3882
0
ID 46845
Энка (яп. 演歌?) — жанр японской песни, появившийся в послевоенный период Сёва (1926—1989), схожий по смыслу с русским романсом, американским кантри и португальским Фаду. В настоящее время под энка подразумеваются традиционные песни романтического содержани
Энка (яп. 演歌?) — жанр японской песни, появившийся в послевоенный период Сёва (1926—1989), схожий по смыслу с русским романсом, американским кантри и португальским Фаду. В настоящее время под энка подразумеваются традиционные песни романтического содержания.
Ссылка на пост
ПОДЕЛИТЬСЯ ПОСТОМ В СВОЕМ АККАУНТЕ
Комментарии (17)
10.01.2014 11:33
Исполнители Энка
0
10.01.2014 11:36
Энка - заглавие этого обычного песенного жанра Японии можно перевести на российский язык как "песнь печали". В мировой музыкальной культуре воспевание печали типично и для южноамериканского блюза, и для французского шансона, и для российского романса.
У жанра энка достаточно туманная родословная, существует много различных версий его происхождения. Согласно одной из фаворитных версий, прародителями энка были бродячие актеры. В собственных странствиях по Японии они демонстрировали моноспектакли, знакомя население с новенькими песнями.
Исполнители энка воспользовались всем богатством японского фольклора, заимствовав почти все из обычных синтоистских песен кагура, ритуально-обрядовых буддистских песен, театрального искусства Кабуки, Да и Кёгэн. Используя такую колоритную гамму, певцы печали подобно живописцам делали свои неподражаемые по форме и содержанию баллады. Индивидуальностью новейшего стиля было тонкое сочетание разных певческих приемов. Например, подчеркивая драматизм лирики, исполнители просто перескакивали с больших тонов на низкие либо, выделяя чувственность того либо другого куплета в пении, переходили от вокала к мелодекламации. Эти приемы выполнения потрясающе сочетались с элементами актерской игры, при всем этом любая песня подобно целому театральному спектаклю говорила слушателю о катастрофы людской жизни.
Сценический образ исполнителей был небогат колоритными одеждами, и традиционно певцы являлись перед слушателями в ординарном кимоно. Это, к слову, соответствовало стилю страдающего от безответной любви простолюдина. Сначало выполнение романсов сопровождалось аккомпанементом на разных народных музыкальных инструментах, таковых как сямисэн, кото, барабаны, флейты синобуэ и сякухати, но с течением времени музыкальную гамму выполнения дополнили разные европейские музыкальные инструменты.
До первой мировой войны романсы энка были только народными. Калоритные лучи шоу-бизнеса задели этого жанра лишь в 1914-м, когда композитор Симпэй Накаяма написал песню "Katyusha no uta" ("Песня Катюши") для театральной постановки по мотивам "Воскресения" Л.Н. Толстого. В спектакле ее исполнила популярная драматическая актриса Сумако Мацуи (1888-1919). Песня была написана по канонам энка и сходу захватила широкую популярность, мелодию просто схватили по всей стране, и она стала одним из первых хитов звукозаписи. С большой популярности "Песни Катюши" начался постепенный процесс, разрушающий барьеры, отделявшие энка от японской эстрады.
Существенно позже, в 1921 году, С. Накаяма пишет другую, более известную песню "Sendo kouta" ("Песня лодочника"). Романс был записан в классической европейской пентатонической нотной системе, став для композиторов будущих поколений моделью для сочинения романсов в стиле энка.
После окончания 2-ой мировой войны стране пришлось пережить сумрачные годы разрухи и бедности. Потому и песни печали были на устах почти всех японцев, а почти все пользующиеся популярностью звезды эстрады тех пор были исполнителями энка. Сделав шаги на эстраде, жанр начал занимать место в репертуарах звезд эстрады тех лет. Пластинки с записями энка становились хитами и занимали достойное место в фонотеке японцев.
Яркой звездой посреди исполнителей энка стала Хибари Мисора (1937-1989). Она также была великолепной эстрадной певицей и профессиональной киноактрисой. В 60-е годы на японскую эстраду оказывал воздействие заморский сосед, и выполнение энка стало в определенной степени противоборством южноамериканскому поветрию. Иными звездами энка были Харуми Мияко, Тиёко Симакура, Акэми Мисавара, Киёко Суйдзэндзи, Эйко Сэгава, Аки Ясиро, Сатико Кобаяси (фото www.sachiko.co.jp), Саюри Итикава, Ясими Тэндо, Рэйко Кано, Каори Кодзай и остальные. Посреди парней - исполнителей энка следует упомянуть Хасиро Касуга, Мития Михаси, Харуо Минами, Хидэо Мурата, Синити Мори, Сабуро Китадзима.
