В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору. С целью организации фарфоровой фабрики в Санкт-Петербурге в 1744 году в здании одного из Невских кирпичных заводов, построенных ещё при Петре I на Шлиссельбургском тракте, расположилась Невская порцелиновая мануфактура (от французского porcelaine – «фарфор»).
Шлиссельбургский тракт на картине Бенжамена Патерсена «Вид окраины Петербурга у фарфорового завода» (фрагмент), конец XVIII века
Фарфор считался редким предметом роскоши. Императрица Елизавета Петровна непременно хотела иметь свою мануфактуру, так как в начале XVIII века каждый королевский-царский двор, претендовавший на оригинальность и блеск, имел собственное производство. По указанию Елизаветы Петровны организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову. После многих ошибок при организации производства фарфора с нуля, по указу императрицы Черкасов привлёк к секретной работе по изготовлению фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова. И он блестяще с ней справился – в течение десятилетия смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора, не уступавшему по своему качеству китайскому.
Д.И. Виноградов за работой по производству фарфора.
Виноградов разработал рецептуры фарфоровых масс, глазурей и красок, искал сырье, налаживал его добычу, очистку и доставку, проектировал обжиговые печи, попутно исследуя режимы обжига, вел испытания различных сортов топлива. Многие тонкости производства фарфора, подмеченные им, учитываются и сейчас.
Здесь в результате опытов в 1747-1748 годах русский учёный-химик, соратник Ломоносова Дмитрий Виноградов разработал рецепт порцелиновой массы и получил «достаточной белый и прозрачный фарфор с глазурью, не отстающей от массы», открыв таким образом эру российского фарфорового производства.
Пробная чашка. 1749-1750 годы. Д.И. Виноградов
Чаша с виноградной лозой. Мастер Д.И. Виноградов. 1749 год
Кружка с крышкой. Мастер Д.И. Виноградов. 1750-е годы
До наших дней сохранилось лишь девять его изделий - тончайшие чашечки и табакерки с монограммой «W». И находятся они в Эрмитаже и Русском музее.
Самая ранняя из дошедших до нас вещей, произведенных Д.И. Виноградовым, датирована 1748 годом. А в 1750-1751 годах было налажено производство первых табакерок и мелкой посуды. По своему химическому составу фарфор, полученный Виноградовым, не уступал мейсескому.
После 1756 года был исполнен первый столовый сервиз, его называют «Собственным сервизом императрицы Елизаветы Петровны».
«Собственный сервиз императрицы Елизаветы Петровны»
«Собственный сервиз императрицы Елизаветы Петровны»
«Собственный сервиз императрицы Елизаветы Петровны»
«Собственный сервиз императрицы Елизаветы Петровны»
Предметы украшены рельефной сеточкой с незабудками (пронизаны золотом и пурпуром), пышными гирляндами ярких цветов (выполненными вручную) и составленными индивидуально для каждого предмета. В 1762 году фабрика была поручена надзору М.В. Ломоносова. С 1765 года она стала именоваться Императорским фарфоровым заводом. Марка петербургского «Императорского фарфорового завода» стала одной из самых известных в мире.
Одним из праздничных сервизов «ИФЗ», который поставлял фарфор к императорскому двору Николая I, был «Кобальтовый сервиз». Этот сервиз был повторением более известного своего предшественника с одноименным названием. Его в свое время изготовили на Венской мануфактуре по специальному заказу Австрийского императора Иосифа II. Такой подарок монарх решил преподнести российскому императору Павлу Петровичу и его супруге великой княгине Марии Федоровне, гостившим у него. Чтобы расположить к себе наследника российского престола Иосиф II и решил преподнести в виде презента роскошный фарфоровый сервиз. На Венскую мануфактуру по Высочайшему поручению был отдан заказ на изготовление сервиза, образцом которого при создании послужил роскошный сервиз Севрской мануфактуры, подаренный в 1768 году Людовиком XV датскому королю Христиану VII.
«Кобальтовый сервиз»
«Кобальтовый сервиз»
Венский сервиз был украшен золотой ажурной росписью «cailloute» (франц. – мостить булыжником) по кобальтовому фону, букетами полихромных цветов в резервах, обрамленных золотыми рокайлями. Павел I по достоинству оценил роскошный подарок Иосифа II. В 1840-х годах «Кобальтовый сервиз» находился в Гатчине, в Приоратском дворце, и именно тогда он был пополнен на «ИФЗ». В 1890 году «Кобольтовый сервиз» с маркой Венской мануфактуры в полном комплекте был отправлены в Зимний дворец. В Гатчинском дворце осталась часть сервиза, та, что была выполнена на «ИФЗ». Сегодня от знаменитого сервиза, сделанного в Вене до нашего времени сохранилось 73 предмета.
