ДЕНЬ ПАМЯТИ Марины Ивановны Цветаевой-31 августа 1941 года
В её стихах – негасимый огонь человеческой души, волшебство любви и бессмертные истины.
Именно поэтому стихи Цветаевой и сегодня остаются актуальными и любимыми.
31 августа 1941 года трагически оборвалась жизнь гениального русского поэта…
Инна КОСТЯКОВСКАЯ
По мотивам воспоминаний о Марине Цветаевой Лидии Чуковской «Предсмертие»…
Марина! Повеса, повеса…
и стихов, словно – каменных, лёд…
и махнёт рукою профессор,
наблюдая в небе её полёт…
Холодность непонимания.
И эта особая, гордая стать!
И ложились стихи без названия,
как в гробы – в девичью её тетрадь…
Марина! Твою необычность
не дано ни забыть, ни простить…
Не уложится в дней привычность
этих строчек злачёная нить…
Марина! Твою гениальность
им ещё не понять, не принять,
а пока – всё сойдёт за «странность»,
так шептались отец твой и мать…
***
Ни весёлая, ни печальная,
но в себя вместившая грусть,
эта девочка, птичка странная,
что я с ветки спугнуть боюсь…
***
Всё ещё впереди-
боль твоя и страх,
и в холодной груди
не теплится прах…
и ещё рассветы
ей так греют душу,
и ещё не спета,
песнь, где всё – наружу…
И ещё не серые
облака,
и одежды – белые,
и – рука…
И простится ей
этот детский вид…
Не течёт ручей,
где душа болит…
Где всегда одна
в снах и наяву,
просто приняла
горькую судьбу…
Там, где вечный снег,
где холодный край,
где – по кругу бег,
где не снится рай…
Там, в ночной тиши,
меж далёких звезд
пламенной души
солнечный погост….
Цветаева-Мандельштам
***
-Там, в седой дали
там, где мой погост,
плачут журавли…
Через сотни вёрст
слышу этот плач,
слышу этот крик,
время – вечный врач,
но всегда – старик…
Цветаева с сыном
я явлюсь живой
с синевою губ,
пусть шумит листвой
одинокий дуб,
Пусть толкнёт крылом
одинокий Бог,
и в дверной пролом
пусть нагрянет рок…
С сыном
я устала петь,
не звенит струна,
где-то бродит смерть,
как и я – одна…
Я всего лишь – гость…
мне пора туда,
где слезами звёзд
плещется вода…
Остужу я в раз
весь сердечный пыл,
а сиянье глаз
вам дарю, живым!
Цветаева,Аля,Эфрон-Чехия
***
Слышу дыханье ветра,
слышу стенанье муз,
одиночеством в километрах-
измеряю я страшный груз…
и живу я давно отверженной,
в опустевшем от зла краю…
не разбитою, а поверженной,
я ещё о любви пою…
***
И глаза, печально глядящие
в высь небес,
ваше прошлое, настоящее
было здесь…
Дождь гуляет по серым улицам
словно гость…
рыжий пёс почему-то хмурится,
бросив кость…
Может поздняя, может ранняя
в свете лун,
боль моя – просто песнь случайная
тонких струн…
***
Посреди дорог
неприкаянной
всё брожу…
посреди тревог
так отчаянно
ворожу…
жизнь, как платье,
до дыр изношена-
просто прах…
непосильною
стала ношею
для бродяг…
я и дождь
по забытой улице
в ночь бредём…
всё – останется,
всё забудется
светлым днём…
***
— Целый год. Взгляд поникший, бесстрастный…
Отраженье душевных мук,
и тихонько и даже благостно
всё «ищу я глазами крюк»*.
Муж расстрелян и дочь в темнице.
В небе снова плачет луна-
ей, наверно, как мне – не спится,
дум печальных она полна…
«Целый год примеряю смерть»*,
Словно платье или рубаху,
безысходности или страха?
«доживать – дожевать»* суметь!
И открытая злая враждебность,
как холодной воды струя,
смерть примерю, как неизбежность,
жизнь, как песнь примеряла я.
***
Марина Цветаева. 1911 год. Фото Максимилиана Волошина
Жизнь истрачена,
разворована
по частям!
Что вы плачете,
чёрны вороны?
Кто я вам?
В безысходности,
но до вечности-
только шаг…
Что мне вам нести,
может хлеб в горсти,
может прах?
И Елабуга –
словно каторга…
Наказание без вины,
и повисла в небе радуга,
и слезами наполнились сны…
По дороге ветвистый тополь
прошумел, просвистел в ответ:
«Нет дороги тебе в Чистополь,
нет дороги тебе в рассвет!»
Сколько их? Любимых и нежных,
мной потерянных губ и рук?
Я собрала в комок надежды,
но «глаза примеряют крюк».
Целый век – тоски, одиночества…
Предо мною промчался вдруг,
жить хотелось и так же – хочется,
но «глаза примеряют крюк»!
***
Небо. Восходы. Закаты.
И винограда гроздь.
Для жизни так много надо!
Для смерти – один лишь гвоздь.
Ярче не будет радуги.
Мягче хлеба и чище рос,
там, где в небе Елабуги,
это имя звездой зажглось!
Слова, взятые "в кавычки" – слова самой Марины Цветаевой.
БАБУШКЕ....(М.Цветаева)
Марина, Сергей Эфрон, Анастасия,на стене-портрет бабушки Марии Ледоховской-Бернацкой
Мария Бернацкая(Мэйн)-бабушка М.Ц.
Бабушке
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы...
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли...
По сторонам ледяного лица
Локоны в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей - сколько? -
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
Бабушка! - Этот жестокий мятеж
В сердце моем -
не от вас ли?..
Анна Ахматова – Марине Цветаевой
ПОЗДНИЙ ОТВЕТ
Белорученька моя,
Чернокнижница…
Невидимка, двойник, пересмешник…
Что ты прячешься в черных кустах? —
То забьешься в дырявый скворешник,
То мелькнешь на погибших крестах,
То кричишь из Маринкиной башни:
«Я сегодня вернулась домой,
Полюбуйтесь, родимые пашни,
Что за это случилось со мной.
Поглотила любимых пучина
И разграблен родительский дом».
. . .
Мы с тобою сегодня, Марина,
По столице полночной идем,
А за нами таких миллионы,
И безмолвнее шествия нет…
А вокруг погребальные звоны
Да московские дикие стоны
Вьюги, наш заметающей след.
