- Пантофель-Нечецкая Дебора Яковлевна Дата рождения: 12 января 1905 Дата смерти: 16 февраля 1998
Дебора Яковлевна Пантофель-Нечецкая родилась 12 января 1905 г. (30 декабря 1904 г. по старому стилю) в семье Якова Пантофеля – старшего из девяти детей Абрама Марковича Пантофеля, владельца ювелирной мастерской в г. Омске.
"Основателем" семьи сибирских Пантофелей считается дед Деборы Яковлевны по отцовской линии Абрам Маркович Пантофель. Его в восьмилетнем возрасте вынуждены были сдать в рекруты
Нелегкая солдатская служба в течение 25 лет дала ему право жить в городе Омске.
На службе Абрам Пантофель проявил недюжинные способности к грамоте и музыке, служил писарем, играл на скрипке, трубе, барабане.
В доме сына Абрама Марковича -- Якова, тоже бывшего солдата, музыка, песни, поэзия были любимым занятием. Яков, отец Деборы, гравер по специальности, играл на кларнете; Мать, Софья Петровна, была домохозяйкой, хорошей портнихой и в то же время помогала мужу в ювелирной мастерской, прекрасно пела. Они были исключительно внимательными, добрыми, любящими родителями.
В семье было трое детей: две сестры Песя и Дебора и брат Алик.
Песя была старшая. обладала очень хорошим меццо-сопрано. Она училась в Омском музыкальном техникуме, но рано умерла.
Алик- брат Деборы Яковлевны, закончил Омский автодорожный институт. Многие годы работал в Свердловске, на Уралмаше.
Крепкая, дружная, хлебосольная семья. В доме часто бывали гости, постоянно читались стихи Пушкина, Лермонтова, звучали народные песни, романсы. Шестерых детей всегда окружала атмосфера доброты, тепла и уюта. В семье много читали. Толстой, Тургенев, Чарская и особенно Чехов - любимые писатели.
С ранних лет дети в семье пели вместе со взрослыми, и у них, естественно, воспитывалось чувство любви к музыке.
Нередко на праздниках за столом собирались родные, друзья.
Двоюродный брат Михаил, который пел на любительской оперной сцене, первым обратил внимание на музыкальные способности девочек-сестер Деборы и Песи. По его совету они стали брать уроки игры на фортепиано у педагога Д'Оранж.
Дебора, кроме этого, хорошо рисовала, любила танцевать.
Учится она одновременно в гимназии, ставшей потом Омской средней школе № 37, и в музыкальной школе, а в 1919 году поступает в Омский музыкальный техникум (ныне Омское музыкальное училище имени Шебалина) сначала по классу фортепиано, а потом по классу сольного пения.
Ее первая преподавательница по вокалу - Вера Соттаровна Клопотовская (драм. сопрано и меццо-сопрано) - бывшая солистка оперного театра С.И. Зимина в Москве.
.
Через некоторое время Дебора Пантофель начинает сочетать учебу с работой преподавателем обязательного фортепиано в училище, пианисткой в драмтеатре и "тапером" в кинотеатре "Луч". Ее успехи в пении настолько очевидны, что в 1926 году, после окончания техникума, по рекомендации Союза РАБИС (Всесоюзный профессиональный союз работников искусств) она держит экзамен в Ленинградскую Государственную консерваторию перед комиссией, возглавляемой ректором, композитором Глазуновым, и принимается вне конкурса в класс сольного пения профессора Е.А Бронской
Евгения Адольфовна Бронская , урожденная баронесса фон Гакке (1882 - 1953) - вошла в историю вокального искусства первой половины двадцатого столетия как «знаменитая русская колоратура», «мастер стаккато из Петербурга». Она выступала на оперных сценах Америки и Италии. С 1911 года Бронская – солистка Мариинского театра. Здесь она поет ведущие партии лирического и колоратурного сопрано в операх «Садко», «Русалка», «Демон», «Севильский цирюльник», «Фауст», «Лакме», выступая вместе с Ершовым, Собиновым, Касторским. В 1920 году пела в спектакле "Садко" с участием Ф.И.Шаляпина.
Став в 1920 году профессором Ленинградской консерватории, она подготовила немало профессиональных вокалистов, но подлинную славу ей, как педагогу, принесла ее ученица – Дебора Яковлевна Пантофель.
Дебора Пантофель, как и во время учебы в музыкальном техникуме, все консерватор¬ские годы была вынуждена работать: как дочь кустаря- одиночки она не имела права ни на стипендию, ни на общежитие. Поэтому вечером, после занятий, она спешила в клуб макарон¬ной фабрики, где была пианисткой в известной "Синей блузе" - бригаде художественной само¬деятельности рабочей молодежи.
С первых лет учебы специалисты обращают внимание на выдающиеся вокальные данные будущей певицы. Ее голос, имеющий особую лирическую окраску и безупречную, естественную чистоту интонации, обладал мягкой нежностью и трогательной женственностью. Он от природы был подвижен и гибок. Все это при наличии очень широкого диапазона и тончайшего слуха сочеталось с редкой трудоспособностью и восприимчивостью.
Развитию ее творческого потенциала, безусловно, способствуют владение фортепиано, глубокое знание теории музыки, гармонии, азов вокала и восприятие в детстве и юности общече¬ловеческих культурных ценностей.
Профессор Бронская последовательно, с огромным умением и чуткостью формирует у молодой певицы особые, только ей присущие, свойства творческой личности.
Следует отметить, что уже будучи известной певицей Пантофель-Нечецкая считала необходимым хотя бы раз в год побывать у своего педагога, чтобы с ее помощью "подстроить" себя, проверить сохранность полученной школы.
Неожиданно для себя, во время каникул, проводимых в родном Омске, в 1928 году Дебора получает приглашение принять участие в опере Гуно "Фауст" вместе с известным басом Б.Касторским и с блеском справляется с этой работой.
В каникулы 1929 г происходят два важных события в жизни молодой певицы. Она совершает свое первое концертное турне по городам Сибири со знаменитым баритоном H.A. Шевелевым
и встречается со своим земляком Нечецким Давидом Абрамо¬вичем (1901—1938гг), влюбившимся в нее с первого взгляда и "с первого звука". Они познакомились на молодежной вечеринке у общих друзей, где Дебора пела.
Он принимал участие в строительстве Новосибирского оперного театра.
Любовь оказалась взаимной, Дебора выходит замуж и прибавляет к своей фамилии фамилию мужа.
В 1931 году после окончании консерватории Дебора Яковлевна возвращается в родной Омск.
