Евгений Цодоков: Музыка романтизма - Глинка
Вскоре после триумфальной исторической премьеры «Жизни за царя» Глинки
на вечере у А.В.Всеволожского собрались друзья и сочинили экспромтом коллективные шуточные куплеты во славу композитора – «Канон в честь М.И.Глинки»:
Пой в восторге, русский хор,
Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! наш Глинка —
Уж не Глинка, а фарфор!
(Михаил Виельгорский)
За прекрасную новинку
Славить будет глас молвы
Нашего Орфея Глинку
От Неглинной до Невы.
(Петр Вяземский)
В честь столь славныя новинки
Грянь, труба и барабан,
Выпьем за здоровье Глинки
Мы глинтвеину стакан.
(Василий Жуковский)
Слушая сию новинку,
Зависть, злобой омрачась,
Пусть скрежещет, но уж Глинку
Затоптать не может в грязь.
(Александр Пушкин)
Непреходящая заслуга Глинки в том, что он вывел русскую музыкальную культуру на мировой уровень. Можно много говорить об органичном сплаве в его творчестве европейской (прежде всего итальянской) традиции с русской интонацией, о создании им подлинно национальной оперной школы. Все правильно. Но главное – само качество глинкинской музыки. И произведение, которое я хочу предложить послушать, пускай и не самое известное, доказывает это.
Проникнутое романтическим духом Патетическое трио ре-минор написано Глинкой в 1832 году в Италии, где он изучал искусство бельканто, и принадлежит к первому, «досусанинскому» периоду его творчества. Опус первоначально предназначался для кларнета, фагота и фортепиано. Позднее композитор создал редакцию для скрипки, виолончели и фортепиано.
Слушаем Патетическое трио в исполнении Давида Ойстраха, Святослава Кнушевицкого и Льва Оборина. Запись 1957 года.
24 августа 2019