И сияет в ночи алмазной,
Как одно виденье соблазна,
Тот загадочный силуэт.....
(Это стихотворение Льву Кобылинскому в молодые годы Цветаевой(Эллис-Чародей)в ответ на его предложение руки и сердца)
МОЙ ПИСЬМЕННЫЙ ВЕРНЫЙ СТОЛ
Марина Цветаева
Мой письменный верный стол!
Спасибо за то, что шел
Со мною по всем путям.
Меня охранял — как шрам.
Мой письменный вьючный мул!
Спасибо, что ног не гнул
Под ношей,
поклажу грез —
Спасибо —
что нес и нес.
Строжайшее из зерцал!
Спасибо за то, что стал —
Соблазнам мирским порог —
Всем радостям поперек,
Всем низостям — наотрез!
Дубовый противовес
Льву ненависти, слону
Обиды — всему, всему.
Мой заживо смертный тес!
Спасибо, что рос и рос
Со мною, по мере дел
Настольных —
большал, ширел,
Так ширился, до широт —
Таких, что, раскрывши рот,
Схватясь за столовый кант… —
Меня заливал, как штранд!
К себе пригвоздив чуть свет —
Спасибо за то, что — вслед
Срывался!
На всех путях
Меня настигал, как шах —
Беглянку. —
Назад, на стул!
Спасибо за то, что блюл
И гнул.
У невечных благ
Меня отбивал — как маг —
Сомнамбулу.
Битв рубцы,
Стол, выстроивший в столбцы
Горящие:
жил багрец!
Деяний моих столбец!
Столп столпника, уст затвор —
Ты был мне престол, простор —
Тем был мне, что морю толп
Еврейских — горящий столп!
Так будь же благословен —
Лбом, локтем, узлом колен
Испытанный, — как пила
В грудь въевшийся —
край стола!
Июль 1933
Дом-музей Марины Цветаевой
Борисоглебский переулок, д. 6 | Арбат, Москва Россия
Ну и напоследок-Памяти Марины Цветаевой
Да будет Светлой ее Память!
Арсений Тарковский и Марина Цветаева
Арсений Тарковский-
Стол накрыт на шестерых....
Стол накрыт на шестерых,
Розы да хрусталь,
А среди гостей моих
Горе да печаль.
И со мною мой отец,
И со мною брат.
Час проходит. Наконец
У дверей стучат.
Как двенадцать лет назад,
Холодна рука
И немодные шумят
Синие шелка.
И вино звенит из тьмы,
И поет стекло:
“Как тебя любили мы,
Сколько лет прошло!”
Улыбнется мне отец,
Брат нальет вина,
Даст мне руку без колец,
Скажет мне она:
— Каблучки мои в пыли,
Выцвела коса,
И поют из-под земли
Наши голоса.
1940
Вениамин Смехов читает Тарковского
Марина Цветаева
"Я стол накрыл на шестерых..."
Все повторяю первый стих
И все переправляю слово:
— «Я стол накрыл на шестерых...»
Ты одного забыл — седьмого.
Невесело вам вшестером.
На лицах — дождевые струи...
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть — седьмую...
Невесело твоим гостям
Бездействует графин хрустальный.
Печально им, печален — сам,
Непозванная — всех печальней.
Невесело и не светло.
Ах! не едите и не пьете.
— Как мог ты позабыть число?
— Как мог ты ошибиться в счете?
Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро (два брата, третий —
Ты сам — с женой, отец и мать)
Есть семеро — раз я на свете!
Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых —
Быть призраком хочу — с твоими,
(Своими)... Робкая как вор,
О — ни души не задевая! —
За не поставленный прибор
Сажусь незваная, седьмая.
Раз! — опрокинула стакан!
И все, что жаждало пролиться, —
Вся соль из глаз, вся кровь из ран —
Со скатерти — на половицы.
И — гроба нет! Разлуки — нет!
Стол расколдован, дом разбужен.
Как смерть — на свадебный обед,
Я — жизнь, пришедшая на ужин.
...Никто: не брат, не сын, не муж,
Не друг — и всё же укоряю:
— Ты, стол накрывший на шесть — душ,
Меня не посадивший — с краю...............
6 Марта 1941 (до петли остается чуть больше 5-и месяцев...... )
Светлана Крючкова читает Цветаеву
Не очень-то интересна тема Памяти Марины Цветаевой на этом сайте в нынешнем ее составе .
Другие приоритеты здесь у "доморощенных" поэтов))
Ну что ж-переживем и это))
А мне вот ее очень жаль-в трагических обстоятельствах не было рядом человека, который бы мог ее поддержать,помочь.....
Человеку нужен Человек.
Человеку кто-нибудь да нужен...
Лучше Марии ПетровЫх,еще одной прекрасной поэтессы, не скажешь.....
Памяти М. Ц.
Мария ПетровЫх
Не приголубили, не отогрели,
Гибель твою отвратить не сумели.
Неискупаемый смертный грех
Так и остался на всех, на всех.
Господи, как ты была одинока!
Приноровлялась к жизни жестокой...
Даже твой сын в свой недолгий срок —
Как беспощадно он был жесток!
Сил не хватает помнить про это.
Вечно в работе, всегда в нищете,
Вечно в полете...
О, путь поэта!
Время не то
и люди не те.......
1975
Памяти Марины Цветаевой
Борис Пастернак
Лицом повёрнутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итога
Ещё на ней
не подвели......
Памяти Марины Цветаевой)
Да и не читайте, не надо вам это ,уважаемые пользователи сайта Завалинка))
Отзовутся несколько человек, знающих и ценящих поэзию великих поэтов-и ладно,и хорошо
Не отозовутся-тоже переживем))
Мария ПетровЫх
Ахматовой и Пастернака,
Цветаевой и Мандельштама
Неразлучимы имена.
Четыре путеводных знака —
Их горний свет горит упрямо,
Их связь таинственно ясна.
Неугасимое созвездье!
Навеки врозь, навеки вместе,
Звезда в ответе за звезду.
Для нас четырехзначность эта —
Как бы четыре края света,
Четыре времени в году.
Их правотой наш век отмечен,
Здесь крыть, как говорится, нечем
Вам, нагоняющие страх.
Здесь просто замкнутость квадрата,
Семья, где две сестры, два брата,
Изба
о четырех
углах...
