Заболоцкий-ЖУРАВЛИ...
Вылетев из Африки в апреле
К берегам отеческой земли,
Длинным треугольником летели,
Утопая в небе, журавли.
Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод,
Вел вожак в долину изобилья
Свой немногочисленный народ.
Но когда под крыльями блеснуло
Озеро, прозрачное насквозь,
Черное зияющее дуло
Из кустов навстречу поднялось.
Луч огня ударил в сердце птичье,
Быстрый пламень вспыхнул и погас,
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас.
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну,
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванулись в вышину.
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе –
Все, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе.
А вожак в рубашке из металла
Погружался медленно на дно,
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно......
1948 ......
ЖУРАВЛИ-РУБЦОВ...
Меж болотных стволов красовался Восток огнеликий.
Вот наступит октябрь, и появятся вдруг журавли.
И разбудят меня, позовут журавлиные клики,
Над моим чердаком, над болотом забытым вдали.
Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Все, что есть на душе, до конца возвещает рыданье
И высокий полет этих гордых прославленных птиц.
Широко по Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят все, до конца, уходящие звуки,
Широко возвестит улетающий плач журавлей.
Вон летят, вон летят! Выходите скорей за ворота,
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих.
Пронеслись…
И опять сиротеет душа и природа,
Оттого что…
Молчи,
так ничто уж
не выразит их......
Владимира Ивашова послушаем?
«Журавли» Николая Заболоцкого и Николая Рубцова
Одинаковое название двух стихотворений, принадлежащих перу разных авторов, конечно, только повод для их сопоставительного анализа.
Однако между «Журавлями» Николая Заболоцкого и Николая Рубцова есть невидимые, но прочные и легко нащупываемые нити, связывающие их воедино в восприятии людей, чутких к поэтическому слову.
Следуя универсальному пушкинскому определению поэзии как “союза волшебных звуков, чувств и дум”, стоит прежде всего обратить внимание на звуковую организацию стихотворений.
Торжественность и неторопливая размеренность звучания «Журавлей» Заболоцкого достигается четырёхсложным размером , встречающимся в двух начальных строфах.
Заданная тональность усилена: “длинным треугольником летели”, “вёл вожак в долину изобилья Свой немногочисленный народ”, передающими величественно-плавное движение птиц в небе.
Рубцовские «Журавли» написаны очень редким для поэзии ХХ века размером — пятистопным анапестом.
Он придаёт стихотворению особую, характерную для всей рубцовской лирики плавность, завораживающую читателя.
Исследователи отмечают “мелодическое колебание психологического рисунка”1, пишут, что “самый ритм стиха у Рубцова всегда приглушён, размыт, словно все ударные звуки куда-то исчезли, уступив место плавной и тихой мелодии, струящейся, как вода, меж редко поставленных слов”
Пятистопный анапест рубцовского стихотворения воплощён в длинных строках стихов, раскинувшихся от левого до правого края страницы и невольно ассоциирующихся у читателя с широким размахом журавлиных крыльев.
Для Рубцова, почти не пользовавшегося словами, передающими яркие цвета (родной поэту русский Север к этому не очень-то располагал), кажется почти невероятным употребление в первом же стихе «Журавлей» эпитета “огнеликий”, да ещё и в соседстве с глаголом “красовался”.
Впрочем, эта кажущаяся излишней “красивость” уравновешена, во-первых, суровым и почти прозаическим началом стиха (“меж болотных стволов”), во-вторых, “рыданьем” и “улетающим плачем” журавлей, наконец, точно схваченной неброскостью северного пейзажа в октябре (“и забытость болот, и утраты знобящих полей”), не говоря уж о состоянии сиротеющей души героя в финале стихотворения.
Однако этот яркий сполох метафоры на фоне скупого на краски пейзажа не пропал даром: он уже задал ту высоту торжественного и одновременно тревожного звучания, которая будет сохранена до конца рубцовского стихотворения.
Рубцов вообще всегда с особой любовью и болью писал о птицах: ласточка ли это, рыдающая над выпавшим из гнезда птенцом
(“Ласточка! Что ж ты, родная, Плохо смотрела за ним?”),
замерзающий ли, но не сдающийся воробей
(“А гляди, не становится вредным
Оттого, что так плохо ему…”),
болотная ли птица, жалобному крику которой внимает герой, гонимые ли снегом журавли (о журавлях, заметим, он писал наиболее часто).
Да и лирический герой Рубцова в разные моменты своей непростой судьбы сравнивает себя с птицами:
“И быстро, как ласточка, мчался я в майском костюме
На звуки гармошки, на пенье и смех на лужке…”,
“Боюсь я, боюсь я, как вольная сильная птица,
Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!”,
“Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!”.
По воспоминаниям Виктора Коротаева, сам Рубцов — жестами, обликом, поведением — напоминал птицу:
“А жил он действительно как птица.
