ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЫСОЦКОГО...ВСЕГДА ПОМНИМ, ВСЕГДА ЛЮБИМ И СКОРБИМ...25 ИЮЛЯ 1980...
ДЕНЬ ПАМЯТИ ВЫСОЦКОГО...ВСЕГДА ПОМНИМ, ВСЕГДА ЛЮБИМ И СКОРБИМ...25 ИЮЛЯ 1980...
Коль дожить не успел, так хотя бы - допеть!
В.Высоцкий
Последние слова, последняя строчка, последние стихи - всему этому придается особое значение, особый сакральный смысл. Считается, что последнее стихотворение Владимира Высоцкого было посвящено Марине Влади и начинается оно таким четверостишьем:
И снизу лед, и сверху - маюсь между
Пробить ли верх иль пробуравить низ.
Конечно, всплыть и не терять надежду,
А там за дело, в ожиданье виз...
Марина Влади по-разному рассказывала историю создания этого текста. В книге "Владимир, или Прерванный полет": "Ты вынимаешь из кармана маленькую открытку. На ней набросаны несколько строк...
Твои стихи звучат во мне. Лед, о котором ты говорил, давит нас, не дает нам сдвинуться с места... И я ничего не в силах тебе сказать кроме банальных фраз: "Береги себя. Будь осторожным. Не делай глупостей. Сообщай о себе".
Это последние слова, сказанные Мариной Влади своему мужу лицо в лицо - потом было только несколько телефонных разговоров.
Подробнее об этом стихотворении она рассказывает в интервью Л.Плешакову: "Летом 1980 года Володя был у меня. Пришло время ему возвращаться в Москву, а я не могу ехать вместе с ним. Умирала от рака сестра Татьяна. Она долго и тяжело болела, лечилась, врачи, казалось, сделали все возможное, но жить ей осталось несколько дней. Я должна была находиться рядом. А тут еще съемки в кино. В общем, настроение - сам понимаешь какое.
Кажется, за день до отъезда в Москву Володя увидел на столе яркую рекламную карточку, какие у нас бросают в почтовые ящики, агитируя купить какую-нибудь вещь. Он повертел карточку в руках и начал что-то быстро писать между строк рекламного текста и на полях. Закончив, прочел. Мне стихи очень понравились. Говорю: "Подари мне". - "Нет, - отвечает, - надо чуть-чуть подправить. Пришлю из Москвы телеграфом".
В.Янклович: "Володя написал его раньше - в Италии, - и все хотел его переделать, переписать и послать Марине. Оно было написано на такой открытке, но он так и не успел его выправить. 29 июля он должен был лететь к Марине, я собирался в самолете переписать и подарить ей".
Так где же написано это стихотворение - в Париже или в Венеции? Текст написан на рекламной открытке парижского отеля "Виа Лазур", так что, скорее всего, права Марина Влади.
После смерти Высоцкого В.Янклович сразу же вспоминает об этом стихотворении и находит его в бумагах В.В. Вспоминает В.Туманов: "Последнее стихотворение я видел у Володи, когда переворачивали бумаги... На каком-то почтовом бланке или на открытке. Это совершенно точно!"
У Марины Влади - своя версия: "После его похорон я перерыла весь дом в поисках этой рекламной карточки. Знала, что он не мог ее выбросить. И нашла. Тепрь храню, как самую дорогую память о нем".
Но это стихотворение уже 25 июля днем перепечатывает Игорь Шевцов с незначительной правкой. Слово "Господом" у Высоцкого написано с маленькой буквы, Шевцов печатает с большой. Из двух вариантов последней строки "Мне есть чем оправдаться перед Ним" и "Мне будет чем ответить перед Ним" - выбирает первый.
Мне меньше полувека - сорок с лишним.
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть, что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть, чем оправдаться перед Ним.
Это стихотворение мгновенно распространилось по всей стране. Правда, по стране - тогда еще СССР - "гуляло" еще одно последнее стихотворение, которое начиналось так:
Спасибо друг, что посетил
Печальный мой приют...
В поездах дальнего следования тысячами продавались такие самодельные "буклеты": слева фотография Владимира Высоцкого с Мариной Влади (на трапе корабля), а справа - это стихотворение, под которым стояло: "Написал 24 июля, умер 25 июля 1980 года".
