- Эллингтон Эдвард Кеннеди (Дюк) Дата рождения: 29 апреля 1899 года Дата смерти: 24 мая 1974 года
Дюк Эллингтон - две истории одной жизни
Эдвард Кеннеди Эллингтон является одним из наиболее известных джазовых композиторов и исполнителей двадцатого века.
Дюк (в переводе с английского — герцог, прозвище, которое еще в детстве дали ему друзья за аристократические манеры и умение элегантно одеваться).
Эллингтон родился в Вашингтоне в семье со средним достатком. Его отец Джеймс Эдвард служил клерком в Военно-морском министерстве США, а затем стал дворецким в Белом доме. Эллингтон с детства был очень привязан к своей матери Дейзи, которая очень любила и баловала его. У Эллингтона еще в детстве проявилось художественное дарование, и он даже выиграл конкурс на лучший плакат, организованный Национальной ассоциацией развития цветного населения США. Ему была предложена стипендия для учебы в художественном колледже, но Эллингтон, рано самостоятельно научившись игре на пианино, подбирая на слух популярные мелодии в стиле рэгтайм, решил заняться музыкой профессионально.
Он организовал оркестр и стал выступать в клубах Вашингтона, а затем перебрался в Нью-Йорк, где стал выступать в самых знаменитых ночных клу бах, таких, например, как "Коттон Клаб" в Гарлеме. Вскоре он отправился в продолжительное турне по США, которое прошло с огромным успехом. В 1918 году, вскоре после того, как ему исполнилось 19 лет, Эллингтон женился на своей подруге детства Эдне Томпсон, а через год у них родился сын, которого они назвали Мерсер. Вскоре родился их второй сын, но он умер в раннем детстве. Семейная жизнь с Эдной не сложилась. Эллингтон прожил с ней несколько лет, а потом они навсегда расстались, хотя так и не развелись официально. Эдна умерла в 1966 году. Эллингтон умер от рака в Нью-Йорке в возрасте 75 лет.
Дюк Эллингтон всегда отличался аристократичностью манер и грациозностью движений. Он был любимцем женщин, обольстителем и тонким льстецом. Еще во время жизни с Эдной у него было множество любовных связей. По свидетельству его сына Мерсера, во время ссоры из-за одной из таких связей у Эдны в руках оказался нож, а у Дюка на лице появился шрам. Дюку всегда очень нравилось внимание, которое обращали на него женщины, и Мерсер написал: "Отец и пошел-то в шоу-бизнес потому, что это всегда давало возможность посадить где-нибудь поблизости девушку и наслаждаться тем, как она восхищенно смотрит на тебя, пока ты играешь на пианино".
Эллингтон никогда не стремился найти какую-нибудь совершенную женщину. Ему даже нравилось, если у женщины был какой-нибудь физический недостаток, например, слишком большая грудь, шрам или непропорциональное телосложение. У него было так много женщин, с которыми он был близок, что иногда ему приходилось придумывать какие-то хитрости, чтобы с ними со всеми справиться. В 1972 году, например, на джазовый фестиваль с его участием собралось столько его любовниц, которые поселились к тому же в одной гостинице, что в один прекрасный день он был вынужден попросить своего друга пригласить на обед двух из них, а сам в это время ушел в свой гостиничный номер с третьей.
Совместная жизнь с Эдной закончилась после того, как она узнала о страстной любовной связи Эллингтона с молодой актрисой. Мерсер позже написал, что это была одна из самых серьезных интимных связей в жизни его отца. Дюк, тем не менее, отказался развестись с Эдной и жениться на этой актрисе, и она покинула его навсегда.
Милдред Диксон, с которой Эллингтон познакомился в Нью-Йорке, поселилась в его доме в 1930 году и прожила с ним 10 лет. Затем в жизнь Эллингтона ворвалась красавица Беатрис Эллис. На протяжении следующих 37 лет она называла себя Иви Эллингтон, жила в роскошных апартаментах в Нью-Йорке, приобретенных для нее Дюком, и терпеливо ожидала его очередного визита, который, обычно бывал не очень продолжительным. После смерти Эдны Иви была уверена, что станет женой Дюка. К ее величайшему изумлению он наотрез отказался на ней жениться, даже после того, как она стала угрожать ему пистолетом. Иви продолжала после этого свою одинокую жизнь, а Дюк ежедневно звонил ей, писал ей письма, осыпал ее цветами, конфетами и фруктами и иногда посещал ее в ее роскошных апартаментах.
