- Хиль Эдуард Анатольевич Дата рождения: 4 сентября 1934 Дата смерти: 4 июня 2012
Эдуард Анатольевич Хиль - советский и российский эстрадный певец, народный артист РСФСР (1974). 4 сентября 1934 - 4 июня 2012.
Песни
А
А где родились (А. Морозов — А. Поперечный)
А день-то какой (А. Морозов — М. Рябинин)
А люди уходят в море (А. Петров — Ю. Панкратов)
Английская песня (В. Баснер — М. Матусовский)
А туман на луга ложится (В. Баснер — М. Матусовский)
А цыган идёт (А. Петров — В. Кружков, Р. Киплинг)
Аврора (О. Хромушин — Б. Гершт и Г. Прусов)
Астры осенние (Н. Харито — С. Грей)
Аты-баты (В. Мигуля — М. Танич)
Ах, какие сегодня зарницы (В. Баснер — М. Матусовский)
Б
Баллада о гитаре и трубе (Я. Френкель — Ю. Левитанский)
Баллада о кирзовых сапогах (М. Табачников — М. Лисянский)
Баллада о Ленинграде (О. Хромушин — Б. Гершт и Г. Прусов)
Баллада о солдате (В. Соловьёв-Седой — М. Матусовский)
Барабан (Л. Лядова — И. Шаферан)
Белая земля (П. Аедоницкий — Ю. Визбор)
Белой акации гроздья душистые (В. Баснер — М. Матусовский)
Берёзовый сок (В. Баснер — М. Матусовский)
Бирюсинка (Э. Колмановский — Л. Ошанин)
Большой привет с большого БАМа (А. Морозов — В. Гин)
Будет жить любовь на свете (В. Дмитриев — А. Ольгин)
Была судьба (В. Баснер — М. Матусовский)
В
В дозоре (А. Морозов — Ю. Марцинкевич)
В нежданный час (А. Бабаджанян — Л. Дербенев)
В чужом городе (А. Островский — Л. Ошанин)
В боевом походе (Ф. Клибанов — В.Корчагин)
Ваше благородие (И. Шварц — Б. Окуджава)
Весенний Ленинград (А. Колкер — М. Ромм)
Весна Победы (Ф. Клибанов — О. Дьяченко)
Вечерняя песня (А. Бабаджанян — Н. Грибачев)
Враги сожгли родную хату (М. Блантер — М. Исаковский)
Всё на свете семечки, друзья (В. Баснер — М. Матусовский)
Всё хорошо (из мультфильма Смешарики. Начало)
Всего сильней
Вы возьмите меня в море моряки (В. Баснер — В. Высоцкий)
Вы разрешите с Вами познакомиться (Д. Тухманов — И. Кохановский)
Г
Голубые города (из кинофильма «Два воскресенья»), (А. Петров — Л. Куклин)
Горькая свадьба (С. Пожлаков — К. Чашечников)
Гори, гори, моя звезда (П. Булахов — В. Чуевский)
Горько (С. Пожлаков — Ю. Паркаев)
Гроза от нас уходит вспять (В. Баснер — М. Матусовский)
Грусть (В. Шеповалов — К. Рыжов)
Д
Два брата (В. Гаврилин — В. Максимов)
Дважды два — четыре (В. Шаинский — М. Пляцковский)
Девушка в сапожках (С. Пожлаков — Л. Куклин)
Дождь на Неве (В. Шеповалов — Б. Гершт, К. Григорьев)
Дорогой длинною (Б. Фомин — К. Подревский)
Дорожная песенка (В. Баснер — М. Матусовский)
Е
Емеля (Э. Ханок — М. Пляцковский)
Если бы парни всей Земли (В. Соловьёв-Седой — Е. Долматовский)
Есть на свете любовь (Р. Майоров — М. Рябинин)
Ж, З, И
Жди меня (М. Блантер — К. Симонов)
Журавлёнок (Э. Колмановский — И. Шаферан)
Зима (Э. Ханок — С. Островой)
И всё-таки море
И только потому мы победили (В. Баснер — М. Матусовский)
Иван Иваныч
Идут белые снеги (В. Плешак — Е. Евтушенко)
К
Как провожают пароходы (А. Островский — К. Ваншенкин)
Как скажи тебя зовут (В. Баснер — М. Матусовский)
Как хочется жить на земле (С. Пожлаков — Г. Горбовский)
Калинка (И. Ларионов — И. Ларионов)
Катюша (М. Блантер — М. Исаковский)
Когда плачут тюльпаны (С. Пожлаков — Э. Кузнецов)
Колыбельная Брамса (В. Баснер — М. Матусовский)
Корабли (А. Колкер — И. Кашежева)
