом же году вышел последний фильм с “Comedian Harmonists” «Маленький человек, что же дальше?». Позже сцены из фильма с их участием были вырезаны.
1 ноября 1933 года Геббельс утвердил положение об Имперской Культурной Палате и ее подразделениях. Членство в Палате было обязательным условием для профессиональной творческой деятельности, при этом Геббельс специально разъяснил, что евреи в Палату допущены не будут. Тем не менее, все шесть членов группы подали заявление в Палату, надеясь на положительное решение, поскольку все-таки ансамбль всегда был интернациональным. На тот момент “Comedian Harmonists” совершали запланированное турне по Германии, для которого им было выдано специальное разрешение. Приходилось все чаще сталкиваться с оскорблениями и отменой запланированных концертов. В один прекрасный день в Мюнхене на эстраду вышел представитель гауляйтера и объявил, что это последний концерт «неарийского» ансамбля. Дрожащей походкой секстет вышел к роялю – публика приветствовала своих любимцев стоя – песня, которую всегда исполняли в конце «До свиданья, my dear!», подхваченная всем залом, звучала с особым смыслом.
Концерты были отменены, а на радио дорога была закрыта еще в начале года. Разрешены только заграничные гастроли, приносившие стране валюту – на тот момент “Comedian Harmonists” остались последними еврейскими музыкантами в Германии, которым разрешалось работать, хотя бы за рубежом. Заработки упали, начались конликты. Вернувшись в Германию, группа записывала пластинки, а в ноябре совершила успешное турне по фашистской – но не антисемитской – Италии. На весну следующего года было анонсировано повторное турне, которое не состоялось. Новый 1935 год музыканты впервые встретили не вместе. В начале февраля 1935 года в норвежском Фридерикштате состоялся последний концерт “Comedian Harmonists”.
И вот «гармонисты» принимают решение расстаться. Имя “Comedian Harmonists” сохраняло свое магическое воздействие на публику и приносило хорошие дивиденды. Как сказали бы сейчас, это был «раскрученный брэнд». Певцы-«арийцы» не были антисемитами, но и не были готовы из солидарности со своими еврейскими коллегами терять дом и работу (стоит упомянуть, что позднее Эрвин Ботц ради карьеры развелся со своей женой-еврейкой и женился на дочери члена нацистской партии). Договорились, что еврейская часть группы уедет работать за границу, а «арийская» останется в Германии, причем после укомплектования оба состава будут выступать под прежним именем и не будут в этом препятствовать друг другу . Но проблемы продолжались – ведь продолжать артистическую карьеру приходилось не в прежней, а в нацистской Германии. Под запретом оказалось прежнее название, напоминавшее о «неарийском» прошлом. Биберти назвал новый коллектив «Meistersextett», но публика-то шла на прежнее имя. Было получено специальное разрешение писать на афишах «бывшие “Comedian Harmonists”». Под запретом оказалась большая часть прежнего репертуара. Как признавался Биберти, «трудно было найти шлягер, чтобы автором слов, музыки или аранжировки не был еврей». Артисты оказались в непростом моральном положении. Им приходилось доказывать свою лояльность режиму и идеологии. Состав группы менялся, а в конце 1941 года выступления секстета, явно диссонировавшего своим певческим стилем с духом времени, были запрещены.
А вот, как сложились судьбы участников легендарной группы.
Эрвин Ботц – самый крепких профессионал их шести «гармонистов», много работал в кабаре, театрах, писал музыку для радио и кино, он умер в Гамбурге в декабре 1982 года в возрасте 75 лет.
Ари Лешников после войны жил в Болгарии. На заработанные деньги он купил дом, чтобы сдавать внаем, но дом был разрушен бомбежкой. Знаменитый в прошлом артист жил очень бедно, иногда выступал, как певец, из-за недостатка средств работал даже садовником. Его обращения к Биберти с просьбой поделиться отчислениями от продажи довоенных записей группы остались без ответа. Умер Лешников в возрасте 81 года в 1978 году в Софии.
