Немного об истории замков
Изобретение замков и ключей относится ко времени, предшествующему рождеству Христову.
Упоминание о них часто встречается в Ветхом Завете и разнообразных мифах. Тогдашние замки были выполнены из дерева и отличались примитивной конструкцией. Именно они послужили прототипом для изготовления современных штифтовых замков.
Наилучших виртуозов замочных дел приглашали мастерить замки для королевских дворов, европейских соборов и церквей.
Замки того времени отличались сложным, изысканным и очень подробным орнаментом, который часто отражал религиозные сюжеты.
Узел на веревке
Множество сотен лет для замыкания стальных дверей и упрочнения стен, употребляли веревки, произведенные из волокна или камыша. Как гласит предание, завязанная узлом, веревка служила определенным символом безопасности.
Узел, завязанный фригийским королем Гордием, на сегодняшний день больше знаменитый как гордиев узел, закреплял ярмо к оглобле его колесницы.
В соответствии с речами оракулов, развязать его мог только человек, которому предначертано покорить Азию.
Но Александр Македонский, не сумевший его развязать, перерубил мечом. От этого и пошло выражение «перерубить гордиев узел», значит предпринять решительное и смелое действие.
Замки с востока
В Европе и на Дальнем Востоке было обнаружено множество висячих железных и медных замков.
Они повсеместно применялись римлянами и китайцами. Такую популярность они приобрели благодаря своей портативности.
Они открывались при помощи ключей, которые поворачивались, ввинчивались и нажимались.
Замок с нажимным ключом обладал очень простой конструкцией: в запирающей позиции засов удерживался при помощи выступающей пружины. Для открытия замка пружину нужно было прижать или распрямить ключом.
Такие висячие замки на востоке используются и по сей день. Узор на замке отражал традиции страны.
Первые механические замки
Первые механические замки изготавливались из дерева. Согласно письменным источникам, ими пользовались в Египте около 4000 лет назад.
Такие замки устанавливались на дверной косяк в вертикальном положении, и внутри них находились подвижные штыри, которые опускались в отверстие в засове и, таким образом, закрывали дверь.
Отрыть замок можно было только при использовании деревянного ключа с зубцами, который поднимал штыри, освобождая засов, чтобы его можно было отодвинуть. Эта технология запирания дверей послужила прототипом современных штифтовых замков.
Русский висячий замок
Висячие замки для запирания дверей использовались в течении многих столетий. Изготавливались они обычно из бронзы, меди, железа и обладали довольно грубой конструкцией. Но внутренние механизмы не отличались особой сложностью, а потому легко поддавались вскрытию.
Массивный русский замок был выкован в период царствования Николая II . сверху замка находилось большое круглое кольцо, которое ввинчивалось в замочную скважину для разблокировки запирающего механизма.
Когда скобу ставили в позицию запирания, ключ нужно было вынуть и вставить затычку, чтобы создавалось впечатление, что замочной скважины нет.
Висячие замки
Со времени древних римлян, греков, египтян и китайцев до наших дней дошли висячие замки.
Предполагается, что они впервые использовались в качестве дорожных замков, чтобы ограждения товара на древних торговых дорогах от нападений разбойников.
Они производились всяческих размеров, от самых маленьких до громадных, и в форме всевозможных геометрических фигур, животных, рыб, птиц.
Отворить висячий замок можно было при использовании ключей, каковые поворачивались, ввинчивались, вытягивались и нажимались.
Для гарантии более надежной защиты использовались замки с применением букв – кодовые замки, открыть которые, можно было, лишь нажав на определенные буквы или цифры.
olleg-45 пишет:
Здравствуйте, Татьяна. Вот вспомнил про ключ песенку.
Добрый вечер, Олег! Спасибо! Рада Вам...очень!!!:)))
Значение ключа
Во все времена ключ означал важность и общественное положение человека.