Крейсер «Аврора» (В. Шаинский — М. Матусовский)
Крестики-нолики (В. Баснер — М. Матусовский)
Круги на воде
Л, М
Лесорубы (А. Островский — М. Танич)
Лунный камень (А. Островский — И. Кашежева)
Маки (В. Баснер — Г. Поженян)
Маленький принц (М. Таривердиев — Н. Добронравов)
Мальчишки (А. Островский — Л. Ошанин)
Мамины глаза (Е. Мартынов — М. Пляцковский)
Марш ВМФ (Ф. Клибанов — Б.Благодатный)
Маэстро Петербург (Ф. Клибанов — Т. Тимофеева)
Мне б только знать… (из кинофильма «Моя улица»), (Е. Птичкин — И. Шаферан)
Мой адрес — море (Б. Савельев — М. Пляцковский)
Море надо понимать (Б. Терентьев — В. Харитонов)
Море стало строже (А. Пахмутова — С. Гребенников, Н. Добронравов)
Море с четырёх сторон (П. Аедоницкий — И. Шаферан)
Моряк сошёл на берег (А. Островский — М. Танич, И. Шаферан)
Москвич (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
Моя добрая мама (В. Плешак — А. Шавелёв)
Мужской разговор (В. Дмитриев — А. Мерлин)
Мы — армия народа (Г. Мовсесян — Р. Рождественский)
Мы машины провожаем (А.Дихтярь — Э.Ханок)
Мы строим БАМ (А. Морозов — В. Гин)
Н
На безымянной высоте (В. Баснер — М. Матусовский)
На взлёт! (А. Пахмутова — С. Гребенников, Н. Добронравов)
Нас водила молодость (Г. Портнов — Э. Багрицкий)
Не браните молодых (С. Пожлаков — Э. Кузнецов)
Не встретимся (А. Островский — И. Кашежева)
Не зря тебя назвали «Москвичом» (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
Надежды маленький оркестрик (М. Блантер — Б. Окуджава)
Наша песня не кончается (А. Петров — Л. Куклин)
Наша романтика трудна (А. Петров — А. Чепуров)
Не было печали (О. Фельцман — И. Шаферан)
Не волнуйся мама (П. Аедоницкий — И. Шаферан)
Не плачь, девчонка (В. Шаинский — В. Харитонов)
Никто тебя не любит так, как я (А. Морозов — М. Рябинин)
Ну, погоди (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
О
О синих маяках (М. Блантер — Б. Окуджава)
Обнимая небо (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
Огонь Прометея (О. Фельцман — Н. Олев)
Один на один (В. Баснер — М. Матусовский)
Одинокая гармонь (Б. Мокроусов — М. Исаковский)
Ой ты, море-морюшко (В. Баснер — Б. Кудрявцев)
Океан (П. Аедоницкий — Л. Завальнюк)
Опять плывут куда-то корабли (А. Колкер — И. Кашежева)
Остановись (С. Пожлаков — Г. Горбовский)
Остаюсь ленинградцем (С. Пожлаков — Ю. Паркаев)
Острова разлуки
П
Песенка военных корреспондентов (М. Блантер — К. Симонов)
Песни наших отцов (Я. Дубравин — В. Суслов)
Песня о горячем металле (В. Шаинский — Л. Ошанин)
Песня о добром человеке (С. Пожлаков — Р. Амусина)
Песня о друге (из кинофильма «Путь к причалу»), (А. Петров — Г. Поженян)
Песня о любви
Песня остается с человеком (А. Островский — С. Островой)
Песня о почте (П. Аедоницкий — И. Шаферан)
Пилот не может не летать (В. Баснер — М. Матусовский)
Письма (П. Аедоницкий — В. Лазарев)
Письмо без адреса (О. Фельцман — И. Шаферан)
Письмо к матери (В. Липатов — С. Есенин)
Планету оборудуем на совесть (В. Баснер — М. Матусовский)
Пограничная застава (В. Баснер — М. Матусовский)
Под горою Митридат (В. Махлянкин — М. Танич)
Подмосковные вечера (В. Соловьёв-Седой — М. Матусовский)
Подруженька гитара (М. Блантер — К. Симонов)
Пора в путь дорогу (В. Соловьёв-Седой — С. Фогельсон)
Пора любви (С. Пожлаков — Г. Горбовский)
