Девушка с жемчужной серёжкой
Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужной серёжкой», огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужной серёжкой». Фильм этот снят по роману Трейси Шевалье, в котором писательница предлагает довольно вольную трактовку создания картины. И, конечно, кто видел фильм, уверены, что это правдивая версия...
Если удастся отвлечься от юных форм Скарлетт Йоханссон, именно в этой изящной драме можно увидеть идеальную работу по переносу художественного полотна на киноэкран. История создания знаменитого полотна Вермеера становится одновременно рассказом о зарождающейся любви, психологической драмой и учебником живописи. Каждый кадр - как утраченное, или существующее полотно. Уэббер по образованию - историк искусств, к тому же он обожает живопись. Специалистом по свету в фильме был Эдуардо Серра, изучавший историю искусств в Сорбонне. Кто-то из критиков сделал Уэбберу комплимент: "Такое ощущение, что свет у вас в фильме выставлял Рембрандт". "Нет, — ответил Уэббер, - Эдуардо Серра. Он гораздо лучше...".
Картина «Девушка с жемчужной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie (от нидер. слова «голова», «лицо»).
Такие портреты как, Мона Лиза у Леонардо да Винчи или Саския у Рембрандта, живущие своей особой жизнью, имеющие свою историю, завораживают своей таинственностью, своими предположениями и догадками. изумительна игра актеров, яркость образов, историческая достоверность улиц и интерьеров - возможно, это все придало популярности фильму и наложило свой отпечаток на личность девушки. Кто она и кем была художнику? Любовница, служанка, жена? Рассмотрим все версии, ведь это вам интересно?
Версия первая – любовница.
Некоторые историки изучавшие жизнь художника склоняются к тому, что любовницы у Вермеера, скорее всего не было. В отличие от фильма, где образ жены не очень привлекателен, биографы делают заключение, что Ян Вермеер любил свою жену, имел 15 детей и их брак считался счастливым. Даже в 17 веке, для Голландии такое количество детей было большим, оказывается, голландцы уже в то время знали о мерах предохранения – контрацепции.
Версия вторая – дочь художника
Марии, на тот момент, когда создавалась работа, было лет 11-12. Возможно, что это была и дочь мецената Рюйвена, покровительствовавшего Вермееру, а по возрасту, она была ровесницей Марии. Это предположение реально, но документально нигде не зафиксировано и остается только догадкой.
Версия третья – жена.
Действительно, жена, которая на самом деле была красавицей и «умницей», служила моделью для работ художника, причем неоднократно, и, в принципе, могла быть изображена на портрете. Но возраст ее к тому времени, когда писался портрет, был уже не столь юный, так что при всей привлекательности и реальности, эта гипотеза тоже отпадает.
Версия четвертая – служанка.
Эта версия шаткая и многие биографы Яна Вермеера считают ее несостоятельной. В то время, сословное деление было очень жестким и у служанки, скорее всего не было шанса так близко «подойти» к хозяину, который жил в многочисленной семье и имел жену. Такой вариант был возможен, пример тому Рембрандт, но при определенных условиях, например, если бы художник был одинок и жил замкнуто. В фильме, конечно, показан очень привлекательный образ служанки, возможно после выхода фильма будет существовать «в народе» всего одна версия, но, увы, она исторически неоправданна. Это всего лишь «вольная трактовка» автора книги, по которой был снят фильм.
Предполагаемый автопортрет Яна Вермеера, 1656 г.
«Золотой век» Голландии приходится на XVII век и, одним из ярких представителей этого времени, является художник Ян Вермеер, пожалуй, одна из самых загадочных фигур того столетия. Удивительна жизнь этого известного художника…Признанный при жизни и почитаемый окружением художник, в течение, почти целого столетия, был забыт… Забыт полностью, до тех пор, пока французский критик Торе-Бюрже не извлек из забвения имя известного теперь мастера живописи. Популярность Яна Вермеера росла и достигла необычайных высот к концу девятнадцатого века, ставя его на одну ступень с Питером де Хоохом, Рембрандтом и Франсом Хальсом. У художника даже нет даты рождения, восстановить его биографию удалось лишь по сохранившимся документам о рождении и крещении детей, накладных и закладных на дом и трактир «Мехелен», поручительства нотариусов, долговые расписки, завещания и другие документы. Сухие бесчувственные листы бумаг, они помогли восстановить лишь хронологию жизни художника. Нет воспоминаний о том, действительно ли художник любил свою жену (нет любовных писем или записочек), каково было его отношение к родителям и почему, ни одного ребенка он не назвал в их честь, хотя мать, после своей смерти, все наследство завещала ему. Каковы были отношения в семье, и кто был художнику особенно дорог. Все кануло в лету и теперь можно только догадываться или давать волю фантазии, как и поступил режиссер фильма «Девушка с жемчужной сережкой».
