Дню памяти основателя и лидера рок-группы «Кино» Виктора Цоя
Дню памяти основателя и лидера рок-группы «Кино» Виктора Цоя
Прослушивание перед Рок-фестивалем, 1984
Летом 1981 года Виктор Цой и его друзья Алексей Рыбин и Олег Валинский основали группу «Гарин и Гиперболоиды», которая уже осенью была принята в члены Ленинградского рок-клуба. Они часто ездили на прослушивания, желая выступить на концертах в столице. Во время одной из таких поездок поющего под гитару с компанией в электричке заметил Борис Гребенщиков. Он предложил Виктору помощь и поддержку. Вскоре Валинского забирают в армию, а группа приступила к записи первого альбома.
Однажды направляясь к станции метро «Технологический институт», друзья обратили внимание на светящуюся вывеску кинотеатра «Космонавт». И тогда они решили сменить свое длинное название на более лаконичное и простое. «Кино» им понравилось сразу. Смысл названия заключался в нём самом — оно краткое, ёмкое, а также «синтетическое», то есть искусственное.
Виктор Цой и «Кино»
«Я ждал это время, и вот это время пришло, те кто молчал, перестали молчать»
В начале 1984 года Цой и уже новоиспеченный гитарист Юрий Каспарян приступили к записи настоящего второго альбома, роль продюсера снова исполнил Гребенщиков, позвав на запись многих своих знакомых. «Альбом был электрическим и несколько экспериментальным в области звука и формы. Не могу сказать, что по звуку и стилевой направленности он получился таким, каким бы мы его хотели видеть, но, с точки зрения эксперимента, это выглядело интересно» — отмечал в интервью лидер коллектива. Популярность «Кино» с годами постоянно росла, если вначале музыканты играли лишь на квартирниках и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки распространялись уже миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила феномен «киномании». Мироощущение романтического героя цоевских песен оказалось очень созвучно настроениям молодых слушателей поколения 1980-х.
Виктор Цой незадолго до своей смерти, Юрмала, 1990
«Если есть стадо — есть пастух, если есть тело — должен быть дух»
В июне 1990 года, окончив тяжёлый гастрольный сезон, музыканты хотели записывать новый альбом, сведение которого планировалось во Франции, но перед этим решили взять небольшие каникулы и разъехались отдыхать. В полной мере планам не суждено было осуществиться, поскольку 15 августа, возвращаясь с рыбалки, Виктор Цой погиб в автокатастрофе на 35 километре старого шоссе «Слока—Талси», в нескольких десятках километров от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» светло-серого цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом Икарус.
Это время принято считать концом творчества группы «Кино».
Герой не забыт
Виктор Цой незадолго до своей смерти, Юрмала, 1990
«Если есть стадо — есть пастух, если есть тело — должен быть дух»
В июне 1990 года, окончив тяжёлый гастрольный сезон, музыканты хотели записывать новый альбом, сведение которого планировалось во Франции, но перед этим решили взять небольшие каникулы и разъехались отдыхать. В полной мере планам не суждено было осуществиться, поскольку 15 августа, возвращаясь с рыбалки, Виктор Цой погиб в автокатастрофе на 35 километре старого шоссе «Слока—Талси», в нескольких десятках километров от Риги. Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» светло-серого цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом Икарус.
Это время принято считать концом творчества группы «Кино».
Виктор Цой у станции метро Кантемировская
«Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой, но высокая в небе звезда зовёт меня в путь»
Будучи одной из самых ярких советских групп второй половины 1980-х, «Кино» оказала большое влияние на становление многих молодых коллективов, и, в определённой степени, продолжает оказывать влияние до сих пор. Деятели музыки, знавшие Виктора Цоя лично или просто являвшиеся поклонниками его группы, выказывали своё уважение не только в интервью, но и непосредственно в творчестве. Память о Викторе Цое жива в его стихах, музыке, фильмах.
В Кривоарбатском переулке (Москва) появилась «стена Цоя», которую поклонники группы исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету.
В 2012 году на Первом канале показали документальный фильм «Цой — Кино», в котором прозвучала новая песня группы — «Атаман». Старые участники коллектива собрались, чтобы завершить эту песню, демо-запись которой уже 22 года хранила у себя гражданская жена Виктора Цоя Наталья Разлогова.
23 года назад не стало Виктора Цоя. Человек, чья искренность и открытость покорила сердца миллионов людей, до сих пор остается в нашей памяти. Его бунтарский настрой и сила духа стали голосом целого поколения.
Для многих Виктор Цой запомнился как лидер культовой рок-группы «Кино». Но в то же время он был обычным парнем, который работал кочегаром в питерской котельной. Именно эта его простота и неподдельная искренность и явились главной причиной любви к этому человеку.