Фанерная музыка
Разговоры о фонограммах и фонограммщиках давно набили здоровенную оскомину на зубах не сильно благодарных посетителей концертов и изощренных маститых муз-критиков. В моем канале на ты-трубе количество негатива по теме зашкаливает. Ругают всех подряд – от многочисленного музыкального потомства грузинско-украино-российского деятеля Кости Меладзе до «нашего всего в эстраде» галкиной Алки. По всему получается, что пение под фанеру – третья по значимости (после дураков и дорог) беда России.
Увлечение фанерным искусством, между тем, изобретение отнюдь не российское и не современное.
Короче, сей опус – о фонограммах: что это такое, зачем оно надо и всегда ли это плохо.
Большое спасибо, Кирилл! Для меня - очень интересный аналлитическийй обзор!
Было бы полезно написать кто НИКОГДА не работает под фанеру.
Под минус один многие, но под фанеру НИКОГДА
Только в кинофильмах " фанера " выглядит естественной,там даже голоса самих актёров довольно часто подменяют,а про дублёров в рискованных трюках и говорить нечего.
В 60-75 гг. Кабачек 13 стульев - кривляние артистов театра сатиры под польские записи, может показательная первая фанера в СССР? Но это не было в реальном времени, как и Голубые огоньки.
Новогодний огонек готовился полгода. Все снималось на кинопленку, потом озвучка, где можно было подложить и студийную запись. Но это если была такая запись. Премьеры песен не выпускались на пластинки. И все-таки живые концерты тогда были и они управлялись зрителями. Начинается в 19-00 и до программы Время, продолжение после программы, в записи. Показательно, что самые популярные артисты не ставились в конец. Выходит такой и после 2-3 песен собирается уходить, а зал не отпускает. Поет еще одну и уходит, ведущий объявляет следующего, а зал не дает, хлопает и требует продолжения банкета, скандируя имя. И ведущий уступает. Так доходило до 7 песен. Конечно, последние уходили за сетку вещания.
Это была Эстрада (легкая музыка, популярная музыка), но не попса. Потому что, композиторская: произведение автора, оркестр, исполнитель у микрофона. Песня прошла худсовет и утверждена Союзом композиторов, который гнул свою линию.
А на танцах сами играли или крутили западные пластинки, наши пластинки не годились прежде всего по качеству, ну и по содержанию. А народ, не знающий языков, хотел чтобы были песни с подобной музыкой и хоть какими-то русскими текстами, что бы скакать под нее и вполуха что-то слышать. И что бы качество на колонках было не хуже западных. Спрос родил попсу, под которую скакали козлами уже сами исполнители, уча народ. И докатились до ритм-электроники, где композиторы не нужны, и тексты - сами с усами.
Валера, в "Кабачке" звучали не только польские, но и французские, английские, венгерские, немецкие, чешские песни. К тому же, репертуар был неплохо подобран. Для юморной передачи - неплохо.
Студийные фонограммы для "Огоньков", если артист по какой-то причине не имел возможности поработать с "Мелодией", делались в радиостудиях, на "Мосфильме" (там была великолепная по тем временам студия звукозаписи), а иногда прямо в Останкино (но в то время местная звукозапись по качеству сильно уступала указанным выше). Первые "Огоньки" шли в прямом эфире,а не записанными на пленку. Именно тогда разразился, вероятно, первый советский фанерный "мини-скандал": Эльмира Уразбаева закашлялась во время "исполнения" песни. Позже видео с отснятой попутно кинопленки перемонтировали, и до нас те "проовокационные" кадры не дошли. А с середины 60х "огоньки" шли уже в записи на видеоленту (кроме "Сказок" - этот фильм-концерт был отснят и на кинопленку, причем видео- и кино-варианты немного отличаются), и почти исключительно - под фонограмму.
