Историческое разнообразие детских экипажей.
Не в машине легковой,
Не в подводе тряской -
Едет брат по мостовой
В собственной коляске.
С горки на горку
По городу Загорску.
Вдруг, откуда ни возьмись,
Как принцесса в сказке,
Едет важно с горки вниз
Девочка в коляске.
С горки на горку
По городу Загорску.
Но уже коляски нет -
Скрылась незнакомка.
Поглядел Андрюша вслед
И заплакал громко.
Агния Барто
Великая княжна Ольга на прогулке с няней М.И. Вишняковой. Ольга Николаевна - старший ребенок Николая II и Александры Федоровны, родилась в 1895 г. М.И.Вишнякова - няня, вырастившая всех дочерей Николая II. Она окончила школу нянь при Петербургском Воспитательном доме и в мае 1897 была зачислена помощницей няни при великой княжне Ольге. После того, как ее воспитанницы выросли (точнее после скандала с Распутиным) была уволена, но ей была назначена пенсия в размере оклада, а квартира в Зимнем дворце и издержки на ее содержание оплачивались "из сумм Августейших Детей". До Вишняковой все няни в великой семье были, в основном, англичанки. Это может быть одной из причина, по которой на фотографии английская коляска - выбор от предыдущих воспитательниц.
Великая княжна Мария и цесаревич Алексей толкают игрушечную коляску, в которой сидит их двоюродный брат.
Американский фотограф и путешественник Бренсон ДеКу (Branson DeCou) в 1930-годах совершил путешествие по Советскому Союзу. Из поездки он привез около 10 тысяч фотографий. Сейчас они хранятся в Калифорнийском университете, в цифровой библиотеке. Фотоархив был передан университету вдовой фотографа. Среди снимков оказалось несколько изображений с колясками, фото были сделаны в Царском Селе и Петергофе -
Queen Victoria's babies.
Filippo Baratti.
Pierre Joseph Antoine. Dans le Parc de la villa Borghese, Rome. 1870
Henry Edward Lamson. The Sunny Hours of Childhood. 1879
Alan Maley.
Brake Baldwin.
Яблонская Татьяна Ниловна. Летом. 1954
Балыков Юрий Евдокимович. На лавочке. 1988
Казалось бы:что?Детская коляска)))))Я и не задумывалась, что у коляски такая богатая предыстория))))
Спасибо,Альбина,очень интересно-честно! Картины замечательные, тёплые,солнечные,как и весь этот пост))
И стихи в тему хорошие.
Альбина,АУУУУУУ)))))))
Без смайликов-они тут "уплыли в сторону))) Куда-то направо убежали, спрятались.
-А ДОПОЛНИТЬ МОЖНО??:))
Татьяна, ой! Прочла, выскочила и не поблагодарила... :)))
Спасибо большое за отзывы и дополнение!!!
И мне понравилось, иллюстрации чудесные.
Кристина, спасибо за отзыв!
Очень классные! :)) Такие смешные, кажутся. А сегодня чего только не придумают! На каких только экипажиках не ездят детки! :)))
По аллеям-улочкам, по тенистым самым,
В новенькой колясочке катит меня мама.
Хороша колясочка, катится беззвучно.
В ней конечно здорово, но немножко скучно.
Поскорей бы вырасти из смешных пелёнок,
Я купил бы Ауди или Жигулёнок.
Покрутил бараночку, да на газ нажал бы...
И не мама уж меня, я её катал бы.
Юрий Юрукин
В первых колясках к корзинке или к коробу прикреплялись три или четыре колеса, а также приделывалась специальная ручка, чтобы ее можно было везти за собой. В коляски запрягали пони, козу или собак, чтобы они катали детей. До того времени младенцев выносили из дома редко, а если
и делали это, то либо заворачивали в одежду – платок, подол, перевязь, либо носили на руках, на животе, на спине в приспособлениях различной конструкции, полотняных, плетеных, меховых и прочих «сумках»
William Kent
Первую в мире коляску для детей в 1733 году создал английский ландшафтный архитектор Уильям Кент по просьбе герцога Уильяма Кавендиша, у которого было шестеро детей. Кандевиш всегда мечтал о легком передвижном транспорте для своих маленьких наследников. Внешне первые детские коляски выглядели как колыбельки на колесах, причем колес было всего три. Дети перевозились в таких колясках сидя. Коляски больше напоминали небольшие повозки, в которые чаще всего запрягали шотландских пони. Усилия создателя коляски были потрачены не зря, несколько поколений герцогов Девонширских выросли, пользуясь чудесными детскими экипажами.
Детские экипажи У. Кента представляли собой настоящее произведение искусства. Основное желание родителей было роскошное убранство, особое внимание уделялось внешнему виду. Безопасность и комфорт отсутствовали. Коляски были декорированы драгоценными тканями, кожами, дорогими породами дерева, расписывали их известные художники.
Рисунок патента Чарльза Бартона 1853 года.
Созданные, как уменьшенные копии конных экипажей, они были тяжелы и громоздки, которые к тому же приходилось тянуть, а не толкать. Но нет худа без добра, ибо благодаря их высокому качеству и художественной ценности, некоторые экземпляры колясок тех лет сохранились до наших дней.
Таким образом сохранилась и самая первая в мире детская коляска, созданная Уильямом Кентом для герцога Девонширского, которая и сейчас хранится в экспозиции резиденции герцогов - дворце Чатсуорт-хаус (Chatsworth House).
Изображения детской коляски можно было встретить на рисунках и картинах художников.
Артур Дэвис (Arthur Devis). A Family Group on a Terrace in a Garden. 1749 год.