Со всем пылом, свойственным молодости, она погружается в бурные волны музыки и пения. Жизнь складывается прекрасно! Успехи на сцене, семейное счастье с горячо любимым мужем, рождение сына...
Она поет в Омском радиоцентре и от концертного бюро много ездит по Сибири. Ее приглашают петь в Новосибирск в театр музыкальной комедии, где она исполняет ведущие партии в опереттах "Гейша" Джонса, "Фиалка Монмартра" Кальмана, "Нищий студент" Миллёкера, часто выступает на радио, а с 1936 года становится артисткой Свердловского театра оперы и балета им. А.В.Луначарского, Этот театр давно снискал себе репутацию кузницы музыкальных кадров. Такие выдающиеся певцы страны, как И.Козловский, С.Лемешев, И Архипова, Б.Штоколов начинали свою карьеру с этой оперной сцены. В спектаклях театра принимали участие великие русские певцы Л.Собинов и А.Нежданова.
Ко времени прихода в театр Пантофель-Нечецкой там пели замечательные певцы: А.Фирсанов, Н. Киселевская, А. Месняев, А. Новиков, Н. Щегольков; руководили постановками дирижеры А.Маргулян, А. Людмилин, режиссер И.Келлер.
Пантофель-Нечецкой доверяют сложнейшие партии в операх Верди "Риголетто", "Травиата", Делиба "Лакме", Россини "Севильский цирюльник", Гуно "Ромео и Джульетта".
Ее популярность в Свердловске, городах Урала и Сибири растет. Концерты и спектакли с ее участием постоянно собирают полные залы.
1938 год. На самом взлете успеха Дебору Яковлевну постигает страшное горе -- умирает любимый муж, который буквально "носил ее на руках", полностью посвятив ей и ее творчеству свою жизнь, взявший на себя все заботы по содержанию семьи и воспитанию сына. Этот удар чуть было не сломил артистку - она неимоверно тяжело переживала утрату.
"– Я была в отчаянии, хотела покончить с собой, жизнь без него казалась бессмысленной. Из состояния полной опустошенности меня вывел девятилетний сын Боренька: «Мамочка, у тебя же есть еще я!»
В 1939 году ее, еще не успевшую придти в себя от беды, направляют в Москву для участия в Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Она не хотела ехать. Слишком велика быта боль утраты. Однако родные, близкие, товарищи по работе в театре настояли на ее поездке. И до начала конкурса, и во время его у Деборы Яковлевны, да и у некоторый членов жюри возникали сомнения в правомочности участия в состязаниях артистов эстрады оперной певицы со строгим классическим репертуаром. Однако необоснованность этих сомнений определялась тем, что эстрадные концерты того времени для самых широких масс зрителей имели очень большой спектр жанров.
Рядом с чисто эстрадными номерами: скетчами, куплетами, фокусами, попу¬лярными народными песнями и плясками, остросюжетным конферансом с огромным успехом проходили выступления блестящих пианистов, виртуозов-скрипачей, певцов, исполнявших романсы, арии из опер и оперетт, драматических артистов, чтецов, артистов классического балета. Этот конкурс (в жюри под председательством И.Дунаевского, входили Г.Уланова, Л. Утесов, И.Яунзем, Л.Русланова, Н.Смирнов- Сокольский, М.Гаркави) дал стране много ярких имен, в том числе Аркадия Райкина, Клавдию Шульженко, Марию Миронову, Рину Зеленую.
Публика всех принимала горячо, но когда спела Пантофель-Нечецкая, в зале случился, по словам Утесова, «обвал».
Пантофель-Нечецкая стала Лауреатом этого замечательного конкурса, получив Первую премию.
После первого Всесоюзного конкурса эстрады ходила ядовитая шутка, пущенная в ход конферансье и куплетистом Смирновым-Сокольским: "ночные туфли" обошли нашу "Кутю" (прозвище Шульженко). Речь шла о том, что Клавдии Ивановне досталось всего лишь 3-е место, второе не присудили никому, а первое заняла певица Дебора Пантофель-Нечецкая - в переводе с польского ее двойная фамилия и обозначала "ночные туфли".
"– Самое забавное, что когда после победы на конкурсе я размечталась о концерте в Большом зале консерватории, его строгий директор Галантер сказал мне: «Вы же эстрадный лауреат, а здесь консерватория».
Но пройдет немного времени, и фамилия Пантофель-Нечецкой украсит афиши Большого зала, а публика будет ломиться в кассы за билетами на ее концерты. Она выступала в ансамбле с пианистом Семеном Стучевским, к которому с почтением относились самые знаменитые звезды оперы Большого театра. Деборе долго пришлось уговаривать мэтра взять ее под свое крыло, пока тот не согласился.
Этот ансамбль прогремел на всю Москву, телефоны директора Большого зала перед концертом Пантофель-Нечецкой раскалялись от многочисленных заявок на билеты.
"– Ну как, дадите зал эстрадному лауреату?" – однажды лукаво спросила Дебора Галантера, напомнив о первой их встрече.
"– Выбирайте любой вечер для вашего сольного концерта",– галантно ответил директор.
Окрыленная успехом, она возвращается в Свердловск, но скоро снова вызывается в Москву для участия в торжественном концерте в Колонном зале Дома Союзов, посвященном участникам экспедиции на ледоколе "Георгий Седов". Концерт, в котором выступали самые известные артисты и музыкальные коллективы страны, транс¬лировался по Всесоюзному радио, и Дебору Яковлевну, спевшую романс Алябьева "Соловей", в одночасье услышала и узнала вся страна. Кристально чистый голос, мягкая женственность и нежность интонации, виртуозная техника и глубина чувств заворожили публику. Приходит известность, а вместе с ней огромное количество концертов, спектаклей. Пантофель- Нечецкая становится одной из самых любимых и популярных певиц того времени.
Продолжает расти ее мастерство. Этому способствует также выдающийся концертмейстер - Израиль Калманович (Семён Клементьевич) Стучевский , ставший ее музыкальным руководителем и аккомпаниатором. Под его руководством расширяется репертуар певицы, совер¬шенствуется техника, так необходимая колоратурному сопрано, еще более развивается художественный вкус.
Пантофель-Нечецкую приглашают работать в Московскую Государственную филармонию, и она переезжает с семьей в Москву.
В 1940 году на Ленфильме снимается музыкальный фильм "Антон Иванович сердится" с замечательными артистами П.Кадочниковым, С.Мартинсоном, Л.Целиковской. Музыку к фильму написал композитор Дмитрий Борисович Кабалевский.