Концертов, которые ты описываешь, я не застал. Помню, что "на бис" иногда пели пару дополнительных песен. Впрочем, возможно, я не сильно интересовался такими концертами (либо это было до середины 70х, до этого времени я не помню себя отчетливо), поэтому спорить не буду.
Та легкая музыка, которую зовут "советской эстрадой" (вплоть до конца 70х), была скорее шансоном (во французском, естественно, понимании), либо джазом. И, прослушивая сейчас и сравнивая записи 60х годов иностранных и советских исполнителей, скажу: танцевать было под что и там, и там. Позже, с начала 70х, советская эстрада как минимум процентов на 70 ушла в идеологию, и это было очень большой ошибкой: ощущая недостаток собственной легкой танцевальной музыки, народ все больше оглядывался на Запад. Именно этим можно объяснить громкий успех всяческих электронных "миражей", "ласковомаев", "мальчиков" и "девушек" в конце 80х, а также разрастание явления под названием "русский шансон". Принадлежность автора музыки к композиторской школе я не считаю главным условием создания хорошей песни. В 50х-60х-70х много песен (в том числе звучавших на радио и ТВ) было создано непрофессиональными авторами, и некоторые из них интересно звучат до сей поры. Яркий пример - гитарист Юрий Акулов ("Клен", "Наташка"), не имевший композиторского образования. Можно еще вспомнить и Сергея Дьячкова ("На перепутье", "Мамина пластинка", "Честно говоря"). Самодеятельными композиторами, строго говоря, являются и Добрынин с Антоновым. Да и тексты далеко не всегда писались профессионалами (Дербенева и Шаферана на всех композиторов не хватало).
Впервые явление,названное позднее фанерой,я увидел в номере известного в сов.время конферансье Бориса Брунова, когда он под фонограмму пародировал исполнение песни Ямайка (юного Робертино Лоретти.) "Вот что может современная техника!" восклицал артист.И надо же,через много лет на каком-то эстрадном сборнике мне снова довелось увидеть всё это.
«Фонограмма Филиппа Киркорова всерьез задумалась о сольной карьере»
«За пение под фонограмму нужно расплачиваться ксерокопиями денег»
«Молодожены Константин Меладзе и Вера Брежнева ссорятся только под фонограмму»
(народное творчество)
Когда устанешь вдруг играть и петь,
А зритель требует еще, не зная меры,
На помощь, чтобы все преодолеть,
Придет Ее Величество Фанера...
(собственное клеветническое измышление)
Что такое фонограмма? Виды фонограмм
Если коротко и без изысков, это – любой звук, записанный на звуковом носителе (в разное время – восковой валик; пластинки из парафина, шеллака и винила; магнитная проволока и лента; цифровые носители – от CD до SD-карты).
В контексте этой статьи под фонограммой будем понимать более узкий спектр этого понятия, а именно: песни, записанные для имитации исполнения в массовых культурных мероприятиях, будь то телешоу на центральном канале или концерт поп-звИзды в каком-нибудь очень Нижнем Тагиле.
Пением под фонограмму народ обычно называет тупое открывание певцом рта под заранее записанный им же поп-шедевр. Однако, все не так просто. Существует довольно большое количество различных видов фонограммного исполнения музыки. Основные из них:
1. Фейк-фанера, или, если по рабоче-крестьянски, лажа. Звук записан профессионалами своего дела, а на сцене «играют и поют» специально подобранные шоумены-танцоры (которым зачастую медведь хорошо прошелся по ушам). Яркие примеры – Milli Vanilli за бугром и Мираж с Масковым лаем в России.
2. Плюс-фанера. Песня, записанная полностью – инструментальное сопровождение и голос в одном флаконе. В отличие от пункта 1, имитация лабания на инструментах и воодушевленное открывание рта производится теми, кто и записывал фонограмму. Один из самых распространенных видов фанеры в России. Как правило, один в один соответствует «альбомной» версии композиции, но могут быть варианты.