С уходом в прошедшее сумрачных послевоенных лет и постепенным проникновением западной пользующейся популярностью музыки на японскую эстраду музыкальные критики все почаще писали о том, что у японцев стало меньше поводов для печали, а поэтому, мол, жанр энка стал себя изживать. Пессимистические прогнозы предсказывали ему скорую кончину, но в 70-е годы с ростом популярности караоке романсы вновь обрели популярность. Используя это неслыханное по тем временам техническое новшество, хоть какой мог излить свою
печаль в песне.
Подобно хоть какому музыкальному стилю энка меняется не лишь под воздействием моды, ее исполнители также заносят в нее свою авторскую трактовку и видение. Певица Акэми Мисавара числилась достаточно эксцентричной исполнительницей. У нее была маленькая стрижка, и она третировала кимоно как классической одежкой исполнительницы энка. Она попробовала наполнить старый песенный жанр
оптимистической энергией.
Скромность народного костюмчика исполнителей энка стала уступать веяниям шоу-бизнеса, обретать калоритные краски и тона. Так, выступления Киёси Хикавы, который выходил на сцену в ярчайшем костюмчике, больше пригодном для поп-звезды, чем для исполнителя грустных романсов, вызывали у одних почитателей энка бурю негодования, остальные же считали его новатором этого направления. Но посреди молодежи у Хикавы нашлось много поклонников. В 2006 году его творчество было удостоено Премии японской государственной звукозаписи.
Образ менестреля, поющего оду печали, завлекал и продолжает завлекать внимание японского синематографа собственной живописностью, ведь энка - это не только лишь романс, это к тому же образ мысли и образ жизни, драматизм которой потрясающе воплощался на экране бессчетными звездами японского кино. В стремлении захватить внимание массовой аудитории к данной теме обращаются телевизионные каналы, снимая разные телесериалы и киноленты, где главными героями выступают певцы печали. Хитом телевидения 2007 года был комедийный сериал "Царица энка", в нем популярная японская кино- и театральная актриса Юки Амами с изрядной толикой юмора и артистизма показала парадоксы сценической и ежедневной жизни певицы.
Романсы энка как и раньше находят путь к сердечку слушателей различных поколений и пополняют армию собственных почитателей не только лишь в Японии, да и за ее пределами. В России в конце 60-х песни в выполнении Харуо Минами, Тиёко Симакура, Мития Михаси нередко звучали на радио и воспользовались большой популярностью у русских слушателей. Но никто из исполнителей энка никогда не выступал с концертами в России. Первой эту традицию нарушила Дзюнко Исихара. В 2007 году в рамках фестиваля японской культуры "Японская весна в Санкт-Петербурге" она выступила с сольным концертом перед русской публикой, и результатом фуррора ее выступления стало пополнение стана почитателей этого старого жанра. Этот фуррор в очередной раз показал, что в истории энка рано ставить точку, актуальная энергия этого старого искусства велика и сумеет пробиться через годы и столетия.
0
11.01.2014 07:06
Спасибо, Владимир, за информацию! Не все имена известны, но многие знакомы и любимы!
0
11.01.2014 15:57
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.
История и особенности жанра
Современная энка (演歌 от 演 эн «игра, исполнение» и 歌 ка «песня») появилась в послевоенный период Сёва. Это был первый жанр, сочетающий японскийпентатонический звукоряд и западную гармонику. Лирика энка, как и в португальской фаду, повествует о любви, потере, одиночестве, лишениях и даже о самоубийстве и смерти.
Наиболее известной и почитаемой исполнительницей в данном жанре является Хибари Мисора, которая также известна как «Королева энка» и «Королева Сёва» (по периоду, на который пришлось ее творчество).
Самой продаваемой, по данным компании Oricon, является «Онна но мити», которая была продана тиражом более 3,25 миллионов копий, второй идёт «Оёгэ! Тайяки-кун».
В последние десятилетия энка сдаёт позиции по популярности и продажам музыке западного стиля (J-pop), . В последнее время популярность среди молодёжи слегка возросла благодаря певцу Киёси Хикаве и раннему соло Юко Накадзавы, участницы группы «Morning Musume». Певцы энка, среди которых больше женщин, чем мужчин, обычно одеты в кимоно или вечерние костюмы. Мужчины исполняют в официальной одежде или традиционных нарядах.
В энка общепризнанна традиционная японская музыка, исполняемая на синобуэ и сямисэне. Помимо телевидения энка можно услышать во многих ресторанах, питейных заведениях, караоке-барах и кафе.
В 2008 году исполнителем энка впервые стал чернокожий певец Джеро (Джером Чарльз Уайт-младший). В 25 лет он занял место в первой пятёрке своим дебютным синглом «Умиюки». Одетый по-современному в хип-хоп стиле и исполняющий традиционную по стилю музыку Джеро, по его словам, надеется привлечь внимание к энкамолодую аудиторию.