В 1918 году «ИФЗ» национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Кроме достижений в области художественного фарфора, на заводе успешно развивалось производство химического и технического фарфора, впервые здесь было получено оптическое стекло. И поэтому не случайно в 1925 году, в связи с 200-летием Российской Академии наук, заводу было присвоено имя гениального русского ученого М.В. Ломоносова.
Теперь предприятие называлось «Ломоносовский фарфоровый завод». Его логотип в 1936 году разработала художница А.А. Яцкевич.
Посмотрите на донышко бабушкиной чашки – скорее всего, вы увидите искусные завитки и три буквы «ЛФЗ» – знаменитый логотип Ломоносовского фарфорового завода - её авторство.
Анна Адамовна Яцкевич родилась 31 июля 1904 года. Анна окончила 34-ю Советскую единую трудовую школу, затем в 1930 году - художественно-промышленный техникум. В этом же техникуме заокончила и трёхгодичное обучение по искусству книги и плаката. По окончании техникума 10 июля 1930 года была направлена на стажировку на завод «Красный фарфорист» в городе Волхове.
15 января 1932 года Анна Яцкевич была откомандирована трестом «Росфарфор» для работы на ГФЗ имени Ломоносова художником в организованную на заводе художественную лабораторию, где и проработала 20 лет – до своей смерти 13 мая 1952 года.
В предвоенные годы Яцкевич много и плодотворно работала на фарфоровом заводе, занималась росписью посуды.
С началом Великой Отечественной войны завод, музейная коллекция и часть сотрудников были эвакуированы из Ленинграда в далекий Ирбит. Скромная, трудолюбивая, примерная работница, Анна Адамовна не воспользовалась возможностью эвакуироваться. Осталась в Ленинграде.
Руководство приняло решение маскировать корабли Балтийского флота при помощи обычных красок по фарфору, оставшихся в запасе у завода. Как же надо владеть своим искусством, чтобы при помощи кисточки делать огромные корабли невидимыми для врага!
Так художницы, которые до войны расписывали изящные фарфоровые сервизы, начали покрывать многотонные железные махины, пришвартованные к набережной, маскировочным узором под постоянными обстрелами и налётами авиации.
Замаскированный «Свирепый» на огневой позиции у фабрики «Канат» (Архив фотографий кораблей русского и советского ВМФ)
Именно так замаскировали эскадренный миноносец «Свирепый» (проекта 7У), стоявший недалеко от территории завода. За всю войну в него так и не попало ни одной бомбы. И в этом была заслуга хрупких женщин.
В 1942 году погибли мама Анны – Анастасия Яковлевна и сестра София.
Личная заслуга А.А. Яцкевич – спасение уникальной библиотеки завода. Как-то она обратила внимание что солдаты воинской части, расположенной рядом с заводом, рассматривают между собой различные картинки явно выдранные из каких-то книг. Присмотревшись она с изумлением узнала в этих картинках иллюстрации из книг заводской библиотеки. Стала разбираться и выяснила - коллекцию фарфора и стекла заводского музея вместе с оборудованием и рабочими завода успели вывезти по железной дороге в город Ирбит. А вагон, в котором находились книги из заводской библиотеки, почему-то не успели отправить и он остался стоять, попав в тупик станции. Именно из него солдаты и доставали заводские библиотечные книги и вырывали красивые картинки. Анна Адамовна решает спасти книги и на санках постепенно перевозит на завод всю оставшуюся библиотеку.
Вскоре после операции «Искра», когда советские войска смогли прорвать блокаду Ленинграда, завод стал потихоньку возвращаться к основному занятию – работе с посудой.
Только промышленности в условиях войны было не до производства художественной краски. И оформителям пришлось использовать обычный кобальтовый карандаш фабрики «Сакко и Ванцетти» с фарфоровой краской в качестве стержня.
И вот в тяжёлое военное время появился этот узор-напоминание, узор-мороз, узор-надежда. Сначала художница выполнила его кобальтовым карандашом. Работникам завода такой карандаш не понравился: узор был выпуклым, ложился неровно. Взялась за новинку только Анна Адамовна.