3. Фанера «минус». Обычно под нею понимается инструментальная запись, предназначенная для исполнения под нее песни «живым» вокалистом. Но, строго говоря, «минус» может быть любым – без голоса и/или без любого инструмента. Кроме певцов, часто используется для выступлений солистами-гитаристами, флейтистами, пианистами и др. Наиболее распространенный вид «фанеры» на Западе.
4. Дабл-фанера (дублирующая фонограмма при живом выступлении, ADT). С 80х годов часто используется хард-рокерами и металлистами (а с 90х – и музыкантами других жанров) в гастрольной деятельности. Обычно – специально записанный в студии звук ритм-секции (барабаны и бас; иногда – ритм-гитара) . Как правило, дабл-ритм по длительности и иным нюансам отличается от оригинального студийного первоисточника, и записывается в студии специально под конкретный концертный тур. Этот вид фонограмм используется для поддержки и усиления живого ритма, который в условиях разных концертных площадок живьем может звучать убого. Часто в дополнение к ритму присутствуют записи других музыкантов, которые в силу разных причин на сцене появиться не могут (саксофон, флейта, вторая соло-гитара, синтезатор, фоно, хоровой вокал). Сейчас термин ADT все чаще используется для обозначения минусовых и даже плюсовых фонограмм, если они работают совменстно с живым звуком. Звукооператор на пульте может смешивать живой звук с фонограммой в любых пропорциях, либо переключать звук с фанеры на сцену, и наоборот.
5. Звуковые спецэффекты. Отдельный вид фанеры, необходимый для записи тех звуков, которые трудно (либо невозможно) воспроизвести на сцене при помощи музыкальных инструментов (взрывы, гул моторов, рев самолета, шум океана и пр.) Такие фонограммы часто применялись и применяются рокерами. В частности, практически любое шоу Pink Floyd не обходилось без подобных фонограмм.
Фонограмма на ТВ
Подмена звука, вообще-то, дело не новое. Еще в древнегреческих театрах были попытки заставить говорить детскими голосами взрослых или наоборот при помощи предварительно спрятанных за сценой невидимых зрителю артистов.
Но, строго говоря, подменного «живого» артиста полноценной фонограммой считать сложно, поэтому развитие процесса началось, вероятно, где-то в конце 50х годов прошлого века, когда музыканты получили в свое распоряжение достаточно качественную аппаратуру, предназначенную для записи и воспроизведения звука. Однако, массового явления фанеры народу тогда не случилось. Все же, технические характеристики тогдашней техники не позволяли полностью имитировать «живой» звук – в частности, из-за довольно узкого спектра воспроизводимых той самой аппаратурой звуковых частот. Налицо была неприменимость тогдашних магнитофонов для фанерно-гастрольной деятельности (если кому-то и приходила в голову подобная мыслишка). Зато нашлась иная сфера применения фонограмм.
Первыми фонограммы стали использовать крупные радиостанции. Например, в радиостудию приглашался известный певец, у него брали интервью, а попутно он как бы пел свои песни. Поскольку акустика в студиях не всегда отвечала требованиям «живого» пения, ди-джей запускал магнитофон с фонограммой той или иной песни.
Однако, более серьезную (если не основную) лепту в развитие музыкально-фанерного дела внесло телевидение. В начале 60х в сетках телевещания практически всех развитых стран (включая СССР) появилось довольно большое количество программ, посвященных тогдашней попсе, которую сейчас принято называть толерантно - «ретро-эстрадой». Телевизионные боссы быстро смекнули, что на попсе можно сделать хорошие рекламные деньги. Но было несколько существенных проблем: во-первых, в сборных программах (с участием нескольких исполнителей) большое количество недешевого теле-времени уходило на настройку гитар и прочей инструментальной утвари каждого отдельного исполнителя; во-вторых, случались досадные накладки в звуке (например, обдолбанный наркотой гитараст внезапно в середине одной песни начинал играть другую); в-третьих, присутствующая в зале фанатеющая публика часто заглушала ревом своих кумиров. Со всем этим что-то нужно было делать, и кому-то пришла в голову замечательная мысль: использовать на телевидение заранее записанные песни и, таким образом, решить все проблемы одним махом. К тому же, телевизионщикам была доступна очень качественная дорогостоящая звуковоспроизводящая аппаратура. Не все шло гладко, и не обходилось иногда без досадных накладок: не все артисты могли безошибочно попадать в такт собственной фонограмме (если внимательно просмотреть ранние телешоу, это можно заметить), да и техника, бывало, давала сбои, но таки триумфальное шествие фонограмм на ТВ таки началось.