19 августа 1962 г.
Комарово
Марина Цветаева-Сергею Есенину
Брат по песенной беде…
Брат по песенной беде —
Я завидую тебе.
Пусть хоть так она исполнится
— Помереть в отдельной комнате! —
Скольких лет моих? лет ста?
Каждодневная мечта.
* * *
И не жалость: мало жил,
И не горечь: мало дал.
Много жил — кто в наши жил
Дни:
всё дал, — кто песню дал.
Жить (конечно не новей
Смерти!) жилам вопреки.
Для чего-нибудь да есть —
Потолочные
крюки.
Год написания: 1926
Марина Цветаева-Анне Ахматовой!!
Читает Павел Беседин
Узкий, нерусский стан —
Над фолиантами.
Шаль из турецких стран
Пала, как мантия.
Вас передашь одной
Ломаной черной линией.
Холод — в весельи, зной —
В Вашем унынии.
Вся Ваша жизнь — озноб,
И завершится — чем она?
Облачный —
темен — лоб
Юного демона.
Каждого из земных
Вам заиграть — безделица!
И безоружный стих
В сердце нам целится.
В утренний сонный час, —
Кажется, четверть пятого, —
Я
полюбила
Вас,
Анна
Ахматова.
11 февраля 1915
Цветаева-Маяковскому и Есенину
"Зерна огненного цвета
Брошу на ладонь,
Чтоб предстал он в бездне света
Красный как огонь."
Советским вельможей,
При полном Синоде…
— Здорово, Сережа!
— Здорово, Володя!
Умаялся? — Малость.
— По общим? — По личным.
— Стрелялось? — Привычно.
— Горелось? — Отлично.
— Так стало быть пожил?
— Пасс в нек’тором роде.
…Негоже, Сережа!
…Негоже, Володя!
А помнишь, как матом
Во весь свой эстрадный
Басище — меня-то
Обкладывал? — Ладно
Уж… — Вот-те и шлюпка
Любовная лодка!
Ужель из-за юбки?
— Хужей из-за водки.
Опухшая рожа.
С тех пор и на взводе?
Негоже, Сережа.
— Негоже, Володя.
А впрочем — не бритва —
Сработано чисто.
Так стало быть бита
Картишка? — Сочится.
— Приложь подорожник.
— Хорош и коллодий.
Приложим, Сережа?
— Приложим, Володя.
А что на Paccee —
На матушке? — То есть
Где? — В Эсэсэсере
Что нового? — Строят.
Родители — ро́дят,
Вредители — точут,
Издатели — водят,
Писатели — строчут.
Мост новый заложен,
Да смыт половодьем.
Все то же, Сережа!
— Все то же, Володя.
А певчая стая?
— Народ, знаешь, тертый!
Нам лавры сплетая,
У нас, как у мертвых,
Прут. Старую Росту
Да завтрашним лаком.
Да не обойдешься
С одним Пастернаком.
Хошь, руку приложим
На ихнем безводье?
Приложим, Сережа?
— Приложим, Володя!
Еще тебе кланяется…
— А что добрый
Наш Льсан Алексаныч?
— Вон — ангелом! — Федор
Кузьмич? — На канале:
По красные щеки
Пошел. — Гумилев Николай?
— На Востоке.
(В кровавой рогоже,
На полной подводе…)
— Все то же, Сережа.
— Все то же, Володя.
А коли все то же,
Володя, мил-друг мой —
Вновь руки наложим,
Володя, хоть рук — и —
Нет.
— Хотя и нету,
Сережа, мил-брат мой,
Под царство и это
Подложим гранату!
И на раствороженном
Нами Восходе —
Заложим, Сережа!
— Заложим, Володя!
Савойя, август 1930.
Примечания...
Эпиграф — неточная цитата из романа Андрея Белого «Петербург» (у Белого: «краски» в 1-й строке).
Серёжа — Сергей Есенин.
Старую Росту. — Имеются в виду пропагандистские плакаты, выпускавшиеся Российским телеграфным агентством («Окна РОСТА»). Маяковский писал к ним тексты.
Льсан Алексаныч — Блок
Фёдор Кузьмич — Сологуб (1863—1927).
В кровавой рогоже, на полной подводе. — Обвинённый в контрреволюционном заговоре поэт Н. С. Гумилёв (1886—1921) был расстрелян и похоронен в общей могиле.
Цветаева-Мандельштаму...
О. Э. Мандельштаму
Ты запрокидываешь голову
Затем, что ты гордец и враль.
Какого спутника веселого
Привел мне нынешний февраль!
Преследуемы оборванцами
И медленно пуская дым,
Торжественными чужестранцами
Проходим городом родным.
Чьи руки бережные нежили
Твои ресницы, красота,
И по каким терновалежиям
Лавровая твоя верста...—
Не спрашиваю. Дух мой алчущий
Переборол уже мечту.
В тебе божественного мальчика,—
Десятилетнего я чту.
Помедлим у реки, полощущей
Цветные бусы фонарей.
Я доведу тебя до площади,
Видавшей отроков-царей...
Мальчишескую боль высвистывай,
И сердце зажимай в горсти...
Мой хладнокровный, мой неистовый
Вольноотпущенник —
прости!
Танюш, спасибо огромное! Обожаю Цветаеву!
Великолепный пост!
Цветаева Марина
Под лаской плюшевого пледа
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? - Чья победа? -
Кто побежден?
Все передумываю снова,
Всем перемучиваюсь вновь.
В том, для чего не знаю слова,
Была ль любовь?
Кто был охотник? - Кто - добыча?
Все дьявольски-наоборот!
Что понял, длительно мурлыча,
Сибирский кот?
В том поединке своеволий
Кто, в чьей руке был только мяч?
Чье сердце - Ваше ли, мое ли
Летело вскачь?
И все-таки - что ж это было?
Чего так хочется и жаль?
Так и не знаю: победила ль?
Побеждена ль?
Для нас с тобой тобой, Танюша-
Как живется вам с другою? (Попытка ревности)
Цветаева-Фрейндлих
ПАМЯТНИК
Марине Цветаевой
На высоком берегу в Тарусе
Запылала красная рябина
У скульптуры поэтессы русской
Грешницы Цветаевой Марины.
Сыплют листья, с дерева срываясь,
Круговертью катятся к подножью.
Их хватает осень золотая
И багряной замятью тревожит.
