Евгений Цодоков: Его пример другим наука.
В интересном биографическом очерке о Леониде Собинове, написанном известным либреттистом, театроведом и критиком Н.Д.Волковым на основе высказываний и писем самого артиста и его супруги Нины Ивановны, читаю такие строки: "Дирижер Альтани настаивал, чтобы Собинов пел Хозе. (...) Собинов поет Хозе на оркестровой репетиции и после этого решает, что торопиться петь Хозе для него может быть гибельно. Поэтому он отказывается от партии, уже отделанной им до "всяких нюансов и тонкостей".
Этот отказ у Собинова принципиален, ибо он связан с реальной оценкой своих голосовых средств чисто лирического, а не лирико-драматического свойства.
И в дальнейшем он никогда больше не возвращается к "Кармен", несмотря на то, что образ Хозе ему был близок, понятен и волнующ".
Как разительно отличается этот штрих творческой биографии Собинова, голосом которого восхищался весь мир, от нынешней певческой практики, когда певцы хватаются за все подряд, не отдавая себе отчета в своих физических,
да и художественных возможностях.
В отличие от баритонов и басов теноровый голос более хрупкий. Собинов вплоть
до 35-летия своей сценической карьеры сохранял завидную вокальную форму, чего не скажешь о многих современных тенорах. Может быть им стоит прочитать эти строки о своем великом предшественнике?
И мало кто смотрит правде в глаза, как это делал тот же Собинов, когда говорил: "Раньше был Собинов, а теперь ничего особенного!"