Когда-то в Египте значимость главы семьи зависела от количества ключей, которыми он владел. Ключи в то время были огромными и рабы носили их на своих плечах.
Если у человека было большое число носителей ключей, то он признавался знатным и богатым.
. Ключ, при помощи которого мы запираем наше личное имущество, является символом склонности к безопасности и уединению нашей собственности.
Korabel пишет:
Кстати, а вчера был Международный День объятий!
И правда! Он был очень кстати!:)))
Тайна ключа
В течение многих веков ключи символизировали безопасность, власть и авторитет.
Святые, боги и богини представлялись как хранители ключей от бездны, от рая небесного, от ворот моря и земли. Изображение ключа наличествовало на гербах и гербовых печатях королей, городов, императоров.
Подношение ключа от крепости, города или дворца всегда было особенным событием, каким сегодня является подношение особенно важному гостю ключа от города.
Изящество в металле
Замки в средние века отличались изысканным и необычным орнаментом.
Тогда же стала возникать холодная обработка металла. Кузнецу уже не нужно было корпеть у наковальни, мастера научились виртуозно управляться с напильниками, ножовками и зубилами.
Мастера замочных дел изобретали особенные замки для церквей и соборов, изготавливая их в форме креста, украшенного изысканным орнаментом.
Тогда же они в совершенстве освоили методику изготовления барельефов, инкрустации, чеканки, разнообразных резных украшений в виде листьев и завитков. Все это пользовалось тогда необычайно популярностью.
Korabel пишет:
Он всегда кстати.
О! Совершенно с Вами согласна!...:)))
История замков в Америке
Замков в колониальной Америке в XVIII практически не было, да и те, что были, являлись копиями европейских механизмов.
После основания Республики спрос на надежные дверные замки, висячие замки, замки для хранилищ и сейфов чрезвычайно вырос.
Так стала зарождаться американская замочная промышленность. Каждый американский мастер представлял безопасность по-своему, поэтому с 1774 года и по 1920 было запатентовано около 3000 разнообразных замочных механизмов.
Большое внимание уделялось безопасности, но вместе с тем, играя важную роль для тогдашних архитекторов и оформителей, замок оставался часть внешнего вида двери.
Вскрытие замков под водой
Шарль Курне, будучи ребенком, очень увлекался всем тем, что он мог разобрать, а потом собрать самостоятельно, но особенно привлекали его замки. И уже тогда началась его карьера как мастера по замкам.
Но он принял решени стать водолазом, чтобы проделать все то, что было рассказано в книге «Двадцать тысяч лье под водой» его знаменитым прадедушкой Жюль Верном.
Прошло время и мальчик смог реализовать свою мечту. Обладавший талантом взламывать замки, он вскрывал сейфы затонувших кораблей. Он первым вскрыл замок на глубине 400 футов и возвратил миллионы спасательным обществам.
Международная слава к Шарлю пришла под именем Замочный Мастер. Знаменит он также как коллекционер старинных замков, часть которых сегодня принадлежит коллекции Шлаге.
Король Франции – замочных дел мастер
Короля Франции звали Людовик XVI. Людовику не очень нравилось быть королем, гораздо больший интерес он проявлял к механическому труду.
Все свободное время он проводил на территории своей мастерской, занимаясь изготовлением замков и ковкой металлов. Всему этому его выучил железных дел мастер Гамэн.
Особенной гордостью короля был потайной шкафчик, который он встроил в стену и держал там свои личные бумаги.
Но позже этот ящик был вскрыт Гамэном, а в бумагах заключалось множество улик. Судя по истории можно сделать вывод, что, насколько он был хорошим мастером, настолько – плохим королем.
Замки Мадрида
Еще некоторое число столетий назад в Испании стопроцентно не доверяли замкам.
Для сохранения своей безопасности нанимали сторожа, который ходил по району и носил с собой ключи от всех домов.