Приходи (П. Аедоницкий — С. Островой)
Прощание с морем (А. Колкер — К. Рыжов)
Прощаться рано (В. Баснер — М. Матусовский)
Р
Ребята 70-й широты (С. Пожлаков — Л. Лучкин)
Рыцари без страха и упрёка (Э. Колмановский — К. Ваншенкин)
С
Себежаночка (М. Матвеев — А. Чуркин)
Семёновна (Е. Барыбин — Ю. Погорельский)
Середина лета (В. Баснер — М. Матусовский)
Серёжка ольховая (Е. Крылатов — Е. Евтушенко)
Сибирячка (В. Дмитриев — С. Беликов)
Синева (В. Гамалия — Р. Рождественский)
Скажи зачем (М. Глинка — С. Голицын)
Случайность (А. Экимян — Е. Долматовский)
Сормовская лирическая (Б. Мокроусов — Е. Долматовский)
Старый клён (А. Пахмутова — М. Матусовский)
Строгий капрал (Как хорошо быть генералом…) (В. Гамалия — М. Танич)
Сурок (В. Бетховен — В. Коломейцев)
Счастливый день (В. Дмитриев — М. Рябинин)
С чего начинается Родина (В. Баснер — М. Матусовский)
Т
Та река, где ты родился (В. Баснер — М. Матусовский)
Так уж бывает (Я. Френкель — М. Танич, И. Шаферан)
Такие ночи (из кинофильма «Когда песня не кончается»: дуэт с М. Кристалинской), (Г. Портнов — ?)
Такое чудо (В. Дмитриев — М. Рябинин)
Твои следы (А. Бабаджанян — Е. Евтушенко)
Течёт река Ижора («Про Колпино»)
Только мы (Н. Каладжера — М.Рябинин): дуэт с Э. Пьехой
Только раз (Б. Фомин — П. Герман)
Трус не играет в хоккей (А. Пахмутова — Н. Добронравов)
Ты и небо (На взлёт, снова сигнал на взлёт…) (А. Морозов — А. Азизов)
Ты, море и я (А. Бабаджанян — Р. Рождественский)
У
Уланы и драгуны (А. Кальварский — М. Танич)
Улыбнись (В. Соснов — М. Рябинин)
Утренняя песня (Г. Свиридов — С. Виленский)
Утро туманное (А. Абаза — И. Тургенев)
Уходит рыбак (из кинофильма «Человек-амфибия»), (А. Петров — Ю. Друнина)
Уходят капитаны (А. Островский — А. Покровский)
Х
Ходит песенка по кругу (О. Фельцман — И. Шаферан, М. Танич)
Ходит по полю девчонка (М. Фрадкин — Н. Рыленков)
Хороши весной в саду цветочки (Б. Мокроусов — С. Алымов)
Ц, Ч
Человек из дома вышел (С. Пожлаков — А. Ольгин)
Человек за рулем (П. Аедоницкий — И. Шаферан)
Человеку надо мало (Г. Мовсесян — Р. Рождественский)
Червяк (А. Даргомыжский — П. Беранже, В. Курочкин)
Чему учат в школе (В. Шаинский — М. Пляцковский)
Что такое счастье (В. Дмитриев — А. Ольгин)
Что у вас, ребята, в рюкзаках (Ю. Зарицкий — Л. Куклин)
Ш, Э, Ю
Шутка
Эй, ямщик, гони-ка к Яру (А. Обухов — Е. Юрьев)
Это было недавно, это было давно (В. Баснер — М. Матусовский)
Юрмала (А. Пахмутова — Р. Рождественский)
Я
Я вас любил (А. Даргомыжский — А. Пушкин)
Я встретил Вас (В. Шереметьев — Ф. Тютчев)
Я здесь, Инезилья (М. Глинка — А. Пушкин)
Я ехал к Вам (И. Шварц — А. Пушкин)
Я не вернусь (Б. Прозоровский — С. Касаткин)
Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой — вокализ, музыка А. Островского
Я помню чудное мгновенье (М. Глинка — А. Пушкин)
Я шагаю по Москве (из кинофильма «Я шагаю по Москве»), (А. Петров — Г. Шпаликов)
Я — двадцатый век (П. Аедоницкий — И. Шаферан)
Ямщик, не гони лошадей (Я. Фельдман — Н. Риттер)
Ярославия (П. Аедоницкий — Л. Ошанин)
Добрый день. У нас (в Норильске) на ТВ в 60-х был ролик, где Хиль исполнял задорную песню. Помню слова припева: - Неужели папа я? - Замирает сердце! - Неужели папа я? - Что-то плохо верится... - Все вокруг мне друзья! - И сегодня мне не петь нельзя!