Обжигает зябкий ветер с речки
Женский стан, любым ветрам открытый.
Вновь, как встарь, готова к вечной встрече,
Как тогда, при жизни, без защиты.
17.04.13
Лена, это ТВОЕ?????
Вроде твое:я вспоминаю, был разговор давно уже-ты любишь Цветаеву и знаешь ее...-замечательно!
Очень понравились стихи,спасибо!!
Особенно последний исправленный вариант и эти пронзительные последние строчки...
Обжигает зябкий ветер с речки
Женский стан, любым ветрам открытый.
Вновь, как встарь, готова к вечной встрече,
Как тогда,
при жизни,
без защиты...........
Ольга Григорьева.
Омское Отделение Союза Российских писателей.
31 АВГУСТА
Каждый год на исходе лета
Ставлю свечку за упокой.
Ты прости ей, Господи, это -
Не владела она собой.
В поднебесье душа рванулась,
И осталась внизу Земля...
До Елабуги дотянулась
Роковая её петля.
Выпал век сумасшедший, бурный...
И людской не пугает суд.
Муж, и дочь, и сестра - по тюрьмам,
И стихи уже не спасут.
Уходила, скорбя и веря -
Мол, не будет сынок забыт...
Убивает поэтов время.
Убивает поэтов быт.
Ад ли, рай - было всё едино.
И открылась в бессмертье дверь...
Если знала бы ты, Марина,
Как мы любим тебя теперь!
Без вины и корюсь, и маюсь -
Если б кто-нибудь был с тобой!
Горький август,
Маринин август.
Ставлю свечку
за упокой......
Спасибо за стихи, Ольга Григорьева!
Мне, при всей моей любви к поэзии Цветаевой,таких стихов не написать никогда...
Спасибо вам,Елена и Ольга!
Перед смертью Марина Цветаева написала три записки: сыну, эвакуированным в Елабугу писателям и небольшое письмо Н.Асееву в Чистополь.
Эти записки были изъяты милиционером.
На следующий день вечером Георгий забрал две записки – адресованные ему и Асееву (записку, написанную эвакуированным не отдали, Георгий её переписал).
В милиции мотивировали тем, что «причина самоубийства должна остаться у них» (из дневника Георгия).
Из Елабуги Георгий уезжает в Чистополь, через месяц возвращается в Москву.
Перед отъездом в Ташкент он оставляет эти записки вместе с другими бумагами М.Цветаевой тёте - Елизавете Яковлевне Эфрон
Сергей Эфрон-отец Георгия(Мура)-сына Марины Цветаевой
Георгий Эфрон погиб на фронте в июле 1944 года.
Бумаги Елизавета Яковлевна отдала Ариадне Сергеевне Эфрон.
Записки в настоящее время хранятся в РГАЛИ.
В Доме Памяти представлены копии всех трёх предсмертных записок Марины Цветаевой.
Записка к сыну в виде компьютерного сканирования, тексты двух других записок набраны на компьютере.
Последний вариант(исправленный)- просто очень хороший, прочла уже несколько раз.
Много лучше ,чем первый.
Удачи тебе в написании именно таких, щемящих и трогающих душу стихов-посвящений,Лена!
На высоком берегу в Тарусе
Запылала красная рябина
У скульптуры поэтессы русской
Грешницы
Цветаевой
Марины........
Спасибо, Лена!
..........
"Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все — равно, и все — едино.
Но если по дороге — куст
Встает, особенно —
рябина…
«Вот эта рябина как знак родины, как ее символ. В общем, наверное, это та обитель, где душе Цветаевой наиболее просторно. Мы понимали и прежде, когда еще не было этого изящного, стройного и скорбного памятника и все-таки несомненно, утешенного общей любовью, что и сам воздух Тарусы есть памятник Марине Цветаевой. Но все-таки хорошо, что наяву мы обретаем изображение ее силуэта. Я уверена, что многим людям это принесет утешение во дни печали или вдохновение во дни любви или творчества», — говорит Белла Ахмадуллина.
Идея открытия памятника Марине Цветаевой принадлежала художнику Борису Мессереру. Сам он считает себя патриотом города Тарусы, жил в нем с довоенного времени, и теперь помогает Тарусе оставаться благодарной памяти тех, кто сделал этот город уникальным духовным центром.
«Всегда пронзала мысль о том, что должен стоять на этой земле памятник Марине Ивановне Цветаевой, — говорит Борис Мессерер. — Ее образ витает над нами, мы преклоняемся перед ее гением и склоняем голову перед ее великой и трагической судьбой».
Здесь Марина Цветаева в последний раз была в 1939-м году. А в истории поклонения поэту две такие тарусские даты — в октябре 1988-го был открыт цветаевский камень — по воле ее, высказанной в 1934 году в Париже:
«Я бы хотела, чтобы на одном из холмов поставили с тарусской каменоломни камень.
"Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева"»,
— а в 1992-м году был открыт дом-музей.
Татьяна, спасибо за такой интересный и щемящий пост памяти!!! Большой труд!
Спасибо всем присутствующим за тёплую атмосферу!
Добрый вечер, Татьяна.
Спасибо за большую работу. Всегда с интересом читаю ваши статьи.
Радости, щедрых осенних дней и хорошей погоды в доме.
Спасибо за добрые слова.
С теплом Валерий
Снова все перечитал на этой страничке !
И снова на душе и тяжело и легко.
Мечтаю побывать в Елабуге, в том доме, взглянуть на те сени, на тот гвоздь.
Думаю об одном, неужели всё было так плохо, чтоб пойти на такой шаг ?
Спасибо вам большое за интерес к Марине Цветаевой.
Да, было все плохо, очень плохо.
По этому билету Цветаева с сыном сели на пароход до Елабуги Фото: предоставлено Елабужским музеем-заповедником
Цветаева была в смятении. Её знание французского языка в Елабуге было никому не нужно. Её мытарства Мур описал в дневнике: «…мать была в горсовете, и работы для неё не предвидится; единственная пока возможность - быть переводчицей с немецкого в НКВД, но мать этого места не хочет». Сам он тоже искал работу, но платили везде копейки. Эвакуированные женщины и дети-подростки устраивались на работу, а Марина Ивановна всё твердила: «Ничего не умею делать, могу только посуду мыть».
(Мур-так М.Ц.называла своего горячо любимого сына)
Георгий Эфрон(МУР) в Чистополе. Сентябрь 1941 года.