Но вернемся к тексту "И снизу лед, и сверху...". Это действительно последнее стихотворение Высоцкого, но не последнее поэтическое произведение В.В. С этим согласны практически все. Последним поэтическим текстом В.В. сейчас считается песня "Грусть моя, тоска моя". Эта песня была единственный раз исполнена Высоцким 14 июля на концерте в МНИИЭМ, а написана в июне-июле 1980 года. Но, возможно, она была спета еще раз... Последний раз Высоцкий взял в руки гитару 20 июля и спел для сына Аркадия две (одну не закончил) новых песни. Причем текст читал из тетради. Рукопись песни "Грусть моя, тоска моя" не найдена. Значит, исчезла тетрадь, в которой, возможно, она и была записана.
Вот что пишет об этой песне литературовед Евгений Канчуков: "И в этом он не изменил себе, дожав и смерть свою до конца - до поэтической строки, оставшись в ней, может быть, и не слишком привлекательным, но зато уж открытым до последних своих пределов, в том диком, почти варварском сплетении великого, скованного и безграничного, утонченного и пошлого, которое, собственно, и создало Высоцкого, как явление воистину феноменальное в своем воплощении тех жутких времен, которые вынесли его на гребень величия. И в этом смысле особенно символичным кажется то, что последняя его песня писалась как вариации на цыганские темы, аккумулируя в себе отголоски прежних тем и мелодий, отзвуки того балагана, в который были превращены как минимум полтора десятилетия нашей жизни и его судьбы - с ней он прощался последней, называя ее почти ласково "Грусть моя, тоска моя".
В этом тексте "тоска змеиная, зеленая тоска" выступает в роли судьбы, а судьба В.В. в последний год жизни - это борьба ...
Я не клевещу, подобно вредному клещу,
Впился сам в себя, трясу за плечи.
Сам себя бичую я и сам себя хлещу,
Так что - никаких противоречий.
Итак, казалось бы, и с последним стихотворением, и с последней песней все ясно. Но приведем два свидетельства, которые говорят о другом... Игорю Шевцову в последнем разговоре утром 18 июля Высоцкий говорит, что "сделал две песни для картины, которую снимает Гена Полока". Действительно, В.В. обещал Г.Полоке написать песни для телефильма "Наше призвание", в котором должен был сыграть одну из главных ролей. "Впервые после "Интервенции" мне удалось утвердить Высоцкого на одну из основных ролей - секретаря комячейки Сыровегина, этакого партийного работника с гитарой. Естественно, что и песни он должен был писать сам" (Г.Полока). Съемки идут полным ходом, вероятно, Геннадий Иванович торопит В.В. И вот на следующий день после разговора с И.Шевцовым Высоцкий звонит Полоке сам и поет по телефону первую песню для фильма. "Свою последнюю песню, как стало ясно потом" (Г.Полока).
Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко,
Мы все разрушим изнутри и оживим,
Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,
Все теневое перекроем световым...
Текст Высоцкий обещает привезти через несколько дней. 25 июля Полока узнает о смерти В.Высоцкого, отменяет съемки, проходившие в Серпухове, и мчится в Москву. Вероятно, в квартиру Высоцкого он попадает только на следующий день. "Его квартира была полна народа. Он лежал аккуратный, мальчиковатый, как когда-то... Марина, вся в черном, долго искала в куче рукописей нашу песню. Нашла, и мой помощник торопливо переписал ее".
Этот текст А.Крылов печатает "по списку режиссера Г.Полоки, восходящему к авторской рукописи". С.Жильцов публикует текст по черновому автографу из архива Иосифа Бродского. Отличаются эти публикации названием (кстати, в рукописи название отсутствует) и разным вариантом прочтения последней строки третьей строфы. Финал же (с точностью до знаков) - один:
Так взрасти же нам школу, строитель,
Для душ наших детских теплицу, парник,
Где учатся - все, где учитель -
Сам в чем-то еще ученик.
Вполне возможно, что эти строки - самые последние, написанные рукой В.В. А песня "Гимн школе", или "Гимн бузовиков" - последнее поэтическое произведение Высоцкого.
Вяземский Геннадий - Еще одной звезды не стало (Памяти В. Высоцкого)
СПАСИБО, Таня! СПАСИБО, Вероничка!
Чем дальше от нас уходит время кончины В.С., тем полнее и глубже мы понимаем и ощущаем его талант, его значимость.
Великий поющий поэт! И личность! Вырвавшийся из своего времени и возвысившийся над ним. Будоражащее действие песен которого на наши чувства и наши души не ослабевает со временем ...