Таким карандашом она расписывала набор посуды «Тюльпан», нанеся на него перекрёстные синие линии. Да, форма этого узора частично перекликается с росписью сервиза «Собственный», принадлежавшего императрице Елизавете I. Но сама художница всегда заявляла: её роспись – это воспоминания о блокаде.
Возможно, заклеенные крест-накрест окна ленинградских домов и перекрёстные лучи прожекторов, а золотые звездочки – это души близких, умерших во время блокады, застывшие навсегда в темном морозном небе. А может быть, надежда на лучшее, ведущая за собой, натолкнули мастера на создание знаменитого орнамента «Кобальтовая сетка», ставшего символом русского фарфора.
Примечательно, что изначально этот узор должен был быть золотым, но Анна Адамовна перекрасила его в синей гамме. Таким он и вошёл в историю.
Анна Адамовна Яцкевич (1904–1952). Фото 1945 года из архива АО «ИФЗ»
26 июня 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Государственный фарфоровый завод имени Ломоносова был награжден орденом Трудового Красного знамени, 64 сотрудника – орденами и медалями СССР. Анна Адамовна Яцкевич была награждена орденом «Красной звезды».
В ноябре 1944 года Яцкевич закончила работу над сервизом «Кобальтовая сеточка» на форме скульптора С.Е. Яковлевой «Тюльпан».
Под руководством Н. М. Суетина А.А. Яцкевич вместе с художниками А.А. Скворцовым, Л.В. Протопоповой и Л.И. Лебединской работала в 1945-1946 годах над созданием монументальной вазы «Победа» к первой годовщине победы СССР в Великой Отечественной войне.
Художник ГФЗ имени Ломоносова А. А. Яцкевич расписывает вазу к XVIII съезду ВКП(б). Фото П. Машковцева 3 марта 1939 года.
Анна Адамовна Яцкевич (1904-1952), художник ГФЗ имени Ломоносова (в центре) за созданием вазы "Ленинград - колыбель Великой Октябрьской социалистической революции". Фото 1947 год.
В марте 1947 года была принята в члены Союза художников СССР.
В октябре 1951 году А. А. Яцкевич ушла в очередной отпуск, съездила на Кавказ, потом заболела и 13 мая 1952 года на 48-м году жизни скончалась.
Похоронена на Богословском кладбище Ленинграда.
Кавалер ордена Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», она так и не увидела триумфа главной в своей жизни работы.
В 1958 году в Брюсселе, впервые после войны, состоялась Всемирная выставка фарфоровых изделий. СССР принимал в ней участие, занимая целый павильон. Одним из предприятий страны, представленных на выставке, был Ленинградский ордена Трудового Красного знамени фарфоровый завод имени Ломоносова, изделия которого вызвали огромный интерес и были удостоены высоких наград выставки.
За гармоничное сочетание формы и росписи, простое и образное решение сервиз «Кобальтовая сеточка» был удостоен «Золотой медали» (автор А.А. Яцкевич, посмертно).
А вскоре ему присвоили «Знак качества СССР».
С тех пор сервиз на постоянной основе входил в ассортимент Ломоносовского фарфорового завода.
Храня в своих шкафах, сервантах и на полках фарфоровые чашки, блюдца и чайнички со знаменитым узором «Кобальтовая сеточка», мы храним очень необычную памятку о блокадных днях Ленинграда.
Логотип «ЛФЗ», ставший с 1936 года маркой завода и наносился на донышки всех выпускаемых до 2006 года на заводе предметов.
Сравнивая «Кобальтовую сетку» А.А. Яцкевич и роспись сервиза «Собственный сервиз императрицы Елизаветы Петровны», эксперты считают сходство очень отдаленным – сеточка художницы более замысловатая, выполненная подглазурным кобальтом.
Сервиз «Собственный сервиз императрицы Елизаветы Петровны»
«Кобальтовая сетка» А.А. Яцкевич
В местах пересечения синих линий сетка украшена звездочками 22-х каратного золота, что придает росписи еще большее благородство и элегантность. У сервиза «Собственный», в узлах золотой сеточки выписаны маленькие розовые цветочки, незабудки.
Евгений, спасибо Вам за идею! С удовольствием порылась в сети и собрала материал.
