Добрый день! Был в Челябинске такой ансамбль "Октоих", и была у меня когда-то аудиокассета с их записями, не знаю, как называется альбом, скорее всего "А ехать всё же надо!". там они исполняли еврейские песни на иврите и идише. Кассета та давно утеряна, а
Добрый день! Был в Челябинске такой ансамбль "Октоих", и была у меня когда-то аудиокассета с их записями, не знаю, как называется альбом, скорее всего "А ехать всё же надо!". там они исполняли еврейские песни на иврите и идише. Кассета та давно утеряна, а я уже долгое время безуспешно пытаюсь отыскать хоть что-нить в инете. Мало надеюсь, что случится чудо, но вдруг все же у кого-нибудь имеются такие записи? Тогда умоляю - поделитесь!!!
А где <Октоих>?
31.03.2011 06:00
<В одной из недавних публикаций <ЧР> упомянут ансамбль <Октоих>. Где он? Что с ним? Почему нигде не выступает? Как бы хотелось его послушать, ведь попса замучила.
Любовь Милицина, пенсионерка. Копейск>.
На вопрос нашей читательницы отвечает Вячеслав УСОЛЬЦЕВ, заслуженный артист РФ, руководивший ансамблем духовной и светской музыки <Октоих>.
— Ансамбль наш существовал с 1988-го до 2004 года. В его состав входили певчие православных церквей Челябинской епархии: Анатолий Великов, Григорий Вишнивецкий, Юрий Чупахин, Борис Цыпышев. Золотые времена! Мы выступали с концертными программами <В Россию можно только верить>, <Се, стою у дверей и стучу:>, <Шолом алейхем!>, <Ассалямагалейкум!>, <На звук душа отозвалась!>, <Блокадное братство> и др. Все 16 лет ощущали признательность нашей публики. В фирме грамзаписи <Мелодия> выпущены две наши пластинки – <Матерь Мира> с записью хорового цикла по картинам Н.К. Рериха и программа русской духовной музыки <С нами Бог!>
В 2004 году умер баянист Юрий Чупахин. Творческий возраст <Октоиха> закончился. Музыканты разбрелись кто куда. Андрей Юздов уехал жить за рубеж. Недавно ушел из жизни еще один наш друг – Григорий Вишнивецкий, последние годы он работал в Камерном хоре Челябинской филармонии.
Возродить <Октоих>? Вряд ли это возможно в том же формате духовной музыки. К тому же нужны серьезные средства и хорошие музыканты. А это большая проблема.
Теперь я сам себе певец, аккомпаниатор и режиссер. Играю на гитаре, под которую пою романсы, на флейте и саксофоне, бубне, варгане, курае и многих других национальных музыкальных инструментах. С радостью устраиваю уличные концерты вместе с общественным фондом <Соцгород>. В Металлургическом районе почти не осталось дворов, где мы не выступали. Мы со зрителями друг другу нравимся.
Самый главный <инструмент> для артиста – зрительный зал. Если научился управлять залом, то каждый концерт для зрителей – музыкальная терапия. Я к этому стремлюсь.
Записала Лидия Садчикова
«Октоих» быстро завоевал популярность. О нем много писали. Фестивали, выступления в лучших залах страны, гастроли по городам всей необъятной Родины. Артисты не успевали распаковать чемоданы, как уже собирались в дорогу.
— Решения были моментальные, — вспоминает Усольцев. — Семьи смирились, впрочем, работы не было нигде. На каком-то этапе захотелось чего-то еще спеть. У нас ведь не только разные национальности, но и другие культуры. Нужно было погрузиться в атмосферу. Зашел в синагогу. Научился играть на шофаре. У каждой религии есть инструмент, который выражает то, что не может человек выразить молитвой. Наверное, так.
«Октоих» старался играть разную музыку. Еврейскую, цыганскую, татарскую. Основное кредо было: «Да будет с нами мир». Как в Библии сказано: «Нас будет много, как звездочек на небе, и никому не будет тесно».
— На Урале у нас, слава Богу, еще сохраняется мир. Мы рады всем, кто нам рад. В моем ансамбле пели люди многих национальностей: русские, украинцы, евреи, татары, прибалты и другие. Ведь почти все мы — дети или родственники «ссыльных» в царские или в советские времена.