Фото предоставлено Елабужским музеем-заповедником
Настроение у неё - отвратительное, самое пессимистическое, - продолжал Мур. - Предлагают ей место воспитательницы; но какого чёрта она будет воспитывать? Она ни шиша в этом не понимает. Настроение у неё - самоубийственное: «деньги тают, работы нет».
24 августа Цветаева направилась в Чистополь, где жили писатели, имеющие влияние. Она общалась с Лидией Чуковской, заходила к Николаю Асееву, которого потом в предсмертной записке просила принять Мура в семью и любить, как сына, переночевала у супруги Константина Паустовского.
В дорогу поэт взяла моток хорошей французской шерсти, который продала по цене килограмма картошки. Ей бы и в голову не пришло торговаться.
Она так и не приспособилась к советским реалиям.
Прошло всего два года, как она вернулась в Советский Союз. За это время пережила арест дочери Ариадны и мужа Сергея Эфрона. Чаша горя, страха и отчаяния была переполнена, ведь ещё с гражданской войны она знала, что такое голод, холод и смерть ребёнка.
Беды и страдания привели к тому, что в 48 лет она выглядела, как старуха. Те, кто видел её в те дни, говорили, что волосы и лицо у неё были бесцветные, сама серая.
Трагедия была ещё и в том, что она не могла прижиться даже в писательской среде, критики утверждали, что её стихи чужды советскому читателю.
Даже Мур писал: «…стихи матери – совершенно и тотально оторванные от жизни».
Для неё же самой писать значило жить, но: «Кому теперь нужны мои стихи?» Она сознательно решила: «Я своё написала, могла бы ещё, но свободно могу не...». Хотя творческий огонь не угас: «Сколько строк миновавших! Ничего не записываю. С этим - кончено».
Флора Лейтес вспоминала: «Раскрылась дверь, и вошла женщина, почти незаметная, в старом коричневом костюме и коричневом берете… Меня точно током ударило… «Вы – Марина Цветаева!» Она слегка откинулась назад от моего наскока и спросила: «А разве здесь меня кто-нибудь знает?» А я в ответ:
«Гора горевала (а горы глиной/ Горькой горюют в часы разлук)…».
Глаза её мигом засветились».
Мур писал, что в последние дни мать была сама не своя
Хозяйка слышала, как они ссорятся, но причин не поняла: разговаривали на французском.
Цветаева, за которой всё ещё тянулся шлейф белоэмигрантки и белогвардейки, жены и матери "врагов народа", боялась навредить Муру - худому и слабому, но не позволяющему себе жалоб.
Она считала, что если её не будет в биографии сына, то ему будет лучше, ведь «дети за родителей не отвечают»…
31 августа Марина Ивановна осталась в доме Бродельщиковых одна, сказавшись нездоровой.
Георгий с хозяйкой ушли на воскресник – расчищать место под аэродром.
Хозяин с маленьким внуком отправились на рыбалку.
ВСЁ................
"Послушайте!-
Еще меня любите
За то,
что я
умру"......
Марина Цветаева
Добрый вечер Татьяна. Прочитал с интересом. Спасибо.
Уже год как переехали в Крым. Живем рядом с Феодосией. Выберу время и обязательно посещу музей и все места где бывала Марина Цветаева.
В моей жизни есть две Женщины которых я люблю долгие годы.
Марина Цветаева и Лидия Клемент, ленинградская певица.
Конечно не считая супруги и дочерей.
Всего Вам доброго Татьяна !
Замечательный отклик, спасибо!
Сегодня,в День Счастья, радости и тепла ВАМ в Солнечном Крыму!
Пусть У ВАС Все Будет Хорошо!
Марина Цветаева
"Молитва в столовой"
***
Самовар отшумевший заглох;
Погружается дом в полутьму.
Мне счастья не надо, - ему
Отдай моё счастье, Бог!
Зимний сумрак касается роз
На обоях и ярких углей.
Пошли ему вечер светлей,
Теплее, чем мне, Христос!
Я сдержу и улыбку и вздох,
Я с проклятием рук не сожму,
Но только - дай счастье ему,
О, дай ему счастье, Бог!
Памяти Лидии Клемент.......
Добрый день Татьяна.
Сегодня до хрипоты доказывал друзьям, что Цветаева великий поэт.
Читал некоторые стихи. Бесполезно, говорят что стихи почти все мрачные, тяжелые, везде смерть, безысходность, пустота, отчаяние, нет радости в стихах, нет света и тепла. Короче ничего нет, жизнь не мила, всё в тумане, нет будущего и настоящего.
Вот такое мнение.
Хотя некоторые понравились, особенно -Моим стихам и Прохожий !
Своей супруге прочитал Прохожий и ей этого хватило, больше не надо читать.
Последние строчки из этого стихотворения мы писали на могиле Лидии Клемент, вообще оно подходит по смыслу к этой певице.
Несмотря на такое мнение, меня никто не переубедит.
Люди далеки от поэзии, я когда читаю что то о Марине, у меня сердце сжимается, а они равнодушно пробежали по тексту и никаких эмоций.
Вот Есенин это да , вот Высоцкий это да !
Зарекся говорить еще на эту тему.
У меня есть друзья , также влюблены в Марину, Ахматову и еще нам нравится Новелла Матвеева, Вероника Тушнова.
Галина Данильева - Цветаевой.
Мне не сказать —
«... как драгоценным винам»,
Не обвиняй — в тщеславии безвинна,
Моим стихам, как бабушкиным платьям,
Прабабкиным починенным запястьем,
Моим стихам, надышанным вне моды,
Как всем дождям немыслимой погоды,
Мне не сказать —
«... настанет свой черед» —
Пусть их, как листья ветер разнесет.
Моим стихам, рожденным до венца
И сотворившим строчками творца,
Моим стихам, в которых я жила,
Век говорить: «Ты есть, а я была».
1994г.
Айзенштадт В.
Когда я говорю «Цветаева», я плачу,
Как будто это я воскрес на третий день
Поведать о ее блаженной неудаче,
О первенстве ее и о ее беде...
О нищенстве хочу поведать я особо:
Не многим привелось быть нищими в глуши.
Переступить порог некрашеного гроба,
А после раздавать сокровища души.
Не знаю почему, но мнится мне Марина
То в образе босой бродяжки на заре,
То спутницей Христа у стен Иерусалима,
А то хромающей собакой во дворе.