Вы живы, Владимир Семенович! В нашей благодарной Вам памяти!
AndreyV пишет:
Остальным "бардам"() - Отдыхать!
Да ... Насчет других бардов. Понятно, что среди них есть очень достойные - А.Галич, Б.Окуджава и др, без которых, скорее всего, не было бы и В.Высоцкого - такого, каким мы его знаем. Но также понятно, что, имея замечательных предшественников, Владимир Высоцкий сумел возвыситься над ними на такую высоту, которая оказалась недостижимой не только для его, но и для наших современников. И это ярко свидетельствует о необыкновенной силе его таланта.
Владимир Высоцкий и его автомобили
Владимир Высоцкий любил хорошие автомобили и быструю езду, он был одним из немногих, кто мог позволить себе в 70-ые и 80-ые годы автомобили иностранного производства. Это были не просто автомобили, а лучшие в своих классах Mercedes и BMW.
Первым автомобилем, который Владимир Высоцкий приобрел 1967 на собственные средства, является «Волга ГАЗ-21». Позже она была разбита.
В 1971 году Высоцкий стал один из первых счастливчиков, которому удалось купить новинки советского автопрома — автомобиль ВАЗ 2101, с номерным знаком МКЛ 16-55. Судьбы автомобиля печальна — Владимир разбил ее после буквально нескольких поездок, без возможности ремонта.
Первой иномаркой Высоцкого стала «Renault 16», которую Марина Влади привезла ему из Франции. Владимир Высоцкий попал в ней в аварию буквально в первый же день, въехав в стоящий автобус. Авария не была серьезной и автомобиль все-таки удалось отремонтировать, хотя в те времена не просто было найти запчасти.
Владимир и Марина задумали совершить путешествие на ней. Но машина с парижскими номерами не могла выезжать более чем на 100 километров за пределы Москвы. Друзья помогли сделать специальный пропуск и 1973 году они совершили автомобильное путешествие из Москвы в Париж. По приезду во Францию Марина Влади опубликовала объявление в журнале Paris-Match: «Марина Влади продает машину … Справки по телефону...», после чего автомобиль был продан.
Буквально через год Владимир Высоцкий уехал на гастроли в Германию и привез оттуда два BMW 2500v SST: один цвета металлик, а другой — кремовый. На учет в ГАИ удалось поставить только одну автомашину, так как вторая числилась в угоне. Высоцкий ездил на обеих автомашинах, просто переставляя номера с одного на другой. Удивительным образом это оставалось незамеченным. В конце концов одну машину арестовал «Интерпол», а на второй Высоцкий отправился во Францию где ее успешно продал.
В 1976 году у Владимира появился первый Mercedes — Mercedes 450 W116, 1974 года выпуска, цвета голубой металлик. До Высоцкого Mercedes был только у Леонида Брежнева, а соответственно его Mercedes был первым в картотеке ГАИ.
После очередных концертов в Германии, в конце 1979 года, Владимир Высоцкий купил свой последний автомобиль — спортивное купе Mercedes 350 желто-коричневого цвета. До Москвы машина не доехала... Владимир Высоцкий, на скорости 200 км/ч, не справился с управлением и съехал с дороги.
Незадолго до смерти Владимира Высоцкого снова видели на красной «копейке». Вероятно он одолжил ее покататься у кого-то из друзей.
"В мужчине ценю сочетание доброты, силы и ума. Когда я надписываю фотографии пацанам, подросткам и даже детям - хотя это к делу не относится, - обязательно пишу ему: "Вырасти сильным, умным и добрым". А женщине я написал бы: "Будь умной, красивой и доброй".
В.С. Высоцкий
Андрей Вознесенский
РЕКВИЕМ ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ 1970-го ГОДА
За упокой Высоцкого Владимира коленопреклоненная Москва, разгладивши битловки, заводила его потусторонние слова.
Владимир умер в 2 часа. И бездыханно стояли серые глаза, как два стакана.
А над губой росли усы пустой утехой, резинкой врезались трусы, разит аптекой.
Спи, шансонье Всея Руси, отпетый... Ушел твой ангел в небеси обедать.
Володька, если горлом кровь, Володька, когда от умных докторов воротит,
а баба, русый журавель, в отлете, кричит за тридевять земель: "Володя!"