Мой дед по маме, Фогель Евгений Эдвинович, был немцем (копейским), работал слесарем, потом по рабфаковскому набору поступил в летную школу, дальше в академию имени Жуковского, был летчиком-испытателем и в чине капитана Красной армии в 37-м расстрелян. Так я родился не в Москве, а в бараке в Магнитогорске, куда сослали мою семью.
Любопытно: артисту Усольцеву евреи подарили шофар. Он его переделал и сыграл так, что знающие люди восхищались: «Все слышали, но чтобы «Хаву Нагилу» так на шофаре сыграть... Шофар — крик души».
В ансамбле играли и пели татарин, еврей, русский и литовец. Все это обогащало репертуар, делало его уральским, своеобразным.
В одной из поездок по Сибири Вячеслав Усольцев разговорился со священником отцом Владимиром. Тот сказал: «Что вы все мечетесь? Ваше дело сидеть на Урале и очищать пространство песнями своими. Вот ваш смысл жизни».
— И пришло такое успокоение, — рассказывает Вячеслав Михайлович. — Думаю: а действительно, куда же нас несет? Наверное, есть какое-то высшее назначение у музыканта, чтоб хорошие песни исполнять. А насколько они хорошие, судить каждому.
Из челябинских новостей 2001 года:
"В Челябинске подготовлен к выпуску компакт-диск "А ехать все же надо!" Популярный ансамбль духовной и светской музыки "Октоих" записал 18 песен на иврите, идиш и русском языках. Духовная музыка различных религиозных конфессий соседствует здесь с русским романсом, песнями военных лет и другими".
То есть название альбома у Вас - верно.
А Вы время от времени активируйте заявку, ведь надежда-то есть!
Записи ансамбля в сети присутствуют, но - другие...
“ОКТОИХ”, анс. духовной и светской музыки, ЗАО. Создан в 1988 из певчих правосл. церквей Челябинской епархии. Художеств. рук. “О.” – засл. артист РФ Вячеслав Михайлович Усольцев (выпускник Урал. гос. консерватории им. М. П. Мусоргского), др. участники: Анатолий Великов, Григорий Вишнивецкий и Юрий Чупахин (в 1996–2000 – Борис Цыпышев). В первые годы существования анс. концертные программы “О.” (напр., под назв. “В Россию можно только верить”) представляли собой вынес. за рамки богослужений лучшие образцы духовной музыки (от др.-христианского песнетворчества до совр. произв.). След. творч. этапом стало создание программы “Се, стою у дверей и стучу…”, составл. из музыки христиан различных конфессий, в осн. католич. и протестантской. Анс. поддерживает дружеские контакты со мн. религ. общинами, принимает участие в молитв. собр., мессах, кампаниях и т. п. Впоследствии из образцов евр. духовной и светской музыки сложились программы, в к-рых звучат псалмы древних иудеев и совр. синагог. песни (программа “Шолом алейхем!”), хасидские молитвы и популярные напевы евр. местечек. Музыка мусульм. мира также одна из составляющих репертуара “О.” (программа “Ассалямагалейкум!” – “Мир вам!”). Это молитвы на арабском яз., персидские и азербайджанские теснифы, тат., башк., казах., курдские, тадж., лакские песни и мн. др. произв. мусульм. духовной и светской музыки. Осн. творч. стимул анс. – идея миротворчества: верующим в Бога людям нечего делить. “О.” поставил перед собой задачу показывать красоту иск-ва, обращ. к Богу, на яз. разных народов, утверждая общечеловеч. христианские заповеди. В репертуаре анс. такие концертные программы, как “На звук душа отозвалась!..” (популярные романсы и цыганские песни), “Челябинские дворики” (песни в стиле “ретро”), “Россия–Урал–Челяба” (песни о Родине), “Блокадное братство”, “Песни, опаленные войной” (песни Вел. Отеч. войны), др. “О.” получил признание зрителей и жюри мн. фестивалей нац. и фольклорной музыки. Фирмой грамзаписи “Мелодия” выпущены 2 пластинки “О.”: “Матерь Мира” (хоровой цикл по картинам Н. К. Рериха), совм. с Ю. М. Важениным, и “С нами Бог!” (рус. духовная музыка).