Песни из этого кинофильма в исполнении Л.Целиковской, игравшей роль Симочки, были очень популярны в народе. Да их и сейчас поют с удовольствием. Великолепно звучат оперные партии. Но мало кто знал в то время, да наверное и в нынешнее время, что Целиковская пела голосом Пантофель-Нечецкой. Думается, что этот фильм, до сих пор любимый широкой публикой, во многом обязан своей популярностью очень удачному сочетанию, слиянию солнечного образа Целиковской и светлого тембра голоса Пантофель-Нечецкой.
После выхода ленты в прокат Пантофель-Нечецкая спросила у режиссера: «А почему неизвестно, кто в фильме поет, ведь всем ясно, что не Целиковская?». «Нам нужно, – он многозначительно указал пальцем вверх, – чтобы за границей считали, что наши артисты, как и их, умеют все делать сами – и играть, и великолепно петь, поэтому вашей фамилии в титрах нет», – ответил не смущаясь режиссер. В чем была настоящая причина, можно было только догадываться. «Весенний вальс из этого фильма стал необыкновенно популярным именно потому, что был исполнен Пантофель-Нечецкой. Сразу после выхода на экраны нашумевшей картины, для кинематографической верхушки и представителей московской интеллигенции в кинозале гостиницы «Метрополь» была устроена встреча со съемочной группой. Ивановский, Целиковская, Кадочников рассказывали о своей работе над картиной. Неожиданно кто-то из публики попросил Людмилу Целиковскую спеть «Весенний вальс». Зал разразился овацией, а актриса растерялась. Аплодисменты усилились, и неловкость ситуации достигла апогея. Тогда Ивановский был вынужден раскрыть «государственную тайну» и объяснить, что вокальная партия в фильме настолько сложна, что ее должна была исполнять выдающаяся оперная певица, такая, как Пантофель-Нечецкая, на голос которой и рассчитывал автор музыки к фильму – Дмитрий Кабалевский.
Певица постоянно расширяла и усложняла его, искала не исполнявшиеся ранее произведения. Так она исполнила впервые в вокальном варианте мазурки Шопена, которые до нее пыталась петь лишь Аделина Патти в девятнадцатом веке. Искусством Пантофель-Нечецкой восхищался Дунаевский, чей вальс из кинофильма «Цирк» она обычно бисировала в концертах.
А всенародное признание Дебора Яковлевна завоевала после памятного концерта 1940 года, посвященного встрече полярников-седовцев, который транслировался на всю страну из Колонного зала Дома Союзов.
Концерт затянулся до полуночи. После бисирования Пантофель-Нечецкой алябьевского «Соловья» (непревзойденное исполнение которого принесло ей первую премию на конкурсе), публика собралась у сцены и устроила торжественную овацию. Слава буквально обрушилась на нее. По распоряжению из Кремля ей предоставили квартиру на улице Горького рядом с Красной площадью.
В 40-е годы во втором подъезде на первом этаже дома N 7 по проспекту Горького поселилась солистка Государственной Филармонии Дебора Яковлевна Пантофель-Нечецкая, соперница самой великой Валерии Барсовой. По поводу их соперничества в то время ходил по Москве такой анекдот. Барсова поймала Золотую рыбку и приказала сделать ее сначала солисткой Большого театра, потом Заслуженной, а затем и Народной артисткой СССР, а когда все это было выполнено, потребовала какие-то необыкновенные туфли, которых нет ни у одной женщины на свете. Разгневанная рыбка послала ей Пантофель (пантофли - по-польски - туфли).
В то же время продолжаются ее выступления в Москве: в Большом зале Консерватории, в Колонном зале Дома Союзов, в концертном зале имени П.И.Чайковского.
22 апреля 1941 года в газете "Правда" была напечатана рецензия Г.Хубова на сольный концерт Деборы Яковлевны, состоявшийся в Большом зале консерватории: "Д.Пантофель-Нечецкая, бесспорно, певица крупного дарования, - писал рецензент, - прошедшая отличную школу вокального мастерства... Она обладает чистым, полнозвучным голосом редкой красоты и силы. В самой манере ее исполнения, технически безупречного, есть обаяние мягкой задушевности, теплота и нежность лирического чувства".
Всесоюзное гастрольно-концертное объединение (ВГКО) организует гастроли Пантофель-Нечецкой в городах Ленинграде, Киеве, Саратове, Свердловске, Кисловодске. Она участвует в оперных спектаклях в театре оперы и балета им.С.М.Кирова в Ленинграде. Весной 1941 года Пантофель-Нечецкая удачно дебютирует в Большом театре в спектаклях "Риголетто" и "Травиата". На сцене Филиала Большого театра она вместе с С.Я.Лемешевым блистательно выступала в операх Верди.
Вот как оценивает выступления пресса: "Джильда в исполнении дебютантки (Пантофель-Нечецкой) это прежде всего вокальный образ, полный поэзии, очарования юности, целомудрия и горячего чувства... Она умеет внутренне оправдать колоратуру, наполнить ее смыслом, вдохнуть в нее жизнь... Безупречное мастерство пения артистки заставляет забывать о колоссальной трудности этой партии. Вокальный образ Джильды, созданный Пантофель-Нечецкой, убеждает художественной правдой, чарующей грацией и обаянием непосредственности". ("Театральная неделя", № 24, 1941 г., Е.Канн)
"...Серебристость ее колоратуры есть нечто инструментальное - так чист и отчетлив каждый звук, так легка и непринужденна вокальная техника. По иному - с удивительной теплотой и мягкостью - звучит ее голос в широких мелодических фразах. В исполнении Пантофель-Нечецкой нет ничего случайного: каждая деталь точно выявлена, каждый штрих выполнен безукоризненно. Труднейшая партия Джильды нашла в лице Пантофель-Нечецкой прекрасную исполнительницу. Нельзя было не залю¬боваться свободой и легкостью, благородной простотой трактовки. И знаменитая ария второго действия и трогательная жалоба третьего прозвучали безупречно. Артистка проявила тонкий музыкальный вкус, сумела передать все лирическое обаяние вердиевской музыки." ("Вечерняя Москва", 4 июня 1941 г., И.Мартынов).
Наступают грозные дни войны. 23 июня в Большом театре при полном аншлаге идет спектакль "Травиата" с участием Пантофель-Нечецкой
"Люди еще не осознали всего ужаса случившегося..." будет вспоминать впоследствии Дебора Яковлевна.
Страна очень скоро переходит на военные рельсы. Как и весь народ, артисты с первых дней войны включаются в эту труднейшую, жестокую борьбу за свет и жизнь против тьмы и смерти.