Чтобы выйти из дома или войти в него, хозяину необходимо было весьма громко хлопать в ладоши, чтобы сторож его услышал и подошел. Потому все входы и выходы были известны всем жителям, так что месту тайных любовных встреч в Мадриде не было.
Замки для ларцов
С незапамятных времен сундуки замыкались на замки и далеко не совсем маленькие.
В них хранили золото, оружие, драгоценности, деньги, подвенечные наряды, а также погребали важных персон.
Замки, применяемые в быту, украшались причудливыми узорами, а замки для сундуков, которые требовалось часто перевозить с одного места на другое, отличались простотой и строгостью в своем исполнении.
Крепили их обычно в вертикальном положении внутри сундука, а крышка удерживалась довольно крепко при помощи задвижек.
Замки от сундуков и дворцов
В эпоху возрождения, выделявшуюся особой роскошью, мастера замочных дел изготавливали самые особенные и красивые замки за всю историю.
В этот период мастера железных дел получили славу на весь мир. В то время они достигли высочайшего мастерства в гравировании, чеканке и ковке металлов, самые лучшие получали приглашения изготавливать замки для всех королевских дворов в Европе.
Известностью пользовались защелочные замки на пружинах.
Они отделывали мифическими фигурами и надписями, относящимися к определенному периоду.
Когда мастер хотел разнообразить свой замок цветом, он обрабатывал металл до определенного оттенка и применял его как фон всей конструкции.
Ключи и замки в религиозных обрядах и суевериях.
Мотив запирания, а отсюда ключ и замок, в первую очередь стали использовать в древних обрядах охранительной магии.
В основе - естественное восприятие замка и ключа как предметов, обеспечивающих защиту.
Ключи широко использовали как амулет уже этруски и древние египтяне.
Символы замка и ключа часто встречается в архаических обрядах – заговорах. «Зажигаю я 7 свечей, Закрываю я на 7 ключей»; «… как у замков смычки крепки, так мои словеса крепки»;
Старинная метафора уподобляла губы и зубы замкам: "Губы да зубы — два запора".
Соответственно, язык уподоблялся ключу, отпирающему тайны души, ведь мысль человека скрыта (заперта), пока не будет высказана языком.
Поэтому, «Держать язык за зубами» эквивалентно «Держать рот на замке».
В заговорах, чтобы указать на крепость, нерушимость «заповедного» слова, употребляли следующие выражения: "Голова моя — коробея, а язык — замок",
В языческих верованиях молния не только оружие бога-громовержца (громовника) но и своеобразный огненный язык, ключ, с помощью которого отмыкаются его уста, и раздается громовое слово. У всех народов в таком «слове» искали волю бога. У славян Перуна, у греков - Зевса, у римлян Юпитера…
Согласно древнегреческому ученому и поэту Каллимаху, ключ использовали в обрядах Изиды – богини египетского пантеона, олицетворяющей природу, покровительницы женщин и матерей.
Ключ в ее мистериях использовался как символ раскрытия сердца и совести «перед сорока двумя судьями поступков умершего».
Нет сомнений, что подразумевался древнеегипетский «анкх» - символ вечной жизни, а также мистический ключ, открывающий загробное царство.
В греческой мифологии ключ среди своих атрибутов имела Геката.
В «Теогонии» Гесидора это богиня всеобъемлющей власти, готовая оказать помощь, позже – богиня луны.
В отличие от другой лунной богини Селены, Геката - темная богиня, связанная с колдовством и потусторонним миром, ключ от которого она носила.
Изображения Гекаты были трехтелыми, изображали одинаковых женщин, глядящих в разные стороны.
В разные периоды, атрибутами богини были ключ, факелы, змей (или кнуты), кинжалы, два пса и луна.
Геката была божеством порогов, перекрестков и пределов, всех тех мест, где смыкается "то и это", "наше и иное". Во многих древних таинствах считалась охранительницей врат. Возможно, в этом корни одного из прочтения символа ключа, перешедшего в атрибуты ведьм.
