Фёдор Гайда: Понятие «личность» в эпоху Достоевского: самосознание или самопожертвование?
Гайда Ф.А. Понятие «личность» в эпоху Достоевского: самосознание
или самопожертвование? //
Достоевский и мировая культура. 2019. № 2(6). С. 45–71.
В статье рассматриваются различные понимания человеческой личности, сформировавшиеся в России в первой половине – середине XIX века.
Прослежена эволюция значений слова «личность», диапазон которых в этот период стало чрезвычайно широк. Автор приходит к выводу о появлении двух полярных точек зрения, опиравшихся на традицию немецкой классической философии (В.Г. Белинский, К.Д. Кавелин, Ю.Ф. Самарин, К.С. Аксаков, П.Л. Лавров) и святоотеческое наследие (М.М. Сперанский, И.В. Киреевский, свт. Феофан Затворник).
Первая связывала личность с самосознанием и переживанием собственного «Я», что в конечном счете приводило к осознанию необходимости служения «спасительной идее». Второй взгляд предполагал самореализацию человека в духе и любви, конечной задачей личности выступало обожение. Подобная традиция формировалась под прямым влиянием «Добротолюбия» – сборника святоотеческих текстов, переведенного на церковнославянский, а позднее и на русский языки.
В соответствии с двумя противоположными подходами раскрытие личности становилось возможно в себе самом и через самого себя или в Боге и через Бога.
Ф.М. Достоевский активно применял слово «личность» в своем творчестве во всех имевшихся тогда значениях, в зависимости от конкретной художественной задачи. Наряду с этим, писателем также было создано богословское учение о личности, которое находилось в русле святоотеческого наследия. Центральным понятием этого учения стало самопожертвование, благодаря которому личность получала свое раскрытие. Следуя определенной традиции, Достоевский, между тем, говорил
с читателем на языке своего времени и использовал современные ему понятия.