Бесконечная вереница выступлений на призывных пунктах, в госпиталях, участие в концертах
У Деборы Яковлевны сохранилось много благодарностей за шефские концерты во время войны. Одна из них - от Президента Академии наук В.Л.Комарова за концерт сбор от которого пошел в пользу детей-сирот, родители которых погибли на фронте, сбор от концертов во многих городах был передан на строительство танков, на строительство эскадрильи "Советский артист",
Навсегда запомнился Деборе Яковлевне концерт в Колонном зале Дома Союзов для воинов, прибывших защищать столицу из родной ей Сибири. Белые полушубки солдат, сливающиеся с белокаменными колоннами зала, действительно были величественным зрелищем и вселяли уверенность в том, что Москва не будет сдана.
Во время оперных спектаклей в Большом театре даже налеты фашистской авиации не могли заставить прекратить выступление артистов.
"Под звуки сирены, - вспоминает Дебора Яковлевна, - зрители и артисты спешно уходили в бомбоубежище, а после отбоя все возвращались в зал, и спектакль продолжался с того места, где он был прерван налетом".
Участвует Пантофель-Нечецкая и в работе фронтовых концертных бригад. В музее Большого театра хранятся фотографии, сделанные на Западном фронте, в районе г.Клина, где вместе с летчиками и другими военнослужащими сняты артисты С.Хромченко (руководитель бригады), А.Иванов, Д. Пантофель-Нечецкая, балерина С.Головкина, мхатовцы О.Андровская и М.Яншин.
(Дорогие москвичи, может быть вы смогли бы сделать копии этих фото с Деборой Яковлевной и разместить их здесь. К сожалению, даже на ее сайте нет этих фото).
В эти трудные годы Пантофель- Нечецкая с особой силой чувствует свою неразрывную связь со страной, всю значимость служения искусству для народа, для Победы. Поет ли она для рабочих и служащих тыла или для солдат и генералов- фронтовиков, всем щедро отдает она свой голос и талант.
1941 год 27 сентября. Из Москвы передавался концерт для Америки, организованный Всесоюзным радиокомитетом. Лауреат Международного конкурса пианистов Р. Тамаркина исполнила Двенадцатую рапсодию Листа, лауреат Всесоюзного конкурса мастеров эстрады Д. Пантофель-Нечецкая — несколько вокальных произведений.
Всю войну она быта донором. В 1942 году Дебора Яковлевна эвакуировалась в г. Свердловск, но регулярно приезжала в Москву для концертов в воинских частях и на оборонных предприятиях. Продолжаются гастроли по всей стране, в том числе в Куйбышеве, Уфе, Челябинске, Омске, Ирбите, Нижнем Тагиле, Горьком.
Замечательным событием в жизни и творчестве Деборы Яковлевны явилась встреча с композитором Р.М.Глиэром. Создавая свой знаменитый "Концерт для колоратурного сопрано с оркестром", он советуется с ней при работе над отдельными особенно трудными фрагментами вокальной партии.
Глиэр работал над Концертом для голоса с оркестром и попросил Дебору Яковлевну ознакомиться с музыкой и сделать свои замечания. Она с удовольствием окунулась в мир глиэровских мелодий.
Композитор внимательно выслушал все советы певицы, поблагодарил ее и подарил партитуру с трогательным посвящением. К сожалению, Пантофель-Нечецкой не удалось спеть премьеру – она заболела, и ее заменила Н.Казанцева. Но в дальнейшем она много раз исполняла это произведение, посвященное ей, и сам автор стоял за дирижерским пультом.
Она на всю жизнь запомнила тот мощный поток эмоций, который ей посчастливилось пережить при работе с композитором над концертом, создаваемым в самые тяжелые и героические годы войны.
Впоследствии, неоднократно исполняя концерт (нередко оркестром при этом управлял сам маэстро Глиэр), Дебора Яковлевна всегда мысленно сопоставляла великую музыку произведения с грозным и горестным дыханием войны в первой части концерта и радостным искрометным чувством уверенности в победе во второй части. Это, по ее словам, помогало ей полнее раскрыть глубокое содержание концерта.
Насколько силен был творческий импульс, руководивший автором, можно судить по музыке «Концерта». Созданный в разгар войны (зима 1942-43годов), он полон глубоких лирических чувств, выразителем которых становится самый совершенный музыкальный инструмент – человеческий голос. После премьерного исполнения «Концерта» в Большом зале Московской консерватории, дирижировавший оркестром Борис Хайкин, обычно сдержанный на похвалы, отметил «волнующую силу вокализа «задевающего струны человеческого сердца».
В 1943 году Пантофель-Нечецкая возвращается из эвакуации в Москву, где, продолжая работать над репертуаром, постоянно выступает в концертных залах Москвы, в воинских частях, совершает гастрольные поездки в Вологду, Ярославль, Киров, Горький, Тулу, Калинин. И везде, везде переполненные залы. В который раз опровергалась пресловутая пословица "когда работают пушки - музы молчат".
Голос певицы часто звучит по радио. Дебора Яковлевна долго потом будет бережно хранить искренние бесхитростные слова признательности, преклонения и благодарности, написанные наспех в письмах - "треугольничках" поклонниками ее таланта и голоса.
Однажды в разгар войны Дебору Яковлевну приглашают на концерт в военный госпиталь, разместившийся на территории Сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. После выступления перед ранеными и врачами в зале ее просят спеть отдельно для тяжело раненых военачальников Рокоссовского и Еременко, лежащих в отдельных палатах.
"– Я решила спеть Рокоссовскому музыку его родной пока еще порабощенной Польши – и спела вальс, мазурку и ноктюрн Шопена в моей вокальной транскрипции. Генерал слушал, закрыв глаза, и я заметила, как из-под ресниц выкатились слезинки – это был самый чистый и высокий в моей жизни гонорар. А для генерала Еремина, лежавшего в соседней палате, я спела «Соловья», и он сказал: «А ведь правду говорят, что ты поешь эту вещь лучше Барсовой. В заключение А. Еременко преподнес моему сыну Борису подарок”.
После концерта собрался весь медперсонал госпиталя. Видимо, один из старших, похоже, это был профессор невропатолог Я. Рапопорт, обращаясь к нам, сказал: “Вы сделали то, что мы, врачи, оказались неспособными выполнить. Вы вселили генералу веру в победу и выздоровление”.
Этот концерт и слова благодарности от героев Великой Отечественной войны Пантофель-Нечецкая запомнила навсегда и гордилась ими всю жизнь.
Большое впечатление в памяти певицы оставило выступление в концерте для участников парада Победы в июне 1945г.