Эмблема ключа (двух ключей), принадлежала богу порога, входа и выхода, вообще дверей и начала любого деяния - двуликому римскому Янусу.
Янус был до Юпитера божеством неба и солнечного света. Утром он открывал небесные врата и выпускал солнце на небосвод, а на ночь запирал эти врата.
Кроме этого, Янус закрывает старый и открывает новый год.
Как страж входа в дом, Янус изображался с жезлом привратника и ключом.
Женой Януса была нимфа вод Ютурна, покровительница источников, а сын их Фонс почитался как бог фонтанов и бьющих из-под земли родников. Возможно, где-то здесь кроется причина использования слова «ключ» для обозначения бьющего из земли источника.
Большинство поздних трактовок символа ключа, связаны с христианством.
Сочетание Ангел, держащий ключ и дракон, низвергающийся в бездну – апокалипсис.
Самый распространенный ключ на фресках и иконах, картинах и герба - символ апостола Петра, приемника Христа и основателя римской общины.
Формально, это ключ и от рая, поэтому в народе св. Петра называли "стражем небесных врат".
В православии ключи от весны относили к атрибутам святой Евдокии.
По старому стилю Евдокия открывала весну (1 марта ст.ст.).
Называли Евдокию Свистунья потому, что дуют и свистят весенние ветры. Снег, собранный на Евдокию, якобы обладает особой целительной силой.
Вытопленную воду сохраняют спрятанной от чужого глаза, и целый год дают больным.
А еще называли Весновкой, так как считается, что святая Евдокия хранит ключи от весенних вод.
Но не все ключи и замки выставляют на всеобщее обозрение.
Ключи и замки широко использовали в различных языческих обрядах и гаданиях.
Естественно, это делалось в тайне, так как официальная церковь осуждала ведовство.
Народная мудрость говорила: «Замок да запор девки не удержит». И как бы в насмешку, повсеместно существует большое количество различных девичьих гаданий с использованием замков и ключей.
Особенно много гаданий связано с девичьими гаданием на любовь, суженого и брак.
Простейшие из них «Запирать воду»: девушка запирает замок под водою, говоря: «Приди, мой суженый, пить попроси» и ложиться спать. Суженного она видит во сне.
Ключа движенье слышно еле-еле,
Скольженье тихое, и вот,
Уже стоите вы у цели,
Магический творя круговорот.
Замок и ключ, задача и решенье:
Рубить с плеча, или искать ответ,
Разгадывая слов предназначенье.
Стихи на ключ похожи, разве нет?
Двойное дно искать в словах не ново,
И тайный смысл, сокрытый глубоко.
Мы двери пониманья ищем снова,
И ключ к двери, чтоб отворить легко.
Korabel пишет:
У меня ведь самый знаменитый ключик!
Korabel пишет:
А про меня забыли, что-ли?!!
Ой, а я и действительно забыла.....Спасибо Вам!!!!:)))
Спасибо,Татьяна,за столь серьезную проработку темы!И зрудицию о ключах-замках нам повысили,И зстетическое удовольствие подарили
как муыкальным репертуаром,так и изысканным оформлением.С уважением-Владимир
ТАНЮША, ОГРОМНОЕ СПАСИБО, КАК ВСЕГДА, ПРЕКРАСНО, КРАСИВО, ПОЗНАВАТЕЛЬНО !!!
Blondinka пишет:
Наталья Латышева - Чужой откроет дверь моим ключомТанюша, огромное вам спасибо за эту песню, по-моему она сегодня лучшая.
Казалось бы , настолько обыденно.... ключи ... замки ..... ничего интересного....Вот, возьму на себя непростую задачу ,поведать немного интересного о таких простых вещах. Музыки на эту тему у меня мало.....так что буду рада вашему участию!!! :)))
Итак..........