В 1959 году Эллингтон познакомился с певицей ночного клуба Фернандой де Кастро Монте. Она стала часто сопровождать его во время его бесконечных турне по всему миру. Он всегда называл ее "герцогиня". Мерсер так описывает одну из встреч с Фернандой в Лас Вегасе: "Мы с отцом провожали ее на вокзале. На ней было великолепное норковое пальто. Перед тем, как поезд тронулся, она распахнула свое пальто. На ней под ним не было абсолютно ничего. Она обняла Дюка, поцеловала его и вошла в вагон". У Фернанды был отменный вкус. Она приучила Дюка к водке и икре. Икру он поедал в огромном количестве, считая ее афродизиаком. Когда Фернанда стала выдвигать определенные требования, Эллингтон заявил, что он официально женат на Иви. Иви, кстати, так ревновала Дюка к Фернанде, что во второй раз угрожала ему пистолетом.
Фернанда де Кастро Монте была пятой и последней известной женщиной, с которой у Дюка была длительная интимная связь. У него, конечно, было множество любовных связей с другими женщинами. Некоторые из них даже разводились со своими мужьями в надежде завоевать таким образом сердце Дюка. Взгляды его на жизнь такие поступки не изменили. До конца своей жизни Эллингтон утверждал: "Моя любовница — музыка, и только она может играть первую скрипку".
Дюк Эллингтон и его музыка.
Когда-то наш великий поэт Анна Ахматова написала: 'Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...'. Искусство джаза, которое сегодня числится в разряде элитарных, которому предоставлены престижные сценические площадки, родилось и выросло даже не из сора. Портовый, разноголосый Новый Орлеан породил ритмичную, почти непристойную музыку в кварталах бомжей, в бандитских притонах, в грязных и дешевых танцзалах. И то, что всего за несколько десятилетий очень специфический музыкальный жанр пробился в аристократы, заслуга буквально нескольких человек. Правда, это были самые настоящие гении. И один из этих немногих - Дюк Эллингтон.
Он и родился не в трущобах, как, допустим, тот же Луи Армстронг. Семья Эллингтона проживала в Вашингтоне и принадлежала к сословию, которое можно назвать средним негритянским классом той эпохи.
Он родился 29 апреля 1899 года и был назван Эдвардом Кеннеди Эллингтоном (джазовая кличка Дюк - Герцог пришла к нему позже). С детства Эдвард Кеннеди отличался прекрасными манерами и безупречно правильной речью, безоговорочно требовал уважения к себе. Возможно, уже тогда он ощущал, что создан для какой-то великой роли в этом мире.
Когда Дюку исполнилось семь лет, мать решила обучать его музыке - так было принято в приличных домах. Но серьезно фортепьяно парень увлекся лишь лет в 15, ему захотелось выступать на танцах, чтобы нравиться девушкам. Одна из таких девушек стала его женой, когда Дюку едва исполнилось 19 лет. Через год у них родился сын Мерсер, который впоследствии станет музыкантом в оркестре своего отца. А пока Дюк, завороженный рассказами о Нью-Йорке, где музыкантам джаза в респектабельных ресторанах и танцзалах Гарлема платят бешеные деньги, собрал свой небольшой оркестр и двинулся с ним завоевывать искушенную нью-йоркскую публику. Шел 1923 год.
