"Дом духов" - 1993 г. Германия, США, Дания, Португалия. Режиссёр - Билле Аугуст (Bille August). В ролях: Мерил Стрип, Гленн Клоуз, Джереми Айронс, Вайнона Райдер, Антонио Бандерас, Мария Кончита Алонсо, Винсент Галло, Ян Никлас, Хоакин Мартинес, Сарита Чу
"Дом духов" - 1993 г. Германия, США, Дания, Португалия. Режиссёр - Билле Аугуст (Bille August). В ролях: Мерил Стрип, Гленн Клоуз, Джереми Айронс, Вайнона Райдер, Антонио Бандерас, Мария Кончита Алонсо, Винсент Галло, Ян Никлас, Хоакин Мартинес, Сарита Чудхури, Тери Поло, Мириам Колон, Ванесса Редгрэйв, Армин Мюллер-Шталь. Экранизация романа Исабель Альенде рассказывает о беспокойной жизни нескольких поколений одного знатного и богатого чилийского рода с 1926 года до начала 70-х годов. Южная Америка перед второй мировой... Бедный Эстебан женится на Кларе, у них рождается дочь Бланка…
Героини Мерил Стрип, как правило, романтичны.
Героини Мерил Стрип, как правило, влюблены.
Зачастую – несчастливы.
Они всегда – переживают бурю эмоций…
Хотя иногда им приходится таить все свои страсти - любовь, ревность, ненависть, - под ледяной маской, из-под которой иногда проблескивает пламя пылающей души.
«Я искренне верю, что любовь существует, — говорит Мерил Стрип. — Причем не только на экране, но и в реальной жизни. Поэтому мне легко и интересно играть романтическую натуру, ведь я сама — романтик».
Да, играть любовь, жертвенность, муки страсти – это удается ей лучше всего.
На полутонах, без излишней чувственности, без ярких красок и острых углов, — тихо, тихо, как первая капель, нежно, нежно, как подснежник…
Ее актерская игра – сложна и потому не всем нравится.
Ее красота – настолько утонченная и оригинальная, что некоторые зрители возмущаются – где красота-то, где вы увидели красоту?! – но режиссеры упорно приглашают Мерил Стрип на роли красавиц. В фильме «Любовница французского лейтенанта» она даже сыграла модель прерафаэлитского братства, а ведь прерафаэлиты писали только самых красивых женщин…
Мерил Стрип отказывается от всех ролей, которые ей кажутся недостойными или неинтересными. А таковыми ей представляется большинство... Поэтому она появляется в кино так редко.
«За год я получаю всего три интересных сценария — всего три! Причем в двух из них роли совершенно не для меня. Поэтому, если удается сняться в одном фильме, я считаю, что мне неслыханно повезло, — говорит актриса. — И все же я всегда верю, что мой новый фильм будет иметь огромный успех. Каждый раз, когда я смотрю смонтированный фильм, мне кажется, что получилось гораздо лучше, чем можно было ожидать».
Но нельзя отрицать того, что у Мерил Стрип безупречное чутье на качество: почти все ее фильмы удачны.
Какой трепетной и загадочной была она в фильме "Любовница французского лейтенанта" со своими буйными рыжими кудрями и странным, нездешним лицом...
Какой хрупкой, ранимой и беспредельно женственной была она в фильме "Выбор Софи", где ее героиню в концлагере принуждают выбирать из двоих детей - одного, которому обещают жизнь...
Какой загадочной, отважной и белой - ослепительно-белой, как лебедь, как подснежник! - была она в фильме "Из Африки".
Мерил Стрип изумила всех, сыграв гламурную стерву в мелодраме «Дьявол носит Prada», и даже эта стерва в ее исполнении обрела большую сложность, чем задумывалось в книге, и из-под фарфоровой холеной маски ее проглядывает сильная, но ранимая женская душа...
Потом Мерил удивила всех тем, как в весьма почтенном возрасте – ей исполнилось тогда пятьдесят восемь! – здорово поет и танцует в картине "Мамма Mia!" под музыку группы ABBA, самой популярной группы времен ее молодости. Она выглядит не просто моложавой: временами она выглядит юной! Кажется, ее мастерство может переиграть время. А как она двигается! Как потрясающе она двигается!