В 1945 году за выдающиеся успехи в области вокального искусства Президиум Верховного Совета РСФСР присваивает Пантофель-Нечецкой звание заслуженной артистки РСФСР. В 1946 году было опубликовано постановление Совета Народных комиссаров СССР о присуждении Сталинских Премий писателям, артистам, музыкантам. По существу это была оценка вклада культуры и искусства в дело Победы. Среди лауреатов - А.Толстой, Твардовский, Симонов, Хмелев, Кедров, Завадский, Ильинский, Голованов, Прокофьев, Глиэр, Мясковский, Шапорин, Гилельс, Максакова. Какие имена! И среди них Пантофель-Нечецкая.
За свою долгую жизнь Дебора Яковлевна пережила высочайшие творческие взлеты и незаслуженные обиды из-за "пятого пункта" в анкете. Звание Народной артистки она так и не получила. Дебора Яковлевна была смелым человеком - она одна из немногих (Эммануил Каминка, Марк Хромченко, Михаил Александрович, М. Гаркави), кто решился в 1948 году принять участие в концерте в пользу Еврейского театра Михоэлса (ГОСЕТа). Пела "Колыбельную" на идиш. А на прощании с Михоэлсом она исполнила "Мелодию" Глюка.
Вот очень любопытный документ.
17 августа 1942 года (!!!) начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александров направил секретарю ЦК А.С.Щербакову записку следующего содержания: "...во главе учреждений русского искусства оказались нерусские люди (преимущественно евреи)... такая же картина и в Большом театре, и в Московской государственной консерватории... Все основные кафедры возглавляют евреи... Не случайно... большинство наших известных музыкантов и вокалистов (Ойстрах, Э.Гилельс, Глиэр, Л. Гилельс, Гинзбург, Фихтенгольц, ПАНТОФЕЛЬ-НЕЧЕЦКАЯ) имеют в своем репертуаре главным образом произведения западноевропейских композиторов". Далее Г.Ф. Александров предлагал "разработать мероприятия по подготовке и выдвижению русских кадров" и "провести уже сейчас (в 1942 году! - Т.) частичное обновление руководящих кадров в ряде учреждений искусства".
Вот уж действительно - в самый разгар войны в Управлении пропаганды нечем было другим заниматься.
Официальное признание заслуг, широкая известность и популярность в народе вдохновляют певицу, и она с неугасающей энергией продолжает свою гастрольно-концертную деятельность.
Закончилась Великая Отечественная война. Народ приступил к мирной жизни.
Одно за другим следуют выступления в разрушенный войной городах страны: Киеве, Минске, Харькове, Вильнюсе...
В мае 1945г. Пантофель-Нечецкую с группой творческой интеллигенции направляют в Чехословакию и Румынию для ознакомления общественности этих стран с советской наукой и искусством. В составе группы академики Н.В. Цицин, В. Парин, артисты И.С. Козловский, Н.Головкина, М.М. Габович.
В Праге их принимает президент Бенеш, в Бухаресте - король Михай.
Несколько позднее Дебора Яковлевна едет на гастроли в Иран, где в честь советских артистов Шах Ирана, Реза Пехлеви, устраивает торжественный прием. Выступления в этих странах проходят блистательно. Об этом много пишет отечественная и зарубежная пресса. Продолжаются гастроли и в самых отдаленных городах и областях страны: Новосибирск, Кузбасс, Кемерово, Сталинск, Прокопьевск, Иркутск, Заполярье, Норильск.
В 1948 году Пантофель-Нечецкую приглашают принять участие в гражданской панихиде, посвященной трагически погибшему Михоэлсу, где она исполняет знаменитую скорбную "Мелодию" Глюка. Как вспоминал впоследствии И.С.Козловский, также выступавший на панихиде, участие в этой траурной церемонии в то время было проявлением гражданского мужества, на что не все деятели искусства были готовы пойти.
Важной вехой в творчестве певицы стало участие в постановке оперы Моцарта "Волшебная флейта", где она пела партию "Царицы ночи". Опера шла в концертном исполнении, дирижировал оркестром знаменитый дирижер Курт Зандерлинг.
Довелось ей поработать и с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. С его согласия и одобрения она исполняла цикл его песен, переработанных для высокого голоса.
Она в ту пору готовила его цикл «Испанские песни» и, пугаясь собственной смелости, попросила разрешения сделать некоторые поправки в вокальной партии. Получив согласие, она внесла несколько корректив, и автор благословил певицу на исполнение ее варианта.
"– Дебора Яковлевна, вы мой соавтор, – не то в шутку, не то серьезно сказал Дмитрий Дмитриевич. – Часть гонорара по праву принадлежит вам".
Эти песни прочно вошли в ее репертуар.
Особое место в концертном репертуаре Пантофель-Нечецкой занимали произведения, которые ни до нее, ни после никто не исполнял. Когда на одной из репетиций со Стучевским она спела в собственной трактовке фортепианный этюд Шопена, маститый маэстро остолбенел.
« Послушайте, вы же совершили открытие! – наконец воскликнул он. – Как это вам удалось?»
"– Ничего особенного, – улыбнулась Дебора Яковлевна. – Мелодии великого поляка насквозь пронизаны вокалом, мне оставалось только извлечь его. А аккомпанемент – это уж ваше дело, маэстро".
С тех пор фортепианные миниатюры Шопена стали украшением концертных программ Пантофель-Нечецкой, а филофонисты гонялись за пластинками с записями этих пьес.
Пантофель-Нечецкая регулярно работает в студиях грамзаписи, ее пластинки расходятся большими тиражами.
Часто выступает она и на радио, как в Москве, так и в радиоцентрах крупный: городов. В фонотеках радио до настоящего времени хранятся многие записи Пантофель- Нечецкой.
Когда в Союз приезжает никому не известная у нас певица Гоар Гаспарян (рожденная и жившая в Египте), Пантофель-Нечецкую приглашают в комиссию для ее прослушивания с целью определения целесообразности ее работы в стране. Прослушав ее, Дебора Яковлевна безоговорочно поддержала талантливую певицу и во многом способствовала ее становлению на советской концертной сцене.
К Пантофель-Нечецкой неоднократно обращались за помощью или советом молодые артисты, и она всегда старалась помочь им. Так, ею быта оказана серьезная поддержка певице Виктории Ивановой, голосом которой она всегда восхищалась. Дебора Яковлевна быта почитательницей певцов с яркими самобытными тембрами голосов. Она высоко чтила голоса Лисициана, Лемешева, Козловского, ее партнеров по оперной и концертной сцене, с любовью слушала Георга Отса, Анну Герман, Юрия Гуляева.