В 1963м произошел и первый телевизионный фанерный скандал. В период «звездной раскрутки», в январе-ноябре 1963, Битлы 4 раза выступили в популярной тогда британской телепрограмме Thank Your Lucky Stars. В отличии от большинства программ тех лет, на Thank Your Lucky Stars не особенно скрывали того факта, что все песни исполняются под фонограмму. Другое дело, что рок-музыканты со своей электрической атрибутикой раньше в ней не светились. У Битлов в студии отсутствовала какая-либо аппаратура, и гитары были, естественно, отключены; не было и микрофонов. В конце года, в период нарастания битломании, в адрес программы стали поступать гневные вопросы поклонников: почему их кумиры поют «не по-настоящему»? Редакция была буквально завалена негативными письмами. Позже ситуация неоднократно повторялась с Битлз и иными звездами разного уровня. В 1966 программа была закрыта из-за крайне низких рейтингов. Это, вероятно, самый первый скандал в музыкальном мире, связанный с фанерным исполнением.
The Beatles в программе Thank Your Lucky Stars, 21.11.1963
Позже подобные скандалы не были редкостью по обе стороны океана. В 70х к телевизионной фанере публика, однако, привыкла. К тому же, появились доходчивые разъяснения, почему артисты по телевизору редко поют живьем.
В начале 70х фонограммный бум сделал свое дело: почти все телешоу частично или полностью работали под фанеру. Полностью фонограммными были: голландская передача «TopPop» (1970-1986) и немецкая «Disco» (1970-1982). В них, в числе прочих, засветились с фанерным пением монстры рока Deep Purple, Uriah Heep, Nazareth, Whitesnake, ELP, Slade – те, кто неоднократно заверял публику, что под фонограмму не пели нигде и никогда. Частично фонограммными были почти все остальные развлекательные программы, включая американское культовое шоу Эда Салливана, британский хит-парад Top Of The Pops и немецкий теле-фестиваль Musikladen. Исключением в общем фанерном звучании оставался немецкий Beat Club, но он продержался недолго, и был закрыт в 1972. В 80х под фонограмму пели уже в 99% всех музыкальных телешоу; более того, распространилась практика использования плюс-фанеры в концертных выступлениях, если их снимало ТВ.
В Советском Союзе началом телевизионной фонограммной эры можно достаточно вероятно считать «Голубые огоньки». Правда, советские телевизионщики попытались вначале идти обратным путем: на записанный по факту живой звук (в случае технических проблем) накладывали студийную фонограмму; однако такое действо быстро вышло из употребления по причине больших проблем с синхронизацией. Примерно с середины 70х полностью фанерным стал фестиваль «Песня года» на ЦТ, и остается таковым по сей день. Мне можно верить: я перелопатил в целью звукозамен все «Песни» с 1978 по 2016 год включительно, и практически во всех музыкальных номерах синхронизация студийного звука и видеоряда происходила без проблем.
Короче, с середины-конца 70х, фанерное исполнение стало телевизионным стандартом. Особенно, когда большое распространение получили феерические шоу с экстравагантными вокально-акробатическими номерами.
Тут необходимо сделать отступление.
