- Гарин Эраст Павлович Дата рождения: 10.11.1902 Дата смерти: 04.09.1980
Свой творческий путь Эраст Гарин начал в 1919 году в Рязанском Гарнизонном театре (1-й самодеятельный театр Красной Армии). В 1922 году молодой актер перешел в Театр В.Э.Мейерхольда, где проработал до 1936 года. Э. Гарин был единственным из актёров Вс. Мейерхольда, позволявшим себе спорить с мастером. Последний прощал ему даже негативное отношение к своей жене З. Райх, которую Эраст Павлович считал весьма посредственной актрисой, из-за чего супруга часто устраивала Вс. Мейерхольду скандалы. Во время одной из таких сцен с Зинаидой Николаевной случилась истерика. «Ты строишь театр для Гарина!» — кричала она мужу. Успокоилась актриса только после того, как Хеся Локшина вылила ей на голову полный кувшин воды. Тем не менее, несмотря на все протесты жены, отношение Вс. Мейерхольда к своему любимому ученику не изменилось. «Я спешу на репетицию окрылённый, потому что ожидаю встречи с Гариным», — говорил Всеволод Эмильевич... 1926 году Эраст Павлович окончил Государственные экспериментальные театральные мастерские Наркомпросса РСФСР (ГЭКТЕМАС). Уже в те годы Эраст Гарин стал любимцем театральной Москвы. Его Хлестаков и Чацкий срывали настоящие овации. На очереди было завоевание сердец кинозрителей…
Впервые на экране Эраст Гарин появился в образе адъютанта Коблукова в комедии Александра Файнциммера «Порутчик Киже» (1934). Роль была исполнена в привычном для актера комедийно-гротескном ключе, в котором чувствовалось влияние школы Всеволода Мейерхольда. В том же стиле были и следующие работы актера.
В те же годы Гарин решил попробовать себя и на стезе кинорежиссера. Для дебюта он избрал гоголевскую «Женитьбу». В паре со своей супругой Хесей Локшиной они создали блистательную картину (что подтверждают восторженные отзывы современников), но «на верху» она чем-то не понравилась, и ее вскоре запретили.
Впоследствии Эраст Павлович рассказывал: «Последний раз нам, режиссерам, удалось посмотреть ее (картину) в августе 1941 года, т.е. сразу после начала войны. Тогда экземпляр ее еще находился в фильмотеке ВГИКа. Просмотр был прерван начавшейся бомбежкой, а нас попросили перейти в бомбоубежище. Все же картину мы досмотрели. И она произвела на нас впечатление не устаревшей».
Известно, что Гарин и Локшина целенаправленно разыскивали свой фильм, запрашивая даже французскую синематеку. Обращались и в Госфильмофонд - после того, как в справочнике «Советские художественные фильмы» обнаружили фильмографическую справку на фильм «Женитьба» без указания о том, что фильм не сохранился. Однако все поиски остались безуспешными. Картина так и не нашлась…
До войны Эраст Гарин успел поработать в Ленинградском театре комедии (с 1936 года), много работал на радио, был режиссером первого радиоспектакля «Тридцать три раунда».
В годы войны Эраст Гарин и Хеся Локшина сняли картину «Принц и нищий» (по одноименной повести Марка Твена»), где главную роль исполнила неповторимая Мария Барабанова. Ради этой роли актрисе пришлось даже оставить со скандалом Ленинградский театр комедии.
А вот в качестве актера Гарину некоторое время не везло. Фильм Сергея Юткевича «Швейк готовится к бою» (1942), где Гарин сыграл одну из главных ролей, был запрещен по личному распоряжению начальника Главного политического управления Красной Армии А.С.Щербакова без объявления причин.
В 1944 году на экраны вышла сатирическая комедия режиссера Исидора Анненского «Женитьба» (по одноименному водевилю А.П. Чехова). Блистательный ансамбль – Эраст Гарин, Фаина Раневская, Зоя Федорова, Алексей Грибов, Осип Абдулов, Вера Марецкая, Михаил Яншин – создали великое, нетленное творение, наполнив фильм смесью тонкого юмора и едкой сатиры.