Режиссер Сидни Поллак, снимавший Мерил в картине «Из Африки», говорил: «Она великая актриса благодаря ее индивидуальности, ее огромной наблюдательности, ее способности находить компромиссы с самой собой. И к тому же еще редчайший талант. У нее огромное воображение, невероятная интуиция; она мгновенно понимает человеческое поведение, которое не могут понять ненаблюдательные люди и те люди, которые любят только себя. Нужно обращать внимание на мир, вокруг себя, а большинство из нас не делает этого. Они смотрят вам в глаза и думают: «Интересно, что она обо мне думает?». Вы не изучите человека таким образом. Мерил находится в самом мире, она интересуется миром. Она живет полной жизнью, и она познает то, что ей нужно познавать: материнство, любовь, разочарования».
На экране Мерил Стрип царит больше двадцати лет, и за это время каминную полку в ее доме украсила целая коллекция всевозможных наград, среди которых выделяются два «Оскара»: первый — за роль второго плана в фильме «Крамер против Крамера» 1979 года, второй — за «Выбор Софи» 1982 года. А уж сколько раз ее номинировали на «Оскар» и другие, менее престижные награды, она и сама вспомнить не сможет…
Впрочем, несмотря на столь очевидную «звездность», Мерил не страдает звездной болезнью. В повседневной жизни она скромна и доброжелательна. И утверждает, что «слава не может испортить человека, который до сих пор сам гладит себе белье».
Она счастливая жена и мать четверых детей, сама ведет хозяйство, водит машину, готовит, стирает – и гладит белье, да.
Так ее научили в детстве, когда из прирожденной актрисы пытались воспитать идеальную домохозяйку.
Интересна история ее фамилии: «Стрип» по-голландски – «черта».
Предки Мерил были испанскими евреями, которые в XV веке бежали из католической Испании в веротерпимую Голландию. В те времена у евреев не было фамилий, да и голландского письменного языка они не знали, так что вместо подписи ставили черточку, прочерк… И получили прозвище «Стрип».
В XIX веке потомки семейства Стрип перебрались из Европы в Америку, приняли христианство и, как все неофиты, сделались истово религиозны.
И вот через несколько поколений фармацевт по фамилии Стрип женился на художнице, и 22 июня 1949 года в Саммите, штат Нью-Джерси, у них родилась дочка Мэри-Луиза.
«Я получила очень скромное религиозное воспитание в воскресной школе, — вспоминает Мерил Стрип. — Да и оттуда меня в двенадцать лет вышибли за плохое поведение. Правда, я была безумно счастлива, когда это случилось».
Плохим поведением в воскресной школе считалась любовь девочки к кинематографу и желание стать актрисой
Родители этого желания тоже не поощряли.
Мэри-Луиза продолжала образование в привилегированном женском колледже Вассар, куда принимали отпрысков американской аристократии.
Родители мечтали о том, что она познакомится с братом какой-нибудь из соучениц, достойным юношей из хорошей семьи, выйдет замуж и будет вести благопристойную жизнь богатой домохозяйки.
Однако именно в Вассаре Мэри-Луиза впервые вышла на сцену: она участвовала во всех школьных постановках.
Мэри-Луизе никогда не нравилась собственная внешность: близко посаженные глаза, острый подбородок и особенно длинный нос. В детстве она казалась самой себе похожей на старушку. Иногда она даже прорисовывала себе морщины маминым карандашом для глаз – и убеждалась: да, вылитая старушка! К тому же волосы блеклого темного оттенка, скобка на зубах, очки... Мэри-Луиза осознавала свою непривлекательность и в школьном театре Вассара бралась за те роли, которые отвергали другие, более миловидные девочки: роли пожилых женщин или злодеек.
Она и не догадывалась, что осваивает искусство перевоплощения и оттачивает свое будущее актерское мастерство.
Перекрасившись в блондинку, расставшись с очками, Мерил из гадкого утенка превратилась – нет, не в лебедя: в белую цаплю, утонченную, остроносую. Но в любом случае – она преобразившись во всеми признанную красавицу. Однако Мерил относится к своей внешности весьма скептично и с юмором. «Внешность определяет характер женщины, — заявляет актриса. — В молодости я порывалась изменить свой длинный нос, но вовремя поняла, что мой нос — мой характер!»
После Вассара Мерил поступила в Йельский университет, на отделение драмы. Она придумала себе псевдоним, добавив к основному имени «Мэри» первую букву второго. Получилось звучное, запоминающееся «Мерил», напоминающее сразу о великой актрисе Мерилин Монро и о великом волшебнике Мерлине.