Практически вся поп-музыка – это вторичность. Недаром постоянно внезапно находятся те или иные более ранние первоисточники попсовых или рокерских супершлягеров. Попса (ну, или эстрада, кому так больше нравится) – это, в большинстве своем, прежде всего броская аранжировка, и только потом – мелодическая основа. Чтобы усилить ощущение новизны и яркости, ушлые продюсеры додумались приклеивать к аранжировке впечатляющий видеоряд: сначала в промо-роликах (видеоклипах), а потом и на сцене. Появилась целая побочная индустрия шоу-биза – режиссура поп-шоу. Теперь музыкант не просто стоит на сцене и терзает гитару или насилует микрофон, а еще и должен по ходу концерта бегать, прыгать, делать сальто и взмывать в воздух на канатах. Одновременно качественно петь и играть при этом весьма и весьма сложно, если вообще выполнимо. Поэтому (среди прочих причин) в телешоу повсеместно стали внедряться плюс-фонограммы.
Вывод: прежде чем комментить ролик в ютубе в духе: «от сука, под фанеру поет» - подумайте о том, что виноват не тот, кто поет, а сами теле-технологии.
Фонограмма в гастрольной деятельности
С середины 70х, когда звукозаписывающая техника достигла высочайших стандартов звучания, фанера плавно вошла в расписание гастрольной деятельности ряда забугорных исполнителей (в СССР все случилось несколько позже), ибо имитировать живой звук стало просто. Под фанеру в сборных концертах пели практически все артисты – от Хулио Иглесиаса и Демиса Руссоса до Бониэмов и Чингизханов, да и в сольных выступлениях минусовые и плюсовые фонограммы редкостью не были. Правда, тогда музыканты на сцене еще не наглели настолько, чтобы выступать с отключенными от усилителей гитарами или петь в отодвинутый на три метра микрофон, что сейчас – в порядке вещей.
С гастрольными минусами и плюсами в 70х-80х иногда попадались Boney M, Silver Convention, Belle Époque (злословят, что Эви Лентон вообще никогда не пела живьем), Les Hamphries Singers, Энни Леннокс, Bee Gees, Мадонна… Короче, легче перечислить тех, кто с плюс-минус-фанерой не работал – это были либо классические музыканты, либо труъ-рокеры.
Фонограмму проще всего вычислить, если она внезапно прерывается, а музыканты и певцы все еще нещадно лупят по струнам и усердно открывают рты (но уже беззвучно). Еще хуже, когда фанера начинает «тянуть», «плавать» и «заикаться». У Бониэмов в Голландии в 1978 случился казус (позже повторенный в разных вариациях многими фонограммщиками): Лиз Митчелл во время выступления оступилась и распласталась на сцене, а фанера продолжала звучать, и пофиг. Еще одно из косвенных доказательств фанеры – это полная тождественность исполняемой песни ее студийному оригиналу. Но здесь все не так просто.
Необходимое отступление.
Быстро смекнув, что публика умнеет и начинает проверять исполнителей на «фанерность» посредством сличения концертных и студийных версий песен, продюсеры певцов и бэндов начали предпринимать ответные ходы. Самый простой из них – небольшое (на 1-3%) замедление или ускорение исходного оригинала. При этом менялась длительность песни, а ущерб для звука был небольшим, голоса – узнаваемыми. С развитием электроники, был найден иной способ. Вся поп-музыка – это сплошые семплы. Если говорить упрощенно, в студии записывается инструментал одного куплета и одного припева, затем из них делается нужное количество того и другого, и на них накладываются инструментальные соло и голоса солистов. Семплирование – это подарок для продюсера и звукооператора: они без особых проблем могут переставить местами первый и второй куплет песни, или смешать половину первого куплета с половиной второго, наложить поверху пару-тройку новых звуков, и – вуаля, студийный оригинал неузнаваем. Для этого даже исполнители не нужны – их задача лишь изучить, как открывать рот под то, что получилось в итоге. Сейчас это и вовсе стало простейшей задачей, с которой справится пятиклассник на мобиле за 5 минут.