Помянем и тут...
Как хорошо быть генералом! И в 75
4 сентября народному артисту России, легенде советской эстрады Эдуарду Хилю исполняется 75 лет. Накануне юбилея Эдуард Анатольевич рассказал "РГ", как болеет за "Зенит", какие песни поет вместе с сыном и внуком и как за него однажды заступился Юрий Гагарин.
Первый приз - пачка печенья
-Эдуард Анатольевич, как отметите дату?
- У нас в семье не заведено пышно отмечать дни рождения. Вдвоем с Зоей сядем за стол, дети придут. Могу накануне праздника или даже утром сказать: "Пойдем куда-нибудь?"
- А зрители, друзья?
- 3 октября - концерт в Большом драматическом театре имени Товстоногова. Я не очень люблю большие залы и "грандиозные" концерты (вообще не люблю ничего помпезного), а товстоноговский театр - удобный. Там, можно сказать, прошло мое детство. И позже я туда часто приходил. Георгий Александрович ко мне тепло относился. Когда в зале не было свободных мест, он отдавал мне свое, а сам стоял. Я знал многих знаменитых актеров, которые уже ушли в мир иной, и тех, кто до сих пор работает в БДТ.
Будут концерты в разных театрах, домах культуры, потому что собрать друзей вместе никак не получится, все заняты. Хочу, чтобы пришли приятные для меня люди, которые хотят меня поздравить: Эдита Пьеха, Людмила Сенчина, Сергей Захаров, Марина Капуро, Таисия Калинченко, Михаил Боярский, Светлана Крючкова, Алиса Фрейндлих, Мария Пахоменко, композиторы Александр Колкер, Георгий Портнов, Яков Дубравин, Игорь Корнелюк. К сожалению, Исаак Шварц недавно болел, ему сейчас трудно выступать.
- В каких только залах вам не доводилось петь за 50 лет! А первое выступление помните?
Помню. Ленинград, 1949 год. Я учился тогда в полиграфическом техникуме, у нас был вечер, я спел песню "Заветный камень" Бориса Мокроусова и получил приз - пачку печенья. Мы с друзьями так обрадовались! Пошли пить чай с ним. А залов, действительно, было много. И в сельских клубах петь приходилось. Выходил на сцену, зрители сидят в шубах, пар изо рта, печка топится. Можно было отказаться от выступления, уехать, но люди-то пришли на концерт, они не виноваты, что нерасторопные организаторы не натопили заранее. В 70-е годы я со своим ансамблем был в Голландии - Амстердаме, Роттердаме. Пел в первом отделении, а во втором - Иван Ребров, знаменитый на Западе певец, у него был русский репертуар. Огромные залы на четыре с половиной тысячи мест, с прекрасной акустикой. Народу полно. Ездил работать в Германию, Францию, Италию, Швецию, Америку, Австралию, когда надо было выживать в конце 80-х, в 90-е. И на стадионах в советское время пел. А начинал я в 1953 году на оперной сцене, когда еще учился в ленинградской консерватории. Много партий исполнял - Фигаро, Томского, Онегина, Елецкого.
-Вот про вас пишут в Интернете: "Эдуард Хиль 30 лет пел самые мажорные песни советской эстрады, заражая своим оптимизмом миллионы людей. Но его самого жизнь по головке не гладила". Согласны с этим?