Одновременно с учебой Мерил работала художником по костюмам, то есть обшивала несколько небогатых театров. В школе ее научили аккуратно шить, к тому же она всегда отличалась безупречным вкусом. Многие в ту пору считали, что ей лучше стать костюмером или даже модельером. Тем более что какое-то время Мерил не была востребована как актриса, и ей приходилось подрабатывать официанткой.
Однако перед Рождеством 1975 года Мерил позвонил директор нью-йоркского Public Theater Джозеф Папп и предложил главную роль в пьесе «Око за око», а заодно и роль французской принцессы в «Генрихе V». Так началась ее театральная карьера, и Мерил до сих пор благодарна Паппу за это: «Джо дал мне сразу две роли. А ведь он тогда не знал, смогу ли я выйти на сцену, не споткнувшись».
Играя в «Око за око», Мерил Стрип познакомилась с актером Джоном Казале – более всего он известен как Фредди Корлеоне из «Крестного отца» Ф. Ф. Копполы.
Джон был женат, но успел разочароваться в браке.
Он влюбился в юную Мерил – и она ответила ему взаимностью.
Собственно говоря, Джон стал ее первой и самой великой любовью.
Никогда и никто больше не вызвал у нее таких глубоких и сильных чувств.
Но пылкий роман закончился весьма печально.
Джон начал прихварывать, как и многие мужчины, долго игнорировал недомогание, а когда все же сдался врачам – оказалось, что у него рак кости в последней стадии... Кошмарный диагноз поставили, когда Джон считал, что наконец-то его жизнь и карьера наладились: жена дала согласие на развод, Мерил согласилась выйти за него замуж, и они оба были утверждены на роли в фильме Майкла Чимино «Охотник на оленей».
Это был по-настоящему страшный удар судьбы.
К тому же продюсеры, узнав о болезни Джона, решили заменить его другим актером.
Джон почувствовал, что его уже вычеркнули из жизни, и впал в глубокую депрессию. Помог ему Роберт Де Ниро: он заявил, что если Казале из фильма прогонят, то и он откажется сниматься. Де Ниро уже был признанной звездой и с его капризами считались. Поэтому умирающий Джон все-таки сыграл свою последнюю роль... Правда, ее почти полностью из фильма вырезали.
Но Джон об этом не узнал.
Равно как и о том, что «Охотник на оленей» получил 5 «Оскаров».
Мерил старалась поддержать Джона в его последние месяцы, но еще до его болезни она подписала договор на участие в телевизионном фильме «Холокост» и отказаться уже не могла. Им пришлось расстаться на два с половиной месяца...
«Холокост» получил 8 премий «Эмми», одна из которых предназначалась молодой актрисе Мерил Стрип.
Однако Мерил на вручение не пришла. Как только закончились съемки, она приехала к Джону – и оставалась рядом с ним до самой его смерти.
Джон Казале умер 12 марта 1978 года в возрасте сорока двух лет.
Эта утрата стала для Мерил незаживающей раной.
Она до сих пор не может забыть Джона.
...И все же жизнь взяла свое.
Год спустя, снимаясь у Вуди Аллена в «Манхэттене», Мерил искала недорогую квартиру, и приятель ее брата, скульптор Дон Гаммер, предложил ей свою – на те несколько месяцев, которые он собирался провести в Европе.
Когда Гаммер вернулся, Мерил хотела съехать – но он уговорил ее остаться в качестве соседки. Они подружились, потом полюбили друг друга и поженились.
Конечно, Дон не мог заменить Мерил ее возлюбленного Джона, и такой страсти, такого счастья, как с Джоном, ей уже не пришлось испытать.
Но Дон оказался надежным и спокойным – той самой каменной стеной, за которой мечтает укрыться от житейских бурь любая женщина.
Один за другим, появились четверо детей – Генри, Мэри, Грейс и Луиза.
Дон и Мерил купили ранчо в Коннектикуте, чтобы дети росли на природе. И, пожалуй, их брак – один из самых идеальных и долговечных в Голливуде. По крайней мере, они до сих пор вместе и счастливы.
Близкие друзья Мерил считают, что она отказывается от участия в большинстве проектов, которые ей предлагают, не столько из-за того, что не видит ничего достойного для себя, сколько из-за желания больше времени проводить с семьей. Она сама воспитывала своих детей, сама вела хозяйство в доме и только на время съемок нанимала помощницу.
Елена Чернышева