Самый громкий западный скандал прогремел на рубеже 80х-90х годов, когда выяснилось, что немецкий бойз-дуэт от Фрэнка Фариана Milli Vanilli вообще никогда не пел не то что без фонограммы, а даже своими голосами. Скандал имел далеко идущие последствия: выпускающий лейбл немедленно разорвал с группой действующий контракт, начали изыматься из продажи тиражи дисков, последовали запреты на гастрольную деятельность… Папаша Фариан хоть и понес ощутимые потери, но выплыл; а вот подопечным его пришлось туго, и один из них позже принял ислам посредством передозы.
Milli Vanilli на пике популярности, 1988
Но это у них, а что в России?
В Союзе повсеместное концертное применение фонограмм началось, вероятно, примерно с начала 80х (хотя имеются неподтвержденные сведения, что уже в середине 70х фонограммы активно использовала Ротару, за что поплатилась полугодовым отлучением от сцены – но есть большие в том сомнения). Я сам лично присутствовал на концерте ВИА «Калинка» (где-то 80 или 81 год), когда половину выступления явственно побочно прослушивалась какофония с соседних дорожек используемого музыкантами магнитофона. Еще один казус с моим присутствием произошел с «Круизами». Гаина, во время исполнения «Волчка», в пылу музыкального экстаза, снял гитару с плеча и начал имитировать «блэкморовские» трюки; при этом он гитару нечаянно сильно уронил. А фанера, естественно, никак не прореагировала на это падение. В том же концерте клавишник Сарычев появился на сцене уже после того, как прозвучало вступление к «Попугаю». Он, ничуть не смущаясь, сел за клавиши и продолжил имитировать профессионализм. Впрочем, тогда приезд в нашу провинцию настоящего советского рок-бэнда был таким событием, что на эти «мелочи» мало кто обратил внимание – главным было созерцание кумиров «живьем»; но в местной «молодежке» появилась довольно критическая статья по фактам использования фанеры.
Далее круг фонограммщиков расширился многократно. В небольших «фонограммных» перипетиях середины-конца 80х оскандалились и «Веселые ребята», и «Голубые гитары», и Ротару, и «Диалог» (где, кстати, начинали братья Меладзе), и Крис Кельми. Проще назвать тех, кто с фонограммами выступал только на ТВ. Кобзон, да. Еще пару известных имен, и – конец списка.
Впрочем, довольно скоро даже неприхотливое население уяснило, что его обманывают. Особенно после того, как ВИА практически на всех концертах стали лабать отключенными от аппарата гитарами и прочей музыкальной утварью. Факты публиковались в местной прессе, перепечатывались в центральной. Началась охота за фонограммщиками, которая стоила карьеры певице Ольге Зарубиной и группе «Аракс» (в числе прочих, менее известных).
А потом пришел оптимистический северный пушной зверь – конец 80х. В эйфории праздника свободы и вседозволенности возникла целая плеяда полностью фонограммных коллективов, главными из которых числились Мираж Андрея Литягина и Ласковый май тоже Андрея, но Разина.
Мираж стал, собственно, первой советской группой, где пели не те, кто пел на самом деле. В начале своей карьеры (87-88) группа исполняла хотя бы часть песен голосами солисток, присутствовавших на сцене (Гулькина и Разина; три песни танцевались ими под фанеру в исполнении бывшей солистки Большого детского хора Риты Суханкиной), хоть и под плюсовую фонограмму. В дальнейшем Литягин вообще избавился от вокалисток и стал набирать танцовщиц, а бессменной реальной вокалисткой назначил закадровую Суханкину. Среди прочих, через его диско-шлягеры пробежали Ветлицкая, Салтыкова, Овсиенко (последняя безголосая дива даже получила диплом от «Песни-89», так-то), а также несколько безвестных девчонок, выступавших в провинциальных клонах Миража, создаваемых Литягиным по мере надобности. По собственному признанию Литягина, Мираж тех лет (я подозреваю, что и этих лет тоже) нигде и никогда не выступал без плюсовой фонограммы.