Роберт Биберти, после распада «Meistersextett» к певческой деятельности не возвращался, в годы войны служил в противовоздушной команде Люфтваффе, но после войны сумел добиться статуса лица, преследовавшегося при нацизме и получить некую компенсацию. Он получал доходы от продажи грамзаписей, собирал материалы и записывал передачи о “Comedian Harmonists” на радио, содержал антикварную лавку. Умер в 1985 году, в Берлине, в возрасте 83 лет.
Эрих Колин, завершив певческую карьеру, создал в США небольшую фирму по дизайну изделий из пластика. Он умер от остановки сердца при операции аппендицита в 1961 в Калифорнии, в возрасте 62 лет.
Роман Циковский жил долго. Почти 30 лет занимал пост кантора в одной из синагог Лос-Анджелеса, преподавал пение, что приносило ему достойный заработок. Выйдя на пенсию в 1970 году, Циковский поселился «городе миллионеров» Пальм Спрингс, где продолжал петь в синагоге, поскольку не мог жить без любимой работы, а его голос прекрасно звучал до глубокой старости. Он умер в возрасте 97 лет в 1998 году, успев посмотреть художественный фильм “Comedian Harmonists”.
Гарри Фроммерман, самый талантливый, но и самый неудачливый и непрактичный из всех, прожил нескладную жизнь: у него не было стабильной работы, не складывалась семейная жизнь. Лишившись заработков музыканта, он остался без средств, его положение смягчалось поддержкой Циковского и помощью еврейских благотворительных организаций. Он работал таксистом и рабочим на конвейере, пытался создать новые вокальные группы , но терпел неудачи. В начале 70-х годов начинается возрождение интереса к “Comedian Harmonists”, как следствие этого – поступления от продажи пластинок. Дома Гарри продолжает заниматься музыкой, но на публику уже не выходит: творит на бумаге и с помощью магнитофонов – один записывает многоголосную обработку «Полета шмеля» Римского-Корсакова. Можно себе представить, как бы он работал с современным компьютерным композиторским оснащением! Умер создатель легендарного ансамбля в 1975 году.
В 1997 году на экраны вышел художественный фильм Йозефа Вильсмайера (Joseph Vilsmaier) «“Comedian Harmonists” – легенда возвращается». В картине реконструированы сцены из истории знаменитого ансамбля – от его создания до разделения в 1935 году. В фильме строгое следование документальным свидетельствам перемежается порой с художественным домыслом, ради большей выразительности допущены небольшие анахронизмы. Фильм породил новую волну популярности ансамбля. Так что и сегодня “Comedian Harmonists” живы: их записи на CD пользуются стабильным спросом, в театре о них ставят музыкальные спектакли, а многочисленные группы-подражатели с неизменным успехом поют в Германии их бессмертные шлягеры.
В чем же секрет феноменального успеха группы? Конечно, в одаренности певцов, аранжировщиков, в их умении поставить перед собой высокую творческую цель, в редкостном музыкальном взаимопонимании. Но главное заключалось в том, что они сумели в своем творчестве выразить свое время.
«Если бы мы не расстались, - говорил на склоне лет Роман Циковский, - мы стали бы популярнее, чем «Битлз». Остается только пожалеть, что не стали…
Если кому интересно, то вот компакт-диски Comedian Harmonist :
Comedy Comedians
Sentimental Journey
Greatest Hits Vol. 2
Greatest Hits Vol. 1
Comedian Harmonists
Die grossen Erfolge
Die grossen Erfolge 5
Die grossen Erfolge 4
Die grossen Erfolge 3
Die grossen Erfolge 2
Die grossen Erfolge 1
Спасибо!!! Очень интересная картина жизни... С интересом прочитал.
rubikon55 пишет:
Спасибо!!! Очень интересная картина жизни... С интересом прочитал.
А исполнители? Понравились?
Валентина, большое спасибо за увлекательный рассказ о талантливом коллективе! Подозреваю, что идея создать хор имени себя Турецкому пришла не случайно - он наверняка слышал произведения в исполнении этого секстета.