Ты шел закатною Москвой, как богомаз мастеровой
, чуть выпив, шел популярней, чем Пеле, с беспечной челкой на челе,
носил гитару на плече, как пару нимбов
. (Один для матери - большой, золотенький, под ним для мальчика - меньшой...) Володя!.
. За этот голос с хрипотцой, дрожь сводит, отравленная хлеб-соль мелодий,
купил в валютке шарф цветной, да не походишь. Отныне вечный выходной. Спи, русской песни крепостной - свободен.
О златоустом блатаре рыдай, Россия!
Какое время на дворе - таков мессия.
А в Склифосовке филиал Евангелья. И Воскрешающий сказал: "Закрыть едальники!"
Твоею песенкой ревя под маскою, врачи произвели реа- нимацию
. Ввернули серые твои, как в новоселье. Сказали: 'Топай. Чти ГАИ. Пой веселее".
Вернулась снова жизнь в тебя. И ты, отудобев, нам говоришь:
"Вы все - туда. А я - оттуда!.."
Гремите, оркестры. Козыри - крести.
Высоцкий воскресе. Воистину воскресе!
Москва, 1971
Андрей Вознесенский
По людскому обычаю на сороковой день после смерти я написал строки, ему посвященные:
Наверно, ты скоро забудешь, как жил на краткой земле.
Ход времени не разбудит оборванный крик шансонье.
Несут тебе свечки по хляби. И дождик их тушит, стуча.
На каждую свечку - по капле. На каждую каплю - свеча.........................
Умоляю!!! Только не Вознесенский! Вы забыли как он "поливал" (извините,эмоции) его при жизни, и как он вёл себя на поминках...
Ув. Палыч, я вас тоже умоляю:разрешите мне иметь свое мнение на отношения Высоцкого и Вознесенского..... хорошо?Я не меньше вашего люблю и почитаю Высоцкого. Я много...очень много читала о нем на протяжение всей своей жизни.Так что...я остаюсь при своем мнении и думаю, что стихи Вознесенского были написаны от чистого сердца...
Мир их душам..
.Вот если бы ваши слова были адресованы Куняеву-другое дело...
И еще. Есть замечательная книга болгарина Любена Георгиева, переведенная на русский язык. Прочтите ее, если не читали...там много написано и об отношениях Высоцкого и Евтушенко тоже... если интересно...
С уважением.
Л. Георгиев, болгарский театровед, доктор филологических наук, прекрасно знает театральную Москву. Он автор книг и телефильмов, посвященных советским режиссерам, актерам, писателям. С Высоцким его связывали долгие годы дружбы. Встречи, интервью.
Tatiana пишет:
Ув. Палыч, я вас тоже умоляю:разрешите мне иметь свое мнение на отношения Высоцкого и Вознесенского..... хорошо?Я не меньше вашего люблю и почитаю Высоцкого. Я много...очень много читала о нем на протяжение всей своей жизни.Так что...я остаюсь при своем мнении и думаю, что стихи Вознесенского были написаны от чистого сердца...
Мир их душам..
.Вот если бы ваши слова были адресованы Куняеву-другое дело...
И еще. Есть замечательная книга болгарина Любена Георгиева, переведенная на русский язык. Прочтите ее, если не читали...там много написано и об отношениях Высоцкого и Евтушенко тоже... если интересно...
С уважением.
Без комментариев...
Июнь 1968 года...Заглянем в наше прошлое, о котором мы так часть ностальгируем..........