- Смотря кто "не гладил". Может быть, власти и "не гладили", да. А люди своими аплодисментами, улыбками, криками "браво!" подбадривали меня. Любовь публики гораздо выше и сильнее всевозможных званий. Можно иметь несколько званий, но не быть популярным в народе.
- В детстве кем хотели быть?
- Моряком. Плавать по морям, океанам. (Улыбается.) Позже, лет в 13-14, уже мечтал стать художником. Почему пошел в полиграфисты? На художника надо было учиться 7 лет, а я жил у дяди. Он посоветовал поступить в полиграфический техникум.
Музыкальная семья
-К вашему юбилею кто-нибудь написал песню?
- Песня пишется, когда приходит вдохновение. Когда родился мой сын, композитор Владимир Федоров пришел ко мне: "Я песню для тебя написал "Неужели папа я?" Жена еще в роддоме лежала, а я уже пел эту песню на сцене. Такая веселая, шуточная. Потом клип сняли.
- Вам нравится голосок 12-летнего Эдика Хиля, внука?
- Да, он молодец. Самое главное, что ему нравится петь, не из-под палки занимается. Он учится в хоровом училище Капеллы имени Глинки. Есть программа "Папа, дедушка и я - музыкальная семья" - я, сын Дима и Эдик выступаем вместе. Дмитрий пишет музыку, у него много хороших песен - о блокаде, о войне, о нашем городе: "Город Достоевского", "Невский", "Осень в Петербурге", "Фонтанка", "Петроград, Петербург, Ленинград".
- Несколько месяцев назад вы с женой отметили золотую свадьбу. В чем секрет долголетия брака?
- Долголетие, популярность, успешность - все дается сверху, запрограммировано заранее, я так считаю. У одного веселое детство, а старость ужасная, у другого - наоборот. У всех по-разному. Вот у нас такая семья. Мы друг друга понимаем с полуслова, полувзгляда. Когда живешь с человеком не один десяток лет, надо уметь и терпеть, и приспосабливаться, и многое прощать.
- Правда, что Зоя Александровна не дает вам выступать слишком много?
- Да. Многим отказывает, бережет меня. Зоя ведь моя верная помощница, мой директор. Но я иногда вырываюсь, еду чаще всего в Москву.
- Многим интересно, чем сейчас занимается Хиль?
- Готовлюсь к юбилейным концертам. В свободное время живу на даче. Все время там что-нибудь переделываю. Сделал лестницу - не понравилось, хочу другую - с металлическими перилами, покрыть их краской "Спецназ". У меня шифер, я в прошлом году покрасил его этой краской. Потрясающе! И все соседи вокруг стали так делать. Выглядит, как будто это металлочерепица! Культиватор купил, чтобы вспахивать землю. Вот такие новости.
- Книгу не пишете?
- Нет. Написал несколько глав для журналов - о Соловьеве-Седом, Свиридове, Гаврилине. Яркие, самобытные композиторы, "глыбы".
- Болеете, как все петербуржцы, за "Зенит"?
- Я вообще болею за спорт, за наши, российские команды. Хотя в футболе сейчас сложно: переставляют игроков из одной команды в другую, покупают, продают за рубеж. Мне больше нравятся те клубы, в которых наши футболисты - петербургские, московские. А то получаются какие-то сборные мира, где играют люди из разных стран.
Уходят но в сердце на вечно остаются
Дождь открывает двери в небеса
И алой зарёй скорбь разольется
Затихнут вскоре голоса
Друг,брат..прости что не сумели..
По осколкам хрупкого стекла
Ты шёл судьбе на встречу
Шел легко и до конца
Был прост добр с улыбкой ангела
С открытой русскою душою
Со взглядом полного тепла
Догорели звезды луна с небес ушла
Там в дали за рекою занялась заря..
Эдуард Анатольевич Хиль родился 4 сентября 1934 года в Смоленске. Отец - Анатолий Васильевич был механиком. По отцовской линии: дедушка - Василий Нилович возглавлял церковный хор, был репрессирован; бабушка - Федора, домашняя хозяйка. Мать - Елена Павловна, бухгалтер. По материнской линии: дедушка - Павел Трофимович, участвовал в строительстве Беломорканала; бабушка - Александра Фоминична, железнодорожный билетный кассир.