Но, как ни странно, в те годы картина не имела большого успеха, уступив по своей популярности более актуальным фильмам о войне «Зоя», «Небо Москвы», «Радуга». И кто сейчас помнит их? А «Женитьба», успешно пережив десятилетия, неожиданно в 70-е годы стала одним из самых показываемых фильмов. Да и сегодня она по-прежнему пользуется популярностью. А фразы из картины: «В Греции все есть», «Хочут свою образованность показать» и другие уже давно живут своей жизнью, став поистине народными
После окончания войны Эраст Гарин перешел работать в Театр-студию киноактера в Москве. А вскоре последовало предложение от Надежды Кошеверовой сыграть короля в экранизации знаменитой сказки «Золушка». Картина вышла на экраны в мае 1947 года. Страна все еще лежала в руинах, людям так хотелось тепла, человеческой доброты, и «Золушка» пришлась как нельзя кстати. Зрители встретили ее с благоговейным восторгом. Великолепная Золушка в исполнении Янины Жеймо, властная мачеха (Фаина Раневская), благородный принц (Алексей Консовский), добрый, но забитый лесничий (Василий Меркурьев) и, конечно же, неповторимый Король!
Король из «Золушки» - одна из самых любимых зрителями роль Эраста Павловича. Актер создал образ доброго и по-детски наивного человека. Помните его смешные угрозы: «Ухожу в монастырь!» А с какой неповторимой интонацией он произносил: «Связи связями, но совесть тоже надо иметь...»! Вообще, его интонация, мимика, манера двигаться – стали составляющими неповторимого «гаринского» стиля, обеспечивающего актеру огромнейший успех на протяжении десятилетий.
Королей актеру довелось играть еще пару раз: в музыкальной комедии Надежды Кошеверовой «Каин XVIII» и в собственной картине «Обыкновенное чудо» (кстати, обе картины являются экранизациями произведений Евгения Шварца). Короли эти были разные, как и другие герои Гарина, но в то же время все они объединены индивидуальной, редкостной аурой их создателя, его эксцентричной манерой игры.
Стоит отметить, что актер на протяжении десятилетий работал практически на одной краске, но при этом какие разнообразные роли он создавал! Добрые, наделенные детской непосредственностью парикмахер в «Неоконченной повести» (1955), дедушка главной героини Кати в «Девушке без адреса» (1957), профессор-археолог в «Джентльменах удачи» (1971). И в тоже время самодовольные, тупые, злобные, такие, как Каин в «Каине XVIII». Эраст Гарин в совершенстве владел мастерством гротеска, и потому по праву назывался «комиком с серьезным лицом» и «Бастером Китоном советского кинематографа».
Параллельно с работой в кино Эраст Гарин блестяще реализовал свой талант в мультипликации. Его голосом говорят множество различных персонажей, самый известный из которых ослик Иа-Иа в мультфильме о Винни Пухе.
Режиссерской деятельностью Эраст Гарин занимался в паре со своей супругой Хесей Локшиной. Они составляли удивительную пару, милую и в то же время контрастную. Властная и неулыбчивая, Хеся Александровна была движущей силой в этом дуэте, в то время как Эраст Павлович всё больше «летал в облаках».
Наиболее удачной их работой является экранизация пьесы Евгения Шварца «Обыкновенное чудо», вышедшая на экраны в 1964 году. А вот другой фильм Гарина и Локшиной – сатирическую комедию «Веселые Расплюевские дни» - ожидала печальная судьба. Несколько лет пролежав на полке, эта картина вышла в конце 60-х мизерным тиражом и замечена не была.
В конце 70-х блистательный комик Эраст Гарин оказался не у дел. Школа Мейерхольда к тому времени была давно уничтожена, и его последователи влачили жалкое существование.