Когда я говорю «Цветаева», мне больно,
Как будто это я отнял последний грош
У той, что всю себя раздала добровольно,
Раздала всю себя от сердца до подошв.
Когда я говорю «Цветаева», полмира
Бредет за мной толпой и нищих и собак —
Как горько мне дышать душой твоей, Марина,
Как будто мать и гроб на плачущих губах.
Знаете,НЕ НАДО НИЧЕГО НИКОМУ ДОКАЗЫВАТЬ))
У каждого-свое,все это бесполезно-доказывать,уважайте свое,и только свое, мнение
Кому-то -Ахматова и Цветаева, кому-то........ну да ладно))))))
Ваше сердечко отзывается на стихи Цветаевой?
Значит, это-ВАШЕ!
Только и всего)))))
Все перечисленные вами поэты-и мои тоже, и будем жить этой нашей стихотворной радостью)))))
Добра ВАМ!
Алигер М.
ДОМ В МЕДОНЕ
Памяти Марины Цветаевой
Серый скучный дом в Медоне,
серый старый дом в Медоне,
дом в четыре этажа
у чужого гаража.
Тусклый, плоский, как доска,
ни просвета, ни мазка,
серый дом из кирпича,
как потухшая свеча,
вся в подтеках стеарина.
Вот ты где жила, Марина...
Серый скучный дом в Медоне.
Ни цветочка на балконе.
Ни ульгбки за окном.
Мертвый дом, остывший дом.
Нет ни кошек, ни собак...
Дом, как брошенный бивак.
В нем давно уже по-русски
не смеются и не плачут,
от детей нужду не прячут,
не тоскуют и не дышат,
до зари в тетрадь не пишут.
Дом стоит, прямой и узкий,
замолчавший по-французски.
Он стоит у поворота,
затворив свои ворота,
у чужого гаража,
днем и ночью ворожа,
память сердца вороша...
Вороши не вороши,
ворожи не ворожи, —
все крутые виражи,
все пустые миражи,
все чужие гаражи...
Серый скучный дом в Медоне,
он стоит, как на ладони.
Пусть увидит целый мир,
до чего он наг и сир,
как он выглядит убого,
как манит с его порога
уходящая дорога.
Триста метров до вокзала.
Так бы вот узлы связала...
Что ты, право, как спешишь?
Не в Париж ведь?
Не в Париж.
Что ж ты мечешься, Марина?
Не видала ты Берлина?
Или снова хочешь в Прагу?
Лучше я костьми полягу.
Не поеду я туда,
в те чужие города.
Я хочу скорей обратно —
на Трехпрудный, на Гранатный,
на Плющиху, на Арбат...
Я хочу скорей назад!
В путь! Быстрей! Как от погони...
Серый старый дом в Медоне.
Он глядит вослед упрямо.
Впереди темнеет Кама,
Кама, камень, комары...
Городок бежит с горы.
А до Камы от Медона
все бездомно и бездонно.
Ни неволя, ни свобода.
В горле ком стоит два года.
Нет ни адреса, ни крова.
Нет ни голоса, ни слова.
Нет ни дочери, ни мужа.
Только ужас, только стужа.
Да сирены первый вой,
да война над головой.
Только сын остался с мамой.
Деревянный дом над Камой.
Кто виновен? В чем виновен?
Путь неровен, час неровен...
Темный дом из толстых бревен.
А вокруг ведет Россия
хороводы золотые.
Рощицы ее босые...
Берега ее крутые...
Та, что доченьку растила,
дочку за руку водила,
дочь на волю отпустила...
Чем ты ей не угодила?
Что из дома уходила?
Что в чужих краях гостила?
Что себя не находила?
Нет! Она давно простила.
Уж она бы поняла бы,
кто тут прав, кто виноват,
кабы дали время, кабы
в деревнях не выли бабы
на составы — на закат,
А сейчас, когда пылают
степь и море, близь и даль,
вся Россия отступает,
до тебя ль ей?
До тебя ль?!
И безмолвным уговором
за елабужским забором,
на околице войны,
ты забыта без вины.
Матушка, Россия, Русь...
Дико. Холодно. Боюсь!
Господи, да что же это?
Отступает в август лето.
То ли будет? Подожди.
Как припустятся дожди.
Поплывет, раскиснет глина...
Как же ты тогда, Марина?
А потом зима настанет,
на полгода Кама встанет.
Ни проехать, ни пройти.
Ни тропинки, ни пути.
Только вьюга да пурга.
И ни друга, ни врага.
Лишь снега, снега, снега,
как хозяйская перина...
И не выйти со двора...
Как же ты тогда, Марина?
Ничего. Видать, пора.
Замесила больно круто,
Как ни примешься — неловко.
Все.
Последняя минута.
И последняя уловка.
И пеньковая веревка.
Глазков Н. ("Славные женщины века двадцатого... ")
Славные женщины века двадцатого
Прекрасно себя проявили:
Марина Цветаева, Анна Ахматова
И Нонна Гаприндашвили!
Нона Гаприндашвили-о да, талантливой шахматистки в этом поэтическом созвездии только и недостает))))))))
Николай Иванович Глазков)))Помните?
Мне говорят, что «Окна ТАСС»
Моих стихов полезнее.
Полезен также унитаз,
Но это-
не поэзия))))))))
А порой от намека слабого
Поднималась надменно бровка...
Далека, далека Елабуга
И татарская та веревка.
Петровых М.: ("Не приголубили, не отогрели... ")
* * *
Памяти М. Ц.
Не приголубили, не отогрели,
Гибель твою отвратить не сумели.
Неискупаемый смертный грех
Так и остался на всех, на всех.
Господи, как ты была одинока!
Приноровлялась к жизни жестокой...
Даже твой сын в свой недолгий срок —
Как беспощадно он был жесток!
Сил не хватает помнить про это.
Вечно в работе, всегда в нищете,
Вечно в полете... О, путь поэта!
Время не то и люди не те.
1975
НАПОВАЛ!!!)))Вы и Марию Сергеевну ПетровЫх любите???
У меня нет слов
Спасибо вам за ваше появление на этом сайте-очень приятно!))
Памяти М.Ц.-1975 г.-( Мария Петровых)-очень люблю.....
С.Крючкова...как она декламирует стихи-наслаждаюсь!