О чём поёт Высоцкий
В старину, говорят, в Москву за песнями ездили. Да, собственно, почему только в старину? Сколько замечательных песен, родившихся в столице, помогали советским людям строить и жить, бороться и побеждать. Замечательные песни создают московские композиторы и сейчас. Только совсем не такие песни везут некоторые "барды" из Москвы. И звучат они в городах, находящихся на весьма солидном расстоянии от столицы. Быстрее вируса гриппа распространяется эпидемия блатных и пошлых песен, переписываемых с магнитных пленок. Быть может, на фоне огромных достижений литературы и искусства это кажется мелочью, "пикантным пустячком". Но у нас на периферии вредность этого явления в деле воспитания молодежи видна совершенно отчетливо. Мы очень внимательно прослушали, например, многочисленные записи таких песен московского артиста В.Высоцкого в авторском исполнении, старались быть беспристрастными. Скажем прямо: те песни, которые он поет с эстрады, у нас сомнения не вызывают и не о них мы хотим говорить. Есть у этого актера песни другие, которые он исполняет только для "избранных". В них под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных. Это распоясавшиеся хулиганы, похваляющиеся своей безнаказанностью ("Ну, ничего, я им создам уют, живо он квартиру обменяет"
У Высоцкого есть две песни о друге. Одна написана для кинофильма "Вертикаль", другая с экрана не звучала. Люди из этих песен очень разные: один отправляется в горы, другой едет в Магадан. Что ж, ехать в Магадан, как и в другие края, чтобы строить, бороться с трудностями, - дело похвальное. Но Высоцкий воспевает не это. Он спешит "намекнуть", что его друг едет в Магадан "не по этапу, - не по этапу, его не будет бить конвой, он добровольно" Вначале трудно даже понять, кто более дорог Высоцкому: тот друг, который поддержал его, свалившегося со скал, или тот, который едет в Магадан, потому что "с него довольно" (чего довольно?) и что автору ближе - "испробовать свои силы в горах" или "уехать с другом заодно и лечь на дно"? Но в конечном итоге друг выбран. И совсем не тот, что "шел за тобой, как в бой", а тот, который идет "на дно". Певец клянется ему в своей верности: Я буду петь под струнный звон Про то, что будет видеть он. Во имя чего поет Высоцкий? Он сам отвечает на этот вопрос; "ради справедливости и только" . Но на поверку оказывается, что эта "справедливость" - клевета на нашу действительность.
У него, например, не находится добрых слов о миллионах советских людей, отдавших свои жизни за Родину . Странно, но факт остается фактом: герои Отечественной войны, судя по одной из песен Высоцкого, - это бывшие преступники, которые "не кричали "ура", но явились чуть ли не главной силой и не будь их - нам не удалось бы победить врага . Высоцкий сложил "Сказку о русском духе", который вылился из винной бутылки, но, несмотря на свои способности, "супротив милиции ничего не смог" . Забрала "русского духа" милиция: Вывели болезного, руки ему за спину, И с размаху кинули в черный воронок.
В программной песне "Я старый сказочник" Высоцкий сообщает: Но не несу ни зла я и ни ласки... Я сам себе рассказываю сказки. Ласки он, безусловно, не несет, но зло сеет. Это несомненно. Так, например, взяв строчку из поэмы В.Маяковского, он предлагает ее в такой обработке: И думал Буткеев, мне челюсть кроша, Что жить - хорошо и жизнь - хороша! Могут подумать: паясничает актер, просто ублажает низменные вкусы. Однако, оказывается, Высоцкому приятна такая слава, которая "грустной собакой плетется" за ним. И в погоне за этой сомнительной славой он не останавливается перед издевкой над советскими людьми, их патриотической гордостью.
Как иначе расценить то, что поется от имени "технолога Петухова", смакующего наши недостатки и издевающегося над тем, чем по праву гордится советский народ: Зато мы делаем ракеты, Перекрываем Енисей, А также в области балету Мы впереди планеты всей .
!!!!!!!!!!! Песня-то...Галича.....
В школах, институтах, в печати, по радио много усилий прилагается для пропаганды культуры речи. Борются за чистоту разговорного языка лингвисты и филологи. А артист Высоцкий уродует родной язык до неузнаваемости. Чего стоит хотя бы это: "из дому убег", "чегой-то говорил", "из гаражу я прибежу" и "если косо ты взглянешь, то востру бритву наточу", "чуду-юду победю" и т.д. и т.п. Все это совсем не так наивно, как может показаться на первый взгляд: ржавчина не вдруг поражает металл, а исподволь, незаметно. И человек не вдруг начинает воспринимать и высказывать чуждые взгляды. Сначала это просто сочувствие преступникам на том основании, что они тоже люди. Сначала - вроде шутя о милиции, которая "заламывает руки" и "с размаху бросает болезного", а потом возникает недовольство законом, правосудием. "Различие между ядами вещественными и умственными, - писал Лев Толстой, - в том, что большинство ядов вещественных противны на вкус, яды же умственные ...к несчастию, часто привлекательны." Привлекательными кажутся многим поначалу и песни Высоцкого. Но вдумайтесь в текст и вы поймете, какой внутренний смысл таится за их внешностью. Мы слышали, что Высоцкий хороший драматический артист, и очень жаль, что его товарищи по искусству вовремя не остановили его, не помогли ему понять, что запел он свои песни с чужого голоса.