Триумф фонограммного Миража. Песня-89
Та же история – с Ласковым маем. Только тут еще хуже: Юра Шатунов голос имел, а петь его никто так и не научил. Мало того – он еще и хреново попадал губами в собственную фонограмму. А еще Разин наплодил столько клонов своего детища, что сейчас даже не может вспомнить имена всех «солистов» бойз-бенда. В начале 90х, по его воспоминаниям, одновременные гастроли Ласкового мая могли происходить в Москве, Калининграде, Владивостоке, Мурманске и Севастополе. Не считая еще и «самопровозглашенных» ласковых маев, коих существовало с десяток. И все они пели под фанеру Шатунова.
В конце концов ряд газет выступил с разоблачениями. Литягин, вложивший все бабки в новую аппаратуру, обанкротился, а Разин тихо слился в другие сферы бизнеса, поделив бабло с коллегами по принципу Попандопуло.
Однако, начало триумфальному шествию Ее Величества Фанеры на всей территории СССР (и России в дальнейшем) было положено. Примерно с этого времени практически вся попса перешла на фанеру – будь то звезды советско-российской эстрады или новоявленные диско-шоу-бэнды. Немного в стороне от фонограммных скандалов держались рокеры, однако и тут все было не очень гладко: с гастрольной плюс- и минус-фанерой попадались металлисты из Черного кофе и Арии.
Так постепенно российская эстрада и пришла к нынешнему весьма плачевному состоянию. Сейчас без фанеры выступают очень немногие. На смену магнитофонам 70х-80х пришли цифровые технологии. Теперь фанера может качественно воспроизводиться из китайской поделки размером со спичечный коробок, или передаваться на акустику по вайфаю. Для концертов создаются специальные «плюсы», состоящие из перемиксованных до неузнаваемости оригиналов, благо с применением современного софта это действо займет совсем немного времени. Солист по предварительному согласованию со звукорежиссером может воспользоваться микрофоном «живьем» и прокричать какое-нибудь приветствие публике (особенно часто этим пользуются Филя и Коля).
Еще в 90х годах в России развелась целая плеяда «певцов», не имеющих голоса, зато имеющих проблемы со слухом ( Зосимова, Салтыкова и т.д.) Более-менее нормальные записи подобных «певцов» достигались многодневным корпением звукорежиссера перед компом. Без фонограммы такие «звезды» спеть что-либо просто не в состоянии. Похоже, сейчас это считается нормой. Главное – имидж, а голоса и слуха у современного поп-исполнителя может и не быть.
Появились исполнители, натасканные на определенные песни. Яркий пример – Вера Брежнева. Те песенки, что написаны Меладзе, она поет и живьем. Не гениально, но хотя бы слушать не сильно противно. Но ее живое исполнение Зацепинского хита «Ищу тебя» - за гранью зла. Еще хуже испортить песню смог бы только я, если бы мне вдруг вздумалось ее спеть по пьяни.
Вера Брежнева образца 2012 года. Без комментариев.
В 2013 Крутой композитор внезапно решил устроить на фестивале «Новая волна» неделю без фанеры. Результатом оказался отказ 12 приглашенных звезд-гостей, которые ранее дали согласие на участие. Правда, Крутой так и не раскрыл, кто же эти люди, намекнув только про Пугачеву. С 2014 «Новая волна» существует в прежнем формате – с вездесущей фанерой.
В настоящее время пение под фонограмму законодательно запрещено в Туркменистане (но там много чего запрещено, в частности, балет и цирк) и в Китае. С незначительными оговорками – в Азербайджане. В некоторых странах (США, Канада) закон запрещает использование фонограмм, если нет предварительного уведомления об этом в пиар-продукции (реклама, афиши, билеты). Примерно то же самое предусмотрено законом на территории Москвы, с выплатой штрафов за его нарушение. На остальной территории России закон вроде бы действует, но за его неисполнение не существует никаких наказаний.