Я писала здесь когда-то о Марии ПетровЫх-очень ее люблю .
Спасибо!
Ахматовой и Пастернака,
Цветаевой и Мандельштама
Неразлучимы имена.
Четыре путеводных знака —
Их горний свет горит упрямо,
Их связь таинственно ясна.
Неугасимое созвездье!
Навеки врозь, навеки вместе,
Звезда в ответе за звезду.
Для нас четырехзначность эта —
Как бы четыре края света,
Четыре времени в году.
Их правотой наш век отмечен,
Здесь крыть, как говорится, нечем
Вам, нагоняющие страх.
Здесь просто замкнутость квадрата,
Семья, где две сестры,
два брата,
Изба
о четырех
углах...
19 августа 1962 г.
Комарово
(М.С. ПетровЫх)
Вот умничка же вы, Виталий!!!!
И даже Семена Липкина вспомнили-спасибооо!!
ЗИМНИЙ ЗАКАТ (Проект:Мир Марины Цветаевой)
Семен Липкин
Вот я вижу тебя сквозь очередь,
Где в былое пятятся годы,
Соименница дерзкой дочери
Сандомирского воеводы.
Как привыкла ты, пообедали
В метростроевской мы обжорке,
На закате зимнем проведали
Те, что помнила ты, задворки.
Вот любуемся мы домишками
И церквами Замоскворечья,
На тебе, как на князе Мышкине,
Тонкий плащ топорщил оплечья.
О декабрьской забыв суровости,
Мне своим говорком московским
Сообщала старые новости
О Бальмонте, о Мережковском.
Притворились, что не заметили,
Как над нами кружится стужа.
Где присяжные? Где свидетели?
Где Париж? Где погибель мужа?
А порой от намека слабого
Поднималась надменно бровка...
Далека, далека Елабуга
И татарская
та
веревка.......
1984
Да.
"Сие есть дочь моя Марина-сказал сандомирский воевода ,пан Мнишек.
-Она прелестна-воскликнул царевич, сын Иоанна Васильевича" ))))))
Марина Мнишек, самозванка,гордая красавица-полька.....
Марина Цветаева-соименница Марины Мнишек....
М.Ц. ведь тоже имела польские корни:
"Юная бабушка,кто целовал
Ваши надменные губы.....
(обожаю это стих-е М.Ц.-БАБУШКЕ.....)
Поэт, переводчик Семен Липкин.
Благодаря его колоссальной работе доступны литературные памятники восточной эпической поэзии. Характеризуя свое собственное творчество, Семен Липкин говорил, что оно произросло из «союза боли и любви».
Его первая книга стихов вышла, когда поэту было уже под шестьдесят. Она называлась «Очевидец». Применительно к самому автору название очень точное.
Семена Липкина нередко называли «очевидцем эпох».
Поэзию Семена Липкина не печатали, но ее знали и ценили Анна Ахматова, Арсений Тарковский, Иосиф Бродский, писатели Аксенов и Гроссман – все они появляются в воспоминаниях Липкина.
Цветаева, которую он водил по Москве, как он отвел Марину Цветаеву в рабочую столовую и с каким наслаждением она ела котлеты.....(все это Липкин описывает в своих воспоминаниях)
Семен Липкин-это другая история .
А вам песенка о Марине Мнишек, "соименнице" Марины Цветаевой, коль уж мы ее вспомнили в стих-и Липкина ( эту авторскую песню я много раз здесь заливала в исполнении замечательного барда Бориса Алмазова,теперь и вы послушайте.. )
Спасибо ВАМ огромное и за это стихотворение Липкина,которое бы я сама сроду не вспомнила))))
Будьте Здоровы!
Татьяна, Вы читали - Две души Марины Цветаевой -. Автор Анна Кирьянова ?
Вечер добрый, Виталий.
Я многое чего читала, и эту книжицу Кирьяновой,"психолога и блогера," тоже
Читала с чувством гадливости.
Посмотрите на нее, на эту Анну Кирьянову...фото из Сети в свободном доступе.
Ну как?
Ей ли писать о Цветаевой?????
Впрочем, не во внешности дело.
Мне вот понравилась рецензия на ее писанину....
"Отчего Вы не указываете источники? Мне показалось, что Вам нравится пугать обывателя деталями - привязанная за ногу дочь и т.п. Взгляд Ваш недоброжелательный, зачем же непременно сравнивать М.Цветаеву именно с Воландом? С первых строчек? не для того ли, чтобы "главная линия этого опуса была ясна нам насквозь"? А именно: "отдалась лукавому еще в детстве, и вот к чему это привело, изволите видеть." Для того и туману мистики напустили (ведь не указываете Вы природу прозрений Цветаевой-Сивиллы, читатель догадается: все оттуда же, от лукавого), а Поэту мистика ни к чему, мистика - это закономерности Высшего Бытия, истолкованные в быту, по-бытовому, - Поэт же эти закономерности увидеть по-бытовому НЕ МОЖЕТ, он пребывает ТАМ, постоянно, особенно Марина Ивановна!Это не Гудини, не Калиостро, это из другой оперы. Вообще интонация Ваша сплетническая, тон - недопустимый!
Как Вы посмели от своего имени назвать Марину Ивановну - "смешной жалкой старухой", стыдно!
Осведомленность же Ваша широкоформатна, многих введет в заблуждение сугубо ЛИЧНЫМ изложением известных фактов и шокирует неизвестными (Источники!!!!! - где? Это Вам не сплетню тиснуть в газетке о соседке, Вы же понимаете, О КОМ заговорили!
Доктора наук прилагают к своим работам библиографию, надеюсь, и Вам "не западло") За одно только спасибо: до Б.Парамонова Вам далеко, а Парамонов - подлец."
Пишет читательница Леона Дьяконова,и я подписываюсь под каждым ее словом
.........
(О Б.Парамонове(от себя))) Кто не знает)))))
Борис Парамонов. Сотрудник Радио Свобода в Нью-Йорке с 1986 года. Родился в 1937 году в Ленинграде. Кандидат философских наук. Был преподавателем ЛГУ.
Книги: Портрет еврея, Мужчины и женщины, Мои русские...и пр.)
.........
И больше говорить о Кирьяновой я не хочу.
На писанину Кирьяновой о М.И.Цветаевой я отвечаю словами Феликса Кривина покойного:
"ПРИРОДА ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЙ
Каждая низменность норовит стать возвышенностью, и это настоящее стихийное бедствие.".........