С раннего детства Эдуард слышал народные смоленские распевы и запомнил их на всю жизнь, а его детская судьба сложилась очень тяжело. Семья распалась и он воспитывался мамой. Начавшаяся война принесла неизмеримые страдания. Во время бомбёжки детский сад, в котором находился Эдик, был эвакуирован. Шестилетний мальчик потерял связь с мамой и оказался в вагоне поезда, доставившего его в Беково Пензенской области, а затем он оказался в детском доме посёлка Раевский недалеко от Уфы. Там предстали страшные картины умирающих в лазарете бойцов. Умирали не только бойцы но и воспитанники детского дома из-за голода, холода, отсутствия всего самого необходимого. Сами же воспитанники хоронили своих товарищей. Эдик нашёл силы не только выжить в этом аду, но и участвовать в художественной самодеятельности, выступал в госпитале перед ранеными. Вместе со своим другом Мишей дважды пытался сбежать на фронт, но оба раза их возвращали обратно. В конце 1943 года Хиля разыскала мама и увезла домой в только что освобождённый родной Смоленск, от которого остались одни руины.
В 1949 году Эдуард приехал в Ленинград и поступил в полиграфический техникум, окончил его, работал на офсетной фабрике. Ещё в период учёбы в техникуме начал заниматься в оперной студии Дворца культуры им. Кирова, затем на подготовительном отделении консерватории, а в 1955 году Хиль поступил в Ленинградскую Государственную консерваторию имени Римского-Корсакова, где занимался на вокальной кафедре у профессора Евгения Григорьевича Ольховского, овладевал камерным пением у профессора Зинаиды Петровны Лодий, постигал актёрское мастерство у режиссёров Э. Г. Пасынкова и А. Н. Киреева.
Ещё в годы учёбы состоялись выступления в оперной студии консерватории, со сцены которой Хиль исполнил многие ведущие оперные партии. Он пел Фигаро в "Свадьбе Фигаро" Моцарта и в "Севильском цирюльнике" Россини, Януша из "Гальки" Манюшко, ведущие партии в "Евгении Онегине" и "Пиковой даме", графа Эльфора в "Чёрном домино" Обера. За исполнение последней партии Эдуард Хиль стал лауреатом фестиваля "Белые ночи". С 1955 года Хиль - солист Филармонического отдела "Ленконцерта", выступал с народными песнями, старинными и классическими романсами.
В 1960 году, по окончании консерватории продолжились выступления и в спектаклях Оперной студии консерватории, состоялись и первые концерты с классическим и камерным репертуаром из произведений Чайковского, Римского-Корсакова, Шостаковича, Верди, Бизе, Пуччини, Гуно, Шуберта, Бетховена, Мусоргского. Появилось и увлечение эстрадной песней, понимание которой, по признанию самого певца, пришло во время концерта К. И. Шульженко, которая, говоря его словами, "заставила переживать, чувствовать, радоваться и горевать, улыбаться и грустить". И он увидел, как можно увлечь целый зал. Этот вечер стал для молодого певца своеобразным моментом переоценки ценностей: "Я полюбил эстрадную песню, понял, какие большие возможности заключены в ней".
Первое выступление с эстрадным репертуаром в Москве состоялось в 1962 году на сцене ЦДРИ, где молодого певца представил Л. О. Утёсов.
В 1962- м году Э. Хиль был приглашен в Москву для участия во Втором Всероссийском конкурсе артистов эстрады. За исполнение песен Г. Свиридова "Маритана" и "История про бублики", песни А. Петрова из фильма "Путь к причалу" Хиль становится лауреатом конкурса.
В 1965 году Эдуард Хиль принимает участие в Фестивале советской песни, собравшем лучших её исполнителей, включая признанных классиков жанра К. Шульженко и Л. Утёсова. Огромный успех у зрителей и организаторов этого фестиваля открывает Хилю дорогу на международную эстрадную сцену. В том же году он становится лауреатом авторитетнейшего в то время Сопотского фестиваля, где получил второе место за исполнение польской песни "Раз, только лишь раз", вывел в число победителей песню А. Петрова "Я шагаю по Москве" и покорил публику блестящим исполнением "Песни любви" А. Островского на заключительном концерте.
