Евгений Цодоков: Последняя «бель эпок» вокального искусства.
В истории оперного вокала было много прекрасных эпох, замечательных достижений. Среди них 50-70 гг. ХХ века имеют особое значение. Эпоха, о которой Карло Бергонци сказал: «Когда я дебютировал, было 100 теноров первого ряда и 100 – второго, которые в те времена были лучше, чем тенора первого ряда сегодня», - оказалась последней
в этом ряду. Конечно, не следует трактовать буквально этот «крик души» великого мастера, теноровая карьера которого началась в 1950 году. Таланты рождаются во все времена, и нынче тоже есть отличные голоса и яркие мастера пения, но…
Речь у Бергонци идет ведь не о великих вершинах, а об общей культуре пения и понимании вокального стиля, об отношении к своему ремеслу, которое в его времена можно было без преувеличения назвать служением искусству, а нынче, во многом,
его эксплуатацией в своих целях, более или менее корыстных. А уж о стилистической неразборчивости или засилии превратно понимаемого артистизма, призванного отретушировать вокальные недоработки «товара» второй свежести, упаковав его
в блестящую упаковку, и говорить не приходится. Тут, разумеется, не последнюю роль играет и неразборчивость публики, которую целенаправленно воспитывают
с упорством, достойным лучшего применения.
Но было бы неправильно, воспевая старые времена постоянно апеллировать к легендарным именам Каллас или Сазерленд, Корелли или Дель Монако, Гяурова или Гобби и далее по списку. Лучше и нагляднее общее качество пения тех лет ощущается на именах второго ряда, на артистах, не ставших великими, многие из которых промелькнув на небосклоне славы или просто известности нынче забыты всеми, кроме специалистов по истории вокала и оперных фанатиков. Именно о примере такого рода
я и хочу вспомнить...
Итальянское сопрано Марчелла Поббе и греческий тенор Никола Филакуриди не будучи звездами первой величины когда-то блистали на ведущих сценах мира и имели своих преданных поклонников. Утомлять читателя биографическими справками нет смысла, при желании их можно найти во всемогущем интернете. В голосах и мастерстве обоих придирчивый меломан вполне может найти изъяны или недостатки, но для меня лично очевидно одно – это именно те примеры, которые имел в виду Бергонци.
Телефильм RAI «Адриана Лекуврер», откуда звучит предлагаемый фрагмент – сцена
и дуэт Адрианы и Мориса из 1-го акта «Adriana! Maurizio!», включающая в себя ариозо Мориса «La dolcissima effigie sorridente», – создан в 1955 году. Режиссер – Франко Энрикес, Дирижер – Альфредо Симонетто. Кроме главных героев в фильме участвуют Федора Барбьери, Карло Бадиоли, Отелло Борджоново и др. Эту ленту, кстати, можно найти целиком в сети, она заслуживает внимания.
Marcella Pobbe récital Puccini
A1. Manon Lescaut - In quelle Irine morbide
A2. La Rondine - Ore dolci e liete
A3. Gianni Schicchi - O mio babbino caro
B1. La Boheme - Si, mi chiamano Mimi
B2. Turandot - Signore ascolta
B3. Turandot - Tu che di gel sei cinta
Orchestra sinfonica di Torino della RAI
Umberto Cattini, conductor
Cetra – LPV 45019
-----------------
На "Погружении.." есть вполне представительная
"Marcella Pobbe - Classic Collection: Rossini • Verdi • Mozart • Puccini" - 2CD
Singer Portrait - Nicola Filacuridi
1. La Bohème: Act I: ''Che gelida manina"
2. La Bohème: Act I: ''O soave fanciulla"
3. Madame Butterfly: ''Bimba dagli occhi"
4. Tosca: Act I: ''Recondita armonia"
5. Tosca: Act III: ''E lucevan le stelle"
6. Carmen: ''La fleur que tu m'avais jetée"
7. Pagliacci: Act I: ''Recitar! .. Vesti la giubba"
8. Turandot: ''Non piangere Liù"
9. Rigoletto: Act III: ''La donna è mobile"
10. L'elisir d'amore: Act II: ''Una furtiva lagrima"
11. Werther: Act III: ''Ah, non mi ridestar"
12. Zazà: ''O mio piccolo tavolo"
13. Mefistofele: Atto I: ''Dai campi, dai prati"
14. Fedora: ''Mia madre, la mia vecchia madre"
Nicola Filacuridi, tenor
Orchester der Städtischen Oper Berlin, Hans Swarowsky (cond.)
Orchestra Sinfonica della Radiotelevisione, Olivero de Fabritis (cond.)
Marcella Pobbe & Nicola Filacuridi: "Ebben si, t'amo" Ballo in Maschera
(dir. Nino Sanzogno, RAI 1956)