..........
У меня на непревзойденную Марину Ивановну Цветаеву есть СВОЕ СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ...и я его оставлю при себе.
Мнение других подобных современных "исследователей" личной жизни, трагедии и смерти гениальной Цветаевой меня мало интересует.
С единомышленником всегда приятно общаться и мне тоже
Легкой дороги и приятного возвращения в замечательный Крым!
Олени,Чукотка)))
Я плохо представляю себе все это, но это, наверное,прекрасно
Будьте здоровы,Виталий, и УДАЧИ ВАМ!
Сегодня – ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЕЛИКОГО ПОЭТА
78 лет назад не стало Марины Ивановны Цветаевой. Она покончила с собой в Елабуге, маленьком городке на берегу Камы.
Долгое время имя Цветаевой было под негласным запретом. Первый сборник вышел в шестидесятые, его быстро раскупили в Москве и Ленинграде.
Тогда возник интерес и к Елабуге.
Маленький крестьянский домик в центре старой Елабуги стал привлекать внимание отдельных приезжих интеллигентов с начала 1960-х.
Первым в эти окна постучался поэт Евгений Евтушенко.
Попросил хозяев просто постоять в сенях.
Позже написал стихотворение .......
ЕЛАБУЖСКИЙ ГВОЗДЬ
Памяти М.Цветаевой
Помнишь, гераневая Елабуга,
ту городскую, что вечность назад
долго курила, курила, как плакала,
твой разъедающий самосад?
Бога просила молитвенно, ранено,
чтобы ей дали белье постирать.
Вы мне позвольте, Марина Ивановна,
там, где вы жили, чуть-чуть постоять.
Бабка открыла калитку зыбучую:
"Пытка под старость - незнамо за что.
Ходют и ходют - ну прямо замучили.
Дом бы продать, да не купит никто.
Помню - была она строгая, крупная.
Не подходила ей стирка белья.
Не получалось у ней с самокрутками.
Я их крутила.
Веревку - не я".
Сирые сени. Слепые. Те самые,
где оказалась пенька хороша,
где напослед леденяющею Камою
губы смочить привелось из ковша.
Гвоздь, а не крюк.
Он граненый, увесистый -
для хомутов, для рыбацких снастей.
Слишком здесь низко,
чтоб взять и повеситься.
Вот удавиться - оно попростей.
Ну а старуха, что выжила впроголодь,
мне говорит, словно важный я гость:
"Как мне с гвоздем-то?
Все смотрят и трогают.
Может, возьмете себе этот гвоздь?"
Бабушка, я вас прошу как о милости, -
только не спрашивайте опять:
"А отчего она самоубилась-то?
Вы ведь ученый. Вам легче понять".
Бабушка, страшно мне в сенцах и комнате.
Мне бы поплакать на вашем плече.
Есть лишь убийства на свете, запомните.
Самоубийств
не бывает
вообще.
1967
Потом приезжали артисты Театра на Таганке во главе с Владимиром Высоцким.
Мало кто из местных тогда знал дорогу.
Имя Марины Цветаевой для Елабуги в то время ничего не значило.
«1940-е – 1960-е годы- у дома не лучшая слава. Мы периферия, а здесь произошло самоубийство. Предрассудки, даже мифология.
У дома была не лучшая слава», – отмечал заведующий «Библиотекой Серебряного века» Елабужского государственного музея-заповедника Андрей Иванов
Архивы Марины Цветаевой были закрыты до 2000 года.
Так решила ее дочь Ариадна.
Поэтому лишь 10 лет назад стали доступны дневники, которые вел сын Георгий.
Из этих записок и скудных документов удалось выяснить, что же произошло в последние дни августа 1941 года.
Цветаева ездила в Чистополь – там поселились эвакуированные литераторы, семьи Асеевых, Чуковских, Треневых.
Цветаева очень хотела быть поближе к ним. Искала работу. Тщетно. Пыталась даже устроиться посудомойкой в Союз писателей.
Все произошло в этом доме, хозяевами его были колхозники Бродельщиковы.
Они понятия не имели о том, что неразговорчивая, бедно одетая женщина – великий русский поэт.
За ситцевой занавеской они и поселились: мать и сын.
В их отсутствие сюда приходили из НКВД, рылись в вещах Марины Ивановны.
Когда 31 августа все ушли на работу, Цветаева написала три записки – сыну Георгию, которого называла Муром, поэту Асееву и эвакуированным.
И повесилась.
Когда единственный выход-гвоздь в сенях и-ВЕЧНОСТЬ.....
2 сентября Марину Цветаеву похоронили на дальнем Петропавловском кладбище.
За гробом шел сын и несколько знакомых.
Так получилось, что могилу Цветаевой никто не запомнил.
Сын Георгий Эфрон погиб на фронте летом 1944 года.
Через 20 лет после гибели сестры в Елабугу приехала сестра Анастасия.
Ей показали южную часть кладбища, где хоронили эвакуированных. Анастасия увидела раздвоенную сосну – такие они с Мариной очень любили в детстве.
Под ней она и поставила крест, который позже заменили обычным надгробием.
Теперь это захоронение называют официальным, но есть еще одна могила, заросшая дикой земляникой. Елабужанка Зоя Матвеева вспоминала, что пришла на могилу сестры в начале сентября 1941 года, и совсем рядом были похороны.
«Она услышала, что хоронили самоубийцу, и рядом стоял высокий красивый человек», – рассказывает Наталия Мухина, старший научный сотрудник Литературного музея Марины Цветаевой.
На месте этой предполагаемой могилы Марины Ивановны установили ограду с буквами «М. Ц». Есть и другие версии, но они менее достоверные. Официальное надгробие, по мнению родственников, также установили не совсем в том месте, что отметила Анастасия.
«Есть высказывания, что надо проводить эксгумацию. Но дочь, сестра и потомки против», – замечает генеральный директор Елабужского государственного музея-заповедника Гульзада Руденко.
В музее-заповеднике говорят: тема поиска истинной могилы Цветаевой не обсуждается.
И цитируют знаменитое стихотворение:
ПРОХОЖИЙ,ОСТАНОВИСЬ.....
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала – тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной
И маков набрав букет,
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь – могила,
Что я появлюсь, грозя...
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились...
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, –
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь......
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли...
– И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.