То, что получается, если во время фанерного исполнения что-то идет не так, смотрим ролик ниже.
Фонограмма – это однозначно плохо?
В мире нет ничего однозначно плохого (как и однозначно хорошего, впрочем).
Мы уже определились в начале, что поп-музыка вторична по сути. Для ее продвижения в массы требуется ряд серьезных усилий: создание красивой аранжировки (имеющей, помимо популяризации, еще и побочную роль – максимально скрыть от слушателя используемый более ранний оригинал мелодии), пиар (реклама на радио и ТВ), визуализация.
Причем визуализация, начавшаяся в 60х с создания промо-клипов (видео-версий песен, созданных для их пиара), постепенно вышла и на сцену . Современное концертное представление – это, в первую очередь, грандиозное театрализованное шоу, и лишь потом – музыка. Во время этих представлений певцы, музыканты и бэк-вокалисты прыгают, вертятся, проделывают немыслимые акробатические номера, бегают по зрительному залу, обнимаются-целуются со слушателями и т.д. Ну-ка, попробуйте все это проделывать и при этом еще нормально играть на гитаре и петь… В инете пишут – мол, если потренироваться, то все получится. У вас получается? Вы – гений. У меня не получилось, даже несмотря на то, что раз в неделю посещаю фитнес-центр, и каждые выходные – море или бассейн в качестве тренинга по плаванию.
Побегайте-попрыгайте-сделайте сальто, а потом попробуйте складно спеть. Получится?
А теперь, любители поп-музыки, критикующие ее за «фанеризм», представьте: вы пришли на концерт, а там – все как на «Песне-71»: оркестр и микрофон певца. Все. Выходит Филя, становится перед микрофоном по стойке смирно и начинает петь «Диско-партизан»; за ним к микрофону подходит Газманов и так же поет «Эаскадрон»... Потом Валерия с «Тик-таком»… Какое впечатление у вас останется от такого концерта? Еще раз вы его посетите? Сомневаюсь.
Как бороться и нужно ли бороться с фанерой?
Некоторые исполнители лукавят. Например, Киркоров везде и всюду утверждает, что всегда поет с включенным микрофоном. Это – вполне сермяжная правда. Но включенный микрофон не означает, что фанера не имеет места быть. Звукорежиссер на микшерском пульте делает вполне обыкновенную операцию: звук микрофона приглушает до необходимого уровня, и все пучком. И Филя в микрофон издает какие-то звуки (Шевчук гарантирует это), и фонограммный звук присутствует, делая выступление музыкально качественным.
Звук с микрофона Киркорова. Запись, опубликованная Юрием Шевчуком
В последнее время бороться с фанерой стало весьма сложно технически. Раньше было не очень трудно обнаружить включенный магнитофон или сиди-плеер за кулисами. Ныне фанера ушла в область высоких технологий: размеры проигрывателей фонограмм стали чрезвычайно малы, их можно встроить куда угодно на сцене, с беспроводным выводом на пульт звукооператора, либо запускать непосредственно с пульта. Но это – уже тоже пройденный этап. Сейчас все большее распространение получает передача фанеры по wi-fi, со всеми сопутствующими прибабасами в виде дублирующих каналов (на случай технических сбоев) и пр.
Поэтому, если уж вы попсу самозабвенно любите – созерцайте красочное шоу и миритесь с фанерой. В конце концов, уже хорошо, что тот же Филя в студии поет сам, и «вытягивать» его голос звукооператору практически не приходится.
Правда, голос голосу рознь, и от современного Киркорова (так же как и от 99,9% другой существующей ныне эстрады – вне зависимости от страны происхождения) я не буду фанатеть ни за какие коврижки. Но тут уж – о вкусах не спорят… если к попсе вообще имеет хоть какое-то отношение слово «вкус».