Английская гравюра
Модель Кента пришлась по вкусу, и вскоре коляски распространились среди высших слоев Европейского общества. Но средние и низшие сословия не могли позволить себе приобрести такую дорогую игрушку, и на протяжении еще более ста лет коляска оставалась невероятной диковинкой.
Настоящая мода на детские коляски возникла в 1840 году с легкой руки королевы Виктории, мамы девятерых детей, которая пожелала самолично прогуливаться со своими малышами по королевскому парку. Коляску королевы нельзя назвать действительно удобной. Она была чересчур высокая и неустойчивая, у нее не было ручек и ее нужно было тянуть за собой. Вслед за королевской семьей колясками стали обзаводиться все состоятельные люди, сначала в Англии, а потом и по всему миру.
Начиная с 1840 года вместо пони коляски стали возить няни. Наличие коляски и няни было признаком высокого материального положения семьи. И в названиях моделей колясок того времени отражалась их привилегированность: самыми популярными модели были «Герцогиня» и «Принцесса».
Следующий шаг в эволюции детских экипажей был сделан в 1853 году, когда Чарльз Бэртон запатентовал коляску с ручкой сзади. Это резко увеличило как управляемость детского экипажа, так и степень обзора для маленького пассажира. Однако внешний вид, повторяющий очертания взрослых экипажей, полностью сохранился, а вместе с ним осталась и сама идея, что ребенок должен в коляске сидеть. Это очень сужало сферу её применения: она подходила лишь для подросших детей. Что же касается малышей, то случаи их выпадения из «экипажа» были не редкостью.
Шли годы. Коляски совершенствовались и изменялись. Появилось четвертое колесо, что, несомненно, придало им большей устойчивости.
Из-за сходства коляски со взрослым экипажем и в связи с тем, что она получила массовое распространение, полиция Лондона в 1873 году запретила возить её по тротуарам. Кроме того, в 1880 году было выдвинуто требование ко всем колясковладельцам - оборудовать детские экипажи красными и белыми фонарями. Однако из-за быстрого распространения автотранспорта и загазованности улиц коляска была вытеснена в парки и скверы, туда, где она пребывает и сейчас.
В конце XIX века в Великобритании появилась самая первая компания по производству колясок - Silver Cross. Она была основана в 1877 году и тогда же выпустила свои первые модели. С тех пор Silver Cross считается самой старейшей и престижной компанией в Англии, производящей коляски.
Этот бренд успешно существует до сегодняшних дней, в 1948 год коляска Silver Cross была приобретена для родившегося принца Чарльза.
18 июня 1889 года в балтиморское патентное бюро пришел Уильям Ричардсон с идеей, свершившей очередную революцию в истории колясок. Он придумал реверсивную модель коляски, то есть ребенок мог в ней сидеть как лицом к возившему коляску, так и спиной к нему. Кроме того, Уильям включил в свою модель оси, что добавило коляске маневренности. Вплоть до того времени оси и колеса были цельнолитые, что не позволяло им поворачиваться по отдельности. Колеса в коляске Ричардсона могли
вращаться на 360 градусов совершенно независимо друг от друга.
Но прошло еще немало времени, прежде чем изменился внешний облик коляски - лишь к концу XIX столетия она перестала быть маленьким «аналогом» взрослого экипажа и стала, хоть и весьма отдаленно, напоминать современные образцы - люльку на колесах.
Спрос на коляски значительно вырос после первой мировой войны, когда увеличилась рождаемость. Еще это было продиктовано тем, что стоимость изделий стала гораздо доступнее для широких слоев населения, за исключением, пожалуй, самых низкооплачиваемых рабочих. С годами менялся и внешний вид коляски – появились новые опции, расширилась функциональность. Так, в начале XX столетия модели были оснащены уже более глубокой корзиной, имели меньшую высоту, у них появились удобные
подножки, позволяющие малышу проявлять самостоятельность.
К 1950 годам изготовление колясок было значительно удешевлено, и они стали доступны любой семье, даже с небольшим достатком.
До начала массового производства в России изготавливались плетеные коляски на простых колесах для лета, и на полозьях для зимы. В основном это было ручное и кустарное производство, которое сохранялось довольно долго, даже во времена повального дефицита. Считается, что gервые
промышленные отечественные образцы появились лишь в 1949 году, когда по приказу были открыты 50 предприятий по изготовлению детского транспорта. За образец была взята конструкция немецкой коляски, которая была тщательно изучена и слегка модифицирована.
И только в середине 1960-х появились высокие коляски, похожие на современные... Но низкие коляски долго не сдавались, какие-то предприятия продолжали их выпускать.
Только в 1975 году была разработана принципиально новая модель детской коляски, получившая знак качества и медаль ВДНХ. И тогда усовершенствованную модель коляски начали внедрять в плановом
порядке...
Мужчины гуляют с колясками, 80-е годы
Коляска образца 1985 года, начала перестройки... Вскоре советские коляски перестали быть советскими...
Интересные факты:
Первая в истории выставка старинных детских колясок прошла в американском городе Биллингсе. Основой экспозиции стала уникальная коллекция, собранная 46-летним местным жителем, страховым
агентом Джеймсом Лейкоттом. В течение десяти лет коллекционер буквально рыскавший по чердакам и подвалам, сумел собрать более пятидесяти образцов колясок и самостоятельно отреставрировал их.
Среди всего разнообразия форм и конструкций наибольший интерес посетителей вызвала немецкая детская коляска, в которую впрягали собаку.
Венеция – единственный город в мире, в котором из колесных средств транспорта разрешены только детские коляски.