Крестили Яна Вермеера 31 октября 1632 года, в городе Делфте (его так нередко и называли Вермеер Делфтский), предположительно, он прожил в нем всю свою жизнь, посетив только один раз Гаагу. Его отец, Янсон Рейнеер, родился в семье портного, но переехав с женой Дигне Балтес в город Делфт, зарегистрировался в гильдии Святого Луки, как торговец произведениями искусств. Видимо, образ жизни и окружение родителей оказало влияние на юное дарование. Так же известно, что Ян был в семье вторым ребенком, но единственным сыном. Старшей сестре на момент его рождения было 12 лет. Когда сыну исполнилось 7 лет, Рейнер ван Вос (отец сменил имя и фамилию) покупает гостиницу «Мехелен», на долгие годы это будет одним из источников доходов семьи, а в будущем и самого художника. В 15 лет Ян Вермеер начинает свое художественное обучение в Гильдии Святого Луки.
Предположительно, Ян Вермеер жил в достаточно обеспеченной семье: мать управляла трактиром (по другим источникам - гостиницой) «Мехелен», что дало ему возможность получить образование и жить безбедно. Хотя есть еще один интересный факт, когда Вермееру было 17 лет, его будущая теща, Мария Тинс, разводится с мужем и получает кругленькую сумму, которая в дальнейшем позволит художнику долгие годы жить на эти деньги.
Когда Яну Вермееру исполнилось 18 лет в Делфт приезжает Карел Фабрициус - талантливый художник и ученик Рембранта, который оказал свое влияние на пока еще не состоявшегося художника. Нельзя умолчать и о том, какое сильное впечатление произвели работы Питера де Хооха на дальнейшее творчество Яна Вермеера. В своих будущих работах молодой художник перенял стиль Питера де Хоха и развил его. В этом вопросе опять загадка, потому что мнения многих экспертов расходятся, никто толком не знает, кто наиболее сильно повлиял на художественный талант Вермеера, и кто действительно был его учителем, нет ни документов, ни свидетельств очевидцев.
В двадцать лет Ян Вермеер потерял отца, а в 21 год собирается жениться на Катарине Болнес. Мать избранницы возражает против этого брака. Почему, так и останется тайной, есть только предположения. Исследователи разделились на два лагеря, одни утверждают, что происхождение и финансовое положение семьи Вермеера не соответствовало богатой и почитаемой в городе семьи Болнес, либо сюда вмешалось разница в вероисповедании.
Как бы там ни было, Вермееру пришлось, сменить свое лютеранское вероисповедание на католическое и, только после, этого будущая теща соглашается на союз молодых. Долгие годы супружеской жизни художника, эта женщина будет ангелом хранителем семьи, помогая им финансово, а после смерти своей дочери возьмет заботу о младших внуках на себя.О любви молодого художника свидетельствуют картины, где он нередко изображает свою жену, которая была источником его вдохновения.
Вермеера нередко называют художником любви, именно она является лейтмотивом многих работ Яна Вермеера. Мастер отдает предпочтение сценам из повседневной жизни, где царят уют и покой, подчеркнутые мягким колоритом, игрой света и тени.
Художник мастерски мог оживлять неодушевленные предметы, превращая их в источник мыслей и чувств.