В 1966 году Эдуард Хиль получает признание и в мало знакомой с русским искусством Бразилии, где на международном конкурсе "Золотой петух" приносит песне А. Петрова "А люди уходят в море" четвёртую премию. Зрительские же симпатии бразильцев отдали русскому певцу безоговорочное первенство. Тепло принимал 20 тысячный зал "Мараканазинья", где проходил фестиваль, и исполнение Хилем "Подмосковных вечеров" с аккомпанементом автора В. П.Соловьёва-Седого.
В 1967 году композитор Андрей Петров получает Государственную премию СССР за ряд сочинённых им песен, этот успех по праву делит и Эдуард Хиль, исполнивший большинство из них, чаще всего впервые. В 1968 году Эдуард Анатольевич становится Заслуженным артистом РСФСР.
Плодотворно работал певец с А. Островским, А. Пахмутовой, В. Гаврилиным, О. Фельцманом, М. Блантером, В. Баснером, В. Соловьевым-Седым, В. Дмитриевым, Г. Портновым, М. Фрадкиным, А. Колкером и другими известными композиторами, не только исполняя первым их песни, но и участвуя в самом процессе создания мелодий и стихов. Для целой же плеяды молодых ленинградских композиторов исполнение Эдуарда Хиля стало важнейшим фактором их становления и признания.
Творческая манера Хиля обращает на себя внимание высочайшей культурой исполнения, составными частями которой являются безукоризненный вокал, высокий артистизм, безупречный вкус, превосходная дикция. Его искусство обретает всё новые краски, он был привлекателен и в камерном репертуаре, и в современной советской песне, и в народных песнях.
На эстраде Хиль проявил себя, прежде всего, умным певцом, знающим, что он делает. Это не мешает эмоциональному наполнению его песен, его своеобразному музыкальному мироощущению. Без него не обходится ни один телевизионный "Огонёк", его имя становится символом. С голосом Хиля ассоциируются лучшие песни эпохи - такие как "А люди уходят в море", "Как провожают пароходы", "Ах, море, море", "Лесорубы", "Человек из дома вышел", "Ходит песенка по кругу", "Это было недавно, это было давно", "Голубые города", "Как хорошо быть генералом", "Зима", "Берёзовый сок", "Солнечная баллада", "Два брата", "Лунный камень", "Пора любви" …
В исполнении Хиля есть и радость, и грусть, и любовные страдания, и философские размышления, но нет места пессимизму и безволию, не найти примитива и упрощённого рассказа о сложных чувствах... Герои песен - не только веселые моряки или увальни-лесорубы. Это Экзюпери и Прометей, воины-освободители и бесстрашные лётчики, люди мужественного сердца и доброй воли со всеми сложностями века, с трудной любовью и решительными характерами, с верой в солнце и свет, с юмором и нежностью...
Стремление найти формы, позволяющие расширить принятые рамки песенной эстрады, привело певца к созданию интереснейших программ из песен на стихи Ж.-П. Беранже и Ж. Превера, вокальных циклов Г. Свиридова, В. Гаврилина, Г. Портнова, Ф. Шуберта, Л. Бетховена, А. Даргомыжского, М. Мусоргского.
В 1973 году Хиль становится лауреатом международного фестиваля молодежи в Берлине и по специальному приглашению участвует в шведском телевизионном ревю. География гастролей певца охватывает все континенты и более 80 стран мира, не забыта и отечественная публика больших и малых городов.
В 1974 году Эдуард Анатольевич получает звание Народного артиста РСФСР, а в 1975 году становится лауреатом премии Ленинского комсомола в числе самых первых обладателей этой премии.
В 80- е годы на Ленинградском телевидении Хиль создаёт и ведёт программу "У камина", в которой рассказывает об истории классического русского романса, приглашает лучших исполнителей - профессионалов, студентов консерватории и театральных ВУЗов, поёт сам.
Одновременно с выступлениями Эдуард Хиль преподавал в институте Театра и кинематографии и в Ленинградской консерватории, участвовал в жюри крупнейших песенных форумов. Так, в 1969 году он возглавлял жюри песенного конкурса, на котором впервые заявили о себе и стали лауреатами Лев Лещенко и ВИА "Песняры".
