Эммерих Кальман: Я ночью грезил о тебе
Весной 1930 года в венском "Театре Иоганна Штрауса" состоялась премьера очередной оперетты Эммериха Кальмана "Das Veilchen vom Montmartre / Фиалка Монмартра" - одного из последних шедевров композитора. Это сочинение он посвятил своей молодой жене, русской актрисе Вере Макинской.
За утонченным романтическим названием скрывалась история из богемной жизни с необходимыми для неё элементами – любовным треугольником, деньгами, авантюрными приключениями. Увлекательный сюжет оперетты был основан на журналистских зарисовках французского писателя Анри Мюрже (1822-1861) из книги «Сцены из жизни богемы». (К слову, на ней основаны и две оперные "Богемы" - Пуччини и Леонкавалло)
Постановка не была особенно впечатляющей, поскольку театр находился на грани закрытия (вскоре он вообще был преобразован в кинотеатр). Несмотря на отличный актерский состав, включавший солистку Венской оперы Адель Керн и популярного тенора Ганса Гейнца, полные залы «Фиалка Монмартра» не собирала. После 170 представлений Кальман забрал партитуру, предложив ее театру «Ан дер Вин», в котором прошла (в обновлённой версии) вторая премьера оперетты – несравнимо более достойная и успешная.
Но в летнее межсезонье 1930 года музыкальное издательство "Josef Weinberger" опубликовало отдельной тетрадью ноты танго "Heut' Nacht hab' ich geträumt von dir" (Сегодня ночью я грезил о тебе) [из "Das Veilchen vom Montmartre"], сразу приобретшего большую популярность и у оперных, и у эстрадных исполнителей.
"Фиалка Монмартра" по сей день остаётся довольно популярной в Восточной Европе (на русском языке существуют и полные записи оперетты, часты её театральные постановки), а вот на Западе "Das Veilchen vom Montmartre" помнится исключительно из-за танго. [Там сложилась театральная традиция "вставлять" это танго в партию Эдвина из "Княгини чардаша" - другого шедевра Кальмана, более часто попадающего на сцену.]