Кумирами ее были Шаляпин и Нежданова.
В пятидесятые, шестидесятые годы ежегодно Пантофель-Нечецкая подготавливает несколько сольных концертов в Большом зале консерватории, Концертном зале им. П.И. Чайковского, в зале Дома ученых
Как правило, программы этих концертов повторяются также в регулярных выступлениях в лучших залах Ленинграда. Дебора Яковлена глубоко любила этот город своей студенческой молодости и очень дорожила встречами с ленинградцами, считая их особенными ценителями музыки.
В то же время центр тяжести работы и жизни Пантофель - Нечецкой по-прежнему приходится на гастроли. Напряженный характер поездок Деборы Яковлевны хорошо иллюстрируется сохранившимся планом гастролей на 1953 - 1954 годы.
Гастроли порой проходили в совершенно неожиданных местах. Вот как рассказывает Павел Владимирович Чебуркин (Красноярское общество "Мемориал").
"Один концерт для заключённых дала гастролировавшая в Норильске известная певица, колоратурное сопрано Дебора Пантофель-Hечецкая. Билетами на её концерт администрация лагеря как бы премировала отличившихся в работе заключённых, преимущественно из интеллигенции".
Постоянные концерты, переезды, творческие встречи не нарушали установившегося распорядка дня, которого очень жестко придерживается певица. Утром зарядка, 1 - 1,5 часа распевание, многократное повторение упражнений, работа над определенными произведениями, после перерыва работа с концертмейстером в течение 3 - 4 часов. В дни самостоятельных особо ответственный концертов объем дневных занятий, естественно, сокращался, но все равно время полностью было подчинено одной цели: к началу концерта быть в оптимальной форме.
Может быть благодаря этому, а также отменной вокальной школе и высокой творческой эмоциональности голос Деборы Яковлевны долгие годы не терял свежести, а исполнение произведений становилось со временем все более глубоким и проникновенным. Постоянно исполняемые ею ария Виолетты из последнего акта "Травиаты" Верди, Песня Сольвейг из музыки Грига к драме "Пер Гюнт", ария Мадам Баттерфляй из одноименной оперы Пучинни, народная песня "Лучинушка" навсегда запомнятся тем, кто слушал певицу в 60-х годах.
Для любого певца и актера уход со сцены всегда связан с тяжелыми переживаниями. Не была исключением и Дебора Яковлевна, тем более, что, по ее мнению, высокие лирические голоса раньше других должны уступать место молодым. И хотя она была еще в прекрасной форме, время брало свое. Только самые близкие люди знали, да и то не до конца, как трудно ей было принять неизбежное решение...
В феврале 1964 года в концертном зале института им. Гнесиных состоялся ее последний сольный концерт. Успех был как всегда большой. Певицу долго не отпускали со сцены.
Природа оказалась щедрой к Пантофель-Нечецкой, наделив ее кроме вокального таланта еще и педагогическим даром. Для артиста самое трудное – это определить момент, когда надо попрощаться со сценой. Решиться на это дано только мужественным и мудрым исполнителям, которые любят не себя в искусстве, а искусство в себе.
"– Момент необходимости ухода первой должна определить я, а не публика,– сказала Дебора Яковлевна и повесила в шкаф свое концертное платье. Но в музыке она осталась.
Еще не закончив свою концертную деятельность, Пантофель-Нечецкая начинает давать уроки пения.
Она занимается преподавательской деятельностью с возрастающим увлечением, всё более втягиваясь в эту нелегкую и не всегда благодарную работу.
Как, наверное, и все педагоги, Дебора Яковлевна в силу своей высокой требовательности к качеству пения не всегда бывает удовлетворена успехами своих учениц, глубоко переживает их неудачи, и, конечно, испытывает огромный подъем и радость, когда занятия приносят хорошие результаты.
Широкое знание вокального репертуара (её личный репертуар насчитывает около семисот произведений), опыт, приобретенный ею при совместных выступлениях с яркими, звездными певцами: Козловским, Лисицианом, Лемешевым, Большаковым, Шевелевым, Касторским, а главное собственный огромный талант и высокие качества человека и музыканта предопределили будущее Деборы Яковлевны как выдающегося педагога-вокалиста. Она отдала этому делу треть своей жизни.
С 1960 по 1966 год она работает старшим преподавателем вокальной кафедры Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского (ГИТИС).
Однажды на одном из прослушиваний выпускников ГИТИСа присутствует корифей музыкальной культуры страны А.В.Свешников. Он восхищен качеством работы Пантофель-Нечецкой и приглашает ее в Московскую Государственную консерваторию, ректором которой он тогда являлся.
От этого предложения Дебора Яковлевна, конечно, отказаться не могла.
Следующие тринадцать лет жизни, вплоть до 1978 года, она отдает консерватории, работая на должности преподавателя сольного пения, а с 1976 года получает по конкурсу должность доцента. Свою педагогическую деятельность Пантофель-Нечецкая сочетает с научно-методической работой. Обобщив собственный опыт и опыт великих предшественниц - колоратурных сопрано прошлых лет, она издает "Каденции к вокальным произведениям с аннотациями".
Как-то ректор консерватории А. В. Свешников, которому она показывала своих учеников, сама аккомпанируя им на фортепиано, восхищенно сказал: «Я всегда знал вас как великолепную певицу, а вы еще к тому же прекрасный педагог и талантливая пианистка».
Класс ее поистине быт интернациональным, в нем занимались студентки из Таджикистана, Узбекистана, Украины, Белоруссии, из самых дальних уголков Союза.
За время своей работы педагогом Пантофель-Нечецкая подготовила немало первоклассных вокалистов, которые сегодня поют на оперных и концертных сценах России и стран СНГ. С большим успехом поет на оперной сцене в музыкальном Академическом театре им. К.С.Станиславского и В. И.Немировича-Данченко народная артистка России Л.Черных, много лет являлась солисткой Детского музыкального театра им. Н.И.Сац Заслуженная артистка России И.Лаптева, в Ярославле поёт Заслуженный деятель искусств Б.Окулова. Постоянно готовит новые программы, поёт на радио и успешно концертирует солистка Московской Государственной Академической филармонии, лауреат международного конкурса Т.Вакина.
Выпускницы класса Пантофель-Hечецкой Т. Аханова, Г.Рытбасова, С.Рудакова - солистки Московской Областной Государственной филармонии. Р.Мулоджанова, В.Чернявская, Л.Цицдрик, А.Шуженова, Л.Фаязова, Т.Мячина, Л. Гуцуляк пели и поют в оперных театрах и филармониях бывших республик Союза.