Для информации-
___________________________________________________________________
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС
Как делают сервизы и статуэтки на Императорском фарфоровом заводе
ПОЛИНА ЕРЕМЕНКО
Фотографии - ДМИТРИЙ ЦЫРЕНЩИКОВ
Императорский фарфоровый завод (больше известный в Петербурге, в России, да и в мире, как Ленинградский фарфоровый завод) основан ещё в 1744 году. Период его настоящего расцвета и общероссийской популярности пришёлся на годы советской власти: многочисленные статуэтки и посуда ЛФЗ стали обязательной частью городского быта. В год завод выпускает два миллиона изделий. Это 4 тысячи наименований: сервизы, скульптура, вазы, декоративные блюда и предметы интерьера. The Village отправился на прославленное предприятие и выяснил, бесперебойно ли поступает глина для фарфора из Донбасса, связана ли «Кобальтовая сетка» с блокадой и почему процент брака при создании комплекта Казимира Малевича составляет 70 %.
Литьё фарфора
Чтобы получить одну готовую чашку, необходимо выполнить до 80 технологических операций. Фарфоровая масса изготавливается из тонких смесей каолина (белой глины), кварца, полевого шпата и других алюмосиликатов и включает до 40 различных добавок. Глина, из которой делается фарфоровая масса, — с Донбасса, но, несмотря ни на что, уверяют на заводе, её поставки идут бесперебойно.
Полые изделия изготавливаются методом ручного или машинного литья. Жидкая фарфоровая масса (шликер) заливается в гипсовые формы. Затем форма раскрывается, и из неё извлекается пока ещё хрупкое изделие, которое подлежит оправке и последующей сушке.
Минималистическую скульптуру делают из «мягкого» фарфора, обжигаемого при температуре до 1 280 градусов. В его состав входят те же компоненты, только с более высоким содержанием полевого шпата.
З5 лет назад впервые в России на заводе была разработана технология, которая позволила выпускать изделия из тонкостенного костного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. В состав массы ввели фосфаты кальция — золу костей крупного рогатого скота, поэтому и фарфор называется костяным.
Обжиг и роспись
Изделия завода декорируются надглазурной и подглазурной росписью разными способами — как ручным, так и механизированным. Подглазурные краски наносятся на сырой черепок, они более долговечны, так как сверху защищены глазурью, но ограничены по палитре. Наиболее популярен тёмно-синий кобальт. Надглазурные краски, обжигаемые при более низких температурах (720–860 градусов), имеют уже куда более обширную цветовую палитру. При обжиге многие керамические краски изменяют свой цвет, что обеспечивает дополнительные художественные возможности при росписи фарфора.
При декорировании применяется деколь — переводная картинка, напечатанная керамическими красками на гуммированной бумаге и сверху покрытая специальным лаком. При обжиге уже декорированного изделия плёнка выгорает, а краски спекаются с глазурью, и на поверхности фарфора остаётся рисунок.
В России и даже в мире завод в первую очередь известен своей высокохудожественной росписью. Целый ряд изделий декорируется натуральным золотом с нанесением гравировального рисунка. Многие сервизы, вазы и почти вся анималистическая скульптура декорируются подглазурными красками. Кроме того, часто применяется сочетание насыщенного подглазурного кобальта с яркими надглазурными красками и золотом.
Из уникальных технологий сохранились также покрытие кобальтом и подглазурная пейзажная живопись, внедрённая на ИФЗ ещё в конце ХІХ века.
«Кобальтовая сетка»
Роспись «Кобальтовая сетка» такая популярная, что её наносят на 100 изделий, даже на хренницу. Уже несколько лет идёт спор на тему того, есть ли блокадный мотив в этой росписи, сделанной заводским художником Анной Яцкевич в 1944 году, или нет. Есть версия, что сетка символизирует бумажную ленту, которой в блокаду заклеивали окна, а золотые жучки — прожектора. По другой версии, что сетка символизирует трещины на льду блокадной Невы, а золотые жучки — лучи солнца.
Также есть версия, что никакого отношения к блокаде «Кобальтовая сетка» не имеет и что Яцкевич просто переделала роспись XIX века для сервиза «Собственный» на свой лад: вместо розовой сетки сделала синюю, вместо цветочков — золотые жучки. Каждый день на завод приходит по несколько писем с требованием «выложить всю подноготную кобальтовой сетки». Ответ на вопрос, какая из версий верная, очень простой: никто не знает и никогда не узнает, что было в голове у художницы, когда она рисовала «Кобальтовую сетку»: Яцкевич умерла в 1952 году и никто не додумался задать ей этот вопрос при жизни.