Ансамбль из Вашингтона начал свою карьеру в довольно известном гарлемском "Эксклюзив клубе", затем стал выступать в гангстерском кабаре "Голливуд", где окончательно сложился особый звук оркестра Эллингтона, в частности, стиль "джунгли". С этим оркестром Дюк пришел в "Коттон" - престижное место развлечений гангстеров, нью-йоркской элиты. Здесь не только давали шоу для посетителей клуба, но и транслировали их по радио на всю страну. Так, к началу 30-х годов Дюк и его музыканты выбиваются в первые ряды всеамериканской популярности. |
Дюк был не только музыкальным руководителем своего оркестра - он был его хозяином. Исследователи жизни и творчества Эллингтона до сих пор удивляются: Дюк не был великим музыкантом, не был великим композитором, не был великим аранжировщиком или даже великим менеджером. Однако, обладая всеми талантами понемногу, он умело их сочетал - оттого его оркестр славился и репертуаром, и стилем, и коммерческим успехом.
30-е годы. Эра биг-бэндов - больших оркестров. Их было много - блестящих, почитаемых и по сей день: Каунта Бейси, Бенни Гудмена, Томми Дорси, Гленна Миллера... Однако, оркестр Эллингтона занимал какое-то особое место в этом ряду - классической основательности, аристократической строгости, академической серьезности. Им восхищались не только простые поклонники танцевальной музыки, но и уважаемые мэтры философии, литературы, живописи, симфонической музыки. Ценить Эллингтона стало хорошим тоном в высшем обществе.
Оркестр процветал. Во всех смыслах. Но тут началась Вторая мировая война, стране стало не до развлечений, на смену биг-бэндам пришли маленькие группы "комбо", состоявшие из виртуозных солистов-музыкантов. Большие оркестры финансово проигрывали конкуренцию недорогим и мобильным "комбо". После войны почти все биг-бэнды разорились и были распущены. С трудом сводил концы с концами и оркестр Эллингтона.
Чтобы не разориться, Дюк выступал со своим оркестром в качестве аккомпанирующего состава на записях эстрадных номеров модных тогда певцов и певиц. Часто на пластинках название оркестра даже не упоминалось. А в джазе появились радикальные реформаторы, создавшие стиль "би-боп" - музыку, совсем не похожую на предшествовавшую. Публика увлекалась новой модой, оркестр Эллингтона воспринимался как нечто устаревшее, прабабушкино, никому больше не нужное.
Молодежь, заполнившая зал Ньюпортского джаз-фестиваля в 1956 году, в большинстве своем и не знала о существовании оркестра Дюка Эллингтона. Поэтому, когда Дюк со своими музыкантами вышел на сцену, в зале воцарилась тишина недоумения. Оркестр сыграл пару номеров - зал скучал. Но вот заиграли "Крещендо в голубом" - старую, известную пьесу Дюка, солировал в ней тенор-саксофонист Пол Гонзалвес. Может быть ярость музыкантов придала им энергии, но ритм они взяли бешеный. Через несколько минут потрясенный зал вскочил на ноги. Испугавшись, что могут возникнуть беспорядки, продюсер фестиваля попросил Дюка заканчивать пьесу, но разгоряченного саксофониста Гонзалвеса было уже не остановить. Его соло длилось шесть с половиной минут. И даже в записи это производит магическое воздействие. Зал бесновался в восторге. А ведь это были люди эпохи первых рок-н-роллов - острых и безумных.
Уже на следующий день сенсация в Ньюпорте стала содержанием всех газет. Пластинка с записью фестиваля вышла в сотнях тысяч экземпляров. Оркестр Дюка Эллингтона вновь вернул себе славу одного из лучших. Теперь уже навсегда.
К тому времени сам Дюк не был больше тщеславным молодым человеком. К маэстро пришло осознание своей художественной и общественной миссии. Он пишет и исполняет крупные оркестровые произведения. Франция награждает его орденом Почетного легиона, он выступает с оркестром в Белом доме и резиденции английской королевы. Кстати сказать, для последней Дюк написал специальную "Королевскую сюиту", выпустил пластинку в единственном экземпляре и подарил ее монаршей особе. Воистину, подарок герцога королеве!
Весной 1972 года у Эллингтона нашли рак. К тому времени ушли из жизни многие из старых соратников Дюка. И 24 мая 1974 года маэстро покинул сей мир. Если сравнить его жизнь с его музыкой, то можно сказать: «Караван прошел через пустыню и скрылся в ночи».
Автор: Владимир Грибанов
Сайт: Аргументы И Факты
Статья: Дюк Эллингтон: аристократ джаза