В ГИТИСе был у Деборы Яковлевны и один ученик - тенор, болгарин, ставший эстрадным певцом - Бедрос Киркоров.
На протяжении всех лет преподавательской деятельности Деборы Яковлевны у нее складывались особые отношения со своими учениками. Здесь всегда с ее стороны господствовали не только исключительная требовательность к качеству вокала и осмысливания исполняемых произведений, но и постоянное воспитание в них личным примером общечеловеческих качеств: доброты, ясности мысли, оптимизма, самокритичности и ответственности. Причем, делала это Дебора Яковлевна непроизвольно, просто в силу своей яркой артистической, творческой личности. Она глубоко и искренно любила их, и они, ее ученики, отвечали ей взаимностью. Хотя, конечно, были и обиды, и слезы, и неудачи, но уровень взаимоотношений был невероятно высок.
1994 год быт юбилейным для Пантофель- Нечецкой. Ей исполнилось 90.
В связи с торжественной датой она быта награждена Орденом Почета.
За заслуги в области искусства ей, как и ряду других пожилых выдающихся деятелей культуры, Указом Президента России было назначено повышенное пенсионное обеспечение.
На радио были сделаны несколько радиопередач, где проводились интервью с Деборой Яковлевной, звучали ее записи. На телевидении, по "Семейному каналу" был показан телефильм о Пантофель- Нечецкой, подготовленный Е.Тарасовой.
В том же году состоялся торжественный вечер, посвященный юбилею Деборы Яковлевны. Вечер проходил в Доме-музее Ф.И.Шаляпина, перед творчеством и личностью которого она всегда преклонялась. На вечере выступали мастера искусств, товарищи Панroфелы-Hечецкой по прежним выступлениям, молодые певицы ее бывшие ученики, а когда зазвучала запись "Соловья" Сен- Санса в ее исполнении, пораженные зрители услышали, как Дебора Яковлевна предельно чисто и свежо вторит несущимся из динамика руладам полувековой давности.
Последние годы она была профессором в Российской Музыкальной Академии.
Единственный сын Деборы Яковлевны, Борис Давидович Нечецкий, пошел по стопам отца - он известный конструктор, лауреат Государственной премии. С ним в молодости дружил Андрон Михалков-Кончаловский, который вспоминает об этом в своей книге "Низкие истины". Борис Нечецкий учился в Московском Станкостроительном институте и был активным участником студенческой самодеятельности - он прекрасно пел песни, которые, видимо, сам и сочинил. Сказалась-таки наследственность со стороны матери! В числе его сокурсников - Георгий Гаранян, Геннадий Миров (сын знаменитого эстрадника Льва Борисовича Мирова)
Дебора Яковлевна прожила долгую , интересную жизнь. К сожалению годы и тяжелая болезнь сделали свое коварное дело. 16 февраля 1998 года Дебора Яковлевна ушла из жизни. Ее похоронили на Востряковском кладбище.
Вот уже много лет, как нет Пантофель- Нечецкой, но жива память о ней. По радио нередко звучит ее голос, состоялись три вечера, посвященные ей: в Доме-музее им. Ф.И.Шаляпина, в музыкальной школе им. Р.М.Глиэра и в Центральном доме работников искусств.
Бережно хранят память о своей землячке в родном Омске. В городе уже давно, еще при жизни Пантофель-Нечецкой быта организована студия вокальной музыки ее имени.
В 1997 году на ГТРК "Иртыш" был создан очень теплый телефильм "Сибирский соловей".
Говорят, что есть артисты, для которых умение перевоплощаться является важнейшим элементом профессионализма. Дебора Яковлевна не была из их числа. И на сцене, и в жизни, и в общении с родными, близкими людьми, и с коллегами, и с ученицами, со всеми она была собой - необычайно женственной, доброжелательной, чуткой, всегда готовой на доброе слово. Ее всегдашнее требование к себе и к ученицам: "петь на улыбке" было не только обязательным условием красивого звука. "Жить на улыбке" было ее кредо. Вся ее певческая жизнь есть отражение ее личности. Только ее доброта, пришедшая из теплого родительского дома, могла породить такой светлый мягкий тембр и интонацию ее незабываемого голоса; только ясность мысли позволяла ей так виртуозно выполнять сложнейшие фиоритуры, наполняя их смыслом и значением; только воспитанные с юных лет трудолюбие и ответственность позволили ей так оттачивать до совершенства каждое произведение, каждую фразу и при работе над репертуаром во время ее концертной деятельности и во время занятий с молодыми певицами.
Только глубокие личные переживания и любовь к людям научили ее чувствовать нежность и горячую жажду любви Джильды и Виолетты, Сольвейг и Джульетты, только природное чувство юмора и оптимизм помогли ей понять Розину. Только ее поэтическая натура позволила ей так глубоко проникнуть в тончайшую ткань музыки Чайковского, передать лиризм Шуберта, чистоту и прозрачную грусть Грига, так филигранно интерпретировать Шопена.
Д.Я.Пантофель-Нечецкая прожила большую, красивую, полную радости, испытаний и волнений жизнь. Детство, прошедшее в бурные годы крушения царской империи и гражданской войны; зрелость, которая прошла в дни тяжелейших испытаний всего народа, связанных с войной, и в трудные послевоенные годы; пожилой возраст, совпавший с болезненным развалом Советского Союза, с последующей перестройкой и становлением новой России...
Потеря сестры, любимого мужа, родителей, брата, болезни близких людей...
Высочайшие творческие взлеты и незаслуженные обиды...
Всего этого хватило бы на жизни нескольких людей, а досталось одному человеку.
Но без этого не было бы, наверное, такого явления, именно такой великолепной певицы и замечательного педагога - Деборы Яковлевны Пантофель-Нечецкой.
P.S. В конце статьи хочу привести перечень литературы о Пантофель-Нецецкой, который нашел на одном из сайтов, но к моему сожалению, многое из этой литературы осталось за бортом моего внимания, по вполне понятным причинам.
Тем не менее привожу этот список.
Литература:
2. Пантофель-Нечецкая Д. Я. И в 90 лет все еще хочется петь / Записала К. Хромова // Торг. газ. – 1995. – 6 сент. – С. 6.
3. Пантофель-Нечецкая Д. Я. Путь в искусстве не бывает легким / Записал В. Зарубин // Муз. жизнь. – 1990. – № 7. – С. 9-10.
4. Пантофель-Нечецкая Д. Я. // Музыкальная энциклопедия. – М., 1978. – Т. 4. – Стб. 172-173: портр.