Однажды в прямом эфире программы Андрея Максимова «Ночной полет» на вопрос, как ощущал себя Эраст Павлович в последние годы жизни, Любовь Руднева, гражданская жена Гарина (у нее есть дочь от Эраста Павловича, но замуж за актера она так и не вышла) ответила: «Гарин уходил очень трагично. Он перестал говорить, сказав, что не может говорить. Ему тяжело было общаться с людьми, настолько чужеродно он чувствовал себя в нереализованном состоянии».
Использованные материалы:
rusactors.ru
ru.wikipedia.org
chtoby-pomnili.com
Эраст Герасимов родился в Рязани. Учился в Рязанской гимназии. Окончив её в 1919 году, ушёл добровольцем в Красную Армию. Играл на сцене гарнизонного театра в Рязани и Первого самодеятельного театра Красной Армии (1919—1921), где участвовал в комедии Я. Княжнина «Сбитеньщик».
Там же взял сценический псевдоним «Гарин»
В 1921 Гарин поступил в руководимые Мейерхольдом Государственные высшие режиссёрские мастерские (позже переименованные в Государственные высшие театральные мастерские), продолжал вести работу в РКА в создаваемой там «живой газете».
С 1922 года Эраст Гарин работал в театре, руководимом Мейерхольдом, сыграл небольшие роли в спектаклях «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина (1922) и «Земля дыбом» С. М. Третьякова (1924). Мейерхольд ценил его аналитический, трезвый ум, прислушивался к его мнению. Гарин стал одним из любимых учеников и актёров Мейерхольда.
Первую большую работу Гарин получил в спектакле «Д. Е.» — «Даёшь Европу!» — иронично-политическое обозрение Подгаецкого по романам И. Эренбурга «Трест Д. Е.» и Б. Келлермана «Туннель» (1924), где играл сразу семь ролей изобретателей, демонстрируя искусство молниеносных превращений, жонглёрскую ловкость, пародийность, характерность. Уже наметились черты будущего «гаринского стиля» — неповторимая манера двигаться, говорить, своеобразная мимика лица, жеста.
Большое внимание актёр уделял слову, интонационной и пластической разработке роли, использовал приёмы эксцентрики, буффонады.
Гарин сразу выдвинулся в ряд ведущих актёров Мейерхольда, работа с которым определяющим образом повлияла на всё его творчество.....
Гарин обладал ярко выраженной комической внешностью — худощавым телосложением (которое подчёркивалось ношением мешковатых костюмов), выразительным лицом с длинным острым носом, оттопыренными ушами и глубоко посаженными глазами (с особым остекленевшим взглядом), выдающейся вперёд нижней губой, а главное — пронзительным скрипучим голосом, манерой гундосить и «проглатывать» слова, при помощи которых он делал своих героев, если это требовалось, отвратительными и невыносимыми
Гарин был неотразим в гротескных комических ролях, в которых он воплощал резко отрицательных персонажей. В 1934 году — актёр Рабочего театра Пролеткульта (худ. руководитель Сергей Эйзенштейн)......
В 1936 году Гарин, желая попробовать себя в самостоятельном творчестве, перешёл от Мейерхольда в Ленинградский театр Комедии, где работал актёром и режиссёром до 1950 года, поставив за это время несколько спектаклей — «Простая девушка» В. Шкваркина (1938), «Сын народа» Ю. Германа (роль Калюжного, 1938), «Медведь» А. Чехова (1948).
Однако своей дружбы и творческих связей со своим учителем он не прерывал. В 1938 году театр Всеволода Мейерхольда был закрыт, а сам он подвергся гонениям и нападкам. И только Эраст Гарин из всей труппы остался предан Мейерхольду до конца. В 1939 году Всеволод Эмильевич был арестован. Свой последний вечер он провёл с Гариным и его женой Хесей Локшиной, обсуждая их дебют — ленту «Женитьба» (1936)......