20 апреля 1653 года, Ян Вермеер Делфтский женится, художнику исполнился всего 21 год. Его избранницей стала Катарина Болнес, девушка из зажиточной семьи, отец последней был владельцем кирпичной фабрики в Гауде. Жизнь Катарины в своей семье была трудной и девушка была по-настоящему несчастной. Отец ее имел буйный нрав и нередко обижал жену и детей. В конце концов, мать Катарины развелась с мужем.Годы замужества, считают эксперты, были для Катарины самыми счастливыми, хотя и была она постоянно беременной и кормящей матерью. Когда художнику исполняется 22 года, в семье родился первый ребенок - дочь Мария (1654 год), которая предположительно, изображена на портрете «Девушка с жемчужной сережкой». В награду награду от тещи, Ян Вермеер получает 300 гульденов, плюс 200 - для Марии, которую назвали в честь матери жены.
В этот период он создает полотно «Диана со спутницами» и теряет друга - художник Карел Фабрициус погибает от взрыва на пороховом складе, который разрушил почти пол города Делфт и унес немало жизней. В 23 года он пишет еще три картины, две из которых утрачены. В 24 года, написанная художником картина «Сводница» позволяет ему оплатить свое членство в Гильдии Святого Луки. В 25 лет (1656 год) им начата картина «Спящая служанка» и закончена в 1657 году. В 1658 году у художника родилась дочь Элизабет и названа она была в честь сестры тещи. Что интересно, ни одного своего ребенка Ян Вермеер не назовет именами своих родителей. В свои 26 лет художник создает еще две картины «Девушка, читающая письмо у окна», законченная лишь в 1659 году, и полотно «Маленькая улочка». Экспериментируя с камерой обскура, прообразом фотоаппарата, художник, пишет еще две картины «Молочница» и «Офицер и смеющаяся девушка». Еще один ребенок рождается в семье художника 1660 году, но он вскоре умирает и имя его до нас не дошло. В том же году, Яном Вермеером созданы две работы - «Девушка с бокалом вина» и «Бокал вина». Художник живет со своей семьей в двухэтажном доме Марии Тинс, на втором этаже которого расположена его мастерская.
Свой первый пейзаж «Вид Делфта», Вермеер напишет в 1661 году, ему 29 лет, а в 30 появились на свет еще две картины «Молодая женщина с кувшином воды» и «Уроки музыки». Финансовое благополучие мастера достигает своего рассвета, помимо этого он становится самым молодым главой Гильдии Святого Луки.1663 год, Вермеер создает серию полотен, посвященных женщинам, которые поглощены своими делами, это «Дама с жемчужным ожерельем» и «Дама в голубом, читающая письмо». Этот год дарит художнику сына Янниса. Еще одна любопытная деталь, касающаяся художника, в его доме не было собственных картин, это известно по высказыванию французского дипломата, который посетил дом Яна Вермеера.
Как художник Ян Вермеер достигает своей вершины. На следующий год семья художника хоронит еще одного ребенка и написана еще одна картина, а в 1668 году известная картина «Астроном». В 1669 году погибает еще один ребенок художника, и он вновь пишет две картины: «Географ» и «Кружевница». В этом же году умирает Рембрандт, в возрасте 63 лет. 13 февраля 1670 года уходит из жизни мать Вермеера, а немного позже и его сестра. В наследство художник получает гостиницу «Мехелен», где он прожил несколько лет после женитьбы, а его самого второй раз выбирают руководителем Гильдии Святого Луки.
В тот же год появляется на свет картина «Любовное письмо». Мастер заметно меняет свой стиль, его картины становятся элегантнее и утонченнее. Через год художник получает наследство от сестры и пишет картину «Дама, пишущая письмо, со своей служанкой».
В последующие годы им написаны еще три картины, а в конце 1675 года, в возрасте 43 лет, художник скоропостижно скончался. Поговаривают, что в следствие франко-голландской войны, финансовые дела Вермеера шли из рук вон плохо, он был в долгах. Вдове с 11 детьми помогала ее мать, которая дожила до 87 лет и содержала всю большую семью художника. Как известно старшая дочь Мария вышла замуж, сын Янис стал юристом, а Франциск - хирургом. Остальные дочери так и не вышли замуж и прожили свою жизнь в бедности. Катарина, жена художника пережила его на 12 лет.
Питер Уэббер «Девушка с жемчужной серёжкой»