Г.Мушита, преподаватель консультационного пункта Государственного института культуры, Саратов, А.Бондарюк. (Наш корр.).
"Советская Россия", 9 июня 1968 года
Прим. ред.Мы уже говорили однажды в нашей рубрике о том, что подобные обвинения абсолютно идентичны сталинско-ждановским обвинениям М.М.Зощенко в "воспевании" мещанства. В наше время вряд ли уже стоит доказывать, что говорить "от имени", как это делали Зощенко и Высоцкий, и "во имя" - совсем не одно и то же. Любопытно отметить, что для иллюстрации своей мысли авторы статьи используют цитату именно из "Песни завистника", герой которой -абсолютно "зощенковский" персонаж. Не будем сейчас уличать авторов статьи в том, что герой данной песни - персонаж не вымышленный, а вполне конкретный: это друг юности Высоцкого поэт И.Кохановский. Разумеется, они этого знать не могли. Но непонятно, однако, на что они намекают, когда столь рьяно обрушиваются на поэта за то, что его герой едет в Магадан "не по этапу", "добровольно" (кстати, в песне об этом говорится прямо, а вовсе не намеками). Может быть, они разочарованы тем, что герой - не "зека", но тогда вовсе непонятно, почему в других песнях их, наоборот, возмущает, если герои - "зеки"? Не правда ли, любопытный метод цитирования? Несколькими строчками выше герой, которому принадлежат эти слова, характеризовался как "распоясавшийся хулиган", а теперь вдруг оказывается, что именно в его уста Высоцкий вложил свою жизненную программу. Интересно все же, как авторы об этом "догадались"?
Здесь уже прямой подлог, ибо не знать хотя бы песни '"Братские могилы", звучавшей в к/ф "Я родом из детства", и включавшейся Высоцким в большинство своих концертов, авторы статьи не могли. Сколь мы можем судить, в песне "Штрафные батальоны" не давалось глобальной оценки роли этих подразделений в войне, но то, что их использовали в качестве "пушечного мяса" на самых тяжелых участках - в настоящее время общеизвестно Впрочем, что уж предъявлять претензии к авторам по этому поводу, если уже в 1983 году некто М.Божаткин, по его словам - моряк-фронтовик, в статье "Всей глубиной сердец" ("Южная правда" (Николаев) от 25 августа) не постеснялся клятвенно заверять читателей , что ни разу на фронте не видел и не слышал о штафбатах, и что все разговоры о них - из песенок Высоцкого, который повторял измышления западных "голосов". И это в 1983-м, а не в печально памятном 1968-м! Здесь вновь непонятна (или, наоборот, очень понятна) позиция авторов статьи. Можно не сомневаться, что, если бы в песне милиция не смогла справиться с "джинном", то Высоцкого обвинили бы в "очернительстве" советской милиции, но то, что их возмутил тот факт, что милиция справилась с хулиганом, выдает изначальную заданность и тенденциозность статьи.
А может, все же не он, а настоящий автор песни - Ю.Кукин?
Эти строки в последнее время стали уже почти что штампом, их постоянно цитируют, когда хотят обличить наплевательское отношение к действительным нуждам людей, прикрываемое пропагандистской трескотней о "великих достижениях". Так что действительность того - да и не только того времени - эта песня отражает абсолютно точно, даже жаль уточнять, что и она принадлежит не Высоцкому,... а Ю.Визбору.
По этому поводу можно заметить, во-первых, то, что если уж цитировать, то надо это делать хотя бы добросовестно, не перевирая текст практически в каждом случае, а во-вторых, стоило ли походя пытаться разрешить вопрос, на котором еще со времен Пушкина сломано немало копий: может ли использоваться разговорный язык, просторечие, жаргонизм в "высокой поэзии"? Мы предоставляем вам самим оценить, прав ли был Высоцкий в своей оценке этого "опуса" в письме, посланном им в единственную инстанцию, которая в то время могла остановить девятый вал клеветы - в ЦК КПСС (хотя бы потому, что именно только она и могла ее ранее санкционировать) . Тем, кто еще не успел прочитать это письмо, рекомендуем обратиться к журналу "Известия ЦК КПСС" N12 за 1989 год. Нам не известно, почему столь высокий сановный гнев песни Высоцкого вызвали в Тюмени, но факт остается фактом: именно в этом городе был проведен "комсомольский актив" по борьбе с этими песнями, и городские газеты неоднократно обращались к этой теме.