Ermonela Jaho - Anima rara / A.Battistoni. Opera Rara, 2020
[1] Puccini, Madama Butterfly ‘Un bel dì, vedremo’
[2] Leoncavallo, La bohème ‘Musette svaria sulla bocca viva’
[3] Mascagni, Iris ‘Un dì (ero piccina)’
[4] Massenet, Sapho ‘Ces gens que je connais… Pendant un an je fus ta femme’
[5] Boito, Mefistofele ‘L’altra notte in fondo al mare’
[6] Mascagni, Lodoletta ‘Ah! Il suo nome!… Flammen perdonami… No, non è la sua casa… Bimbi del mio villaggio’
[7] Massenet, Manon ‘Allons! Il le faut… Adieu, notre petite table’
[8] Giordano, Siberia ‘No! Se un pensier… Nel suo amore rianimata’
[9] Verdi, La traviata ‘Teneste la promessa… Addio, del passato’
[10] Mascagni, L’amico Fritz ‘Son pochi fiori’
[11] Catalani, La Wally ‘Ebben? Ne andrò lontana’
[12] Leoncavallo, La bohème ‘Mimì Pinson, la biondinetta’
[13] Massenet, Sapho Prelude Act V and ‘Demain je partirai’
[14] Puccini, Madama Butterfly ‘Con onor muore… Tu? Tu? Piccolo Iddio’
Ermonela Jaho, soprano
Andrea Battistoni, conductor
Orquestra de la Comunitat Valenciana
"Наконец-то ! Долгожданный дебютный альбом албанской сопрано Эрмонелы Яхо! Певицы чудной,трепетной... Пожалуй,трепетная– это самое точное определение ее творческой сущности. Своих героинь Яхо пропускает сквозь себя, растворяясь в них без остатка... Я всегда подчеркиваю, что она – одна из немногих вокалистов, способных вызвать у меня слёзы. Настолько то, что она делает трогает...
Дебютный альбом посвящён Розине Сторкьо (Rosina Storchio: 1872-1945) – ведущей певице итальянского веризма, первой исполнительнице в 'Madama Butterfly' Пуччини, 'La bohème' и 'Zazá' Леонкавалло,'Siberia' Джордано и 'Lodoletta' Масканьи. Естественно, что ядро альбома составили арии именно из этих опер. Кроме этого – фрагменты французского репертуара Сторкьо– Манон и Сафо Массне, а так же номера из опер Верди, Бойто, Каталани...
Этот альбом нужно послушать непременно! Настолько всё очищено от исполнительских штампов, что самые запетые арии звучат по-новому.. Очень тонкая фразировка, бережное отношение с текстом (в 'Un bel di vedremò' я впервые услышала не то, что каждую фразу, каждое слово, без 'съедания ' слогов даже на высоких нотах). Яхо прекрасно владеет дыханием –в Addio del passato можно услышать прекрасное messa di voce в конце (вот что значит, когда начинаешь карьеру с бельканто и барокко!). Красивейшее piano, заставляющее вспомнить Тебальди...
Очень много положительных рецензий, где Яхо сравнивают с Каллас (ну принято так), хотя с Каллас ее роднит, пожалуй, лишь острое чувствование своих героинь, ибо вокально она интереснее Каллас.
Нужно отметить и прекрасную работу Orquestra de la Comunitat Valenciana п/у молодого дирижера Andrea Battistoni – редкое взаимопонимание с вокалистом. А также поблагодарить Opera Rara не только за совместную работу с Яхо (а это уже их второй проект: в 2018 вышла полная запись 'Zazà' c ее участием), но и за их работу по открытию для широкой публики оперных редкостей . Хотелось бы, чтобы совместная работа певицы и фирмы звукозаписи продолжалась дольше. Возможно, они решатся на проект, посвященный Корнели Фалькон – кто знает?" - (suorangelica - LJ, 26.09.20)