5. Пантофель-Нечецкая Дебора Яковлевна // Вронская Д., Чугуев В. Кто есть кто в России и бывшем СССР. – М., 1994. – С. 406.
6. И связь времен нерасторжима // Комок [Омск]. – 1997. – 16 окт. (№ 41). – С. 40: портр.
7. Луговская В. "Прощаясь, не могу проститься…": [Памяти певицы] // Ом. время. – 1998. – 27 февр. (№ 8). – Портр.
8. Луговская В. С любовью называю это имя // Аргументы и факты. – 1995. – Февр. (№ 8). – Прил.: с. 8. – (Ом. курьер; № 4).
9. Луговская В. "Сибирский соловей: [Очерк] // Омская старина. – Омск, 1993. – Вып. 1. – С. 96-104: ил.
10. Луговская В. "Сибирский соловей" – легенда Омска! // Мир увлечений [Омск]. – 2003. – № 3. – С. 22-23: портр.
11. Луговская В. "Такого голоса в мире пока нет…" // Ом. муза. – 1996. – Дек. (№ 4).
12. Лурье В. Сибирский соловей // Ом. правда. – 1985. – 6 марта.
13. Митрясов М. Д. "Её при рождении поцеловал в уста сам Господь Бог" // Ассоциир. шк. ЮНЕСКО в Сибири. – 2002. – № 2. – С. 25.
14. Гольденблюм А., Новожилов Н. Гастроли Д. Я. Пантофель-Нечецкой [в Омске] // Ом. правда. – 1948. – 7 июля.
15. Рыбин А. Наш фотоархив: [О выступлениях певицы на фронте и в тылу] // Муз. жизнь. – 1981. – № 23. – С. 8: ил.
16. Иртышский Б. Д. Я. Пантофель-Нечецкая на "четверге" в редакции "Омской правды" // Ом. правда. – 1948. – 10 июля.
17. Бродский И. Встреча с соловьем: [О вокальной студии им. Д. Я. Пантофель-Нечецкой при Ом. пед. ун-те] // Ом. правда. – 1999. – 24 сент. – С. 3.
18. Кручинин С. Мелодия "Сибирского соловья": [О вокальной студии и мемор. комнате-музее певицы в Омске] // Ом. правда. – 2001. – 31 авг.
19. Медведская Е. Звонок в Эльсинор: [О фильмах Ом. студии телевидения, посвящ. Д. Я. Пантофель-Нечецкой] // Ом. муза. – 2000. – Спец. вып.: Монологи о культуре. – С. 72-79: ил.
20. Кесслер И. Е. Семья Пантофель – Яков Абрамович, Софья Петровна и дочери Дебора (слева) и Песя. 1905 г. [Фот.] // Старый Омск: Нач. XVIII-нач. ХХ вв.: Ил. хроника событий. – Омск, 2000. – С. 252.
1. w w w . р а п t о f е I . г и
2. Григорий Галич. Сибирский соловей.
3. сайт Алексея Нечецкого (США).
4. Т.С Вакина. Педагогическое мастерство Д.Я. Пантофель-Нечецкой
Статья с сайта "Музыкальный огонёк", Автор - pradedushka
К.Сен-Санс "СОЛОВЕЙ"
вокализ, партию фортепьяно исполняет С.Давидова
И.Штраус "СКАЗКИ ВЕНСКОГО ЛЕСА"
партию фортепьяно исполняет С.Давыдова
А.Алябьев, стихи А.Дельвига "СОЛОВЕЙ"
партию фортепьяно исполняет Б.Абрамович
Б.Годар, перевод А.Горчаковой "ПЕСНЬ ПАСТУШКИ"
партию фортепьяно исполняет Н.Вальтер
Стигелли, Перевод А.Майкова "ЧУДЕСНЫЕ ГЛАЗКИ"
партию фортепьяно исполняет А.Макаров
Дж.Верди АРИЯ ВИОЛЕТТЫ из 4го действия оп."Травиата"
партию фортепьяно исполняет М.Брохес
Э.Григ "ПЕСНЯ СОЛЬВЕЙГ" из музыки к драме Г.Ибсена "Пер Гюнт"
партию фортепьяно исполняет Б.Абрамович
Ф.Эрве, перевод А.Горчаковой "ВЕСНА ПРОШЛА, ПОБЛЕКЛИ РОЗЫ"
оркестр ГАБТ СССР, дирижер Ю.Файер
Д.Кобалевский "ВЕСЕННИЙ ВАЛЬС" из к/ф. "Антон Иванович сердится"
оркестр Госкино под упр. В.Рождественского
Дж.Верди АРИЯ ДЖИЛЬДЫ из оп. "Риголетто"
партию фортепьяно исполняет М.Брохес
А.Тома ПОЛОНЕЗ ФИЛИНЫ из оп. "Миньон"
партию фортепьяно исполняет Б.Абрамович
В.Моцарт АРИЯ ЦАРИЦЫ НОЧИ из оп. "Волшебная флейта"
партию фортепьяно исполняет М.Брохес
К.Сен-Санс "ЛЕБЕДЬ", Слова Б.Ронгинского и А.Мануйловой
партию фортепьяно исполняет С.Давыдова
Дж.Мейербер АРИЯ МАРГАРИТЫ из 2-го акта оп. "Гугеноты"
Оркестр ГАБТ, дирижер С.А.Самосуд
Г.Кук, обработка А.Полонского ПЕСЕНКА ЭЛЬФА из музыки к комедии В.Шекспира "Сон в летнюю ночь"
Бенедикт (М.Улуцкий) "КРЫЛАТАЯ ПОДРУЖКА"
Симфонический оркестр Московской государтсвенной филармонии, соло на флейте - Ю.Ягудин, дирижер С.Сахаров
Какая колоратура!!!!, не хуже, чем у Карлы Доннер-Милицы Корьюс из Большого Вальса))
Дебора Пантофель-Нечецкая - Сказки Венского леса
Спасибо!
Еще одно спасибки за Песню Сольвейг Кириллу (и БронислИвочке за ролик)
Дебора Пантофель-Нечецкая
Песня Сольвейг Музыка Эдварда Грига и литография Эдварда Мунка к драме Г.Ибсена "Пер Гюнт"
Ф-но - Б.Абрамович
Людмила Целиковская поет голосом Деборы Пантофель-Нечецкой))
Весенний вальс(из кф-ма Антон Иванович сердится) -Д. Кабалевский-В. Рождественский
Л.Ардити ВАЛЬС
партию фортепьяно исполняет М.Брохес