В сервиз «Кобальтовая сетка» входит шесть чашек, шесть блюдец, чайник и сахарница. Он стоит 32 тысячи рублей. В 2015 году сервиз подорожал на 15 %, как и остальная продукция завода, потому что краски, которыми расписывают изделия, немецкие.
Индивидуальные заказы, бюсты и бой
Последние несколько недель на заводе обсуждают даму, которая привела на завод собачку (порода салюки) и заказала её скульптуру: «Собачка не вечная, а фарфор вечный». Художник сделал эскиз собачки. Дальше предстоит большая работа. Художник слепит собачку из пластилина. По пластилиновой фигурке сделает гипсовую форму. В гипсовую форму зальют фарфор. Фарфоровую собачку подсушат и отправят в печь. На обожжённую собачку нанесут глазурь. Глазурь бывает матовой (изделия в этой технике называются бисквит) и глянцевой. Собачка будет покрыта матовой глазурью.
Один из самых «брачных» продуктов на заводе — комплект Казимира Малевича: чайник и две получашки Казимира Малевича «Казимир и Уна». Малевич был приглашённым художником на заводе общей сложностью около восьми лет. Процент брака этого комплекта составляет 70 %, тогда как средний процент брака по заводу — до 20 %. Получашки «Казимир и Уна» стоят 52 тысячи рублей и из-за сложностей с их производством изготавливаются только на заказ.
На заводе есть помещение «Бой» — туда складируют брак. Брак разбивают молотком и потом используют фарфоровую массу заново. В помещение «Бой» запрещено входить всем, кроме специально обученного человека с молотком.
Среди политических форм на заводе до сих пор остаются бюст Ленина и бюст Кирова, также есть метровая ваза 1936 года с изображением Сталина. Такие изделия ставили в свои кабинеты начальники в советскую эпоху. Ваза со Сталиным сделана в стиле «агитфарфор». Также один из видных образцов агитфарфора — шахматы «Красные и белые». Красные фигурки на доске — это улыбчивые крестьяне. А белые — пешки в цепях и развратные женщины.
Художники
На заводе есть каталог с работами самых известных художников, которые сотрудничали с заводом. Но каталога всех росписей и форм, сделанных за 272 года существования завода, нет: их более 15 тысяч и систематизировать их пока ни у кого не получилось. В этом году коллекция завода пополнилась двумя новыми формами и 15 новыми росписями.
На заводе работают 20 художников и более 100 живописцев. Художники создают новое, а живописцы копируют уже созданное. Чтобы стать живописцем, достаточно иметь художественное образование и пройти на заводе практику. Чтобы стать художником, необходимо окончить Художественно-промышленную академию имени Штиглица (кафедра стекла и керамики). Решение по выбору художников принимает главный художник завода. Сейчас главный художник — Неля Петрова. Больше всего она, кстати, любит природные росписи.
the-village.ru
Кобальт наносится подглазурно вручную. Мало кто знает, что знаменитый глубокий синий выходит только после обжига: до печи кобальт черный.
Считается, что легендарная «Кобальтовая сетка», ставшая своеобразным символом блокадного Ленинграда, а затем и визитной карточкой Императорского фарфорового завода, созданная ленинградской художницей Анной Адамовной Яцкевич, навеяна окнами блокадного города.
Трудно сказать, что именно...
Бумажными лентами в Ленинграде заклеивали окна, чтобы стёкла не трескались и не вылетали от бомбёжек. На кадрах блокадной хроники видно: белые кресты тогда появились почти на всех центральных улицах города на Неве. Раскрашенные чашки и чайники такого вот серо-белого цвета, что вполне в тональности ленинградской зимы...
Возможно, что художник Анна Яцкевич как-то заметила удивительной красоты отражение прожекторных крестов в заклеенных по диагонали окнах - всё в её воображении скрестилось и это навеяло её декор «Кобальтовая сетка».
Есть версия, что знаменитый узор Анне Яцкевич навеял сервиз «Собственный», с похожей сеточкой на чайниках и чашках, изготовленный для Императрицы Елизаветы Петровны еще в середине XVIII века Дмитрием Виноградовым, создателем фарфора в России. Правда, полоски тогда были розовыми... Был похожий «Кобальтовый сервиз» и у Николая Первого - его изготовили по заказу Австрийского императора. Однако сходство в этих «родственных» росписях очень отдалённое.