Засыпал там, где заставала ночь , лёгок был на подъём и неутомим в бесконечных перелётах с места на место.
И питался как птица.
Бывало, тюкнет зёрнышко-другое — и в сторону.
И берёт в руки гармонь или гитару.
Словно боится набить зоб втугую, чтоб не стесняло дыхания при пении…”
Умиротворённая торжественность начальных строф «Журавлей» Заболоцкого даёт возможность ощутить тихое восхищение поэта птицами.
Оно передано и почти гоголевской гиперболой:
“Вытянув серебряные крылья
Через весь широкий небосвод”,
и самим эпитетом “серебряные”, и метафорой “утопая в небе”, и уподоблением журавлей людям:
“к берегам отеческой земли” вожак ведёт не стаю, а “свой немногочисленный народ”.
В журавлях для Заболоцкого воплощена “частица дивного величья”, объединяющего в себе
“гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе”
и ту первозданную красоту, перед которой можно замереть в восторге, но которую объяснить и понять нельзя.
И у Рубцова журавли наделены дивной способностью:
“до конца выражать” своими “небесными звуками” и полётом то, что выразить невозможно, — душу человека:
“Всё, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полёт этих гордых прославленных птиц”.
Эпитеты “высокий” и “гордых” в последнем стихе, словно взятом из гимна журавлям, тоже делают очевидной перекличку с Заболоцким.
В народной поэзии “птицы являются услужливыми вестниками богов и смертных”, связующим звеном между земным миром и небесами.
Может, потому безмятежно-идиллический зачин «Журавлей» Заболоцкого обречён быть продолжен трагическими нотами.
Может, потому столь тревожно ожидание журавлей героем Рубцова.
Обратим, кстати, внимание на то, что большая часть рубцовского стихотворения посвящена не “высокому полёту” гордых птиц, а ожиданию их появления.
Это предощущение передано глаголами будущего времени:
“наступит”, “покажутся”, “разбудят”, “позовут”, “выразят”, “разгласит”…
О самом же полёте сказано кратко:
“Вот летят, вот летят…”
Большего герой сказать не успевает — и потому что спешит поделиться радостью увиденного с другими
(“Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!”),
и потому что полёт “высоких” стремительно-неостановим....
А. С. Степанов-Журавли
Первым знаком надвигающейся на журавлей беды в стихотворении Заболоцкого является союз “но”, противопоставляющий третью и четвёртую строфы первым двум.
Плавно, мягко звучащие глаголы и глагольные формы первых двух четверостиший (“вылетев”, “летели”, “утопая”, “вытянув”, “вёл”) сталкиваются с экспрессивной жёсткостью глаголов четвёртой строфы: “ударил”, “вспыхнул”, “погас”, “обрушилась”.
Антитезой “серебряным крыльям” журавлей выступает “чёрное зияющее дуло”, поднявшееся из кустов.
То, что стрелявший из ружья (как и само ружьё) не виден, не показан, обезличен, придаёт совершившемуся зловещий метафизический, почти демонический оттенок.
Масштаб совершившейся трагедии передан пронзительной метафорой:
И частица дивного величья
С высоты обрушилась на нас......
Очень важно это “на нас”. Поскольку лирический герой в стихотворении Заболоцкого отсутствует, то “на нас” значит только одно — на людей.
На всех нас, людей, обрушилась “частица дивного величья”, полное высокого стремленья “сердце птичье”, разорванное лучом огня, бессмысленно и бездарно отнятая жизнь…
“Быстрый пламень вспыхнул и погас…” — это ведь и метафора скоротечности жизни, в том числе и человеческой
По Заболоцкому, “человек и природа — это единство, и говорить о каком-то покорении природы может только круглый дуралей”.
“В нашем быту, — категорично заявляет поэт, — это выражение «покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей”.
Суровым реквиемом по погибшему вожаку звучит стихотворение Заболоцкого.
Траурно звучит сравнение:
Два крыла, как два огромных горя,
Обняли холодную волну.
А какая боль от потери и отчаяние скорбящих по собрату журавлей!!
И, рыданью горестному вторя,
Журавли рванули в вышину.
Высокая тоска природы, молчаливо оплакивающей погибшего сына, звенит в финальных строках:
И заря над ним образовала
Золотого зарева пятно.
Рубцовские «Журавли» лишены трагических контрапунктов, присущих стихотворению Заболоцкого, однако это не снимает — при всей плавности ритма — напряжённо-тоскливого, тревожного их звучания.
Оно прежде всего обусловливается “небесными звуками” журавлей, которые поэт определяет как “рыданье” и “улетающий плач”.
Трижды в первых десяти стихах мелькнёт образ болота, а оно “в рубцовской символике имеет такое же «дурное» значение, как и в народной лирике”.
Сама осень — пора появления журавлей — определяется поэтом как “предназначенный срок увяданья”, что усиливается грустными эпитетами “забытое” (болото), “знобящие” (поля), “сиротеют” (душа и природа). Оба стихотворения прекрасны...