В сказках Е. Шварца он замечательно сыграл ещё двух королей в фильмах «Каин XVIII» (1963) и «Обыкновенное чудо» (1964).
Одной из последних заметных его ролей стала роль профессора-археолога Мальцева в комедии «Джентльмены удачи» (1971). Фильмам с Гариным всегда сопутствовал успех. Любые роли, маленькие или большие, исполнялись им на высоком уровне актёрского мастерства......
В 1966 году, во время работы над фильмом «Весёлые расплюевские дни», случилась авария. Эрасту Павловичу удалили один глаз, второй — практически не видел. Поэтому его перестали приглашать на съёмки и в спектакли. Много лет Эраст Павлович выразительно озвучивал мультфильмы на студии «Союзмультфильм», много работал на радио.
Эраст Гарин умер 4 сентября 1980 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище........
Евгений, спасибо за уточнение!
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
___________________________________________________________________________________________
Актёрские работы:
1934 — Поручик Киже — Каблуков
1936 — Женитьба — Подколёсин
1938 — На границе
1940 — Музыкальная история — Тараканов
1941 — Боевой киносборник № 7
1942 — Швейк готовится к бою
1944 — Иван Никулин — русский матрос
1944 — Свадьба — Жених
1947 — Золушка — Король
1949 — Встреча на Эльбе
1952 — Ревизор
1952 — Джамбул
1954 — Большая семья
1955 — Неоконченная повесть — Колосков
1955 — Фонтан
1957 — Девушка без адреса — дедушка
1958 — Ведьма — Дьячок
1958 — Шли солдаты
1960 — Русский сувенир
1961 — Алёнка — Витаминыч
1961 — Водяной
1962 — Монета
1963 — Каин XVIII — Каин XVIII
1963 — Оптимистическая трагедия — Вожачок
1964 — Обыкновенное чудо
1966 — Весёлые расплюевские дни — Тарелкин
1968 — Полчаса на чудеса
1970 — Два дня чудес
1971 — Джентльмены удачи — профессор Мальцев
1971 — 12 стульев
1971 — Если ты мужчина…
1973 — Много шума из ничего
1973 — Нейлон 100 %
1975 — Меняю собаку на паровоз
1975 — Пошехонская старина
1979 — Профессия — киноактёр (документальный)
Озвучил мультфильмы:
1947 — «Квартет (1947)»
1948 — «Федя Зайцев» — мастер
1950 — «Волшебный клад»
1953 — «Лесной концерт»
1955 — «Заколдованный мальчик» — Мартин
1956 — «Палка-выручалка»
1957 — «Верлиока»
1957 — «Исполнение желаний»
1958 — «Краса ненаглядная» — Царь
1958 — «Спортландия»
1958 — «Тайна далёкого острова»
1959 — «Легенда о завещании мавра»
1961 — «Дорогая копейка» — Пенс
1961 — «Дракон» — Дедушка
1961 — «Семейная хроника»
1962 — «Дикие лебеди»
1963 — «Дочь Солнца»
1963 — «Свинья-копилка»
1964 — «Дюймовочка» — Рак
1964 — «Кот-рыболов» — Волк
1964 — «Лягушонок ищет папу» — Крокодил
1964 — «Почта» (1964)
1964 — «Храбрый портняжка»
1965 — «Наргис»
1965 — «Лягушка-путешественница»
1967 — «Слонёнок» (1967) — Полоз
1969 — «Возвращение с Олимпа»
1972 — «Винни-Пух и день забот» — Ослик Иа
1973 — «В мире басен»
Режиссёрские работы:
1936 — Женитьба
1939 — Доктор Калюжный
1942 — Принц и нищий
1946 — Синегория
1955 — Фонтан
1964 — Обыкновенное чудо
1966 — Весёлые расплюевские дни
Сценарные работы:
1936 — Свадьба
1964 — Обыкновенное чудо
1966 — Весёлые расплюевские дни