В конце восьмидесятых годов страна и её герои переживают смутное время, не обходит оно стороной и знаменитого артиста. "Ленконцерт" рушится. Две тысячи его артистов распущены в поисках "свободных заработков", которые уже прибраны к рукам в соответствии с правилами "шоу-бизнеса", установившему критерии отбора далёкие от вокального мастерства. Оставаясь верным своей Родине, не меняя гражданства, Эдуард Хиль периодически выезжает в европейские страны и США, где его выступления нашли особый успех у русских аристократов, эмигрантов ещё первой волны. Особенно широкое общественное внимание привлекли выступления Эдуарда Анатольевича в парижском в кабаре "Распутин", куда чтобы услышать певца специально приходили Шарль Азнавур, Мирей Матье, Жильбер Беко; пел Булат Окуджава, выступали Евгений Евтушенко, Никита Михалков. Там же, в Париже, вышел и первый компакт диск певца "Le Temps de L'Amour" ("Пора любви").
Юбилейные концерты 1994 года в Москве и Петербурге показали, что певец по-прежнему любим своими почитателями, а его исполнительское мастерство не только не потускнело, но и обогатилось новыми яркими красками. И снова проходят выступления с концертами дома и за рубежом. А в 1996 году постоянный творческий поиск певца находит новое выражение в виде интереснейшего проекта "Хиль и Сыновья", созданного благодаря идеи молодого музыканта и композитора Дмитрия Хиля - сына прославленного певца. Вместе с молодыми музыкантами группы "Препинаки" Э. Хиль по новому представил ряд популярнейших в 60 - 70 годы песен, внеся в них современные аранжировки. На рубеже двух веков Эдуард Хиль вновь становится лауреатом ежегодного телевизионного конкурса "Песня года" и получает приз имени Леонида Утёсова за высокие достижения в исполнении и пропаганде отечественного песенного искусства. Эдуард Анатольевич лауреат не только профессиональных наград, он кавалер орденов "Трудового Красного Знамени", "Дружбы народов", "Ордена созидателей Петербурга".
Немало сили и умения Эдуард Анатольевич отдал своим ученикам, среди которых всем известные Олег Погудин и Евгений Дятлов.
К 300- летию Петербурга Эдуард Хиль подготовил и исполнил на музыку Р. Глиэра и стихи собственного сочинения "Гимн городу", городу, который считает его одним из самых почётных своих граждан. Настоящим же подарком для жителей и ценителей Великого города стал посвящённый ему компакт-диск с 12 песнями, написанными Д. Э. Хилем и поэтами С. Салтыковым, Э. Кузнецовым, И. Авраменко, О. Чупровым.
С большим успехом в Петербургском Театре музыкальной комедии прошёл концерт, посвященный 70- летию народного артиста России Эдуарда Хиля. Кроме самого юбиляра, выступившего с программой "Песни длиною в жизнь", в концерте приняли участие Эдита Пьеха, Бен Бенцианов, Людмила Сенчина, Зоя Виноградова, Виталий Копылов, Таисия Калинченко.
В день 75- летия Эдуард Анатольевич Хиль награждён "Орденом за заслуги перед Отечеством". По всем ведущим телеканал страны были подготовлены передачи о творчестве певца.
В марте 2010 года всемирная популярность Эдуарда Хиля несколько неожиданно, но вполне заслуженно резко возросла. Вначале в США, а затем и повсюду посетители интернета обратили внимание на выложенный в Youtube ролик "Как я рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой" ("Вокализ" А. Островского) побил все рекорды по числу просмотров, а сам Эдуард Анатольевич получил в эти мартовские дни наивысший рейтинг популярности, опередив виднейших политиков, артистов и спортсменов.
За сравнительно короткий период выпущено полтора десятка компакт-дисков, которыми он не только порадовал постоянных поклонников, но и приобрёл новых почитателей своего таланта. На выступлениях иногда к Эдуарду Анатольевичу присоединялись его сын и совсем юный внук Эдик - учащийся Хорового училища имени Глинки при Государственной академической капелле.
И всегда рядом с певцом была его замечательная супруга Зоя Александровна, брак с которой насчитывал более 50 лет.