У Заболоцкого “гибель вожака перелётной стаи воспринимается как символ неизбежности смерти и такой же неизбежности, закономерности, восполнения жизни”
Только там, где движутся светила,
В искупленье собственного зла
Им природа снова возвратила
То, что смерть с собою унесла:
Гордый дух, высокое стремленье,
Волю непреклонную к борьбе —
То, что от былого поколенья
Переходит, молодость, к тебе......
Следует задержаться и ещё на одном мотиве трагической темы Заболоцкого.....
Журавли летят на Родину — и Родина встречает их огнём...
В контексте послевоенного времени (стихотворение датировано 1948 годом) и судьбы автора (им отмотан несправедливый срок на Колыме) эта аллегория звучит особенно зловеще.
У Рубцова журавли не только символизируют наступление осени (“Вот наступит октябрь — и покажутся вдруг журавли!”), не только протягивают невидимую нить с небес на землю, но и связывают воедино душу русского человека и душу русской природы.
Широко на Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей —
Это выразят всё, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласит улетающий плач журавлей…
Рубцов “всей своей поэтической душой ласкал Русскую землю. Такого восторженно-тихого взгляда русская природа после Есенина уже не чувствовала на себе.
То был поистине прощальный поцелуй русской Музы — тихий и горестный…”
Рубцовские журавли, наконец, соединяют историю и современность на просторах единого пространства, имя которому- Русь:
“Широко на Руси предназначенный срок увяданья
Возвращают они, как сказание древних страниц”.
Рубцов, как до него Блок и Есенин, любил называть страну, в которой жил, РУСЬ.....
Не...мне понравился разбор, понравилось сравнение))))
Так лучше чувствуешь мелодию стиха, тем более поэзию Рубцова и Заболоцкого. "Мелодическое колебание психологического рисунка")))))) А вы не берите в голову эту фразу, будто ее и нету.Я многие такие заковыристые фразочки выбросила из этого текста, а это, видно, не усмотрела )) Я их тоже не люблю.
Пхеньян-это работа уважаемого педагога, а сам он россиянин.
Насобирает денюжек и рванет, как тот журавль, к себе на Родину....
Но согласитесь, что оба стиха-замечательные.....
Спасибо за комментарий.
Минкин...имя слышала, спасибо за наводку-почитаю про Онегина(хотя, что читать-то, он весь переразобран до словечка....)
Люблю Евгения Онегина, столько знала наизусть из него, а теперь...уже нет)))
Спасибо за песню из чудесного любимого фильма!
Нашла Немой Онегин
Я говорил сегодня с умнейшим человеком России!
Император Николай I
Наилучшим является такое произведение, которое дольше других хранит свою тайну. Долгое время люди даже не подозревают, что в нём заключена тайна.
Поль Валери
Он исповедался в своих стихах, невольно.
Из частного письма
I.
ЗАЙЧИК, БЕГИ!
Татьяна написала Онегину гениальное письмо (сам Пушкин восхищался). Теперь оно — шедевр русской лирики, жемчужина мировой поэзии. Волнующее место!
Барышня призналась в любви к малознакомому человеку: «Ты мне послан Богом! Я вся твоя, душой и телом!» Отправила секретно, сгорая со стыда, ужасаясь себе самой. Если узнают — ей конец.
Сегодня девушка, выйдя на улицу совершенно голой, подвергнет свою репутацию гораздо меньшей опасности....да уж
Почитаю.
Будет ерничать господин Минкин-не почитаю))))))))
Доброй ночи!
В статье перечислены стихи Н. М. Рубцова о птицах. Послушайте...это стОит послушать
К. Райкин-Ласточка - (Н. Рубцов)
ВОРОБЕЙ-П. Беседин(Н. Рубцов)
"А гляди...не становится вредным
От того, что так трудно ему"......
Иринка, ты как?
Все нормально у тебя?
Редкая гостья ты тут стала
Не болей, кареляночка
Из В. Луговского, русского и сов. поэта: ....
Что же ты невесела,
Белая береза?
Свои косы свесила
С широкого плеса,
С моха, камня серого
На волну сбегая,
Родимого севера
Дочка дорогая)))))
Будь здорова, Иринка! Спасибо за молчаливый комментарий)))))))))
Татьяна! Я так люблю все, что ты делаешь...... Столько души во всем, столько настоящей любви.....
Спасибо тебе, Твори почаще, пожалуйста.
Кто не любит журавлей???
Нет таких, я уверена.
Эти гордые и прекрасные птицы-как символы России.
Евгений Васильевич ВАСИЛЕНКО — учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы при Посольстве РФ в КНДР (г. Пхеньян).
Прочитала статью. Понравилась она мне......но пока-стихи.
Рубцов и Заболоцкий-два прекрасных русских поэта ......
ЖУРАВЛИ.....