Евгений Цодоков: Кто лучший? или Не сотвори себе кумира!
В последнее время я наблюдаю в сети среди любителей оперы участившиеся случаи безапелляционных и восторженных оценок певцов, примерно в таком духе – абсолютно лучший, гениальнейший и несравнимый ни с кем певец или исполнитель такой-то партии! Выкладываются записи с подобного рода комментариями, и к ним тут же присоединяются «подпевалы», соревнующиеся
в хвалебных эпитетах.
Люди «ищут» лучшего в истории Германа или Бориса Годунова, Дон Жуана или Оттавио, Норму или Тоску, любимое занятие также – лучший Отелло всех времен и народов. И что характерно – находят! Выглядит все это, по меньшей мере, наивно. Искателям как бы невдомек, что как минимум существует в искусстве субъективный взгляд, чем оно и ценно. Ну, а как максимум, если уж ты вознамерился авторитетно застолбить лучшего из лучших, то потрудись прослушать большинство других, или хотя бы знать их имена. Я вспоминаю, как один выдающийся коллекционер и знаток оперы, с которым меня свела судьба на раннем этапе моего увлечения этим искусством, на мой глупый вопрос о лучших тенорах граммофонной эры скривив губы, спросил – «Из скольких фамилий вам список представить?». Дальнейший наш диалог напоминал торг, как в еврейском анекдоте. Не почуяв подвоха и зная, что первое место навсегда занято Карузо, которого подпирают Корелли, а в нашем отечестве Лемешев, я робко ляпнул – «Ну три-пять, может быть десять?» - «Нет!
Я согласен как минимум на двадцать, а еще лучше на пятьдесят!» - ответил он и перечислил мне их. Только спустя некоторое время, уже поднаторев в оперном искусстве, я понял, как же он бы прав – в этом списке не было ни одной лишней фамилии, а кое-кто достойный даже не вошел в него! Разумеется, если речь идет не о певцах в целом, а о какой-то конкретной партии, то цифры могут быть поменьше, но никогда они не опустятся ниже десятка исполнителей – и у каждого можно будет найти свои выдающиеся достоинства.
Вот недавно тут пошла вновь мода на Владимира Атлантова–Германа, восторженные эпитеты – единственный и неповторимый, абсолютно лучший и гениальный и т. д. – сыплются как из рога изобилия. Эмоционально понять людей можно – на сегодняшнем германовом «безрыбье» им хочется обрести кумира в прошлом, и Атлантов достойная для этого кандидатура. Но столь ли он «единственный и неповторимый»? Вот я навскидку готов привести нескольких других замечательных Германов, ничуть не уступающих, а в каких-то компонентах, возможно, и превосходящих Атлантова, певших эту партию со своими индивидуальными красками. Причем для этого не придется даже обращаться к истокам интерпретации данной роли – Фигнеру, Давыдову, Дамаеву, Алчевскому, Печковскому и др. Хотя и сохранилось достаточно записей многих старых исполнителей этой партии, все-таки по ним безоговорочно и без опоры на авторитетные свидетельства современников судить о трактовках трудно. Но даже
и во 2-й половине 20-го века, начиная с Нэлеппа, было достаточно выдающихся исполнителей этой партии, и еще живы люди, которые их слышали. Вот я лично слышал живьем как минимум нескольких прекрасных Германов – Анджапаридзе, Ивановского, Осипова, чуть позднее к этому списку добавились Стеблянко, Григорян, Таращенко. И в провинции были свои достойные Германы, например, Павел Татаров – кто его сейчас помнит?..
А вот еще один пример. Завязался у меня с одним френдом разговор (тоже не без влияния фейсбука) о партии Дона Оттавио и ее современных (начиная с конца 80-х) интерпретаторах, включая т. н. «аутентичные» версии. Пошли фамилии Блохвица, Прегардьена, Тарвера и др., против которых ничего особо не имею. Но он стал восторгаться некоторыми трактовками примерно в вышеприведенном духе, расточая абсолютные эпитеты. Когда же я его спросил, а слышал ли он трактовки таких старых мастеров как, допустим, Рихард Таубер или Коломан фон Патаки, Чарльз Кульман или Антон Дермота, Леопольд Симоно или Луиджи Альва, выяснилось, что за исключением Дермоты, который прославился благодаря знаменитой записи Фуртвенглера, никого он не слушал. И о чем же тогда говорить? Нет, болтать, конечно, можно обо всем, но будет ли в этом хоть какой-то содержательный смысл?
Мораль сей басни такова – не сотвори себе кумира, и художественный мир для
тебя же самого станет богаче и многоцветнее. Это не означает, что я проповедую всеядность и опускаю профессиональную планку. Нет, она должна быть высока и бескомпромиссно отсекать ерунду и халтуру, которых особенно много развелось сегодня. Ну а дальше вступают в свои права индивидуальный слух и накопленный чувственный опыт…
Хотел завершить свой спич каким-нибудь музыкальным примером, но потом решил, что делать этого не стоит. Многие подумают, что это мое безоговорочное предпочтение, а это противоречит всему сказанному выше.
(17 августа 2018)